«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и худож
93408553975000
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
Срок реализации – 4 год обучения
Возраст обучающихся 7 – 10 лет
Руководитель:
учитель начальных классов
Аристова Светлана Михайловна
с. Питляр - 2016
Информационная карта программы
1 Полное название программы Комплексная программа по внеурочной деятельности
2 Цель программы - формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- формирование у младших школьников
необходимости познания окружающего мира и их связей с ним, экологически обоснованных пот еб ос особенностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
3 Направление деятельности общекультурное
Краткое содержание программы Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Ожидаемый результат Обогащение личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
Автор программы Учитель начальных классов: Аристова Светлана Михайловна
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу МБОУ Питлярская СОШ «Образовательный Центр»
Адрес, телефон Шурышкарский район, с. Питляр,
ул. Набережная 13
конт. Тел. 83499463373
Место реализации Кабинет, социальное окружение
Количество, возраст учащихся 7-10 лет
14 учащихся
Сроки реализации программы. 4 года
Пояснительная записка
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа разработана на основе авторской программы В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2012 год.
Направление внеурочной деятельности.
общекультурное
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Объектом изучения внеурочной деятельности является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании кружка сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Содержание внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший лес, река и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Цель программы внеурочной деятельности:
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- формирование у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманногоотношения к природному окружению, к своей малой родине, к живым существам).
Задачи программы:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 7-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности:
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (33 ч – 1 класс; 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс).
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
экскурсии,
выставки,
презентации,
кружковые занятия,
индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания),
работа над мини-проектами,
1ученик 1 компьютер,
иследовательская деятельность,
создания видиороликов.
Режим занятий:
периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 35 минут;
общее количество – 33 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностными результатами освоения внеурочной деятельности являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний
и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.
Результатами исследовательской деятельности могут, являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений, проекты, видео-материалы, исследовательские работы и др.
Учебный план внеурочной деятельности
№
п/п Разделы программы Количество часов
часов
1 год 2 год 3 год
1 Экология в красках и формах
Первые шаги по тропинке открытий
10 2 Природа в наших ощущениях
6 3 Геометрия живой природы
4 4 Природа и её обитатели
7 5 Лесные ремёсла
6 6 Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
7 7
7 О сёлах и односельчанах: человек в живущий в сельской местности7 7
8 О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:
как устроены экологические системы
8 8
9 В сетях жизни: многообразие экологических связей
8 8
10 Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
4 4
Всего часов: 33 34 34
Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности
1-й год обучения
№
ппРазделы программы
и темы учебных занятий
Всего часов В том числе
Теория Практика
1 Экология в красках и формах
Первые шаги по тропинке открытий
10 2 8
1.1. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.
1 1.2 Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. 1
1.3 Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. 1
1.4 Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. 1
1.5 Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
1 1.6 Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой».
1
1.7 Упражнения для развития наблюдательности: «Ходим, подняв голову вверх».
1
1.8 Упражнения для развития наблюдательности: «Смотрим под ноги».
1
1.9 Упражнения для развития наблюдательности: «Ходим задом наперёд».
- 1
1.10 Упражнения для развития наблюдательности: «Прогулка вслепую».
1
2. Природа в наших ощущениях.
6 2 4
2.1 Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. 1 2.2 Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. 1
2.3 Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
1 2.4 Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. 1
2.5 Игра «Давайте познакомимся». 1
2.6 Экскурсия в лес.
1
3. Геометрия живой природы
4 4 0
3.1 Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. 1 3.2 Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
1 3.3 Спиральное расположение почек и листьев на побеге.
1 3.4 Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
1 4. Природа и её обитатели
7 3 4
4.1 Наблюдения за растениями и животными в лесу (исследование). 1
4.2 Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. 1 4.3 Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). 1 4.4 Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. 1 4.5 Подвижная игра: «Белки, сойки и орехи».
1
4.6 Подвижная игра: «Найди свой дом».
1
4.7 Экскурсия в ближайший лес. 1
5. Лесные ремёсла
6 4 2
5.1 Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте,берестоплетение. Посещение мастерской Хартаганова Г.Ф.
1 5.2 Лесные мотивы в работах хантейских мастериц. 1 5.3 Игрушки пришли из леса: знакомство с творчеством Хартаганова Г.Е
1 5.4 Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками хантейский арнамент.
1
5.5 Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
1 5.6 Творческая мастерская «Лесные ремесла» 1
Всего часов: 33 15 18
Календарно-тематическое планирование
№
ппРазделы программы
и темы учебных занятий
Всего часов В том числе Дата
№
ппТеория Практика План Факт
1 Экология в красках и формах
Первые шаги по тропинке открытий
10 2 8 1 1.1. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности.
1 2 1.2 Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. 1 3 1.3 Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. 1 4 1.4 Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. 1 5 1.5 Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
1 6 1.6 Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой».
1 7 1.7 Упражнения для развития наблюдательности: «Ходим, подняв голову вверх».
1 8 1.8 Упражнения для развития наблюдательности: «Смотрим под ноги».
1 9 1.9 Упражнения для развития наблюдательности: «Ходим задом наперёд».
- 1 10 1.10 Упражнения для развития наблюдательности: «Прогулка вслепую».
1 2. Природа в наших ощущениях.
6 2 4 11 2.1 Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. 1 12 2.2 Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Исследование 1 13 2.3 Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
1 14 2.4 Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. 1 15 2.5 Игра
«Давайте познакомимся». 1 16 2.6 Экскурсия в школьный музей финно-угорских народов.
1 3. Геометрия живой природы
4 4 0 17 3.1 Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. 1 18 3.2 Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
1 19 3.3 Спиральное расположение почек и листьев на побеге.
1 20 3.4 Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
1 4. Природа и её обитатели
7 3 4 21 4.1 Наблюдения за растениями и животными своего края (по выбору). 1 22 4.2 Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. 1 23 4.3 Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). 1 24 4.4 Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. 1 25 4.5 Подвижная игра: «Белки, сойки и орехи».
1 26 4.6 Подвижная игра: «Найди свой дом».
1 27 4.7 Экскурсия по родному краю. 1 5. Лесные ремёсла
6 4 2 28 5.1 Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте, берестоплетение.
1 29 5.2 Лесные мотивы в работах хантейских мастериц. 1 30 5.3 Игрушки пришли из леса: кулы-обереги. 1 31 5.4 Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками орнамент
.
1 32 5.5 Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
1 33 5.6 Творческая мастерская «Лесные ремесла» 1 Всего часов: 33 15 18 Содержание программы внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
1-й год обучения
Экология в красках и формах
Первые шаги по тропинке открытий
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
—работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
—использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
—вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
—применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
—выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
—составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Теория: 2
Практика: 8
Природа в наших ощущениях
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш,
ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
—изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
—проводить наблюдения за природными объектами;
—работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
—изготавливать простейшие модели приборов;
—составлять описания объекта изучения;
—выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
—оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Теория: 2
Практика: 4
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.Универсальные учебные действия:
—выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
—соотносить форму и свойства различных природных объектов;
—выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
—применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
—устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Теория: 4
Практика: 0
Природа и её обитатели
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Универсальные учебные действия:
—планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
—составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
—находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Теория: 3
Практика: 4
Лесные ремёсла
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; берестоплетение. Посещение занятий в мастерской у Хартаганова Е.Г.
Лесные мотивы в работах хантейских мастериц. Игрушки пришли из леса: кукла-оберег. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчествен своего народа. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками хантейский арнамент.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Универсальные учебные действия:
—приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
—различать предметы наиболее известных народных промыслов;
Теория: 4
Практика: 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru2. Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru3. Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education4. Презентация занятий «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/1935. Издательский центр «Вентана-Граф» – Режим доступа: http://www.vgf.ruТехнические средства обучения и оборудование:
6. Мультимедийное оборудование.
7. Магнитная доска.
Наглядные пособия:
8. Произведения изобразительного искусства
9. Картины, наглядное пособие, гербарии.
10. 1 ученик 1 компьютер.
11.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Список литературы
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. —
М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —
2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном
искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 1982.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //
Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
7. Уроки окружающий мир (из опыта работы педагогов ЯНАО,РФ).
8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 1986.
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 1997.