Конспект урока по музыке по теме: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»
Урок музыки. 5 класс.
Тема: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»
Цель: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные
развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;
углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки - “Песня Варлаама” М.Мусоргского и изобразительного искусства - картины И.Репина “Протодьякон”;
выработка умения раскрыть свойства “живописной музыки” благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);
Метапредметные
А) регулятивные
владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.
Б) познавательные
выявлять выразительные возможности музыки.
обнаруживать общность музыки и других видов искусств
усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной деятельности.
В) коммуникативные
передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
исполнять песни с группой одноклассников.
Личностные
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении, при слушании музыкальных произведений.
уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
понимать жизненное содержание музыкального произведения.
Конспект урока
Учитель (ФИО)
Сухорукова Ольга Петровна
Предмет
Музыка
Класс
5
Тема:
«Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»
Целевые установки:
предметные: выработка умения раскрыть свойства “живописной музыки” благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);
метапредметные: обнаруживать общность музыки и других видов искусств
личностные: уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Оснащение урока (материалы к уроку)
компьютер, мультимедиапроектор, презентация, музыкальные записи, учебник “ Музыка”(Т. И. Науменко, В. В. Алев) для 5 класса.
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:
- подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую хочет достигнуть учитель:
- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- помочь принять правильную рабочую позу;
Музыкальное приветствие учителя и учащихся.
-Сядьте правильно.
- Молодцы! Начинаем наш урок!
Дети приветствуют учителя.
Сели правильно. Спина прямая, ровная.
2
Вхожде-ние в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Коммуникатив-ные УУД:
- умение слушать и размышлять.
Личностные УУД:
- формирование интереса к музыкальным занятиям.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
“Как сходна музыка с человеком!
У нее человеческое лицо в моменты,
когда ее вдруг увидишь воочию”
А.Сууман.
-Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это?
3
Определение темы урока и постановка учебной задачи.
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Мы сегодня поговорим о необычном портрете, а о музыкальный . Может ли музыка выразить характер человека?
На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.
О портрете.
4.
Этап первичного закрепления
Познавательные УУД:
- знакомство с новым музыкальным произведением:
Регулятивные УУД:
- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
- умение сравнивать, видеть общее и различие;
- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.
Коммуникатив-ные УУД:
- умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.
Личностные УУД:
- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
- Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению
Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».
Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать благодаря выразительной интонации и воссоздать его в своем воображении.
Попробуем?!!
М. П.Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по произведению А.С.Пушкина.
Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.
Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы – Варлааму.
Послушаем сольный номер из оперы «Песня Варлаама». Попытайтесь составить словесный портрет этого персонажа. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер
Итак, что же у вас получилось.
Какие средства музыкальной выразительности помогли вам создать музыкальный портрет?
ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни.
Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.
А теперь,ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите.
Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонажа из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»
Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?
В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев”.
И в музыкальном и живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничьим норовом и разухабистым-кабацким размахом человека.
Человек грузный, достаточно высокий, грубый, пожилой, с бородой, одет в тёмные одежды.
Громкая динамика, широкие интонации, тембр- бас, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей, мелодия песни мечемтся по всем регистрам.
Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.
Варлаам подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Главное, что есть общего между ними - этонеобузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу. Такие люди тоже были на Руси.
5.
Вокаль-но-хоровая работа
Познавательные УУД:
- знакомство с мелодией и словами новой песни.
Коммуникатив-ные УУД:
- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;
- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.
Личностные УУД:
- формирование исполнительских навыков;
- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, интонацию.
Распевание.
Работа над песне «Песня о добром человеке»:
разучивание по фразам.
пение трудных мелодических оборотов.
работа над текстом.
Коллективно-исполнительская деятельность.
6.
Закрепление знаний
Цель для учащихся:
-уметь применять полученные знания на практике
Цель для учителя:
-выявить пробелы, коррекция
М.П. Мусоргского создает фортепианный цикл «Картинки с выставки». Пьесы написаны под впечатлением картин художника В. Гартмана.
Но это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.
И в музыке, и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.
Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».
Каков внутренний мир этого сказочного существа?
Что помогало нам это увидеть?
О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.
Гном одинок, слышны интонации страдания.
Угловатые, хромающие интонации, причудливые ритмы и скачки, уступают место нисходящему движению мелодии , слышится в этом боль и тоска ,совсем не сказочное, а живая, человеческая.
7.
Самостоятелная работа. Познавательные УУД:
- развитие умения осмысливать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
- осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;
- оценивание качества усвоения.
Коммуникатив-ные УУД:
- взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.
Личностные УУД:
- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.
А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу.
- Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»;
Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника.
Работа с тестом.
Самостоятельно оценивают свою работу.
8
Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Регулятивные УУД:
- осмысление своих действий и самооценка.
Коммуникативные УУД:
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- смыслообразование
Удалось ли решить поставленную задачу?
- Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»?
- А работу класса в целом?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.
9
Домашнее задание.
Познавательные УУД:
- поиск музыкальных произведений
Регулятивные УУД:
- целеполагание.
-Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).
Слушают домашнее задание.
15