Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО зам.директора директор гимназии
Протокол № 1 «____» августа 2013г.
от «26 » августа 2013г. от «___» августа 2013г.
________ Е. О. Иванова _________Г.Н. Игошева ________Н.Д. Волошин







Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
по физике для 8 класса
на 2013 -2014 учебный год












Автор-составитель: Мальцева Марина Викторовна, 1 квалификационная категория



















2013

Пояснительная записка

Рабочая  программа   по   физике   для основного общего образования ориентирована на учащихся  8 «б» класса и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике и примерной программы основного общего образования, авторской программы Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской.
Рабочая  программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество контрольных и лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 8 классах из расчета 2 учебных часа в неделю.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования  по  физике,  утвержденный МО РФ от 05.03.2004 за №1089;
ФЗ- №273 от 29.12.2012 г. « Об образовании в Российской Федерации»;
Образовательная программа МАОУ «Гимназия».
Учебный план МАОУ «Гимназия» на 2013-2014 учебный год.
Устав МАОУ «Гимназия» п.85
Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7 -11  классы. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов -3 –е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010

Учебно-методические комплекты:
При реализации рабочей программы используется МК:
основной учебник - Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – 5-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009, входящий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Минобразования РФ № 2080 от 24.12.2010 г. ( №1255)
для закрепления материал и домашнего задания используется
рабочая тетрадь - Физика. 8 класс: рабочая тетрадь/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.-5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010
задачник: В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.-14-е изд., М.: Просвещение, 2001.

Общая характеристика учебного предмета
В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления материала учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися при изучении естествознания.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно - кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 8 классе учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми).

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, часть которых учащиеся выполняют дома.
При преподавании применяются следующие формы и виды обучения:
а) урок изучения нового материала
Виды: урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма
б) уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
Виды: урок самостоятельных работ, урок лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.
в) урок обобщения и систематизации
Виды: урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, урок-диспут, урок- ролевая игра.
г) уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков
Виды: устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, контрольная (самостоятельная) работа, урок-соревнование.
д) комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.




















СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 часов)
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и
размеры молекул. Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие частиц вещества.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение с точки зрения
молекулярно-кинетических представлений. Способы измерения массы и размеров молекул.
Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна. Смачивание. Капиллярность.
Раздел 2. Механические свойства жидкостей и газов (13 часов)
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. Манометры. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Изменение атмосферного давления с высотой. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторные работы
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условия плавания тел.
Раздел 3. Тепловые явления (13 часов)
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики. Представление о необратимости тепловых процессов.
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей. Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.
Лабораторные работы
3. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
4. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества ( 6 часов)
Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (6 часов)
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от
температуры (качественно). Применение газов в технике. Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды. Тепловое расширение твердых тел (качественно). Модель идеального газа. Законы БойляМариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон. Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.
Лабораторные работы
5. Изучение зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре.
Раздел 6. Электрические явления (6 часов)
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Электроскоп, его устройство и
принцип действия. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин. Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе. Электростатическая индукция. Закон Кулона.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Раздел 7. Электрический ток и его действия (19 часов)
Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках. Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока. Напряжение. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон ДжоуляЛенца. Счетчик электрической энергии. Использование электрической энергии в быту, природе и
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Лабораторные работы
6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в цепи.
7. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
8. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
9. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
10.Изучение последовательного соединения проводников.
11.Изучение параллельного соединения проводников.
12.Измерение работы и мощности электрического тока.

Наименование разделов и тем
Общее количество аудиторных часов обучения



в том числе


Всего
часов
теория
практика
контроль

1
3
4
5
6

Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества
5
5



Развитие взглядов на строение вещества

1



Диффузия.

1



Взаимодействие молекул

1



Смачивание. Капиллярные явления.

1



Строение газов, жидкостей и твердых тел

1



Раздел 2.Механические свойства жидкостей, газов, твердых тел.
13
8
4
1

Давление жидкостей и газов

1



Давление в жидкости и в газе

1



Сообщающиеся сосуды

1



Гидравлическая машина и пресс

1



Атмосферное давление

1



Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

1



Лабораторная работа № 1: «Измерение выталкивающей силы».


1


Лабораторная работа № 2: «Изучение условий плавания тел».


1


Решение задач по теме: Механические свойства жидкостей, газов, твердых тел.


1


Повторение по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»


1


Контрольная работа №1 по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»



1

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела

1



Деформация твёрдых тел. Виды деформации.

1



Раздел 3. Тепловые явления
13
8
4
1

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура

1



Внутренняя энергия и способы ее изменения.

1



Теплопроводность

1



Конвекция и излучение

1



Количество теплоты.

1



Уравнение теплового баланса.

1




Лабораторная работа №3: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»


1


Лабораторная работа №4: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»


1


Энергия топлива

1



Первый закон термодинамики.

1



Решение задач


1


Повторение темы: «Тепловые явления»


1


Контрольная работа №2 по теме: «Тепловые явления»



1

Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества
6
4
1
1

Плавление и отвердевание тел.

1



Испарение и конденсация.

1



Кипение.

1



Влажность воздуха

1



Повторение темы: «Изменение агрегатных состояний вещества»


1


Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»



1

Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
6
3
2
1

Связь между давлением и объемом газа, объемом и температурой газа, давлением и температурой газа

1



Лабораторная работа №5 : «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре»


1


Объединенный газовый закон.

1



Тепловое расширение тел и жидкостей

1



Повторение темы: «Тепловые свойства тел»


1


Контрольная работа №4: «Тепловые свойства тел»



1

Раздел 6. Электрические явления
6
5
1


Взаимодействие заряженных тел.

1



Электризация тел.

1



Строение атома

1



Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1



Закон Кулона. Электрическое поле.

1



Обобщающее занятие по теме:«Электрические явления»


1


Раздел 7. Электрический ток
19
10
8
1

Электрический ток. Источники тока.

1



Действия электрического тока

1



Электрическая цепь и ее составные части

1



Сила тока

1



Лабораторная работа №6: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»


1


Электрическое напряжение. Вольтметр

1



Лабораторная работа №7: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»


1


Электрическое сопротивление.

1



Лабораторная работа №8: «Измерение сопротивления амперметром и вольтметром»


1


Лабораторная работа №9: «Регулирование силы тока реостатом»


1


Закон Ома для участка электрической цепи.

1



Последовательное и параллельное соединения проводников.

1



Лабораторная работа №10: «Изучение параллельного соединения проводников»


1


Лабораторная работа №1: «Изучение последовательного соединения проводников»


1


Работа и мощность тока

1



Лабораторная работа №12: «Измерение работы и мощности тока в лампе»


1


Закон Джоуля- Ленца

1



Повторение темы: «Электрический ток»


1


Контрольная работа №5 по теме: «Электрический ток»



1

Всего:
68
43
20
5





















№ урока
Тема урока
Тип урока
Дата проведения

Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
обучающихся



Демонстрация
Домашнее задание




план.
факт.





Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 часов)

1
Развитие взглядов на строение вещества
Урок изучения новых знаний
3.09

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул
Знать: методы изучения физических явлений; исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества; определение молекулы, атома; порядок размеров и массы молекул.
уметь: приводить примеры; объяснять результаты опытов, доказывающих существование молекул и наличие промежутков между ними; примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема.

§ 1–3
Задание 1,2


2
Диффузия.
Урок изучения новых знаний
6.09

Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела.
Знать: определение, единицы измерения; обозначение температуры; определение диффузии.
уметь: приводить примеры явлений; объяснять результаты опытов, подтверждающих движение молекул; описывать явление диффузии; пояснять разницу протекания диффузии при различных температурах и в различных агрегатных состояниях.

§ 4, 5
Задание 3

3
Взаимодействие молекул
Урок изучения новых знаний
10.09

Взаимодействие частиц вещества
Знать: характер взаимодействия молекул
уметь: приводить примеры опытов и явлений, подтверждающих взаимодействие молекул; описывать взаимодействие молекул

§ 6
Задание 4.

4
Смачивание. Капиллярные явления.
Комбини-
рованный
13.09

Смачивание. Капиллярные явления.
Уметь: приводить примеры опытов и явлений, в которых наблюдается явление смачивания и капиллярности; описывать и объяснять явления смачивания и капиллярности

§ 7
Задание 5.

5
Строение газов, жидкостей и твердых тел
Урок изучения новых знаний
17.09

Модели твердого, жидкого и газообразного состояния вещества и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетических представлений
Знать: характер движения, взаимодействия и расположение молекул веществ в различных агрегатных состояниях
уметь: формулировать основные положения о строении вещества, применять их для объяснения сжимаемости (несжимаемости), сохранения (несохранения) формы и объема газов, жидкостей и твердых тел.

§ 8
Задание 6 (1,2)

Раздел 2. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел. (13 часов)

6
Давление жидкостей и газов
Урок изучения новых знаний
21.09

Давление жидкостей и газов. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений.
Знать: определение давления, плотности, силы, их обозначение и единицы измерения; причину давления газа; зависимость давления от температуры, плотности; формулировку закона Паскаля.
уметь: описывать явление давления газа и объяснять особенности передачи давления жидкостями и газами на основе положений о строении вещества; приводить примеры, иллюстрирующие закон Паскаля.

§ 9
Задание 7

7
Давление в жидкости и в газе
Комбини-
рованный
24.09

Давление внутри жидкости
Знать: причину давления жидкости; зависимость давления жидкости от высоты столба и плотности
уметь: описывать явление давления жидкости; приводить примеры опытов, доказывающих зависимость давления от высоты столба и плотности; объяснять независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления; производить расчет давления жидкости, находить высоту столба жидкости, плотность жидкости и силу давления на твердую поверхность.

§ 10
Задание 8 (1–4)

8
Сообщающиеся сосуды
Комбини-
рованный
28.09

Сообщающиеся сосуды
Знать: устройство сообщающихся сосудов.
уметь: приводить примеры сообщающихся сосудов, их применения в быту и технических устройствах; объяснять закон сообщающихся сосудов

§ 11
Задание 9
[Л] № 515, 516, 518, 522

9
Гидравлическая машина и пресс
Комбини-
рованный
1.10

Гидравлические машины. Манометры.
Знать: принцип действия манометра; устройство гидравлической машины.
уметь: объяснять принцип действия гидравлической машины и гидравлического пресса; применять формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины и их площадью к решению задач.

§ 12
Задание 10

10
Атмосферное давление
Комбини-
рованный
8.10

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы.
Знать: о существовании атмосферного давления, причину атмосферного давления; устройство и принцип действия барометра, значение нормального давления.
уметь: описывать опыт Торричелли; способы измерения атмосферного давления; рассчитывать атмосферное давление на различных высотах; измерять давление с помощью барометра-анероида.

§ 13, 14; Задание 11
(1-5,8)
[Л] № 496, 498
Задание 12

11
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
Комбини-
рованный
11.10

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.
Знать: причины возникновения выталкивающей силы.
уметь: описывать действие жидкости и газа на погруженное в них тело; изображать выталкивающую силу графически; формулировать закон Архимеда; рассчитывать силу Архимеда, плотность жидкости, объем тела по формуле

§ 15;
Задание 13 (1–4)
[Л] № 605–609

12
Лабораторная работа № 1: «Измерение выталкивающей силы».
Лабораторная работа
15.10

Закон Архимеда
Уметь: проводить эксперимент по обнаружению выталкивающей силы, выявлению зависимости Fа от Рж и VТ ; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности

[Л] № 625- 628

13
Лабораторная работа № 2: «Изучение условий плавания тел».
Лабораторная работа
18.10

Условия плавания тел.
Знать: условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.
уметь: проводить эксперимент по проверке условий плавания; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности

§ 16
Задание 14.
[Л] № 639–642

14
Решение задач по теме: Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел.
Практическое занятие
22.10

Закон Архимеда. Закон Паскаля
Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу расчета давления



15
Повторение по теме: «Механические свойства жидкостей
и газов»
Урок закрепления знаний
25.10

Механические свойства жидкостей и газов
Знать: закон Архимеда, условия плавания тел.
уметь: применять формулу расчета силы Архимеда и условия плавания тел

Задание 15.
[Л] № 501, 527, 531, 643, 646

16
Контрольная работа №1 по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»
Урок контроля знаний
29.10

Механические свойства жидкостей и газов
Уметь: воспроизводить формулы и находить параметры , характеризующие механические свойства жидкостей и газов



17
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела
Урок изучения новых знаний
1.11

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела
Знать: различие в строении и свойствах кристаллических твердых тел и аморфных.
уметь: объяснять отличие кристаллических твердых тел от аморфных.


§ 17
Задание 16

18
Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Свойства твёрдых тел.
Комбини-
рованный
12.11

Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость.
Знать: определение деформации, упругой и пластической деформации.
уметь: распознавать различные виды деформации твердых тел; приводить примеры деформации, проявляющихся в природе и быту.

§ 18, 19, 20
Задание 17  (2,3),
Задание 18 (3)


Раздел 3. Тепловые явления ( 13 часов)

19
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура
Урок изучения новых знаний
15.11

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Знать: определение теплового равновесия, теплового движения, температуры; единицы измерения и обозначение температуры; устройство и принцип действия термометра
уметь: использовать при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы; приводить примеры тепловых явлений

§ 21, 22
Задание 21 (2)


20
Внутренняя энергия и способы ее изменения.
Урок изучения новых знаний
19.11

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи.
Знать: определение внутренней энергии, теплопередачи; единицы измерения и обозначение внутренней энергии; способы изменения внутренней энергии
Изменение энергии тела при совершении работы
§ 23, 24 Задание 23
(1-3)



21
Теплопроводность
Комбини-
рованный
22.11

Теплопроводность
Знать: определение теплопроводности.
уметь: приводить примеры теплопроводности; распознавать теплопроводность среди других видов теплопередачи; описывать и объяснять механизм передачи энергии данным способом.

§ 25


22
Конвекция и излучение
Комбини-
рованный
26.11

Конвекция. Излучение.
Знать: определение конвекции и излучения. уметь: приводить примеры конвекции и излучения; распознавать конвекцию и излучение среди других видов теплопередачи; описывать и объяснять механизм передачи энергии данными способами.
Конвекция в жидкости.
§ 26, 27
Задание 25 (5)
Задание 26 (5)

23
Количество теплоты.
Комбини-
рованный
29.11

Удельная теплоемкость вещества.
Знать: определение количества теплоты, удельной теплоемкости; единицу измерения и обозначение количества теплоты и удельной теплоемкости; формулу для расчета количество теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
уметь: пользоваться справочным материалом для нахождения удельной теплоемкости тела
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
§ 28
задание 27 (1–3)

24
Уравнение теплового баланса.
Практическое занятие
3.12

Уравнение теплового баланса
Уметь: применять формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; уравнение теплового баланса для решения задач.

§ 29
[Л] № 1015- 1019

25
Лабораторная работа №3:
«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа
6.12

Методы сравнения количества теплоты при смешивании воды разной температуры
Знать: устройство и принцип работы калориметра.
уметь: проводить наблюдения процесса теплопередачи; измерять температуру горячей и холодной воды; рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания воды и выделяемое ею при охлаждении; объяснять причину неравенства этих количеств теплоты.

(Л) №1023


26
Лабораторная работа №4:
«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа
10.12

Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Уметь: работать с приборами; проводить наблюдения процесса теплопередачи; рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания воды и выделяемое ею при охлаждении; применять уравнение теплового баланса для определения удельной теплоемкости вещества.

(Л) №1024


27
Энергия топлива
Комбини-
рованный
14.12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.
Знать: определение удельной теплоты сгорания топлива; единицу измерения и формулу расчета энергии топлива.
уметь: объяснять процесс выделения энергии при сгорании топлива; пользоваться справочным материалом для определения удельной теплоты сгорания топлива; сравнивать значения удельной теплоты сгорания различных веществ; вычислять энергию, выделившуюся при сгорании топлива.

§ 30
Задание 29



28
Первый закон термодинамики.
Комбини-
рованный
17.12

Первый закон термодинамики. Представление о необратимости тепловых процессов.
Знать: формулировку и формулу первого закона термодинамики
уметь: описывать процесс изменения и превращения энергии в тепловых процессах.

§31
Задание 30 (4)


29
Решение задач по теме: Тепловые явления
Практическое занятие
21.12

Расчет количества теплоты
Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу расчета количества теплоты



30
Повторение темы: «Тепловые явления»
Урок закрепления знаний
24.12

Законы тепловых явлений.
Уметь: обобщать знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи, учитывать явления теплопроводности, конвекции, излучения при решении бытовых проблем.

Итоги 3 главы
(Л) №1041


31
Контрольная работа №2 по теме: «Тепловые явления»
Урок контроля знаний
28.12

Законы тепловых явлений.
Уметь: воспроизводить формулы и находить параметры , характеризующие тепловые явления



Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества ( 6 часов)



32
Плавление и отвердевание тел.
Урок изучения новых знаний
8.01

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления.
Знать: определения плавления, отвердевания, температуры плавления, удельной теплоты плавления; единицу измерения и физический смысл значения удельной теплоты плавления; формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления и выделяющегося при отвердевании.
уметь: пользоваться таблицей температур плавления веществ; объяснять процессы плавления и отвердевания веществ на основе МКТ; пользоваться таблицей удельной теплоты плавления; сравнивать удельную теплоту плавления различных веществ
Плавление и кристаллизация веществ.
§ 32
Задание 31(4, 7)


33
Испарение и конденсация.
Урок изучения новых знаний
10.01

Испарение и конденсация.
Насыщенный пар.
Знать: определения испарения, конденсации.
уметь: описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсация; называть факторы, влияющие на скорость испарения, объяснять их влияние.
Явление испарения.
§33
Задание 32 (5)


34
Кипение.
Комбиниро-ванный
14.01

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Удельная теплота парообразования.
Знать: определения кипения ,насыщенного пара, удельной теплоты парообразования, температуры кипения; единицу измерения и физический смысл удельной теплоты парообразования.
уметь: описывать и объяснять процесс кипения на основе МКТ; пользоваться таблицей температур кипения и таблицей удельной теплоты парообразования; сравнивать удельную теплоту парообразования различных веществ; определять характер тепловых процессов по графику изменения температуры со временем; применять формулу для расчета количества теплоты, необходимого для превращения в пар.
Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления.
§34
Задание 33 (4,5)


35
Влажность воздуха
Комбиниро-ванный
17.01

Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Знать: определение абсолютной и относительной влажности воздуха
уметь: использовать психрометр для измерения влажности воздуха; объяснять зависимость относительной влажности от температуры.
Измерение влажности воздуха психрометром
§35
Задание 34 (1)


36
Повторение темы: «Изменение
агрегатных состояний вещества»
Урок закрепления знаний
21.01

Основные величины, характеризующие агрегатные превращения вещества.
Уметь: работать с формулами расчета количества теплоты

Итоги 4 главы

37
Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
Урок контроля знаний
24.01

Методы измерения
количества теплоты
Уметь: воспроизводить формулы и находить количество теплоты



Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел ( 6 часов)

38
Связь между давлением и объемом газа, объемом и температурой газа, давлением и температурой газа
Комбиниро-ванный
28.01

Зависимость давления газа от объема. Зависимость объема газа от температуры. Зависимость давления газа от температуры
Знать: понятие идеального газа, изотермического, изобарного и изохорного процесса; формулировку закона Бойля- Мариотта, Гей- Люссака и Шарля
уметь: описывать опыты, устанавливающие закон Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля; объяснять законы на основе МКТ.

§36
Задание 35 (3,4)
§37
Задание 36 (1,2)
§38
Задание 37 (2)

39
Лабораторная работа №5 : «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре»
Лабораторная работа
31.01

Зависимость давления газа данной массы от объема при постоянной температуре
Уметь: работать с приборами; проводить наблюдения процесса изменения давления от изменения объема



40
Объединенный газовый закон.
Комбиниро-ванный
4.02

Связь между давлением, объемом и температурой газа.
Применение газов в технике.
Знать: смысл физического закона: уравнения Менделеева- Клапейрона

§39,40
Задание 38 (1)

41
Тепловое расширение тел и жидкостей
Комбиниро-ванный
7.02

Тепловое расширение тел и жидкостей. Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел. Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Знать: формулу линейного расширения твердых тел; определение теплового двигателя , основные части тепловых двигателей, виды тепловых двигателей
уметь: приводить примеры теплового расширения , проявляющихся в природе и технике; описывать устройство двигателя внутреннего сгорания, объяснять принцип его работы; приводить примеры экологических последствий работы двигателя внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанции

§41-46
Задание 39 (5)
Задание 40 (3)
Задание 41 (5 )



42
Повторение темы: «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел.»
Урок закрепления знаний
11.02

Основные величины, характеризующие состояния газов, жидкостей и твердых тел
Уметь: работать с формулами расчета, описывающими состояние газов, жидкостей и твердых тел

Итоги 5 главы
Задание 43 (3,4)

43
Контрольная работа №4: «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»
Урок контроля знаний
14.02

Основные величины, характеризующие состояния газов, жидкостей и твердых тел
Уметь: воспроизводить формулы, описывающие состояние газов, жидкостей и твердых тел



Раздел 6. Электрические явления ( 6 часов)

44
Взаимодействие заряженных тел.
Урок изучения новых знаний
25.02

Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.

Знать: определение электрического взаимодействия, электризации тел; называть виды зарядов.
уметь: описывать взаимодействие между зарядами; описывать и объяснять процесс электризации тел; объяснять устройство и принцип действия электроскопа
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа.
§47



45
Электризация тел.
Урок изучения новых знаний
28.02

Электризация тел. Электрический заряд. Делимость электрического заряда и его дискретность. Закон сохранения электрического заряда.
Знать: понятие электрического заряда, единицу измерения заряда.
уметь: объяснять природу электрического заряда

§48,50


46
Строение атома
Урок изучения новых знаний
4.03

Строение атомов. Электрон.

Знать: определение положительного и отрицательного иона.
уметь: описывать и объяснять модели строения простейших атомов, взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации на основе знаний о строении атома и атомного ядра.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
§49

47
Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники.
Урок изучения новых знаний
7.03

Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники.
Электризация через влияние
Знать: определения проводников и непроводников.
уметь: объяснять электрические особенности проводников и диэлектриков.
Проводники и диэлектрики в электрическом
поле.
§54-56


48
Закон Кулона.
Электрическое поле.
Комбиниро-ванный
11.03

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля и ее линии Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин
Знать: физический смысл закона Кулона; определение электрического поля, электрической силы, напряженности; свойства электрического поля.
уметь: применять формулу напряженности и закон Кулона для решения задач
Опыт Кулона
§51-53
Задание 48 (4 )




49
Повторение темы : «Электрические явления»
Урок закрепления знаний
14.03

Закон Кулона. Напряженность электрического поля.
Уметь: работать с формулами расчета напряженности электрического поля и силы взаимодействия электрических зарядов



Раздел 7. Электрический ток ( 19 часов)

50
Электрический ток. Источники тока.
Урок изучения новых знаний
18.03



Электрический ток. Источники постоянного тока: гальванические элементы и аккумуляторы. Условия возникновения тока.
Носители свободных зарядов в металлах, электролитах, газах
Знать: определение электрического тока;
условия возникновения тока.
уметь: описывать процесс протекания электрического тока в металле; объяснять превращение внутренней энергии в электрическую энергию в источниках тока.
Источники постоянного тока
§57-59
Задание 53 (4)

51
Действия электрического тока
Урок изучения новых знаний
21.03

Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Знать: действия электрического тока
уметь: объяснять явления, иллюстрирующие действия электрического тока.

§60
Задание 54 ( 1 )


52
Электрическая цепь и ее составные части
Урок изучения новых знаний
25.03

Электрическая цепь и ее составные части
Знать: составные части электрической цепи, их условные обозначения
уметь: чертить схемы электрических цепей
Составление электрической цепи.
§61
Задание 55


53
Сила тока
Комбини-
рованный
28.03

Сила тока. Единицы силы тока. Измерение силы тока. Амперметр.
Направление электрического тока
Знать: определение силы тока; единицу измерения силы тока, ее физический смысл, формулу для расчета; прибор для измерения силы тока, правила работы с прибором.
уметь: использовать амперметр для измерения силы тока; применять формулу для определения силы тока при решении задач
Амперметр
§62,63
Задание 56 (4,5)
Задание 57 ( 3 )


54
Лабораторная работа №6: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
Лабораторная работа
1.04

Методы измерения силы тока
Знать: способ подключения амперметра в электрическую цепь
уметь: собирать электрические цепи; пользоваться амперметром для определения силы тока в цепи; чертить схемы цепей; оценивать результаты наблюдений; применять формулу для расчета силы тока.

(Л) №1251,
1252,1256


55
Электрическое напряжение. Вольтметр
Комбини-
рованный
4.04

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Измерение напряжения. Вольтметр.
Знать: определение, единицу измерения и физический смысл напряжения.
уметь: использовать вольтметр для измерения напряжения; применять формулу для расчета напряжения в цепи.
Вольтметр
§64,65
Задание 59 ( 3 )
Задание 60 ( 4 )

56
Лабораторная работа №7: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа
6.04

Методы измерения напряжения
Знать: способ подключения вольтметра в электрическую цепь
уметь: собирать электрические цепи; работать с вольтметром для определения напряжения в цепи; чертить схемы электрических цепей; оценивать результаты измерений; применять формулу для расчета напряжения.

(Л) №1262,
1267,1272


57
Электрическое сопротивление.
Комбини-
рованный
15.04

Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Реостат.
Знать: определение сопротивления и удельного сопротивления, единицу их измерения; формулу расчета сопротивления.
уметь: объяснять причину возникновения сопротивления; применять формулу для расчета сопротивления.
Реостат
§66-68
Задание 62 (2,4)
Задание 63 (4,5)


58
Лабораторная работа №8: «Измерение сопротивления амперметром и вольтметром»
Лабораторная работа
18.04

Методы измерения сопротивления
Уметь: собирать электрическую цепь по рисунку; чертить схему электрической цепи; проводить измерения силы тока и напряжения, оценивать результаты измерений.



59
Лабораторная работа №9: «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа
22.04

Методы изменения сопротивления при помощи реостата
Уметь: собирать по рисунку электрическую цепь; чертить схему электрической цепи; проводить измерения силы тока и напряжения при изменении положения ползунка реостата, оценивать результаты измерений.



60
Закон Ома для участка электрической цепи.
Комбини-
рованный
25.04

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка электрической цепи.
Знать: формулировку и математическую запись закона Ома для участка цепи.
уметь: пользоваться формулой, выражающей закон Ома, для решения задач; определять и сравнивать сопротивления проводников по графику зависимости силы тока от напряжения

§69
Задание 65 (3)


61
Последовательное и параллельное соединения проводников.
Комбини-
рованный
29.04

Последовательное и параллельное соединения проводников.
Знать: законы соединения проводников
уметь: рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединениях проводников.

§71,72
Задание 67 ( 2 )
Задание 68 ( 3 )

62
Лабораторная работа №10: «Изучение параллельного соединения проводников»
Лабораторная работа
6.05

Методы измерения силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников
Знать: законы параллельного соединения проводников
уметь: собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности параллельного соединения проводников.



63
Лабораторная работа №1: «Изучение последовательного соединения проводников»
Лабораторная работа
8.05

Методы измерения силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников
Знать: законы последовательного соединения проводников
уметь: собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности последовательного соединения проводников.



64
Работа и мощность тока
Комбини-
рованный
13.05

Работа и мощность тока.
Обозначение, единицы измерения и формулы расчета работы и мощности тока.
Знать: определение, обозначение, единицы измерения и формулы расчета работы и мощности тока.


§73,74
Задание 69(4,5 )
Задание 70 (3,4 )

65
Лабораторная работа №12: «Измерение работы и мощности тока в лампе»
Лабораторная работа
15.05

Методы измерение работы и мощности тока в лампе с помощью амперметра и вольтметра
Уметь: собирать электрическую цепь по рисунку, измерять силу тока и напряжение, чертить схему электрической цепи, применять формулы для расчета работы и мощности тока, представлять результаты измерений с помощью таблиц.



66
Закон Джоуля- Ленца
Практическое занятие
20.05

Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля - Ленца. Лампа накаливания.
Знать: физический смысл закона Джоуля – Ленца и его математическую запись
Уметь: объяснять механизм нагревания проводника при прохождении по нему тока.

§75
Задание 71(4,5 )


67
Повторение темы: «Электрический ток»
Урок закрепления знаний
23.05

Методы измерения параметров электрической цепи

Уметь: воспроизводить и пользоваться формулами расчета параметров цепи

Подготовка
к контрольной работе

68
Контрольная работа №5 по теме: «Электрический ток»
Урок контроля знаний
27.05

Методы измерения параметров электрической цепи

Уметь: воспроизводить и пользоваться формулами расчета параметров электрической цепи





Список литературы


Для учащихся и преподавателя:
основной учебник - Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – 5-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009
рабочая тетрадь - Физика. 8 класс: рабочая тетрадь/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.-5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010
задачник: В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.-14-е изд., М.: Просвещение, 2001.
Материал для доп.чтения. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. Физики для 7 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Р.Д. Миньковой.- 3-е изд.- М.: Посвещение, 2000.
Дид. материал. Родина Н.А и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы: Дид. материал / Н.А. Родина, Е.М. Гутник.-2-еизд.- М.: Просвещение,1994

Для преподавателя:
Громов С.В. Физика. Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. - М.: Просвещение,1999
Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11 классы. / составит. Горлова Л.А. – М.: ВАКО, 2006
Кибардин О.Ф. Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 кл. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998

Электронные носители
Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
Материалы фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»










13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 915