Методические рекомендацию по преподаванию карачаевского языка по программе Обучение по программе интенсивного обучения карачаевскому языку для учащихся многонациональных школ КЧР, не владеющих родным языком (родной как иностранный)
Обучение по инновационной программе интенсивного обучения государственному (карачаевскому) языку КЧР для учащихся многонациональных школ, не владеющих родным языком
(родной как иностранный)
Современная социально-экономическая ситуация в России и вызванная ею потребность в модернизации образования ставят новые цели и задачи перед системой образования, в соответствии с ФГОС второго поколения пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения, уделяется большое внимание роли родных языков.
Как известно, национальное развитие и культура народов складываются посредством родного языка. При этом в городских школах, где обучаются дети разных национальностей, невозможно вести обучение, на каком-либо одном, родном языке. С учетом доминантности русской языковой среды в городах нашей республики в многонациональной школе весь учебно-воспитательный процесс, как правило, осуществляется на языке межнационального общения - русском языке, тогда как родной язык, язык этноса, язык на котором говорят родители многих учащихся изучается, подобно иностранному, как учебный предмет. И здесь следует признать, что поддерживать интерес к родному (второму) языку в условиях, где частично отсутствует языковая среда, становится всё труднее и труднее: общение в семье, на улице, в школе ведется на русском языке. И для того, чтобы интерес к изучению родного языка не пропал, а знания были более обширными и прочными, важно использование и применение инновационных средств и форм организации УВР.
Особенностью МОУ «Гимназия №9» как и любой другой городской школы является то, что дети самых разных национальностей находятся в тесном общении друг с другом: вместе играют, готовят уроки, принимают участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях, на которых знакомятся с культурой, обычаями, традициями своих друзей, одноклассников. Тем самым именно так закладываются основы дружбы, прочных дружеских отношений между детьми самых разных национальностей. А это так важно и ценно на современном этапе развития общества.
Начиная с 2008г. по настоящее время обучение родному языку в гимназии осуществляется параллельно по традиционной и инновационной программам. Учащимся, не владеющим или слабо владеющим родным (карачаевским) языком предоставлена возможность обучаться по инновационной программе «Интенсивное обучение государственному (карачаевскому языку) для учащихся многонациональных школ», утвержденной МО и науки КЧР. Соответственно, школа нового типа и организация учебного процесса по данной программе в ней призвана учить детей родному языку и литературе, приобщать их к родной культуре, дать им основные знания по истории их этноса, исторической родины, знакомить детей с этикетом, обычаями, национальными традициями.
Программа интенсивного обучения родному языку, предназначена для школ с русским языком обучения и призвана помочь учителю организовать процесс обучения родному языку для воспитанников многонациональных (городских) школ, в силу каких-либо обстоятельств, не владеющих или слабо владеющих родным языком. Уроки проводятся три раза в неделю и начинаются с изучения самых азов языка. В группах, не более 25 человек учатся вместе дети разных национальностей, ребята из смешанных семей. Параллельно с языком изучается национальный этикет.
Как и при освоении любого инновационного курса организационно-педагогические и методические трудности здесь неизмеримы - хотя бы потому, что для таких школ нет специальных методических рекомендаций для учителя, учебников и учебных пособий для уч-ся. И задача учителя, работающего по экспериментальной программе, состоит в том, чтобы организовать работу с уч-ся с учетом специфики изучаемого языка, уровня их речевой подготовки. Обучение по данной программе на протяжении всех лет ведет учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ Магомедова Лаура Азретовна. Она является одним из рецензентов названной программы, учебников и учебно-методических пособий и одним из авторов учебно-методического пособия по интенсивному обучению карачаевского языка.
Приемная (экспертная) комиссия Экспертного Совета при Министерстве образования и науки КЧР в соответствии с утвержденной программой и методикой испытаний по проведению экспертизы по апробации инновационной программы «Интенсивное обучение родному (карачаевскому) языку для учащихся многонациональных школ» и установила следующее:
Работа по данному направлению посвящена проблеме изучения родного языка в многонациональной школе, главной особенностью которой является обучение и воспитание обучающихся различных национальностей в основном на русском языке, фактически являющимся родным для учащихся, не владеющих родной речью.
Основываясь на потребностях образовательного учреждения, изучив и проанализировав условия использования ожидаемых результатов и экономическую эффективность ОЭР можно сказать, что данная ОЭР реально способствует формированию гармоничной личности, вбирающей в себя культурные и исторические традиции, ценности своего народа, отвечающая гуманистическим принципам воспитания в лучших традициях национальной духовной культуры и толерантности.Данный эксперимент применим в МОУ «Гимназия №9», многонациональной по своему составу. Её особенностью, как и любой другой городской школы, является то, что дети самых разных национальностей находятся в тесном общении друг с другом.
Гимназия №9 - образовательное учреждение повышенного уровня, для одаренных детей. По возможности в ней созданы все условия для научной организации учебы, труда и отдыха учащихся. В гимназии обучаются учащиеся 40 классов. Численность в классах, изучающих родной язык не превышает 25 человек. Гимназия работает в две смены, по утвержденному расписанию. Располагает 4 кабинетами родного языка. Как многонациональная школа гимназия рассматривается как один типов национальной школы и выполняет в полном объеме задачи, выдвигаемые программой общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС. Кроме того, как школа нового типа она призвана учить детей родному языку и литературе, приобщить их к родной культуре, давать им основные знания по истории их этноса, об их исторической родине, знакомить их с этикетом, обычаями, традициями этноса.
Организация обучения по инновационной программе, отвечает гуманистическим принципам воспитания, обучения и образования личности в лучших традициях национальной духовной культуры.
Актуальность обучения по данной программе заключается в том, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 25.10.91 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», осуществление процесса обучения родному языку по инновационной программе, построенной на гуманистических принципах развития личности, вбирающей в себя культурные и исторические традиции и ценности своего народа, позволит максимально раскрывать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал каждого ребенка. Инновационная программа издана и вышла в тираж. Пояснения к программе даются на двух языка: карачаевском и русском. Авторами предложено развернутое календарно- тематическое планирование. К программе прилагается методическое пособие для учителей, работающих по данному экспериментальному курсу.
Рекомендации и методики, разработанные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе учителей родного языка, и являться опорной точкой, базовым звеном в дальнейшем усовершенствовании и последующей разработке подобных программ не только по карачаевскому языку, но другим языкам нашей многонациональной республики.
Данная система работы позволит обеспечить развитие личности школьника, отвечающей гуманистическим принципам воспитания, обучения и образования личности в лучших традициях национальной духовной культуры.
Изучив результаты обучения по интенсивной программе, экспертная комиссия рекомендовала ее для дальнейшего использования в ОУ Карачаево-Черкесской республики.