Пояснительная записка по русскому языку 10-11 классы

Пояснительная записка составлена для предмета «Русский язык» в 10-11 классах общеобразовательной школы естественно-математического направления РК. Распределение учебной нагрузки по русскому языку в 10-11 классах. Основные требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов по русскому языку
Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и литература». Программа по русскому языку в старших классах общеобразовательной школы естественно-математического направления строится на комплексной основе углубленного повторения, обобщения и систематизации материала, изученного в предыдущих классах, а также расширения знаний о функционировании языковых средств на основе развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся.
Основная цель – научить старшеклассников свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке. Это вызывает необходимость развития и совершенствования всех видов речевой деятельности. Повторение грамматики, орфографии, пунктуации носит сопутствующий характер, пронизывает весь курс русского языка в 10-11 классах. Оно касается наиболее трудных тем по грамматике и правописанию с точки зрения их усвоения учащимися, типичности ошибок. Отбор и группировка материала, изученного в среднем звене, позволит дать его крупными «блоками» и сэкономить учебное время.
Курс русского языка в 10-11 классах включает культуроведческий материал, факты лингвострановедческого характера, а также языка художественной литературы.
Принцип преемственности осуществляется в соблюдении межпредметных и внутрипредметных связей русского языка с такими учебными дисциплинами, как русская литература, иностранные языки, история, прикладное искусство.
Помимо общих задач, которые решаются учебным предметом «Русский язык» на протяжении всех лет обучения, на завершающем этапе ставятся специальные задачи:
обеспечение базы знаний и умений из области речеведения и формирование прочных навыков владения практическими речевыми жанрами, такими, как конспект, реферат, аннотация, доклад, сложный план, очерк, эссе, деловое письмо и т.д.;
воспитание культуры речевого поведения учащихся старших классов школы применительно к различным сферам и ситуациям общения; работа по совершенствованию культуры речи, формирования навыков речи в условиях группового общения. Для полноценного образования по родному языку одной только правописной грамотности недостаточно, выпускник школы должен свободно пользоваться языком в любых жизненных ситуациях, владеть основами функциональной грамотности.
Расположение материала по классам предусматривает повторение морфологии на синтаксической основе и повторение синтаксических и пунктуационных правил в тесной связи с морфологией.
Речеведческий материал отбирается с ориентацией на формирование устной и письменной речи.
Определяется практическая задача – реальные результаты обучения, связанные с конкретными формами речи (в 10 классе ориентация на сочинение на литературную тему, пересказ художественного текста, рассказ, доклад, интервью, сочинение типа описание, повествование, рассуждение; в 11 классе – ознакомление с речевыми жанрами, как-то: реферат, конспект, рецензия, аннотация, заметка, деловое письмо, а также доклад, выступление, сообщение, поздравительная речь, диспут.
Авторы программы сознательно не дифференцируют требования к знаниям и умениям учащихся в 10 и 11 классах, поскольку данный курс носит обобщающе-повторительный характер.
В соответствии с типовым учебным планом количество часов в неделю по русскому языку составляет:
в 10 классе 1 ч. в неделю, общее количество – 34 ч.; в 11 классе 1 ч. в неделю, общее количество – 34 ч.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» составлено на основе программы Учебная программа «Русский язык» для 10-11 классов естественно-математического направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010. Авторы: Брулева Флора Григорьевна, Кунакова Клара Умирзаковна. Утверждено Приказом № 367 от 09.07. 2010г. Министра образования и науки РК.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 И 11 КЛАССОВ
Учащиеся должны знать:
– функции языка в обществе;
– причины происхождения и развития языка;
– место русского языка в ряду славянских языков;
– сведения о богатстве русского языка;
– особенности литературного языка и его стили;
– основные единицы языка (звук, морфема, слово, предложение): их роль и значение.
По фонетике и графике: что изучает фонетика, группа звуков, чередование звуков, знаки письма, соотношение звуков и букв, алфавит;
по лексике: что изучает лексика, лексическое значение слова, группы слов по значению, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, заимствованные слова;
по словообразованию: что изучает словообразование, деление слова на основу и окончание, а основы на части (морфемы), значение частей слова (морфем), определять способы образования частей речи;
по морфологии: что изучает морфология, определение частей речи, их смысловые, морфологические особенности, постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и формы их словоизменения; деления частей речи на знаменательные, служебные и междометия;
по синтаксису: что изучает синтаксис: отличие словосочетания от предложения, отличие простого предложения от сложного, особенности главных и второстепенных членов предложения, особенности однородных и обособленных членов предложения, отличие прямой речи от диалога, особенности неполных предложения, различие сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложения любого типа, сложное синтаксическое целое;
по стилистике: стили речи и их основные особенности, признаки текста и средства связи его частей;
по орфографии и пунктуации: орфограммы и неорфограммы в словах, орфографические правила, пунктуационные правила, обнаруживать орфографические и пунктуационные ошибки (в своей и чужой работе).



Учащиеся должны уметь:
По фонетике и графике: различать в слове ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, делить слово на слог, фонетически разбирать слова, находить в орфоэпических словарях справки о произношении и ударении в словах, правильно произносить гласные и согласные в соответствии с нормами литературного языка, производить фонетический разбор слов;
по лексике: толковать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в предложении, подбирать к слову антонимы и синонимы, находить в тексте многозначные слова, омонимы, паронимы, находить в тексте диалектные, профессиональные и устаревшие слова, пользоваться словарем иностранных слов и толковыми словарями, употреблять слова в свойственном им значении;
по словообразованию: разбор слова по составу, определять с помощью чего и от чего образовано слово, определять способ образования слов, производить словообразовательный разбор;
по морфологии: распознавать части речи, определять их постоянные и непостоянные признаки, производить морфологический разбор, правильно образовывать формы слов;
по синтаксису: выделять словосочетания из предложений, отличать простые предложения от сложных, находить в предложении главные и второстепенные члены предложения, отличать простые предложения от сложных, различать виды сложных предложений, производить синтаксический разбор любого предложения, определять сложное синтаксическое целое;
по пунктуации: правила постановки знаков препинания;
по стилистике: определять стили различных текстов, их тему и основную мысль, создавать связные высказывания, соблюдать нормы литературного языка; написать сочинение, соблюдая выбранный стиль, совершенствовать написанное.



15