А.И. ХАЧАТУРЯН. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА
А.И. ХАЧАТУРЯН. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА
Искусство Арама Хачатуряна это прежде всего пир музыки. В нем грозди мелодий и орнаментов! Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет и да будет радость!»
(Б. Асафьев)
СИМФОНИИ
Хачатурян считал себя прежде всего симфонистом. «Симфония – вот это мое лицо. Может быть, оно покажется кому-нибудь уродливым, ну что ж, через 20 лет оно станет красивым.». Первая симфония Хачатуряна (1934) – это первое в истории армянской музыки произведение, написанное в этом жанре. Впервые Первая симфония была исполнена в 1935 году в зале Московской консерватории.
«Я очень хорошо помню то сильное впечатление, которое на меня произвела Первая симфония, – говорил Д.Д.Шостакович. Помнится, что на премьере Первой симфонии было очень много музкантов, которые испытывали то же чувство, что и я: чувство радости по случаю появления очень большого и талантливого композитора»
В СИМФОНИИ №2 (1943) Хачатурян художественно правдиво воспел героизм советского народа в суровые дни Великой Отечественной войны. О СИМФОНИИ №2 с восторгом пишет известный румынский дирижер Джордже Джорджеску:
«Я стал работать над Второй симфонией вместе с оркестром и вскоре она была включена в четыре наших концерта, имевших колоссальный успех. Иначе и не могло быть с произведением столь величественным. Вторая симфония была удостоена Сталинской премии.
К 30-летию Октября Хачатурян написал монументальное произведение для большого симфонического оркестра с тройным составом духовых инструментов, пятнадцати солирующих труб и органа – Третью симфонию, симфонию-поэму. Увеличенный состав оркестра дал возможность создать необычайное по силе звучание. Хотя судьба этого произведения сложилась не просто, со временем Третья симфония заняла достойное место в мировой музыкальной культуре.
КОНЦЕРТЫ
Три концерта Арама Хачатуряна – для фортепиано с оркестром, скрипки с оркестром и виолончели с оркестром – занимают видное место в отечественной концертной литературе.
Фортепианный концерт
Концерт для фортепиано с оркестром впервые был исполнен в 1937 г. в Сокольниках выдающимся пианистом Львом Обориным и оркестром под управлением Л.Штейнберга. Критики писали о триумфальном шествии Концерта, который стал «подлинным праздником фортепианного творчества», одним из самых «репертуарных» произведений на концертных эстрадах мира. Концерт насыщен замечательными по выразительности и красоте, разнообразными по характеру музыкальными темами, уходящими своими глубочайшими истоками к народной армянской музыке. Мужественные и лиричные, задумчивые и шуточные, обаятельно нежные или огненно-темпераментные, они придают музыке жизненную образность, национальную характерность, неповторимые черты хачатуряновского стиля. Вот как вспоминает об этом сам Льву Оборин.
«Фортепианный концерт быстро обошел эстрады нашей страны и также быстро нашел признание за рубежом. Мне кажется, трудно было назвать крупного пианиста, репертуар которого не включал бы этого произведения. Позволю себе сказать, что Фортепианный концерт Хачатуряна – одно из немногих произведений этого жанра, являющихся поистине концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром... «
Скрипичный концерт
Летом 1940 г. Хачатурян написал одно из лучших своих сочинений – Скрипичный концерт. Осенью того же года, сочинение прозвучало в Москве. Исполнял его тогда еще молодой, но уже всемирно известный скрипач Давид Ойстрах.
«Никогда мне не забыть праздничный вечер в только что построенном Зале имени П.И.Чайковского, где состоялась премьера – вспоминал скрипач. – В зале среди слушателей были Прокофьев, Шостакович, Мясковский Музыка искренняя, своеобразная, остроумная, словно искрилась. Смело можно сказать, что это произведение равнодушным не оставило никого. В годы войны Скрипичный концерт Хачатуряна был уже широко известен и часто звучал по радио, своим светлым характером помогая переносить невзгоды, укрепляя веру в будущее и победу» За Скрипичный концерт Хачатурян получил Государственную премию.
Виолончельный концерт
Мысль о создании Виолончельного концерта зародилась у А.Хачатуряна еще во время занятий на виолончели, в годы учебы в Музыкальном училище. Однако реализовать свою мечту композитору довелось лишь через двадцать лет. Концерт для виолончели с оркестром был написан в 1946 году. В концерт внедрены своеобразные черты народного искусства ашугов и сазандаров. Среди исполнителей этого произведения – талантливые виолончелисты – Даниил Шафран, Карине Георгиан
АРАМ ХАЧАТУРЯН И ИСКУССТВО БАЛЕТА
Любовь к танцу, склонность к театральности обусловили обращение Хачатуряна к балету, ставшему одной из главных областей его творчества.
Первая его работа в этом жанре называлась «Счастье» В 1939 г. балет «Счастье» был поставлен в Большом театре и буквально заворожил зрителей. Участники получили правительственные награды, а восторженные рецензии не переставали заполнять полосы газет.
Вторая работа– «Гаянэ» - в который вошли некоторые танцы из балета «Счастье» была закончена во время Отечественной войны. Сильнейшей стороной музыки балета является ее народность. Слушая музыку «Гаянэ» нельзя не согласится со словами Мартироса Сарьяна: «Когда я думаю о творчестве Хачатуряна, передо мной встает образ могучего дерева, мощными корнями глубоко ушедшего в родную землю. В творчестве Хачатуряна воплощены лучшие чувства и мысли родного народа».
Вместе с тем композитор с большим и искренним интересом относился к жизни и культуре других народов. Много прекрасных страниц его произведений связано с музыкой русского, украинского, грузинского и др. народов. Так в балете «Гаянэ» ожил богатейший мир танцев советских народов. Они по сей день не утратили своей необычайной свежести. Не случайно, что в перечне наиболее популярных музыкальных произведений «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» занимает одно из первых мест.
Вот как говорит сам автор об этом. «Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя – это «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные произведения – я бы никогда его не написал. Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сейбрданс» – от английских слов sabre – сабля и danсe – танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым»
В начале 1954 г. Хачатурян закончил в партитуре еще один балет, получивший мировое признание монументальный балет – «Спартак». Инициатива в выборе темы принадлежала творческой мастерской Большого театра и лично Константину Владимирову. Он не раз восхищенно говорил, что Хачатурян - стихия танца и Спартак именно его тема, хотя сам Хачатурян отказывался, опасаясь, что тема для него чуждая - древний Рим.
«Очень много для создания музыки дало мне путешествие по Италии», - рассказывал композитор. Я изучал античные картины и скульптуры, видел сооружения древнего Рима, триумфальные арки, созданные руками рабов, видел казармы гладиаторов, Колизей... И еще я понял, что знакомая всем нам итальянская музыка не имеет ничего общего с эпохой Спартака, ведь события восстания проходили еще до нашей эры. Тогда римская империя была многонациональной и многоязычной. Это давало мне возможность чувствовать себя относительно свободно в выборе стиля. Я прочитал Плутарха, Аппиана и многие другие труды, запечатлевшие историю восстания под предводительством Спартака. Я узнал, что Красс был казнен в Армении и его голову преподнесли армянскому царю. Все это помогло мне в поисках стиля, интонаций, ритмических средств. Я думаю, писал Кабалевский, что никому из наших композиторов не удалось бы воплотить эту тему так, как это удалось Хачатуряну. Яркая динамичность событий, красочные, полные блеска и пышности картины Рима, огромная жизненная сила народного движения – всё это как нельзя больше отвечает индивидуальности Арама Хачатуряна. За музыку к балету «Гаянэ» Арам Хачатурян был удостоен сталинской премии 1 степени. За балет «Спартак» Хачатурян получил Ленинскую премию. Произведения Хачатуряна пользуются популярностью у всё новых поколений зрителей и по праву вошли в музыкально-хореографическую классику 20 века.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
13PAGE 15
13PAGE 14115