Конспект урока математики «Отношения между частью и целым между частями целого»

Тема: «Отношения между частью и целым; между частями целого»
Цель: Изучить внутренние связи и отношения между целым и частями; подвести детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжить работу по определению на схеме частей и целого; побуждать детей к беседе с учителем и между собой на основе диалога.
Оборудование: 2 солнца – одно целое, а второе с частью; два стакана с водой, два стакана с крупой, коробочка с кусковым сахаром, две ленты одинаковой длины; маркеры, листы для групповой работы.
Ход урока:

( дети стоят около своих мест)
Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро ребята и наши гости. Приятно Вас всех видеть.
Выполнение упражнений «Мозговой гимнастики».
Давайте, выполним умную гимнастику, которая нам поможет решить сложные задания, с которыми я надеюсь, что вы справитесь. Давайте посчитаем до 20,заменяя каждое 3-е число хлопком в ладоши. Очень хорошо развивает мозг рисование с зарытыми глазами. Закройте глазки, мысленно нарисуйте квадрат, а теперь нарисуем посередине квадрата - круг.
Итак, мы подзарядились, и я вижу, что все готовы работать!
Ребята, сегодня я опять принесла на урок книгу Н.Носова. А как она называется, напомните мне? Кто герои этой книги? Хотите, послушать ещё одну историю, которая произошла с Незнайкой из Солнечного Города?
Слушайте внимательно, что же с ним произошло.
( учитель рассказывает историю, которая произошла с Незнайкой)
Как – то раз во время прогулки на Незнайку налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарём покатился на землю, а жук в ту же минуту улетел и скрылся. Когда Незнайка вскочил и оглянулся по сторонам, то кругом никого не было, и он подумал, что наверно, от солнца оторвался кусок и ударил его по голове. Незнайка пошёл домой, и всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.
Как вы думаете, поверили ему коротышки из этого города?
А давайте всё это переведём на математический язык и рассмотрим это удивительное событие с точки зрения математики.
Вот оно солнце ( показ). Что с ним произошло?
Интересно, было солнце, а стало два солнца, вот здорово!
А в каком отношении находятся Солнце и его части?
Что больше, по вашему мнению, целое или часть?
Давайте проверим!
Само солнце, первоначально, когда оно было целым обозначим О
То, что осталось от солнца A
·, и кусочек, который обломился В.
В каком отношении Солнце находится с оставшейся частью?
ОВ
Докажите. Кто поможет сравнить! ( сравнение, наложением друг на друга).
В каком отношении Солнце находится с кусочком?
ОА
Интересно, ребята, а всегда ли часть будет меньше, чем целое?
А вот мне не верится, давайте проверим, ведь настоящие математики ставят опыты, исследуют, проверяют.
Во всех ли случаях, часть будет меньше, чем целое ?
Практическое задание.
( учитель раздаёт величины)
1 группа работает с объёмом ( вода)
2 группа работает с массой ( сахар)
3 группа работают с объёмом ( крупа)
4 группа работает с длиной ( лента)
- Перед вами величина целая. Вам необходимо эту величину превратить в части, обсудить в группах как вы величину разделите на части, обозначьте буквами, постройте схему и сравните отношения ЦЕЛОГО с ЧАСТЯМИ.
- Прежде чем приступить к работе, вы должны распределить роли между собой, кто проводит опыты, кто строит схему, кто контролирует, кому доверите ответственность, кто нам должен будет рассказать, как всё это выполнили.
На столике лежат необходимые принадлежности, можно подойти и взять, что вам необходимо.
(р а б о т а в г р у п п а х)
(Когда дети зафиксируют отношения на доске, попросить группу рассказать)
В каком отношении находятся ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ? ( Ц > Ч)
Вот видите, оказывается, у всех получилось, что Ц > Ч.
А как нам зафиксировать, записать этот вывод, чтобы передать детям другого класса? Ц > Ч.
А посмотрите, пожалуйста, в каком отношении находятся части?
(Ч # Ч, Ч = Ч)
( если у детей нет, отношения равенства частей, то учитель разыгрывает ситуацию с шоколадкой, делит её на две ровные части)
А в каком отношении находятся эти две части? (в равных)
Оказывается, что часть может быть равна части.
Здорово, а как же это нам записать? (Ч # Ч, Ч = Ч)
А теперь свой вывод мы можем передать детям другого класса.
Замечательно, МОЛОДЦЫ!
А теперь, давайте оценим свою работу на шкале оценок, как вы работали в группах. Легко ли Вам было договариваться в группах?
Скажите, а как вы думаете, можно ли использовать открытые нами формулы на наших уроках математики?
Какую цель поставим на следующий урок?
Домашнее задание.
Найдите дома величину, которую можно также разделить на части и проверьте сделанные нами вывод.















15