Современная Политическая карта мира. Тема урока: Количество и группировка стран. Типология стран».
Тема: «Современная политическая карта мира».
Тема урока «Количество и группировка стран. Типология стран».
Учитель: Забаранкина Н.А.
Класс: 10 класс.
Цель:систематизация и углубление знаний обучающихся по теме «Политическая карта мира».
Задачи:
Образовательные:Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги. Изучить типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира. Формировать ключевые компетенции – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Развивающие: формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету география, логических приемов умственной деятельности, продолжить формирование умений самостоятельно работать с источниками географической информации, анализировать, обобщать и делать выводы, систематизировать и классифицировать материал; развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся.
Воспитательные: формировать самостоятельность, навыки учебного труда, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, повышение географической культуры обучающихся.
Структура урока:
План
Характеристика основных этапов формирования современной политической карты.
Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Типология и ее признаки.
Ход урока
IОрганизационный момент
IIИзучение нового материала
1.Формирование политической карты мира: 5этапов
1.Древний (до vв.н.э.) - возникновение и крушение первых государств.
2. Средневековый(V-XVIвв.)-возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии.
3. Новый (соответствует этапу новой истории; XVI-XIXвв.)-формирование колониальной империи.
4. Новейший (первая половина XXв.)-формирование социалистических стран, распад колониальной системы.
5. Современный, в нем три основных этапа:
Первый этап-возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (40-50-е годы XXв.).
Второй этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XXв.).
Третий этап-крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XXв.).
Вопросы:
1)Что дает человеку знание того, как формировалась современная политическая карта мира?
2) Почему различные исторические эпохи по-разному влияли на процесс формирования политической карты мира?
2. Количественные и качественные сдвиги на карте мира
Учитель географии. На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран. Естественно, что такое многообразие государств требует их подразделения на группы, т.е. классификации. Существует две группы критериев классификации стран мира: количественные (географические) и качественные (социально-экономические).
В основу типологии стран обычно полагаются важные качественные признаки, определяющие место любой страны на политической и экономической карте мира. Давайте подумаем: какие, по вашему мнению, качественные критерии могут использоваться в социально-экономической классификации стран?
Учащиеся. Предлагают качественные показатели классификации стран.
Учитель географии. Качественные признаки учитывают:
уровень социально-экономического развития стран;
политическую ориентацию государств;
включение в мировую экономику;
структурные особенности экономики стран;
развитие инфраструктуры хозяйства;
рыночные механизмы экономики.
В зависимости от этих признаков можно рассматривать три типологии стран мира: 1) социально-экономическую; 2) экономическую; 3) социальную.
Рассмотрим социально-экономическую типологию стран. Основным критерием при такой типологии служит душевой показатель валового внутреннего продукта. Перед вами находятся рабочие таблицы «Типология стран», найдите определение ВВП и выпишите его в тетрадь. В учебниках географии на с.10 даётся несколько иноеопределение этого же экономического показателя. Валовый внутренний продукт (ВВП) – это показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории страны за один год. Перед вами на столах лежат таблицы, найдите среди них таблицу «Страны мира с самым высоким и самым низким показателем ВВП из расчёта на душу населения (2000 г.)»
Все страны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] душевому показателю ВВП подразделяются на три группы: 1) экономически развитые; 2) развивающиеся; 3) страны с переходной экономикой.
Экономически развитые страны.
Эта группировка включает 60 стран мира, которые характеризуются высоким уровнем экономического и социального развития, высокими показателями ВВП на душу населения. Однако, страны этой группы отличаются неоднородностью, поэтому среди экономически развитых стран выделяют 3 подгруппы:
А) «Большая семёрка» - это лидеры Западного мира, обладающие наибольшими масштабами экономической и политической деятельности: 50% мирового промышленного производства, 25% мировой с/х продукции, душевым показателем ВВП 20-30 тыс. долл. США. К этой подгруппе относятся США, Канада, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония. Запишите в виде схемы, которые лежат перед вами, примеры этих стран.
Б) Менее крупные страны Европы – они характеризуются высокими душевыми показателями ВВП 20-30 тыс. долл. США, но их роль в политической и экономической жизни не столь велика, как у стран «большой семёрки». К этой подгруппе относятся, например, Швейцария, Австрия, Испания, Бельгия, Нидерланды и т.д. Запишите примеры этих стран в свои таблицы.
В) Страны переселенческого капитализма (внеевропейские страны) – относятся бывшие колонии-доминионы Британии: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Примеры этих стран запишите в виде схемы.
Развивающиеся страны.
В эту группу входят 150 государств, которые занимают более половины площади суши, в них сконцентрировано около 60% населения Земли. Это наиболее неоднородная, пёстрая группа стран. Общий признак этих государств – низкий душевой показатель ВВП. Среди развивающихся стран выделяют 4 подгрупп:
А) Ключевые страны – это лидеры среди развивающихся стран, на долю этих стран приходится около 70% промышленного потенциала развивающегося мира, они обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. Найдите на с. 12 три ключевые страны и запишите их в ЛСМ.
Б) Новые индустриальные страны – это страны в 80-90-е г.г. XX в. добились высоких показателей в экономическом развитии. Ранее их называли образно «пятёрка азиатских тигров». Используя учебник, выпишите примеры этих государств в тетрадь
В) Нефтеэкспортирующие страны – страны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой показатель ВВП достигает 10-20 тыс. долл. США. Примеры таких стран Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт, ОАЭ, Иран, Венесуэла. Запишите примеры этих стран.
Г) Страны, отстающие в своём развитии – самые бедные страны мира, душевой показатель ВВП в них ниже 300 долл. США. Эту группу составляют отсталые страны Африки, Азии и Латинской Америки: Афганистан, Бангладеш, Нигер, Чад, Никарагуа и др.
Страны с переходной экономикой.
Эту группу образуют бывшие социалистические страны, страны СНГ, КНР, Куба и др.
В последнее время рассматривается и новая, социальная типология стран мира, в основе которой лежит синтетический показатель уровня социально-экономического развития – ИЧР. На с. 11 учебника найдите три показателя, на основе которых определяется индекс человеческого развития: средняя ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, реальная величина средних доходов. Исходя из этих критериев, эксперты ООН подразделяют все страны мира на три группы:
1) страны с высоким уровнем ИЧР
2) со средним уровнем
3) с низким уровнем
Практическое задание: на основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь и заполните полнее схему ЛСМ:
А)семь самых больших по территории стран мира;
Б)десять стран мира с численностью населения свыше 100млн человек;
В)примеры полуостровных и островных стран, стран архипелагов;
Г)примеры внутриконтинентальных стран.
Учащиеся, используя предложенные источники информации, заполняют схему ЛСМ.
Учитель: проанализируйте перечень признаков классификации стран. Что вы замечаете?
Учащиеся: во всех типологиях присутствует такой признак как валовый внутренний продукт.
Учитель: мы рассмотрели с вами различные классификации стран [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] различным признакам. А какие критерии вы бы использовали, если бы составляли свою классификацию стран?
Учащиесяпредлагают свои критерии составления типологии стран мира.
III. Итоги урока.
Домашнее задание: Составить кроссворд «Страны мира».
15