Классный час посвященный воинам-интернационалистам


«Ранены мы в душу тобой. Афганистан»Учитель. В один из холодных январских дней 80-го года в сознание многих людей вошло слово «Афганистан». Ещё не осознав всей полноты его трагического смысла, люди не придали ему значения, забыли.
Только тогда, когда первые самолёты, вернувшиеся из Афганистана, привезли тела погибших ребят, когда головы матерей покрылись черными платками, - в наши дома громко постучался Афганистан, принёс слёзы и горе...
Спрятанная война... Пик нашей трагедии... Цензура внимательно следила, чтобы в военных очерках не упоминалось о гибели наших солдат, нас заставляли верить, что «ограниченный контингент советских войск» помогает братскому народу строить дороги, развозить удобрение по кишлакам, а советские врачи принимают роды у афганских женщин.
Но это была война. Как это началось?
Ученик. Ведет рассказ о начале войны по книге А.Боровика «Афганистан, ещё раз про войну». (Приложение 1)
Учитель. Потом Съездом народных депутатов Союза ССР будет принято Постановление о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979г.
Съезд поддерживает политическую оценку, данную Комитетом Верховного совета СССР по международным делам, решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979г. и считает, что это решение заслуживает морального и политического осуждения.
Но, а пока ежегодно в Афганистане воевала 100-тысячная регулярная армия. За 9 лет - один миллион.
Убито и ранено 50.000 человек. Пропало без вести 313 человек.
Спрашиваю у себя...
Спрашиваю у других. Ищу ответа.
Как происходит убийство мужества в каждом из нас?
Как из обыкновенного мальчика нашего получается человек убивающий? Почему с нами можно делать всё, что кому-то нужно? - Такие вопросы волновали Светлану Алексиевич, когда она писала документальную повесть «Цинковых мальчики».
Ученик. Расстреливая притихшие кишлаки, бомбя дороги в горах, мы расстреливали свои идеалы. Эту жестокую празду надо признать. Пережить.
«Теперь давайте наберёмся мужества узнать о себе правду. Невыносимо. Нестерпимо. Знаю. На себе проверила. До сих пор звучит в ушах крик 20-ти летнего мальчика: «Не хочу слышать о политической ошибке! Не хочу!!! Если это ошибка, верните мне мои ноги... Две мои ноги...», - пишет автор. И дальше. «Тот, кто на соседней койке, говорит спокойно, тихо: «Назвали четыре
имени... Четверых мёртвых... И больше нет виноватых... Нас будете судить... Да, убивали! Да, стреляли... Вы оружие нам вручили...» - звучит горький упрек афганца.
Учитель. Вот она правда. «У нас было много богов, - пишет Алексиевич, - один теперь на свалке, другие в музее. Сделаем же богам Истину. И будем отвечать перед ней каждый за своё. Помните: «Я своего друга... Я свою правду в целлофановом мешке с боевых нес... Отдельно голова... Отдельно руки, ноги... Сдёрнутая кожа...»
Вот она истина.
Так почему же 10 лет убивали наших мальчиков в чужой стране, в Афганистане?
Почему это произошло?
Почему мы все молчали, все длинных 10 лет?
Почему ещё и сегодня иным нравиться приходить в школы с гитарами, чтобы спеть о том, о чем надо кричать?
Кто же мы, если с нами такое возможно?
Оказывается, всё там было на этой преступной войне:
героизм и подлость;
плен и карьеризм;
алкоголь, наркотики, предательство и - необузданная жестокость: к чужим и своим.
Жили ненавистью, ненавистью и выживали. Как и в обществе в целом.
Здесь все ранены. Кто ранен, кто болен. Кто в душу ранен. Целых нет. Тут целым нельзя остаться.
Ученик. Начинается артобстрел. Афганские мальчишки танцуют и поют, видя нашего убитого. Дети... Мы им подарки в кишлаки привозили... Муку, матрацы, плюшевые игрушки... А они танцуют... Смеются... Тут целым нельзя остаться...
(Звучит песня «Ранены мы в душу тобой, Афганистан»)
Учитель. Документальная повесть «Цинковые мальчики» - это история чувств, а не история войны.
О чем люди думали?
Чего хотели?
Чему радовались?
Чего боялись?
Что запомнили?
Ответы на эти вопросы - это документы очень разных людей, прошедших огонь войны!
Я пыталась разобраться: кто мы?
Я писала не о войне, а о трагедии веры. Мальчишка, не поцеловавший ни разу до войны девчонку, а там прошедший все до самого конца: «Я выстрелил в упор и увидел, как разлетается человеческий череп. Подумал: «Первый». С кем он сегодня остался, этот мальчишка: «Я выполнял приказ... Военную присягу... Я знамя целовал...»
Здесь другая, человеческая психология. Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, музыка, танцплощадка - и бросали в ад, в грязь. Восемнадцатилетних мальчиков, десятиклассников, которым можно
было внушить все. Это потом к ним придет: «Я ехал на Великую Отечественную войну, а попал на другую». «Хотел стать героем, а теперь не знаю, кого из меня сделали» Прозрение придет, но придет не скоро и не ко всем.
Давайте проследим внимательно по повести. Представим свои суждения по тем острым вопросам, которые волновали писателя.
Итак, выступления ребят.
Героизм и подлость.
Карьеризм, наркотики.
Необузданная жесткость к чужим и своим.
Там жили ненавистью, выживали ненавистью.
Учитель. Чья это была война? Война матерей. Они воевали. Они рвали на себе волосы, рвали на себя цинковые гробы со своими мальчиками, а были ли там они, их сыновья?
В Шиндаите, в Кандагаре и в БаграмеОпять на душу класть
тяжелый камень,
Опять везти на Родину
героев,
Которым в 20 лет
могилы роют.
(«Песня «Черный тюльпан»)
Самый отчаянный расскажет, что часто в гробах перевозили наркотики, шубы. Вместо убитых. Бесчеловечно. Но это тоже была правда...
Ученик. Работает со станицами о матери, (страницы матерей).
Ученик. Читает наизусть стихотворение А. Стовбы «Здравствуй, мама!». (Приложение 2)
Учитель. Как им хотелось домой! Провожали дембелей с напутствием поклоняться Союзу, поклоняться Родине, которая, как оказалось, забыла о них, проливающих кровь.
Ученик. Стихотворение К.Оборина «Я верую»
(Приложение 3)
Учитель Им трудно у себя на Родине. Они здесь ни кому не нужны. Им трудно найти себя, обрести заново какие-то моральные качества.
На их месте мог оказаться любой. И тот, кто сегодня судит: «Вы там убивали... Мне вмазать в эту морду охота! Не был там... Не испытал! Не суди! Вы никогда не сможете стать с нами рядом.
И никто не имеет права нас судить... Один Сахаров... Его будут слушать...
Никто не хочет понять эту войну, оставили нас с ней один на один. Сами, мол, разбирайтесь. Мы ходим виноватые, должны оправдываться... Перед кем
оправдываться? Нас послали. Мы поверили. И с этим там погибали.» - Так вспоминают афганцы (из повести).
(Звучит песня «Постскриптум»)
Учитель. Подводит итог проведенной работе.
Хочется верить, что сегодняшнее прочтение повести Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» не оставит вас, ребята, безучастными к судьбе афганцев.
Помните, что это люди со сломанной судьбой, легко ранимые, не должны вы их ни в чем упрекать. Они просто не заслужили этого.
Не все пули извлечены из их тела, из их души. Раны поэтому заживут не сразу.
Пусть скорее рубцуются они, раны, и от пуль, и от обид. Только в сознании нашем пусть никогда не исчезнет афганский рубец.
Ученик. Стихотворение В. Тарасова «Если слезы не лил от обиды и зла» (Приложение 4)
Использованная литература и выставка книг:
А Стовба «Мама, я вернусь...»
Афганистан болит в душе моей (сборник)
А.Боровик «Афганистан, ещё раз про войну».
К. Оборин «Мечты о возвращении»
В.Тарасов «Если слезы не лил от обиды и зла»
С.Алексиевич «Цинковые мальчики»
Песни об Афганистане.
7.1.Слова и музыка А. Розенбаума «Черный тюльпан»
7.2.Слова и музыка О.Никулина «Ранены мы в душу тобой, Афганистан»
7.3. Слова и музыка Г. Подольского «Постскриптум»