Профилактика терроризма и экстремизма в школе


Профилактика терроризма и экстремизма в школе.
На сегодняшний день в российском обществе происходит трансформация системы ценностей, обусловленная процессами модернизации экономической, политической и культурной сфер. Все это затрагивает жизнь населения страны и приводит к осложнению уже имеющихся структурных связей. В связи с этим возникает напряженность между людьми различных наций, формируются различного рода оппозиционные группы, идущие к своей цели через терроризм и экстремизм. Приверженцы крайних мер и взглядов стремятся разжечь религиозную вражду. Подобное явление угрожает духовным и нравственным устоям общества, а также жизни людей.
Под экстремизмом мы понимаем приверженность некоторых групп, организаций или отдельных лиц к радикальным мерам, позициям и взглядам, касающимся общественной деятельности. Представители подобных объединений призывают: (на слайде) - к насильственному изменению существующего конституционного строя; - к нарушению целостности страны; - к возбуждению розни на фоне расовой, социальной и национальной неприязни; - к пропаганде и публичной демонстрации нацистской атрибутики и т. д.
Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Это сложное криминальное и социально-политическое явление, вызванное внешними и внутренними противоречиями развития общества. Это наиболее масштабная разновидность экстремизма. Она представляет собой идеологически обоснованное и политически мотивированное применение насилия. Причем к своей цели оно идет путем физического устранения людей.
Истоки экстремизма
Именно в общеобразовательном учреждении ребенок, как правило, впервые сталкивается с представителями других национальностей, имеющих отличную от привычной для него культуру, веру, взгляды на жизнь и внешность. Поэтому и должна проводиться профилактика терроризма и экстремизма в школе, ведь это общеобразовательное учреждение является своеобразной «горячей точкой» для возникновения агрессии. Несмотря на разницу во внешности и жизненных устоях, все должны пользоваться одинаковыми правами. В этом и будет состоять работа по профилактике терроризма, основывающаяся на:
- активности учащихся и их стимулировании к самовоспитанию;
- сознательном поведении молодежи;
- принципе адекватности.
Немаловажной задачей современной школы является формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это и будет прекрасная профилактика терроризма.
Дети, проявляющие толерантность, признают то, что все люди различны по своему внешнему виду и интересам, положению и ценностям. При этом каждый имеет право жить на нашей планете, сохранив индивидуальность.
Роль учителя
Формирование у учащихся чувства толерантности является длительным и сложным процессом. На начальном этапе данного процесса учитель должен обеспечить эмоциональный комфорт детям. Кроме того, он обязан привить школьникам способность к критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству. В общеобразовательной среде непременно должен идти процесс формирования толерантного отношения между учителем и учеником. Причем педагог обязан выстраивать свои отношения со школьниками как на уроках, так и вне класса. При этом каждый ребенок должен быть признан им как значимая и ценная личность.
Военно-патриотическое воспитание.
Существует несколько направлений, которые оказывают значительное влияние на формирование толерантности в молодежной среде. При этом осуществляется профилактика терроризма в образовательных учреждениях. Одним из таких направлений является организация встреч с ветеранами как Великой Отечественной, так и локальных войн. Кроме того, в подобную работу может входить: - сбор реликвий и документов о героизме и мужестве защитников Родины; - запись воспоминаний ветеранов; - адресная помощь инвалидам, участникам боевых действий, а также семьям погибших воинов; - работа с архивными данными по уточнению судеб военнослужащих, принимавших участие в войне 1941-45 гг. и т. д.
План мероприятия «Профилактика терроризма» должен включать в себя не только единичные, но и долгосрочные акции: - декады, недели и месячники боевой славы; - героико-патриотические акции; - сбор рассказов о ветеранах тыла и фронта с передачей материалов для публикации в средства массовой информации.
Профилактика терроризма в школе предусматривает и организацию празднований Дня Победы. Осуществляются: - акции под девизами «Я горжусь! Я помню», «Георгиевская ленточка» и т. д.;
Воспитание будущих защитников.
Поддержка национальных культур
Школьный план «Профилактика экстремизма и терроризма» включает в себя многие мероприятия. В их числе - организация разъяснительной работы по поддержке различных национальных культур. Весьма действенны подобные мероприятия в тех регионах, где живут различные национальные группы.
Игровая форма воспитания
В чем еще заключается профилактика терроризма? Для устранения предпосылок к агрессии, жестокости и национальной вражде в общеобразовательных учреждениях широко используются игры. Организаторами игр для младших школьников могут стать старшеклассники. Для более взрослых детей такое участие будет прекрасным опытом в приобретении практических навыков и умений, а также в закреплении уже полученных знаний. В этом плане великолепно зарекомендовали себя народные игры ТРЕТИЙ ЧАС ФИЗКУЛЬТУРЫ. Они являются одним из основных средств, способствующих воспитанию культуры общения между нациями.
Проведение различных мероприятий. Национальные культуры. В рамках темы профилактики терроризма может быть осуществлено: - заочное или очное путешествие по истории родного края; - знакомство с народными умельцами и другими интересными людьми; - проведение конкурсов юных талантов. Профилактика терроризма будет наиболее действенной при занятии с детьми поисковой работой, проведении различных актов милосердия и прочих добрых дел. Содержание данной работы можно дифференцировать по возрасту учащихся. Так, первоклашки посещают театры и музеи, а также знакомятся с фольклором( праздники со сказочными героями). При переходе в следующий класс дети изучают творчество национальных писателей и поэтов. Также во втором классе организуются разнообразные занятия и игры. Школьники вовлекаются в поисковую работу и знакомятся с историей своей малой родины. Такие мероприятия проводятся на всем этапе начальной школы.
Духовное воспитание. Согласно действующей Конституции, Россия является светским государством. Это говорит о том, что никакая религия в нашей стране не устанавливается в качестве обязательной или государственной. Педагог должен понимать, что есть отдельные объединения, которые не должны заслуживать к себе толерантного отношения. Речь идет о некоторых религиозных культурах, имеющих экстремистскую направленность. Это, например, «Свидетели Иеговы» и «Дети бога». Деятельность подобных организаций оказывает негативное влияние на молодежь, семью и детей.
Для профилактики агрессии и жестокости детям нужно рассказывать о разных вероисповеданиях (ОРКСЭ). Ребенок должен самостоятельно остановить свой выбор на той или иной религии или отказаться от всех ее разновидностей. Только в таком случае у школьника выработается доброжелательное отношение к любому мировоззренческому подходу. При этом необходимо, чтобы чужая вера преподносилась в качестве мировоззрения, находящегося в основе той или иной национальной культуры.
Представляю вашему вниманию формы работы с учащимися по профилактике терроризма и экстремизма.
Примерная тематика классных часов.
Примерная тематика родительских собраний.