Конспект занятия по обучению грамоте ЗВУК У
Тема: Звук У
Цель: Дать детям понятие о гласном звуке; уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук «у» в словах; выделять звук «у» из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику. Познакомить детей с графическим обозначение звука «у»; развивать фонематический слух, мышление, графические навыки.
Пособия: зеркала на каждого, графические наборы, картинка паровоза, картинки (удод, уха, удочка, уж, улитка, утка, утята), мяч, карточки с рисунками, цветные карандаши.Ход занятия:
1. Организационный моментЛ: Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: автобус, улитка, урна, улица, ухо, Артикуляционная гимнастика для губ.«Трубочка», «Поцелуй», «Хоботок» (вправо – влево)
Сообщение темы занятия, анализ артикуляции звука «у»Логопед выставляет картинку паровоза.
Л: Что это? Как гудит?
Д: У – У – У
Л: Сегодня мы будем изучать звук У.
Л: Посмотрите в зеркала и произнесите звук У. Что делают губы когда мы произносим звук У?
Д: вытягиваются в трубочку.
Л: воздушная струя выходит через «трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук «У» голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
Л: Гласные звуки будем обозначать красным кружочком.
Дети кладут перед собой красный кружок.
Упражнение в произношении звука «у»Хоровое, индивидуальное произнесение.
Произнесение звука У на длительном выдохе, на прерывистом выдохе.
Развитие фонематического слуха.
Л: паровоз приглашает нас в удивительное путешествие.
Дети имитируют руками движение паровоза.
Л: Станция «Сигнальная» Посигнальте мне красным кружком когда услышите звук У.
А, о, у, и, у....
Ух, ап, ос, ум, ко, пу...
Л: Посчитайте, сколько раз я произнесу звук У (за экраном):
У
У – У
У
У – У – У
У – У – А
О – У – А
Дети имитируют руками движение паровоза.
Выделение звука из состава слова в начале. Л: Станция «Озерная». Паровоз привез нас к озеру. Рассмотрите картинку.
Логопед называет слова: удод, уха, удочка, уж, улитка, утка, утята выделяя голосом звук «у», а дети находят соответствующую картинку, повторяют слово по образцу логопеда.
Л: Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук «у» стоит в начале слова. Обозначим его на схеме слова так.
Логопед показывает схему на доске.
7. Выделение звука из состава слова в конце. Игра на ковре с мячом.
Л: Станция «Действий». Я буду спрашивать а вы ответьте про себя.
Ты сидишь? – я сижу.
Ты идешь? - …
Ты пишешь? - …
Ты ждешь? - ….
Ты пляшешь? - …
Ты глядишь? – …
Ты бежишь? …
Ты кладешь? - ….
Ты учишь? - …
Ты плачешь? - …
Ты грустишь? – ….
Ты спешишь? - …
Ты плывешь? - …
Ты зовешь? - ….
Ты лежишь? - …
Ты ищешь? - …
Л: Где стоит звук У в словах которые вы говорили?
Д: в конце.
Дети передвигают красный кружок на схеме.
8. Выделение звука из состава слова в середине.
Л: Станция «Рисовайка» . У вас на столе листочки. На них нарисованы предметы. Найдите и раскрасьте только тот предмет в названии которого есть звук У.
Дети выполняют задание.
9. Итог занятия.
Л: Станция «Итоговая».
С каким звуком познакомились?
Какой это звук?
Почему?
Вспомните слова со звуком У.