Разработка технологической карты урока по музыке на тему Музыкальный портрет
технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: .Казакевич Н.В.Предмет: Музыка, Изобразительное искусствоКласс:5 АТип урока: Интегрированный урок решения частных задач с применением открытого способа действия
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организационный момент Прослушивание аккорда Игра трезвучия на ф-но Прослушать трезвучие до полного «угасания» звука Мобилизация внимания Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
2.Ребус на тему урока
Разгадывают ребус Демонстрация слайда с ребусом Разгадать слова, зашифрованные в ребусе Воспринимать и анализировать знаково-символические образы Логические универсльные действия: логическая цепь рассуждений, доказательство. Коммуникативные: совместный поиск решения задачи.
2.Изучение нового материала Слушают, рассматривают, отвечают на вопросы, заполняют, оценивают. Демонстрация картины, чтение стихотворения и воспроизведения музыки. Демонстрация слайда. Слушать, рассмотреть картину, отвечать на вопросы, заполнить индивидуально-оценочную карту урока. Опыт восприятия произведения искусства, умение различать различные виды искусств; развитие визуальных представлений Познание мира через визуальный художественный образ
3.Целеполагание Самостоятельно формулируют свою цель на уроке Корректирует ошибки в постановке целей обучающимися Самостоятельно ставить для себя цель на уроке Воспринимать и анализировать смысл, познание мира аудиовизуальный, художественный образ Регулятивные: умение поставить перед собою цель
3.Задание: Назвать виды искусства
Заполнение детьми индивид. Оценочной карты. Уч-ся
Слушают, угадывают,пишут ответ.
Направляет, корректирует Ответить на вопрос: какие виды искусства помогут сделать рассказ? Определение видов искусства Логические универсльные действия:
4. Актуализация темы Отвечают на вопросы Помогает обучающимся раскрыть значимость темы Объяснить, для чего художники создают портреты? Формулирование значимости темы Логические универсльные действия: логическая цепь рассуждений( в выборе улыбки), доказательство,
Личностные: самоопределение –почему тема актуальна
5. учитель Слушают Создают проблемную ситуацию Нацелиться на решение проблемы Умение организовать внимание Познавательные
6.7.8 Определение видов искусства Рассматривают портрет, слущают стихотворение и музыку, заполняют оценочную карту. Эмоциональная и выразительная декламация Ответить на проблемные вопросы. Развивают умения анализировать, логически мыслить, эмоционально отзываться на худ.образыЛичностные: эстетическое оценивание
9. Работа над понятием «Внутреннее содержание портрета на примере картины «Джоконда»
Выделяют из группы слов значимые слова для выявления характера портрета. Наблюдает, поддерживает инициативу. Составить представление о внутреннем мире человека, анализируя черты лица. Закрепляют умение воспринимать и анализировать Логические универсльные действия: логическая цепь рассуждений, доказательство.
Личностные: умение выделить нравственный аспект произвед., определить характер портрета.
10. Вывод
Обобщение.
Приходят к выводу о внутреннем содержании портрета Побуждает об-ся к обобщению по портрету «Джоконда» Сделать обобщение по характеру портретируемого Воспринимают и анализируют художественный образ произведения
Формируют представление о том, что портрет отражает внутренний мир человека Дают оценку художественному произведению
Регулятивные.
11. Работа с домашним заданием
Анализирую т дом. портрет, заполняют инд.оцен. карту(ИОК)
(2-3 чел) Контролирует оценочную деятельность. Руководит заполнением ИОК. Определить характер человека на домашнем портрете. Закрепляют умение воспринимать и анализировать Познавательные: (умение строить высказывание,
Коммуникативные: высказывать свои мысли.
Метапредметныерез-ты: продуктивно сотрудничают со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи.
12.Понятие «Муз. Портрет и его актуализация
Отвечают на проблемный вопрос Руководит познавательной деятельностью обучающихся, формулирует проблему Определить, зачем композитор создаёт музыкальный портрет? Продолжение формирования представления о понятии «Муз. Портрет» Познавательные: Опора на ранее полученные знания;
Логические УУД:рассуждение, доказательство
13. Слушание песни ВарлаамаМ.П.Мусоргского с условным делением на группы Слушают муз.фрагментВоспроизводят образ средствами 3-х различных искусств Выполнение задания в индивидуальных картах Обеспечивает прослушивание муз.фрагмента Слушать, представить и описать портрет средствами художника, писателя, композитора
(Формирование образа) Формируют интерес к музыке рус. Композитора
Развивают навыки слушателя.
Приобщение к «золотому фонду русской муз.культуры Наблюдение за развитием музыкального образа
Личностные: получают опыт восприятия произведения искусства, как основы формирования коммуникативных умений
14.
Рефлексия выставление отметок).
через прослушивание муз. фрагмента Воссоздают образ средствами разных искусств. Самооценка. Побуждает сделать вывод и самооценку Сделать вывод о том, ЧТО? может передать музыка в муз.портрете
(Музыка, наряду с другими видами искусства с помощью своих выразительных средств может передавать характер человека.)
Формируют представление о том, что
Музыка, наряду с другими видами искусства с помощью своих выразительных средств может передавать характер человека.
Регулятивные: оценка;
Познавательные: рефлексия
14. (Просмотр видеоотрывка с целью подтвердить свои слуховые образные предположения
просмотр и прослушивание видеофрагмента Обеспечивает просмотр и прослушивание видеофрагмента Сравнительный анализ: Совпало ли видения детей при прослушивании музыкального фрагмента , с образом героя в фильме – опере? Обогащение зрительно –слуховых ассоциаций, развитие аудио-визуальных каналов восприятия Логические УД: анализ муз.Примеров, синтез (соединение зрительных и слуховых ассоциаций)
15. 16.
Демонстрация картины «Протодьякон» И.Е.Репина
Просматривают и составляют описание характера Обеспечивает просмотр портрета И.Е.Репина «Протодьякон», Рассмотреть картину И.Е.Репина «Протодьякон»,и описать представление о характере человека, анализируя черты лица и внешность Приобретение опыта восприятия произведения искусства, развитие визуальных каналов восприятия Универсальные УД: Познание мира через визуальный художественный образ
17. Сравнительный анализ
Анализируют, сравнивают ДИАЛОГ УЧИТЕЛЕЙ,
Сравнить средства музыкальной и художественной выразительности в обрисовке характера героя портрета Восприятие и анализ средств выразительности Личностные УУД: Нравственно-эстетическое оценивание
18. Вывод
Делают вывод Побуждает сделать вывод Сделать вывод о том, что
Музыка, наряду с другими видами искусства с помощью своих выразительных средств может передавать характер человека.)
Формируют представление о том, что
Музыка, наряду с другими видами искусства с помощью своих выразительных средств может передавать характер человека. Развитие познавательной деятельности
Личностные УУД:Позитивная самооценка своих познавательных, аналитических возможностей
18. Духовный аспект 2-х видов искусства Прослушивание Рассказ о морально-эстетических нормах определённой группы людей. Организация внимания Умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства Личностные: нравственно-эстетическое оценивание
19. Валеопауза«Порисуем цифры»
Выполнение игровых движений под музыку Побуждение к выполнению игровых движений под музыку «Нарисовать» цифры от1-10:
Кистью рук
Носом
Плечами Развиваются чувство ритма, координация движений, муз.слух Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция20. Творческое задание
составляют музыкальный портрет одноклассника, используя знакомые средства выразительности. Побуждает к составлению музыкального портрета одноклассника, используя знакомые средства выразительности.и инструктирует об-ся. составить музыкальный портрет одноклассника, используя знакомые средства выразительности. Творческое применение и закрепление понятий: Ср-ва муз.выразительности на примере составления портрета одноклассника Логическая цепь рассуждений: характер – муз.средства выразительности.
21. Рефлексия
Сегодня я узнал…
(Спомощью каких средств и способов действия добивались….)
Ответы на вопросы Наводящие вопросы Оценить свою деятельность на уроке Контроль восприятия учебного материала урока Регулятивное: Самооценка Рефлексия способов действия
22. Д|з Записывают в дневники Объясняет Найти музыкальный портрет сказочного героя Осваивать основы образного языка музык.искусстваПознавательные УУД (поиск информации)
23.Выставление итоговых отметок – себе, учителю Заполняют Инд. Оцен. Карты Инструктаж по заполнению Инд. Оцен. Карты Выставить оценку за свою деятельность на уроке и оценить деятельность учителя Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. Общеучебные универсальные действия: контроль и оценка процесса
24.Слайд 8 Благодарность за работу на уроке Эмоциональная сфера Личностные:
нравственно-эстетическое оценивание
Технологическая карта с методической структурой урока
Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач
Дидактическая структура урока Методы
обучения Форма
деятельности Методические
приемы и их
содержание Средства
обучения Способы
организации
деятельности Организационный момент Словесный, п.1
Фронтальная.
парная Слушание угасающих звуков(аккорда)-для мобилизации внимания Игра на ф-но Звучание инструмента Систематичность. Мобилизация внимания детей
Сообщение нового материала Словесный, п.5
Наглядный, п.5
Эвристический (поисковый), п.2,6,14.
Интерактивный:п.2,10, 14
Приращения: 9, 14
Когнитивный(нахождение аналогов: п.14;
Фронтальная, групповая Рассказ, демонстрация Проектор,экран, ноутбук Мобилизация внимания каналов восприятия на просмотр и слушание Доступность, научность (Википедия)
Ученики слушают, смотрят, воспринимают музыкально-художественный образ
Актуализация знаний Словесный
Эвристический (поисковый): п.3, 12.
Проблеммный, п.3, 12
Фронтальная, индивидуальная, п.3, 5 Проблеммный вопрос, беседа Речь учителя Голос Рассуждения, ответы на вопросы
Принцип сознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоенияДомашнее задание Словесный
Наглядный 8, 19
Эвристический (поисковый):, п.8, 19 Фронтальная, индивидуальная, п.8 Опережающее Дом.задание Магнитная доска, маркер Сообщение, запись на доске Посильность
Наличие портретов
Закрепление изученного материала Словесный
Репродуктивный: п.7
Ретроспективы: п.9 Фронтальная,
индивидуальная Опрос,выборочная проверка усвоенных знаний Речь,
ИКТ Приглашение обучающихся на сцену для сообщения вариантов ответов Осознанность в восприятии учебного материала
Подведение итогов Словесный индивидуальная
Выполнение действий с ИОК ученика) ИОК Индивидуально, на рабочем Принцип индивидуального подхода к учащимся
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент) Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением) Учитель Ученики Время
Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Организационный момент Фортепиано 0,5 мин.
2.Ребус на угадывание темы Компьютер,экранКонспект Презентация 2 мин
Целеполагание уч-ся
Цель учителя3. Актуализация Конспект Инд.оцен.карты4 мин.
4. Задание. (виды иск –ва) Компьютер, экран Инд.оцен.картыПрезентация 3 мин
5.Демонстрация картины Компьютер, экран Презентация 2 ин
Заполнение детьми индивид. Оценочной карты. Уч-ся Инд.оцен.карты1 мин
6. Работа над понятием «Внутреннее содержание портрета на примере картины «Джоконда» Компьютер, экран Презентация 2 мин
7. Вывод
Обобщение. 1 мин
8. Проверка Д/з, заполнение Инд. Оцен. карты. Инд. оцен. карты.Иллюстрации. 2 мин
9.Понятие «Муз. Портрет Компьютер, экран Презентация 2 мин
10. Слушание песни ВарлаамаМ.П.Мусоргскогос делением на группы.Выполнение задания в индивидуальных картах Компьютер Конспект Инд.оцен.карты1 мин
11. Рефлексия (выставление отметок).
Просмотр видеоотрывкаКомпьютер, экран Презентация Инд.оцен.карты1 мин
12. Вывод (ученики)
Актуализация 13. Т.Е.
Демонстрация картины «Протодьякон» И.Е.Репина 14. Сравнительный анализ 15. Вывод 16. Духовный аспект 2-х видов искусства
17. Валеопауза18. Творческое задание Н.В.
Дать определение понятию «Муз.портрет» ученики
ИТОГ
19. Рефлексия, д/з
20.Выставление итоговых отметок – себе, учителю