ФГОС по литературе для студентов медицинских организаций
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
Медицинский колледж №1
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ЛИТЕРАТУРА
34.02.01 Сестринское дело
31.02.03 Лабораторная диагностика
Москва
Год 2015
ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК №1
ГБПОУ ДЗМ Медицинский колледж №1
ПРОТОКОЛ №___________
От «__»____________2015
Председатель ПЦК
Давыдова И.В.
Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям:
34.02.01 Сестринское дело,
31.02.03 Лабораторная диагностика,
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая учебным отделом
Е.В. Власова
СОСТАВИТЕЛЬ:
Каргинова И.А. - преподаватель русского языка и литературы
первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Лежанкова Л.Г. – преподаватель русского языка и культуры речи
первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1»
Романова Л.К. - преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории колледж МЭСИ
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ЛИТЕРАТУРА
34.02.01 Сестринское дело
31.02.03 Лабораторная диагностика
Приобретенный практический опыт, освоенные умения,
усвоенные знания Результаты обучения
ПК, ОК Основные показатели оценки результата Наименование
раздела,
МДК,
темы,
подтемыУровень освоения
Наименование
контрольно-оценочного средства
Текущий контроль Промежуточная аттестация
1 2 3 4 5 6 7
1.0. Русская литература первой половины ХIХ всочинение Знать:
•общие сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
•наизусть стихотворения поэта;
•содержание поэмы «Медный всадник».
Уметь:
•составить конспект биографии поэта;
•рассказать наизусть стихотворение;
•дать краткий анализ поэтического произведения А.С. Пушкина;
•охарактеризовать главных героев поэмы «Медный всадник».
•написать сочинение по творчеству А.С. Пушкина. 1-15 Самостоятельное прочтение произведений
Работа с критической литературой (составление конспекта критической статьи)
Составление кроссворда по творчеству писателя
Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла 1.2 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.
2 Практическая работа Знать:
•общие сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
•основные темы лирики М.Ю. Лермонтова.
Уметь:
•составить краткий конспект биографии поэта;
•рассказать наизусть стихотворение;
•дать краткий анализ поэтического произведения М.Ю. Лермонтова. 1-15 Подготовка презентации творчества поэта
Работа с критической литературой
1.3. М.Ю. Лермонтов. Характеристика творчества.
2 Самостоятельная работа Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века Знать:
•понятия драма, драматургия, жанры драматургии;
•основные факты творческой биографии А.Н. Островского.
•характерные черты драматургии;
•содержание и историю создания пьесы «Гроза».
Уметь:
•рассказать о роли А.Н. Островского в развитии русского национального театра;
•дать индивидуальную, общую (групповую), сопоставительную характеристики, нравственную и психологическую оценку поведения героев пьесы;
•сопоставить события, отраженные в пьесе с конкретной общественно-исторической обстановкой. 1-15 Самостоятельное прочтение произведения
Составление тематических схем по произведению
Определение авторской позиции и способов ее выражения в художественном произведении 2.2.А.Н.Островский. Сведения из биографии. Литературно-театральная деятельность. Пьеса «Гроза». 2 Устный ответ, сочинение, тест Знать:
•факты биографии, определившие литературное творчество И.С .Тургенева;
•особенности творческого метода писателя;
•содержание романа «Отцы и дети»;
•особенности композиции романа.
Уметь
•дать определение понятия проза, основных жанров прозы;
•дать краткую характеристику исторической эпохи, отраженной в романе;
•охарактеризовать конфликт в романе, идейные позиции разных общественных групп, представленных в романе. 1-15 Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме
Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме
Подготовка к сочинению по произведению писателя
Написание сочинения по произведению писателя 2.4.Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Проблематика романа. 2 Устный ответ, сочинение, тест Знать:
•факты творческой биографии Н.А. Некрасова;
•основные темы и мотивы лирики поэта, особенности его художественного стиля.
Уметь:
•дать определение поэзии гражданского содержания;
•связать факты творческой биографии поэта с исторической обстановкой в России 60-х годов ХIХ в.;
•дать анализ тематического цикла стихотворений Некрасова;
•проанализировать одно – два стихотворения поэта;
•выразительно прочитать, рассказать наизусть стихотворение;
•рассказать о роли Н.А. Некрасова в работе журнала «Современник». 1-15 Сопоставительный анализ произведений
Сопоставительный анализ образов в произведениях 2.7.Русская поэзия II половины XIX века. Творчество Н.А. Некрасова. 2 Устный ответ, сочинение, тест, рефераты Знать:
•факты биографии писателя;
•содержание романа «Преступление и наказание»;
•отношение автора к «маленькому» человеку;
Уметь:
•рассказать историю жизни Мармеладовых и семьи Раскольникова;
•соотнести содержание романа с конкретной социально – исторической обстановкой в России в 60-х годах ХIХ века;
•охарактеризовать изображение Ф.М. Достоевским жизни бедных людей Петербурга;
•выполнить характеристики Мармеладова, Сони Мармеладовой, Катерины Ивановны;
•подобрать цитаты к теме;
•соотнести мировоззрение Достоевского с общественным движением современной писателю России;
•выразить свое отношение к социально обездоленным героям романа. 1-15 Определение своеобразия воплощения авторской позиции в романе
Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла
Определение авторской позиции и способов ее выражения в художественном произведении 2.10.Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». 2 Устный ответ, сочинение, письменные развернутые ответы Знать:
•биографические сведения о Л.Н. Толстом;
•содержание, историю создания, композицию романа «Война и мир»;
•критерии оценки писателем явлений жизни;
•отношение писателя к войне.
Уметь:
•составить конспект биографии Л.Н. Толстого;
•рассказать об этических воззрениях и нравственных исканиях писателя;
•дать определение понятиям эпопея, роман, жанры романа, композиция, антитеза;
•сформулировать тему и идею романа;
•объяснить многозначность слова мир в названии романа;
•привести примеры использования антитезы в романе;
•дать развёрнутую характеристику четырёх семей, составляющих композиционный центр романа;
•дать характеристику светского общества в изображении Л.Н. Толстого. 1-15 Воспроизведение знаний об историко-культурном процессе и представление периодизации русской литературы. Описание специфики литературы как вида искусства, взаимодействия русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Описание самобытности русской литературы
Обзор культуры. Представление о литературной борьбе 2.15.«Война и мир» – роман-эпопея. Широта изображения русской жизни в романе «Война и мир».
2 Тест, устные ответы, сочинение Знать:
•факты биографии А.П. Чехова;
•содержание изучаемых произведений;
•основные черты поэтики произведений писателя.
Уметь:
•написать конспект творческой биографии А.П Чехова;
•рассказать о литературной и врачебной деятельности писателя;
•передать содержание рассказа «Ионыч»;
•дать анализ произведения;
•сформулировать тему, идею рассказа;
•определить отношение А.П. Чехова к своим героям;
•соотнести содержание рассказов с конкретной исторической обстановкой в России периода «безвременья»;
•выразить личное отношение к героям рассказов. 1-15 Описание жизненного и творческого пути писателя, определение основных тем и мотивов их произведений
Сообщение сведений из биографии писателя
Характеристика творчества писателя. Определение этапов творчества
Представление подготовленных презентаций творчества писателя 2.18.Творчество А.П. Чехова. Тема деградации личности в рассказах
писателя. Пьеса «Вишневый сад»
2 Устные ответы, сочинение, публичные выступления 4.0.Русская литература на рубеже веков.
Знать:
•факты биографии, философские взгляды, эстетически убеждения, особенности раннего творчества М. Горького, его вклад в развитие литературы после 1917 года;
•содержание и проблематику рассказа «Старуха Изергиль».
Уметь:
•рассказать об особенностях творчества писателя, его роли в развитии русской литературы;
•дать анализ рассказа «Старуха Изергиль»;
•объяснить гуманистическую идею человека в рассказе;
•дать определение понятий гуманизм, эгоизм, индивидуализм, альтруизм, сверхчеловек; 1-15 Определение своеобразия воплощения авторской позиции в пьесе
Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, в раскрытии его идейно-художественного замысла
Определение авторской позиции и способов ее выражения в художественном произведении 4.3.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Пьеса «На дне».
2 Устные ответы, сочинение Знать:
•историю литературных направлений, художественные задачи, эстетические воззрения;
•ведущих представителей поэзии
Уметь:
•дать определение понятий Серебряный век, литературное направление;
•подготовить доклад, написать реферат о творчестве одного из поэтов;
•дать характеристику особенностям стиля поэта;
•выразительно читать и рассказывать наизусть стихотворения поэтов 1-15 Выразительное чтение и анализ стихотворений
Заучивание наизусть одного из стихотворений или отрывка из произведения автора
Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов и рефератов) по теме
Написание эссе, аннотаций, рецензий, отзывов, сочинений по произведениям писателя
5.0.Поэзия начала ХХ века
2 Сочинения, устные ответы, сообщения, презентации 7.0.Литература 30-40-х г.гЗнать:
•факты биографии, особенности стиля, тематику произведений писателя;
Уметь:
•дать определение понятий сатира, ирония, юмор, литературных жанров фантастика, научная фантастика;
•подготовить конспект биографии М.А. Булгакова;
•изложить сюжет изучаемого произведения;
•подготовить обзор произведений писателя. 1-15 Работа со справочной литературой по теме
Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме
Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме
Подготовка к сочинению по произведению писателя
Написание сочинения по произведению писателя 7.2.Жизнь и творчество М.А. Булгакова.
2 Подготовить доклад, сообщение; устные ответы, сочинение 9.0.Литература периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет Знать:
•факты биографии и творчества А.Т. Твардовского;
•наизусть одно – два стихотворения;
•содержание фрагментов поэмы «Василий Теркин».
Уметь:
•рассказать наизусть одно – два стихотворения;
•дать анализ стихотворения;
•написать доклад, реферат о творчестве поэта. 1-15 Перечисление традиций русской классической литературы и описание новаторства в поэзии (на творчестве А.Т. Твардовского) 9.3.Творчество А.Т. Твардовского.
2 Устный ответ, подготовить доклады, сообщения, рефераты; сочинение 10.0.Литература 50-90-х гг.
Знать:
•биографические сведения о драматурге;
•содержание одного – двух произведений.
Уметь:
•изложить содержание;
•дать анализ одной-двух пьес. 1-15 Систематизация разнообразных типов романа в советской литературе 10.6.Драматургия. Творчество
А.В. Вампилова.
2 Устные ответы, сочинение Задания для проведения текущего контроля.
Раздел: Русская литература первой половины XIX века.
Тема: Творчество А. С. Пушкина, М. Ю Лермонтова.
Практическая работа №1
Текст заданий
Интерпретация стихотворения А. С. Пушкина или М. Ю. Лермонтова. Например, «Цветок» А. С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»)или др.
Цветок
А. С. Пушкин
Цветок засохший, бездуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
1828.
Вопросы к стихотворению.
1. Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно в вас пробуждает? Изменилось ли настроение поэта от начала к финалу стихотворения?
2. Каким вы представляете себе поэта, пишущего эти строки?
3. Почему поэт называет рождающиеся чувства «странными»?
4. Чем вы объясните сравнение, которое использует поэт в последней строке стихотворения?
5. Стихотворение вызывает у вас светлые или трагичные чувства?
6. Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения?
7. Почему стихотворение Пушкина изобилует вопросами?
8. Какому жанру близко стихотворение и в чем своеобразие авторской позиции поэта?
Условия выполнения задания:
использовать план анализа стихотворений.
Критерии оценки:
При выставлении оценки учитывать
- степень освоения литературы как искусства слова,
- степень выявления авторской позиции в произведении и умение соотнести ее с собственной оценкой произведения (степень объективности / субъективности интерпретации);
- умение сопоставлять художественные произведения разных видов искусства с учетом специфики языка каждого из них, времени создания и мироощущения художника (если этого требует задание);
- масштаб и глубина создаваемого контекста интерпретации (уместность и глубина использования привлекаемого дополнительного материала, уровень его освоения, характер интерпретации и т.д.);
- грамотность (речевые ошибки).
Раздел 1: Русская литература первой половины XIX века.
Тема: Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Практическая работа №1
Текст заданий
Текст заданий
Сочинение по литературе первой половины 19 века.
1. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
2. Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.
3. Философские мотивы лирики. Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова.
4. «Невский проспект» Н. В. Гоголя. Образ Петербурга. (Анализ эпизода).
5. Тема любви в творчестве А.С. Пушкина.
6. «Печально я гляжу на наше поколенье…» (по творчеству М.Ю. Лермонтова).
Критерии оценки:
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).2. Фактические ошибки отсутствуют.3. Содержание излагается последовательно.4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.5. Стиль работы отличается единством, достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.3. Обнаружены односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации.4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.5. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. В работе заметно тяготение к пересказу, а не анализу.
3. Обнаруживается незнание литературного текста и критического материала.4. Допущено много фактических неточностей текста.5. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.6. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильно словоупотребления.7. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Раздел 2: Русская литература второй половины 19 века.
Тема: Творчество А. Н. Островского.
Контрольная работа №1
Текст заданий:
Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза".
1. Протест Катерины против «темного царства».
2. Изображение "жестоких нравов" "тёмного царства".
3. Семейный и общечеловеческий конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза».
Критерии оценки:
Указаны выше.
Тест по творчеству Островского. «Гроза»
1 ВАРИАНТ 1) Имя Островского а) Николай Алексеевич
б) Алексей Николаевич
в) Александр Николаевич
г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
г) «луч света в темном царстве» 3) Островский учился а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете
г) в Симбирском университете 4) Произведение «Гроза» а) комедия
б) трагедия
в) драма
г) роман 5) Какое произведение не принадлежит Островскому: а) «Снегурочка»
б) «Волки и овцы»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся» 6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в а) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861 7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин? а) телеграф
б) печатный станок
в) громоотвод
г) микроскоп 8) Определите кульминацию драмы «Гроза» а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
б) сцена с ключом в) встреча Катерины с Борисом у калитки
г) раскаяние Катерины перед жителями города 9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза» а) реализм
б) романтизм
в) классицизм
г) сентиментализм 10) Действие драмы «Гроза» происходит а) в Москве б) в Нижнем Новгороде
в) в Калинове
г) в Петербурге 11) Как звали мужа Катерины? а) Тихон б) Борис
в) Кудряш
г) Акакий 12) Определите основной конфликт драмы «Гроза» а) история любви Катерины и Бориса б) столкновение самодуров и их жертв в) история любви Тихона и Катерины
г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого 13) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой? а) Борис б) Кулигин
в) Варвара
г) Тихон 14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе а) сноска б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение 15) Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»? а) Кулигин б) Тихон
в) Борис
г) Кудряш 16) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха а) «лишний человек» б) герой-резонер
в) «маленький человек»
г) «самодур» 17) Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»? а) В. Г. Белинский б) Н. Г. Чернышевский
в) Н. А. Добролюбов
г) Д. И. Писарев 18) О каком персонаже идет речь? У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. "Ты, - говорит,- почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. а) Дикой
б) Борис
в) Кудряш
г) Тихон 19) Кто сказал: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры». а) Кудряш
б) Кулигин
в) Борис Григорьевич
г) Дикой
Тест по творчеству Островского. «Гроза»
II ВАРИАНТ
1) Годы жизни А. Островского:
а) 1823 – 1886
б) 1809 – 1852
в) 1812 – 1891
г) 1799 - 1837
2 Островский учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
3) Островского прозвали
а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
г) «луч света в темном царстве»
4) Драма «Гроза» была впервые напечатана ва) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861
5) Какое произведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»
б) «Бедность не порок»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
6) Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
в) драма
г) повесть
7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?
а) купцы
б) мещане
в) дворяне
г) разночинцы
8) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Варвара
г) Глаша9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм
б) сентиментализм
в) классицизм
г) романтизм
10) Как звали возлюбленного Катерины
а) Кулигин
б) Тихон
в) Борис
г) Кудряш
11) В каком городе происходит действие пьесы?
а) в Нижнем Новгороде
б) в Торжке
в) в Москве
г) в Калинове
12) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
а) Кудряшу
б) Катерине
в) Варваре
г) Кабанихе
13) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф
б) перпетуум-мобиле
в) солнечные часы
г) громоотвод
14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
а) сноска
б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение
15) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
16) К какому типу литературных героев принадлежал Дикойа) «лишний человек»
б) «самодур»
в) «маленький человек»
г) герой-любовник
17) Кто написал критическую статью «Луч света в темном царстве» о «Грозе»?
а) В. Г. Белинский
б) Н. Г. Чернышевский
в) Н. А. Добролюбов
г) Д. И. Писарев
18) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
а) Дикой
б) Борис
в) Кудряш
г) Тихон
19) Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием…»
а) Тихон
б) Борис
в) Дикой
г) Кудряш
20) Кому принадлежат слова из пьесы А. Островского «Бесприданница»?
«Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!»
а) Лариса Дмитриевна Огудалова
б) Агрофена Кондратьевна Большова
в) Анна Павловна Вышневская
г) Харита Игнатьевна Огудалова ОТВЕТЫ:1 вариант1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б, 7-в, 8-г, 9-а, 10-в, 11-а, 12-б, 13-г, 14-б, 15-в, 16-г, 17-г, 18-а, 19-б, 20-г 2 вариант1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-а, 10-в, 11-г, 12-в, 13-б, 14-б, 15-г, 16-б, 17-в, 18-а, 19-б, 20-а
Раздел 2: Русская литература второй половины 19 века.
Тема: Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Проблематика романа.
Написать сочинения на темы:
Провинциальный город в романе «Отцы и дети».
Дворянство в романе «Отцы и дети».
О чем спорят Базаров и П.П.Кирсанов.
Победитель или побежденный – нигилист Базаров?
Как вы понимаете смысл заключительной фразы романа?
Тест по творчеству Тургенева
1 ВАРИАНТ
1) Тургенева звали
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Иванович
в) Сергей Иванович
г) Иван Сергеевич
2) Тургенев
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) совершил путешествие на остров Сахалин
г) был влюблен в П. Виардо
3) Тургенев учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
4) Произведение «Отцы и дети»
а) роман
б) рассказ
в) поэма
г) повесть
5) Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Первая любовь»
б) «Невский проспект»
в) «Дым»
г) «Дворянское гнездо»
6) Роман «Отцы и дети» был впервые напечатан ва) 1852
б) 1856
в) 1860
г) 1862
7) Кому адресовано посвящение к роману «Отцы и дети»?
а) А. И. Герцену
б) Н. Г. Чернышевскому
в) В. Г. Белинскому
г) Н. А. Некрасову
8) Укажите проблему, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»?
а) положение рабочего класса
б) система поведения человека, нравственные принципы
в) общественный долг, воспитание
г) отношение к дворянскому и культурному наследию
9) Определите завязку любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?
а) сцена с Фенечкой в беседке
б) посещение Одинцовой умирающего Базарова
в) объяснение Базарова в любви Одинцовой
г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора
10) Действие романа «Отцы и дети» происходит
а) в Москве
б) в Калинове
в) в провинциальных имениях и небольшом городке
г) в Петербурге
11) Как звали друга Евгения Базарова
а) Андрей Штольц
б) Владимир Ленский
в) Пьер Безухов
г) Аркадий Кирсанов
12) Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть «маленьким человеком»?
а) Василий Иванович Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
13) Определите социальное положение Е. Базарова в романе «Отцы и дети»
а) полковой лекарь
б) русский аристократ
в) студент-демократ
г) студент-барич
14) Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?
а) Фенечка
б) Катя
в) Одинцова
г) княгиня Р.
15) Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?
а) дуэль не состоялась
б) Базаров был ранен
в) Кирсанов был ранен
г) Базаров был убит
16) О каком персонаже идет речь?
Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку.
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
17) Чья портретная характеристика?
На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
а) Николая Кирсанова
б) Павла Кирсанова
в) Евгения Базарова
г) Аркадия Кирсанова
18) О каком персонаже идет речь?
У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.
а) Николай Кирсанов
б) Евгений Базаров
в) Ситников
г) Аркадий Кирсанов
19) Кто автор статьи «Базаров» о романе И. Тургенева «Отцы и дети»?
Ответ:______________
20) Как называлось имение Кирсановых? (По роману И. Тургенева «Отцы и дети)
Ответ:______________
Тест по творчеству Тургенева
2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни И. Тургенева:
а) 1814 – 1841
б) 1809 – 1852
в) 1818 – 1883
г) 1799 - 1837
2) В жизни Тургенева
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) был суд с И.А. Гончаровым
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
3) Тургенев окончил
а) Петербургский университет
б) Царскосельский лицей
в) Нежинскую гимназию
г) Симбирский университет
4) Роман «Отцы и дети» был впервые напечатан ва) 1852
б) 1856
в) 1862
г) 1865
5) Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Первая любовь»
в) «Муму»
г) «Обыкновенная история»
6) Произведение «Отцы и дети»
а) рассказ
б) поэма
в) роман
г) повесть
7) Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?
а) отрыв от какой-либо практической деятельности
б) нигилистическое отношение к культурному наследию России
в) непонимание роли народа в освободительном движении
г) преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении
8) Определите кульминацию любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?
а) сцена с Фенечкой в беседке
б) посещение Одинцовой умирающего Базарова
в) объяснение Базарова в любви Одинцовой
г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора
9) Определите социальное положение В. И. Базарова в романе «Отцы и дети»
а) полковой лекарь
б) русский аристократ
в) студент-демократ
г) студент-барич
10) Как звали возлюбленную Евгения Базарова?
а) Татьяна Ларина
б) Анна Одинцова
в) Наташа Ростова
г) Ольга Ильинская
11) Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности?
а) любовь к Одинцовой
б) спор с Павлом Петровичем Кирсановым
в) разрыв с Аркадием Кирсановым
г) посещение родителей
12) К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?
а) разночинцы
б) дворяне
в) купцы
г) мещане
13) Базаров был
а) антропологом
б) учителем
в) врачом
г) агрономом
14) Почему Одинцова не ответила на любовь Евгения Базарова?
а) он был ей неинтересен
б) она была влюблена в другогов) Базаров был ниже по социальному положению
г) спокойная жизнь ей была дороже
15) Кто из героев романа И. Тургенева «Отцы и дети» играет на виолончели, читает стихи Пушкина?
а) Одинцова
б) Павел Кирсанов
в) Николай Кирсанов
г) Базаров
16) Кто сказал:
- Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
17) Чья портретная характеристика?
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
а) Николая Кирсанова
б) Павла Кирсанова
в) Евгения Базарова
г) Аркадия Кирсанова
18) О каком персонаже идет речь?
Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил.
а) Василий Иванович Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
19) Кто автор статьи «Асмодей нашего времени» о романе «Отцы и дети»? Ответ:______________
20) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И. Тургеневым картины мира? Ответ:______________
ОТВЕТЫ:1 вариант1-г, 2-г, 3-в, 4-а, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-в, 11-г, 12-а, 13-в, 14-г, 15-в, 16-а, 17-б, 18-а, 19-Писарев, 20-Марьино2 вариант1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-б, 11-а, 12-а, 13-в, 14-г, 15-в, 16-а, 17-в, 18-г, 19-Антонович, 20-реализм
Раздел 2: Русская литература второй половины 19 века.
Тема: Творчество Н. А. Некрасова
Тест по творчеству Некрасова
1 ВАРИАНТ
1) Некрасова звали
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Николаевич
в) Сергей Алексеевич
г) Николай Алексеевич
2) Некрасов
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) был редактором журнала «Современник»
г) был влюблен в П. Виардо
3) Некрасов учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Петербургском университете
4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея
г) повесть-эпопея
5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:
а) «Железная дорога»
б) «Невский проспект»
в) «Памяти Добролюбова»
г) «Русские женщины»
6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) Заплатово
б) Дырявино
в) Неурожайка
г) Безруково7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) счастливого
б) богатого
в) ученого
г) скатерть-самобранку
8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку?
а) лисица
б) волк
в) пеночка
г) синичка
9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?
а) помещик Оболт-Оболдуев
б) поп
в) Григорий Добросклонов
г) князь Утятин
10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит
а) в Москве
б) в Калинове
в) «в каком селе – угадывай»
г) в Петербурге
11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?
а) былины
б) песни
в) бывальщины
г) сказа
12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?
а) Савелий
б) Ермил Гирин
в) Яким Нагой
г) Гриша Добросклонов13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…»
а) женская доля так же тяжела, как мужская
б) женская доля тяжелее мужскойв) женская доля легче мужской
г) женщина вообще никакой доли не имеет
14) Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…»
а) дактиль
б) хорей
в) анапест
г) ямб
15) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) купчину толстопузого
б) Григория Добросклонова
в) попа
г) мужиков
16) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии?
а) Савелий
б) Яким Нагой
в) Ермил Гирин
г) Одинцова
17) Кто рассказал о себе:
"Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал…»?
а) Матрена Тимофеевна
б) Ненила Власьевна
в) княжна Переметьева
г) старуха старая, рябая, одноглазая
18) О каком персонаже идет речь?
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума
б) Ненила Власьевнав) княжна Переметьева
г) Матрена Тимофеевна
19) Назовите стихотворение Н. Некрасова, посвященное Н. А. Добролюбову
20) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?
Тест по творчеству Некрасова
2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни Н Некрасова:
а) 1814 – 1841
б) 1809 – 1852
в) 1821 – 1877
г) 1799 - 1837
2) В жизни Некрасова
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
3) Некрасов учился ва) Петербургском университете
б) Царскосельском лицеев) Нежинской гимназии
г) Симбирском университете4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась
а) два года
б) пять лет
в) десять лет
г) двадцать лет
5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Памяти Добролюбова»
в) «Железная дорога»
г) «Русские женщины»
6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»
а) рассказ-эпопея
б) поэма-эпопея
в) роман-эпопея
г) повесть-эпопея
7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) пять
б) шесть
в) семь
г) десять
8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит:
«Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат Прова дюжего»
а) «Пролог»
б) «Поп»
в) «Счастливые»
г) «Помещик»
9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) купчину толстопузого
б) помещика
в) крестьянку, Матрену Тимофеевну
г) попа
10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/ Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»?
а) поп
б) купец Алтынников
в) Оболт-Оболдуев
г) князь Утятин
11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходилоло ?А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом - на улице/
Одни ребята малые,/В домах - старухи старые…
а) «Пролог»
б) «Поп»
в) «Сельская ярмонка»
г) «Счастливые»
12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого?
а) показывает трудолюбие русского крестьянства
б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства
в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства
г) показывает протест русского крестьянства
13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева?
а) глупость
б) любовь к родине
в) мудрость
г) вседозволенность
14) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь»
а) Григорию Добросклонову
б) Ермилу Гирину
в) Якиму Нагому
г) деду Савелию
15) Кто из героев поэмы говорит о себе: «"Клейменый, да не раб!"?
а) Яким Нагой
б) Григорий Добросклонов
в) Ермил Гирин
г) Савелий
16) Кто рассказал о себе:
«Абрам Гордеич Ситников,
Господский управляющий,
Стал крепко докучать:
"Ты писаная кралечка,
Ты наливная ягодка..."?
а) Матрена Тимофеевна
б) Ненила Власьевна
в) княжна Переметьева
г) старуха старая, рябая, одноглазая
17) Чья портретная характеристика?
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
а) Яким Нагой
б) Григорий Добросклонов
в) Ермил Гирин
г) Савелий
18) О каком персонаже идет речь?
Заснул старик на солнышке,/Скормил свиньям Демидушку/ Придурковатый дед!..
а) Яким Нагой
б) Григорий Добросклонов
в) Ермил Гирин
г) Савелий
19) Укажите, в каком стихотворении Н.Некрасов обращается к молодому поколению со следующими словами: «Пускай нам говорит изменчивая мода, /Что тема старая – «страдания народа»/ И что поэзия забыть ее должна…»?
20) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?
ОТВЕТЫ:1 вариант1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-"Памяти Добролюбова", 20-реализм2 вариант1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-"Элегия", 20-реализм
Условия выполнения заданий
в тестах найти 1 правильный ответ;
в заданиях творческого характера написать словами верный вариант.
Раздел 2: Литература второй половины 19 века.
Текст заданий
Реферат по творчеству писателей второй половины 19 века.
Условия выполнения заданий:
подобрать необходимый материал по теме;
напечатать реферат;
рассказать содержимое реферата на уроке.
Критерии оценки:
«5» - реферат написан по теме, рассказан с пониманием, речевые ошибки отсутствуют;
«4» - реферат написан по теме, рассказан с пониманием, присутствуют 2-3 речевые ошибки;
«3» - мал объём материала, рассказан с речевыми ошибками;
«2» - содержимое реферата не соответствует теме или не написан.
Текст заданий
Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова
Темы:
1. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия русской народной жизни.
«Я лиру посвятил народу своему» (Некрасов)
Условия выполнения заданий
Критерии оценки:
Указаны выше.
Раздел 2: Литература второй половины 19 века.
Тема: Творчество Ф. М. Достоевского.
Текст заданий
Развёрнутые ответы на вопросы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание":
Картины жизни обездоленных, униженных и оскорблённых.
Суровая правда изображения безвыходности и одиночества «маленького человека» в мире угнетения.
Образ Раскольникова.
Сила и слабость Достоевского в осуждении эгоизма и индивидуализма.
Особенности психологической характеристики в романе.
Условия выполнения заданий
Дать развёрнутый ответ в виде сочинения-рассуждения.
Критерии оценки:
Указаны выше.
Раздел 2: Литература второй половины 19 века.
Тема: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир»
Текст заданий
Сочинение-рассуждение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
«Наташа Ростова»
«Кутузов и Наполеон»
«Народ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Условия выполнения заданий
Соблюдать композиционные требования к рассуждению, использовать необходимые лексические особенности этого вида работы, использовать личностный подход.
Критерии оценки:
Указаны выше.
Тесты по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
I вариант.
1. Укажите годы жизни Л.Н. Толстого:
А) 1801-1899
Б) 1828-1910
В) 1821-1864
Г) 1832-1912
Д) 1837-1915
2. Писатель получил образование:
А) в Петербургском университете
Б) в Царскосельском лицее
В) домашнее
Г) в Казанском университете
Д) в Московском университете
3. В 1847 году юный Лев Толстой, не закончив университетский курс, уезжает:
А) в деревню, где предполагал посвятить себя хозяйственной деятельности
Б) на Кавказ
В) в Севастополь
Г) за границу
4. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?
А) «Воскресение»
Б) «Севастопольские рассказы»
В) «Мои университеты»
Г) «Юность»
5. Соедините названия произведений и их жанр:
А) «После бала» А) повесть
Б) «Детство» Б) роман
В) «Война и мир» В) роман-эпопея
Г) «Анна Каренина» Г) рассказ
6. Как сам Л.Н.Толстой определил жанр «Войны и мира»?
А) эпопея
Б) роман
В) поэма
Г) историческая хроника
Д) летопись
7. Роман «Война и мир» начинается с:
А) описания Шенграбенского сражения
Б) именин в доме Ростовых
В) вечера у А.П. Шерер
Г) описания встречи отца и сына Болконских
Д) описания смотра в Браунау8. Действие романа «Война и мир» начинается:
А) январь 1812 года
Б) май 1807 года
В) июль 1805 года
Г) апрель 1801 года
Д) август 1804 года
9. Какое событие является кульминационным центром романа-эпопеи «Война и мир»?
А) первый бал Наташи Ростовой
Б) Отечественная война 1812 года
В) Тильзитский мир
Г) совет в Филях
Д) военные события 1805 года
10. Какую позицию занимает в романе автор?
А) участник событий
Б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
В) бесстрастный наблюдатель
Г) рассказывает о себе
11. Действие романа «Война и мир» изначально должно было охватывать огромный период русской истории. Какая из дат не связана с задуманным сюжетом романа-эпопеи?
А) 1807 год
Б) 1825 год
В) 1856 год
Г) 1863 год
12. Определите кульминацию первого тома романа.
А) именины в доме Ростовых
Б) встреча в Тильзите
В) Аустерлицкое сражение
Г) случай с Теляниным
13. Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию (I том)?
А) им руководило стремление к славе
Б) он руководствовался представлениями об офицерском долге
В) чтобы защищать родину
14. Кто из перечисленных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России?
А) Борис Друбецкой
Б) капитан Тушин
В) Тихон Щербатый
Г) Андрей Болконский
15. Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли: «….счастие есть только отсутствие этих двух зол»» Каких именно?
А) бедность и унижение
Б) угрызения совести и болезнь
В) болезнь и нищета
Г) ограниченная свобода и зависть
Д) вражда и полное забвение близкими
16. Брак Андрея Болконского и Наташи расстроился из-за:
А) несогласие князя Николая Болконского
Б) недоброжелательное отношение графа и графини Ростовых к жениху
В) отсутствие приданого у Наташи
Г) тайные отношения Наташи с Б. Трубецким
Д) мимолётное увлечение Наташи Анатолем Курагиным
17. В чём была истинная причина дуэли Безухова с Долоховым?
А) зависть Долохову
Б) измена Элен
В) случайное стечение обстоятельств
Г) оскорбление, которое Долохов нанёс Ростовым
18. Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?
А) Отрадное
Б) Богучарово
В) Лысые горы
Г) Марьино
Д) Никольское
19. Соедините имя героини и её внешнее описание:
А) «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее»
Б) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»
В) «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…» А)Наташа
Б) Соня
В) Элен
Г) Жюли
20 С именем капитана Тушина связано сражение:
А) Шенграбенское
Б) Аустерлицкое
В) Бородинское
21. Чьими газами мы увидели совет в Филях?
А) Кутузова
Б) Бенигсена
В) князя Андрея
Г) Тихона Щербатого
Д) Малаши
22. Какой общей идее, по утверждению Л.Н. Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?
А) «мысли семейной»
Б) историческому событию
В) «мысли народной»
Г) у Л.Н. Толстого не было общей идеи
23. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце романа (эпилог)?
А) 12 лет
Б) 14 лет
В) 15 лет
Г) 13 лет
Д) 16 лет
24. В «Войне и мире» представлены различные социальные группы русского общества. К какой из них принадлежит один из ключевых образов романа Платон Каратаев?
А) дворянство
Б) купечество
В) крестьянство
Г) мещане
25. Под мелодию какой песни танцевала героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова - в доме дядюшки после охоты?
А) «По улице мостовой…»
Б) «Я встретил Вас – и все былое»
В) «Кармен»
Г) «Я тебя никогда не забуду…»
26. Завершите фразу Л.Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет ……»
А) великих поступков
Б) самолюбия
В) стремления к славе
Г) простоты, добра и правды
27. В ком из героев воплощены лучшие черты русского национального характера?
А) А. Болконский
Б) Элен Курагина
В) Николай Ростов
Г) Наташа Ростова
Д) Борис Друбецкого
28. Термин «диалектика души» был введён при анализе произведения Л.Н. Толстого:
А) «Севастопольские рассказы»
Б) «Война и мир»
В) «После бала»
Г) «Анна Каренина»
29. Что такое счастье? Герои романа понимают его по-своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:А) «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того - свобода выбора занятий, то есть образа жизни».Б) «...Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».А) Пьер Безухов. Б) Андрей Болконский.
II вариант.
1. Укажите годы жизни Л.Н. Толстого:
А) 1832-1912
Б) 1837-1915
В) 1821-1864
Г) 1828-1910
Д) 1801-1899
2. Л. Н. Толстой в возрасте 16 лет поступает в Казанский университет…
А) на исторический факультет
Б) на философский факультет
В) на филологический факультет
Г) на юридический факультет
3. В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей. Найдите неверное утверждение:
А) вторично отправляется за границу с целью изучения новых педагогических систем
Б) это была единственная школа для крестьянских детей в России
В) перу Толстого принадлежат 11 статей о школе и педагогике
Г) создал «Азбуку» для детей
4. Первое опубликованное произведение Л. Н. Толстого называлось:
А) «Севастопольские рассказы»
Б) «Воскресение»
В) «Казаки»
Г) «Детство»
Д) «Утро помещика»
5. Соедините названия произведений и их жанр:
А) «Отрочество» А) повесть
Б) «Война и мир» Б) роман
В) «Анна Каренина» В) роман-эпопея
Г) «Севастополь в мае» Г) рассказ
6. Как сам Л.Н.Толстой определил жанр «Войны и мира»?
А) эпопея
Б) роман
В) поэма
Г) историческая хроника
Д) летопись
7. С какого эпизода начинается действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
А) с описания войны
Б) с описания вечера у А.П. ШерерВ) с характеристики семьи Ростовых
Г) с описания Петербурга.
8. Сколько времени длится действие романа?
А) 10 лет
Б) около 7 лет
В) 25 лет
Г) 15 лет
Д) приблизительно 8 лет
9. Назвать кульминацию романа.
А) первый бал Наташи Ростовой
Б) Отечественная война 1812 года
В) совет в Филях
Г) смерть князя Андрея
10. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
А) эпоха Екатерины II
Б) времена правления Николая II
В) эпоха Александра I
Г) эпоха Александра II
11. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе?
А) Александр I
Б) Кутузов
В) А. Болконский
Г) Пьер Безухов
Д) Николай
12. Сколько лет Наташе Ростовой в первом томе?
А) 16 лет
Б) 20 лет
В) 10 лет
Г) 13 лет
13. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире – Наполеоне?
А) Шенграбенское
Б) Аустерлицкое
В) Бородинское
14. Л.Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. К любимым героям относились:
А) А Болконский
Б) Б. Друбецкой
В) П. Безухов
Г) М. Болконская
Д) Наполеон
Е) Берг
15. После Шенграбенского сражения «князю Андрею было грустно и тяжело», потому что:
А) ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться
Б) в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось
В) начали разрушаться его идеальные представления о подвиге после посещения батареи Тушина
Г) его храбрость во время сражения не была замечена Багратионом
16. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу?
А) смерть жены
Б) служебное взыскание
В) недовольство Сперанского
Г) любовь к Наташе
Д) Просьба отца, князя Николая
17. Что привлекло Пьера в масонстве?
А) возможность общаться с власть имущими
Б) идея единения и братства людей
В) возможность отвлечься от несчастного брака
18. Бородинское сражение мы видим глазами:
А) Николая Ростова
Б) Пьера Безухова
В) Анатоля Курагина
Г) Долохова
19. Соедините имя героя и его внешнее описание:
А) «Вся фигура была круглая, голова... спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие нежные глаза были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет».
Б) « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке»
В) «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди». А) Наполеон
Б) Пьер Безухов
В) Платон Каратаев
Г) Андрей Болконский
20. Граф Илья Андреевич Ростов устраивает обед в Английском клубе по случаю:
А) победы в Бородинском сражении
Б) приезда императора в Москву
В) именин двух Наталий
Г) победы князя Багратиона
Д) рождества
21. В последний раз капитан Тушин появляется в романе в эпизоде:
А) посещения прифронтового госпиталя Ростовым
Б) совещания в штабе Багратиона
В) осады Смоленска
Г) Шенграбенского сражения
Д) Аустерлицкого сражения
22. В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории?
А) царь
Б) военачальники
В) народ
Г) высшее чиновничество
Д) аристократия
23. Кто из героев романа "Война и мир" не ступит на Сенатскую площадь согласно своим убеждениям?"Тайное общество - враждебное и вредное, которое может породить только зло... долг и присяга превыше всего". "Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду".
А) Пьер Безухов
Б) Ипполит Курагин
В) Николай Ростов
Г) Борис Друбецкой
24.Какую сумму проиграл в карты Николай Ростов Долохову (в совокупности она составляет возраст Сони и Долохова)?
А) 25 000 рублей
Б) 43 000 рублей
В) 40 000 рублей
Г) 31 000 рублей
Д) 45 000 рублей
25. В эпилоге княжна Марья станет женой:
А) Анатоля Курагина
Б) Пьера Безухова
В) Долохова
Г) Николая Ростова
Д) Ипполита Курагина
26. Л.Н.Толстой собирался писать трилогию о декабристе. Судьба какого героя романа является «возвратом» к юным годам главного героя «романа о декабристе»?
А) Андрея Болконского
Б) Пьера Безухова
В) Николая Ростова
Г) Николая Болконского
27. В ком из героев воплощены лучшие черты русского национального характера?
А) А. Болконский
Б) Элен Курагина
В) Николай Ростов
Г) Наташа Ростова
Д) Борис Друбецкого
28. Л.Н.Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать «диалектику души» человека. Кто из критиков первым ввёл в литературный обиход это определение?
А) Н.А. Добролюбов
Б) Н.Г. Чернышевский
В) Д.И. Писарев
Г) М. Антонович
Д) И.А. Гончаров
29. Л. Н. Толстой показал в романе "Война и мир" два полюса в историческом облике крестьянства крепостнической России. Найдите соответствие:А) Философия смирения, покорности, признание узаконенности своего положения.Б) Чувство долга перед Родиной, бунтарство, осознание собственной значимости».А) Платон Каратаев Б) Тихон Щербатый
Условия выполнения заданий
Найти 1 правильный ответ в каждом задании.
Критерии оценки
«5» - 80 %;
«4» - 70%;
«3» - 60%;
«2» - менее 50%.
Раздел 2: Литература второй половины 19 века.
Тема: Творчество А. П. Чехова.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Темы:
Мечты доктора Старцева и их крушение (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»).
Материальное и моральное оскудение дворянства (по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»).
Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»)Мой любимый рассказ А. П. Чехова.
Условия выполнения заданий
Критерии оценки
Указаны выше.
Темы для выступления слушателей:
1) Раневская и Гаев (анализ художественных приёмов, с помощью которых раскрываются эти образы): их отношение друг к другу;
2) их отношение к вишнёвому саду;
3) гаев и Раневская в отношениях с окружающими;
4) их речь;
5) роль второстепенных персонажей в раскрытии образов Раневской и Гаева; авторское отношение к Гаеву и Раневской.
Лопахин:
1) различные трактовки образа Лопахина;
2) как раскрывается Лопахин в самохарактеристике3) социально-типические и индивидуальные черты Лопахина;
4)Утверждает ли Чехов Лопахина как героя, которому принадлежит будущее?
Петя Трофимов и Аня Раневская:
1) будущее в представлении Чехова;
2) роль Пети и Ани в пьесе.
Условия выполнения заданий:
Дома готовятся ответы на поставленные вопросы, в группе обсуждаются.
Критерии оценки:
«5» - даны аргументированные ответы, логически построенные и подкреплённые цитатами;
«4» - менее стройные продуманные ответы;
«3» - нет цитатного материала и обобщений;
«2» - ответы не подготовлены.
Раздел 4: Русская литература на рубеже веков.
Тема: Максим Горький. Очерк жизни и творчества. Пьеса «На дне»
Сочинение по творчеству М. Горького.
Темы: Две жизненных позиции: Ларры и Данко.
Как вы понимаете слова Изергиль о том, что в «жизни всегда есть место подвигам»?
Изображение социально отверженных людей в пьесе «На дне».
Гуманизм Луки и Сатина.
Герои Горького, Чехова, Куприна – сходство и различие.
Раздел 4: Поэзия начала ХХ века
Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века:
Сатира Маяковского
Тема России в творчестве А.А. Блока, С.А. Есенина. Андрея Белого.
Тема революции в поэме А.А .Блока «Двенадцать».
«Трилогия вочеловеченья» А.А. Блока.
Тема поэта и поэзии в творчестве Блока, Брюсова. Есенина.
Подготовить сообщения и презентации по темам:
Поэзия Серебряного века.
Эстетика поэзии серебряного века.
Поэтическое творчество А. Блока.
Тема России в творчестве Блока.
Трилогия вочеловеченья Блока.
Тема России в поэзии С. Есенина.
С. Есенин - певец русской природы.
Сатира В. Маяковского.
Письменная работа по творчеству поэтов Серебряного века, задание дается на дом:
Ответить на вопросы:
Какие явления социальной и культурной жизни рубежа Х1Х и ХХ веков повлияли на развитие литературы?
Объяснить значение понятия «серебряный век».
Как понимались в символизме категории «символа» и «музыки»?
В чем смысл стилистической реформы, предпринятой акмеистами?
Какой стилевой принцип является ведущим в поэтической практике футуристов?
Удалось ли поэтам серебряного века реализовать в своей поэтической деятельности их идею преобразования мира на основе новой культуры?
Подготовить материал для проведения вечера по поэзии серебряного века.
Раздел 7: Литература 30-40-х годов
Тема: Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»
Подготовить краткий конспект биографии М.А. Булгакова.
Сделать сообщение о врачебной деятельности М.А. Булгакова.
Подготовить доклад о театральной деятельности Булгакова и его пьесах.
Найти временные и географические соответствия в романе «Мастер и Маргарита»
с Москвой 20-х и 30-х годов.
Написать сочинения:
Романтическая любовь Мастера и Маргариты
Тема зла и добра в романе «Мастер и Маргарита».
Тема соотношения личности и власти в романе «Мастер и Маргарита».
Раздел 7: Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема: Творчество А.Т. Твардовского.
Подготовить доклад, сообщение, реферат на тему о Великой Отечественной войне по прочитанным произведениям.
Подготовить реферат о медиках в Великой Отечественной войне.
Написать сочинения:
Отражение событий второй мировой войны в произведениях русских писателей.
Образ медика в литературе о Великой Отечественной войне.
Тема подвига советского человека в литературе.
Героизм защитников отечества в произведениях о войне.
Тема нравственного выбора в произведениях о Великой Отечественной войне.
Раздел 10: Литература 50-90-х гг.
Тема: Драматургия. Творчество А.В. Вампилова.
Подготовить рефераты:
Тема исторической памяти и преемственности в современной русской литературе.
Проблема нравственной ответственности человека в произведениях современной русской
литературы.
Структура контрольного задания
Зачетные задания
Вопросы по литературе
Текст задания
БИЛЕТ № 1
А. Н. Островский. Краткий обзор жизни и творчества. Драма «Гроза». Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Обличение самодурства, грубой силы, невежества.
Литература на современном этапе. Поэзия: Б. Ахмадулина, В. Боков, Н. Старшинов, Э. Асадова (по выбору).
БИЛЕТ № 2
А.Н. Островский. «Гроза». Трагическая судьба Катерины Кабановой. Быт и нравы русской провинции. Представители «темного царства»
Тема трагической судьбы человека в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор».
БИЛЕТ № 3
И. С. Тургенев. Краткий обзор жизни и творчества. Базаров - герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.
М. И. Цветаева. Сложная судьба поэта. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам.
БИЛЕТ № 4
1. И. С. Тургенев. Краткий обзор жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл названия романа, его художественное своеобразие.
2.Современная авторская песня как литературный жанр. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима, И. Талькова, В. Цоя - по выбору.
БИЛЕТ № 5
1.Н. А. Некрасов. Краткий обзор творчества, основные темы и идеи лирики
Н. А. Некрасова.
2.Судьбы крестьянства в произведениях М. А. Шолохова (на примере одного произведения).
БИЛЕТ № 6
Ф. И. Тютчев - поэт - философ, певец русской природы. Краткие биографические сведения. Любовная и пейзажная лирика.
Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века. Повесть
Ю. Бондарева «Батальоны просят огня».
БИЛЕТ № 7
А.А. Фет. Краткие биографические сведения. Основные мотивы поэзии. Пейзажная лирика А. А. Фета.
Человек и природа в современной прозе (на примере одного произведения).
БИЛЕТ № 8
Гуманизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Краткий обзор жизни и творчества А.А. Ахматовой. Анализ одного из стихотворений А.А. Ахматовой.
БИЛЕТ № 9
Причины преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
А. А. Ахматова. Сложная творческая судьба поэтессы. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой.
БИЛЕТ № 10
Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир».
Темы и образы ранней лирики В.В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения.
БИЛЕТ № 11
Тема семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения.
БИЛЕТ № 12
Патриотическая тема в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
С. А. Есенин. Обзор жизни и творчества. Глубокое чувство родной природы и Родины в лирике С. А. Есенина («Русь бесприютная», «Гой ты, Русь, моя родная...»).
БИЛЕТ № 13
Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.
Тема России (Родины) в лирике А.А. Блока.
БИЛЕТ № 14
Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином» (по выбору).
А.М. Горький. Краткий обзор жизни и творчества. Пьеса А. М. Горького «На дне» - социально-философская драма. Спор о человеке в пьесе «На дне».
БИЛЕТ № 15
Л. Н. Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере жизни семьи Ростовых, Болконских).
А. И. Куприн. Краткий обзор жизни и творчества. Основные темы его произведений.
БИЛЕТ № 16
Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
И. А. Бунин. Биографические сведения. Основные темы и идеи его произведений. «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско» (по выбору).
БИЛЕТ № 17
Теория Раскольникова. Причины преступления Родиона в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Человек и природа в современной прозе (на примере одного произведения).
БИЛЕТ № 18
А. П. Чехов. Краткий очерк жизни и творчества. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Литература рубежа веков. Поэзия серебряного века, яркие представители. Общий обзор. Разнообразие литературных направлений.
БИЛЕТ № 19
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».
Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
БИЛЕТ № 20
М. А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества. Сатира и юмор в его произведениях.
Творчество М. Зощенко.
Время на подготовку и выполнение: 30 мин
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
У2 Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
Анализ эпизодов в произведениях писателей
Сопоставительный анализ образов в произведении
Работа по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла
5
У6 Умение выявлять авторскую позицию
Определение авторской позиции и способов ее выражения в художественном произведении
У8 Умение аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Написание отзывов и сочинений по произведениям писателя
За полное отражение каждого показателя оценки выставляется положительная оценка – 1 балл.
За отсутствие какого-либо показателя оценки выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
У8 Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Работа с дополнительной литературой по теме
2
У9 Умение писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
Написание эссе, аннотаций, рецензий, отзывов, сочинений по произведениям писателя За полное отражение каждого показателя оценки выставляется положительная оценка – 1 балл.
За отсутствие какого-либо показателя оценки выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
60 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 60 2 неудовлетворительно
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Для преподавателя
1. История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
2. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
3. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
4. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
5. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
6. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
7. Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
5.3.2. Для обучающегося
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
2. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
3. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
5. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
6. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Интернет-ресурсы:
1. http://feb-web.ru/ (электронная библиотека)
2. http://www.rvb.ru/ (русская виртуальная библиотека)
3. http://www.pushkinskijdom.ru/ (сайт содержит список изданий литератур)
4. http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html(список литературы).