«МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
«Мультимедийные средства обучения как условие развития коммуникативной компетентности детей с нарушением слуха»
на курсах повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 8.09 – 12.09 2014г.
2 сессия: 22.09 – 26.09 2014г.
Выполнила
Станкевич Инна Юрьевна
учитель начальных классов,
ГБСКОУ школы-интерната №117 г.о. Самара
Самара
2014
Содержание
I. Вводная часть.
1. Актуальность применения интерактивных технологий обучения.
2. Интерактивные технологии как средство развития коммуникативной компетентности учащихся с нарушение слуха.
3. Ожидаемые результаты.
II. Основная часть.
Особенности использования интерактивных технологий в обучении детей с нарушением слуха.
Применение интерактивной доски на уроках математики.
Результаты работы с доской Smart Board на уроках русского языка.
Концепция изменений (способы реализации идеи) построения учебного процесса при применении интерактивной доски Smart Board.
Условия реализации изменений в образовательном процессе.
III. Заключение.
IV. Информационные выводы.
Введение.
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Главная задача учителя – обучая развивать, то есть не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос волнует любого учителя.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации образовательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Эта форма организации подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки; - помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, а также прислушиваться к мнению своих товарищей; - снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Необходимым помощником преподавателей в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В профессиональных кругах уже устоялся термин «образовательные информационные технологии» (ОИТ) – область ИКТ, направленная на решение задач информатизации учебного процесса. Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски.
Основная часть.
1.Особенности использования интерактивных технологий в обучении детей с нарушением слуха.
В работе со слабослышащими учащимися используются в основном объяснительно – иллюстративные методы, что отчасти объясняется особенностями наших учеников (снижение слуха и как результат этого речевое недоразвитие, снижение всех психологических функций). При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
Для слабослышащих учащихся диалоговое обучение вызывает определенные трудности, потому что нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой: низкий уровень навыков общения; невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. При работе со слабослышащими учащимися обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных задач каждого урока в нашей школе. Формирование речи слабослышащих учащихся – важнейший компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством и орудием мышления.
В преодолении этих трудностей нам помогают новые интерактивные технологии, которые позволяют преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала. Применение интерактивной доски дает возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними. Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками класса. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу (что важно особенно для учеников нашей школы)- улучшается понимание материала. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Таким образом, использование интерактивной доски может помочь учителю развить дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Информация на интерактивной доске становится центром внимания для всего класса.
Благодаря наглядности и интерактивности, учащиеся в классе вовлекаются в активную работу: обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
2. Применение интерактивной доски на уроках математики.
Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. При обучении математике задания, выполняемые на интерактивной доске, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта. Они хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят (например, при изучении темы «Четырехугольники, их виды и свойства», «Задачи на построение»). Главное отличие таких моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет ученикам наблюдать процесс изменения и фиксировать его результат. Выполнение заданий направлено не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний. При их выполнении школьник не может остаться пассивным потребителем знаний, применять их по образцу. Ученик находится в позиции активного деятеля, открывающего для себя новое.
Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которых до появления интерактивных досок не было. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. Решая геометрические задачи, можно сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже; используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира, использовать интерактивную доску для проверки домашних заданий и выполнения устных упражнений. При проверке домашнего задания, можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, сосканировав верно выполненную домашнюю работу.
С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату..Результаты работы с доской Smart Board на уроках русского языка.
На уроках русского языка используются тренажёры, где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. Программа Power Point дает великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. Созданные таблицы по русскому языку по учебнику “Русский язык” , Рамзаева Т.С., являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания. В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы “растянуты” на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.
При изучении словарных слов можно использовать интерактивную доску, работа с которой строится следующим образом:
- учащиеся отгадывают слово с помощью ребуса, загадки и т.п.;
- проводят звуковой анализ слова, записывают транскрипцию;
- находят слово в словаре, сравнивают произношение и написание, находят слабую позицию;
- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя или электронных ресурсов (смысл слова), происхождение слова (этимология);
- подбирают к слову однокоренные слова;
- подбирают синонимы, антонимы (если это возможно);
- выделяют это слово во фразеологизмах, пословицах, поговорках;
- составляют предложения с этим словом, или записывают предложения.
На уроках используются кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.
Концепция изменений (способы реализации идеи) построения учебного процесса при применении интерактивной доски Smart Board.
Применение интерактивной доски SMART Board способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:
Объяснения нового материала или инструктирования класса.
Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
Обобщения и закрепления изученного материала.
Контроля знаний, тестирования.
Проверки домашнего задания.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся можно предложить творческие задания, которые могут выражаться:
- в составлении кроссворда, ребуса по теме,
- в изготовлении учебного пособия;
- в подготовке различных творческих сообщений;
- в изготовлении презентаций и проектов.
Для творчески работающего учителя недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Возникает потребность в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Нужно составлять свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы. Приведем некоторые примеры использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах.
Условия реализации изменений в образовательном процессе (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма).
Для использования представляемого опыта педагогу желательно:
- пройти курсовую подготовка «Информатика и ИКТ в начальной и средней школе» (72 часа); постоянно совершенствовать знания и навыки в области информационных технологий;
- разработать вариант тематического и поурочного планирования с использованием интерактивной доски SMART Board;
- в совершенстве владеть навыками работы с компьютером в различных программах, мультимедийным проектором, интерактивной доской SMART Board, с Интернет – ресурсами.
Заключение.
Ожидаемый результат изменений.
Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:
обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);
обеспечение хорошего темпа урока;
предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;
упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Применение современных образовательных технологий на уроках позволяет повысить качество знаний учащихся (74%-75%), расширить понятийный аппарат, сформировать предметные, общекультурные компетенции. Результатом такой работы является 100% успеваемость, желание детей участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.
Литература.
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
3. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»: в 2ч. / под ред. Е.Г. Речицкой - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 285 с. - 2ч.
4. Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.
5. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45
6. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов.
7. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )
8. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/), сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).