Сообщение Современные подходы к организации обучения, воспитания, реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию.


Современные подходы к организации обучения, воспитания,
реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию.
Как научить глухого ребёнка говорить? Говорить внятно, разборчиво и понятно для окружающих его людей. Проблема формирования и развития устной речи детей и взрослых с глубокими нарушениями слуха стояла перед сурдопедагогической наукой со дня его основания. Традиционные подходы к обучению глухих детей основаны на представлении, что глухой ребенок не может овладеть речью, слушая речь окружающих людей. Поэтому у такого ребенка речь формируют, опираясь на сохранные органы чувств, при этом специалисты обучают его речи целенаправленно специальными методами в специальных учреждениях.
Традиционные методы обучения речи глухих детей можно разделить на устные и жестовые. Цель устных методов - формирование у ребенка звукопроизношения, которое становится основой для развития устной речи в её коммуникативной функции.
Основоположником устных методов является немецкий учёный Сэмюэль Гейнике, который разработал, так называемый «чистый устный метод». Данный метод признавал устную речь главным средством и целью обучения глухих детей и, начиная с ХVIII века и до сих пор, он является официальным методом обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Значительный вклад в развитие этого метода внесли советские ученые-сурдопедагоги Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, С.А Зыков и другие. Наряду с этими методами существуют разнообразные системы реабилитации детей с глубокими нарушениями слуха: «материнская школа» Э. И. Леонгард, верботональный метод хорватского ученого Петера Губерина, билингвистическая система обучения, многоканальный метод кохлеарной имплантации и др.
Метод многоканальной кохлеарной имплантации является самым современным и одним из наиболее эффективных методов реабилитации детей с нарушениями слуха и позволяет абсолютно глухим детям слышать и понимать речь. Кохлеарно имплантированные дети – это особая категория детей с недостатками слуха, ибо они после операции начинают слышать и, причём пороги их слуха приближаются к нормальным, но при этом по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям.
Кохлеарная имплантация:
получает в настоящее время все более широкое распространение во всем мире,
признается одним из самых современных методов помощи при глухоте,
предоставляет возможность использования новых слуховых возможностей для полноценной социализации,
позволяет принципиально изменить развитие ребенка;
В Россию кохлеарная имплантация пришла в 1991 году. С 2003 года кохлеарная имплантация нашла поддержку на государственном уровне: в федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся детей кохлеарными имплантами. На данный момент в год осуществляется около 200 имплантаций детям и взрослым с глубокими потерями слуха в нескольких ведущих клиниках страны в рамках различных программ.
Как же устроена система кохлеарной имплантации? Она состоит из двух частей: из внутренней части – имплант, помещенный хирургическим путем под кожу головы и в улитку (улитка достаточно сформирована к рождению ребёнка). И наружной части – речевой процессор, который располагается за ухом. Действие кохлеарного импланта основано на том, что наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными. И кохлеарный имплант заменяет волосковые клетки и передает звуковую и речевую информацию с помощью особых электрических разрядов прямо слуховому нерву.
Кохлеарная имплантация состоит из комплекса этапных мероприятий.
1 этап – обследование: отбор кандидатов на операцию и подготовка к ней ребенка.
2 этап – операция: оперативное вмешательство; процесс заживления операционного шва.
3 этап – реабилитация:
подключение речевого процессора; его первая настройка;
подбор образовательной среды, адекватной его новым слуховым возможностям.
психолого – педагогическое сопровождение ребенка;
Успешная реабилитация зависит:
постоянное использование ребенком кохлеарного импланта,
возраст имплантации,
наличие речевой среды,
уровень дооперационного речевого и слухового развития,
заинтересованность родителей в реабилитации,
Главная цель сурдопедагогической помощи имплантированным детям на первоначальном этапе: научить воспринимать новые звуковые ощущения, различать, опознавать и распознавать окружающие неречевые и речевые звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это значительно более сложные процессы. Если ребенок был глухим с рождения и до операции не пользовался слуховым аппаратом, то навыки восприятия звуковых сигналов у него не сформированы. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают различные ступени восприятия акустической информации.
Кохлеарная имплантация предоставляет возможность использования новых слуховых возможностей для полноценной социализации. Как реализовать эти возникающие возможности?
Сама операция кохлеарной имплантации – лишь первый шаг в процессе реабилитации: полноценного возвращения глухого ребенка в мир слышащих. При отсутствии адекватного педагогического сопровождения глухой ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью кохлеарного импланта он будет слышать все звуки речи, в том числе и высокочастотные.
У детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится пять и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком в условиях школы-интерната ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога и др.), и только комплексная систематическая, целенаправленная работа определит будущий позитивный результат.
Длительность и содержание слухоречевой реабилитации определяется в первую очередь уровнем его слухового и речевого развития на момент имплантации. Наблюдение за такими детьми показывает, что он может быть в значительной степени различным. С одной стороны, есть дети, которые постоянно используют слуховой аппарат и устную речь как основное средство общения. С другой стороны, дети, которые практически не пользуются слуховым аппаратом, общаются исключительно жестовой и дактильной формами речи. Общим же в реабилитационной работе является то, что потенциально все дети после подключения речевого процессора имеют возможность слышать и говорить.
На сегодня нет образовательных программ реабилитации для детей с кохлеарным имплантом. И основой педагогической реабилитации имплантированных малышей на первоначальном этапе в нашей школе является программа комплексного развития детей с нарушенным слухом «Я слышу мир!». Как известно, это первая программа реабилитации детей, разработанная сотрудниками ФГУ «СПБ НИИ ЛОР» - авторы Пудов В.И., Зонтова О.В. и др. Основная задача программы - объединить усилия врачей, сурдопедагогов, родителей в реабилитации имплантированных детей и ввести их в общество слышащих людей.
На основе научно-методических пособий, рекомендаций, методик научного сотрудника ФГУ Санкт-Петербургского НИИ ЛОР И.В.Королевой на каждого имплантированного ребенка сурдопедагогами нашей школы составляется индивидуальная программа с учётом возраста имплантации, наличия слухового опыта и речи.
Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации проводят сурдопедагоги, прошедшие подготовку на разных уровнях – это тематические межрегиональные семинары, федеральные научно-практические конференции, конгрессы с международным участием.
В школе действует творческая группа «Реабилитация детей после кохлеарной имплантации». Обучающие семинары для учителей, родителей, диагностические обследования детей психологом, школа родителей имплантированных детей, действующий сайт по кохлеарной имплантации, электронные публикации из опыта работы, проведение межрегиональных семинаров – это краткий перечень мероприятий, проделанных творческой группой сурдопедагогов. На базе школы проведены три межрегиональных (Забайкальский край, Иркутск, Нерюнгри) тематических семинара методистом программы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир» О.В. Зонтовой. Две из них, так называемые выездные, на Байкале в летнее время, где был совмещен отдых имплантированных детей с учёбой. Учились дети, их родители и педагоги.
Целенаправленная, систематическая работа по реабилитации дает положительные результаты: на сегодня семь имплантированных учащихся обучаются в общеобразовательных школах города и республики, у некоторых из них профессиональное логопедическое сопровождение.
Кирилл - ребенок с врожденной глухотой, оперирован в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи в шестилетнем возрасте. На момент имплантации он не имел слухового опыта, речь - нулевая, общение - естественные жесты, наблюдались сопутствующие расстройства памяти, внимания. После подключения речевого процессора был составлен образовательный маршрут: 4-х разовые занятия с сурдопедагогом, двухразовые в неделю занятия с психологом, занятия с родителями по заданию сурдопедагога и учителя класса.
Комплексная систематическая целенаправленная работа педагогов, специалистов и членов семьи позволила Кириллу перейти в общеобразовательную школу. Обучается в массовой школе седьмой год, сопровождает его учитель-логопед. Не испытывает проблем в общении.
В развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи ведущая роль принадлежит родителям и семье Кирилла.
Даниил, имевший до потери слуха небольшой слуховой опыт имплантирован в 9-летнем возрасте. На сегодня он воспринимает на слуховой основе речевой материал разговорно-обиходного характера, учебной деятельности. И всё же проблемой полного понимания речи окружающих является ограниченный словарный запас и несформированность первоначальных грамматических представлений в сенситивный период.
Бато - глухой от рождения, был прооперирован в Санкт-Петербурге также в 9-летнем возрасте. До операции пользовался слуховым аппаратом, имел опыт слухового восприятия отдельных слов и коротких фраз только со ЗУА стационарного типа. Речь до операции ограниченная, двух - трехсловная разговорно-обиходного характера, понятна для окружающих. С кохлеарным имплантатом стал быстро набирать темпы восприятия и воспроизведения слов, отдельных фонем, фраз. То, что раньше осваивалось со слуховым аппаратом за недели, с кохлеарным имплантом ему удавалось достичь значительно быстрее.
Особую трудность на первоначальном этапе слухоречевой тренировки для подростков с врожденной потерей слуха составляет развитие способности различать речевые сигналы — слова, фразы. В основе этого лежит дефицит слухоречевой памяти, низкая языковая компетенция. В связи с этим направления работы, связанные с тренировкой слуховой памяти, увеличением словарного запаса, развитием лексико-грамматических представлений являются наиболее актуальными.
На примере реабилитации Жени, потерявшей слух до овладения речью, можно сделать вывод, что при хорошо сформированной языковой системе и определенного слухового опыта в результате дооперационных сурдопедагогических занятий и раннего использования слухового аппарата, реабилитация после кохлеарной имплантации проходит успешно. У Жени спонтанно развивается собственная речь при общении с окружающими людьми.
Результаты реабилитации подростков в возрасте 13—16 лет свидетельствуют, что на первоначальном этапе реабилитации, как и на предоперационном этапе, наиболее важной следует считать психологическую работу, направленную на повышение мотивации подростка к пользованию имплантом. Это определяется тем, что решение об операции фактически принимают его родители, а у самого подростка со сформировавшимися навыками общения жестовой и дактильной формами речи со сверстниками нет стремления пройти сложный путь реабилитации.
Наука пока не может предотвратить возникновение глухоты, но благодаря её достижениям с помощью кохлеарной имплантации, благодаря высокопрофессиональной работе специалистов можно вернуть глухому ребёнку слух, дать возможность ему научиться понимать речь, говорить.
Опыт работы показывает, что процесс эффективной психолого-педагогической реабилитации очень важен. Только через систематическую целенаправленную психолого-педагогическую реабилитацию, в которую включены в первую очередь родители, лежит для имплантированного ребенка путь в общество. Только успешная реабилитация оправдывает имплантацию и помогает ребенку начать новую, полноценную жизнь.