Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений)
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
Общие или близкие принципы творчества.
Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.
Классицизм (от латинского classicus — образцовый) — литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.
Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал — человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.
Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.
Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.
Обращение к общественно-гражданской проблематике.
Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.
Строгая иерархия жанров:
высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципамисредние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);
низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых людей.
Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).
В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм (от французского sentiment — чувство) — это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:
Предмет изображения — частная жизнь, движения души, переживания человека.
Главные темы — страдания, дружба, любовь.
Утверждение ценности отдельной личности.
Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека — как природного дара.
Нацеленность на нравственное воспитание читателя.
Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.
Положительный герой — простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.
Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.
В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Романтизм (франц. romantisme, англ. romanticism) — литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:
Восприятие свободы личности как высшей ценности.
Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны.
Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом, существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный — физический, несовершенный, низменный.Как следствие:
Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.
Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.
Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.
К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.
Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.
Реализм (от лат. Realis — вещественный) — литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.
Символизм (франц. symbollisme, греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:
Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.
Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.
Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами, художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:
Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того, для чего «слова не найдены».Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.
Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).
Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.
Акмеизм (от греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет) — литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.
Поэтизация мира первозданных эмоций.
Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:
«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.
Простота и ясность поэтического языка.Строгость, чёткость композиции произведений.
Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:
Бунтарское мировоззрение.
Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:
Эпатаж публики, литературное хулиганство.
Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.
Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)
Представители футуризма:
1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).
Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).