Урок по физике по теме «Тепловые явления. Пути познания»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯКУЛЬТУРЫ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЦРМО
МОУ «ТРОИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Б.Б. ГОРОДОВИКОВА»






Методическая разработка
интегрированного урока физики
«Тепловые явления. Пути познания»



Разработала: Сюкиева Л.Д., учитель физики
Класс: 8 класс








с. Троицкое -2012г.



Методическая разработка физики
"Тепловые явления» (8-й класс)
Метапредметная тема урока: « Пути познания». (Слайд №1)


(Слайд №1)

Тип: урок (обощение) развития мыследеятельностных способностей учащихся.
Цель:
- образовательная: проверить знания учащихся о понятии внутренней энергии, о способах её изменения, оценить умения применять формулу для её расчета, а так же развивать навыки само- и взаимоконтроля учеников.
- метапредметная : познакомить учащихся с наиболее общими принципами человеческого познания, их соотношением с реальным миром, с пределами познавательных возможностей человека.
- воспитательная: приучать детей к аккуратности при решении задач в тетради, оформлении классной доски; развивать навыки коллективного труда, взаимопомощи, ответственности.
- развивающая: продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов, обучать анализировать условие задачи, анализировать ответ одноклассников, развивать умение отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
- развить пространственное воображение, логическое и художественно-образное мышление, внимание, память.
- развить познавательную активность учащихся через составление задач на основе полученных результатов.
- воспитать у учащихся глубокое уважение к культуре народов России.

Применяемые технологии : метапредмет, ИКТ, здоровьесберегающая технология.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока, цель. ( Способы изменения внутренней энергии тела)
3. Работа с метапредметом «Знак» ( Валенок, Кибитка, русская печь).
Обсуждение объекта: его формы и конструкции. Установить связь между тепловыми явлениями и данным Знаком.
4. Итог урока. Рефлексия. Вывод. Оценка работы учащихся.

ХОД УРОКА
1. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Людмила Дорджиевна и сегодня урок физики проведу у вас я.
Ребята закройте глаза и представьте вы сегодня не просто учащиеся 8 класса, а ученые-физики. Кто вы теперь? Правильно ученые-физики. Мы с вами работаем в экспериментальной лаборатории. Как ученые мы будем все свои результаты записывать в дневниках наблюдений.
Сегодня мы будем дальше познавать тайны тепловых явлений.
ФИЗИКА - наука удивительная, позволяющая нам познавать окружающий нас мир.
Познание - это процесс деятельности человека. Основное содержание данного процесса - это отражение реальности в сознании человека. Результатом познания является получение нового знания об окружающем нас мире. (Слайд№2)
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания.

(Слайд№2) (Слайд№3)

Субъект – это познающий человек ( или общество).
Объект – это предмет ( окружающий мир ), который надо изучить.
Мы с вами будем заниматься познавательной деятельностью. СХЕМА
Она состоит из: чувственного и рационального познания. (Слайд№3)
Чувственное познание – это когда человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Какие органы чувств вы можете назвать?
Рациональное познание- это когда человек для познавания окружающего мира помимо своих чувств, включает еще и мышление. СХЕМА (Слайд№3)
1. Перед нами стоит задача провести небольшой эксперимент:
Итак, коллеги начнем нашу работу. (Слайд№4)

(Слайд№4)
Перед вами находятся некоторые предметы : это пузырек из-под лекарства, пипетка, калориметр с горячей водой и емкости мыльной водой. Наберите в пипетку раствор мыльной воды и закапайте эту воду в трубочку, находящуюся в этом пузырьке. Несколько капель. Затем опустите пузырек в калориметр с горячей водой и подвесьте его на крючки. Наблюдайте за трубочкой что происходит. Появились пузырьки.
Перед нами возник вопрос: почему??? Правильно, вследствие нагревания воздуха в трубочке, увеличилась его внутренняя энергия, он расширился и начал выталкивать мыльные пузыри.
Какой способ изменения внутренней энергии мы здесь наблюдаем?
(Работа с интерактивной доской. Учащиеся поочерёдно, выходят и заполняют схему.)


(Слайд№5)
ВОПРОС: Что здесь является изучаемым объектом?
ВОПРОС: Что является субъектом?
Какой вид познавательной деятельности? ( ВЫНЕСТИ НА ДОСКУ)
2. Следующий опыт: У вас на столах фольга и картон. Какой можно провести несложный опыт и увидеть еще один способ изменения внутренней энергии.
Хорошо, вследствие совершения механической работы так же изменилась внутренняя энергия фольги и вы почувствовали тепло руками, то есть произошел теплообмен между рукой и фольгой. СХЕМА
(Слайд№6)

Что здесь являлось объектом? Что субъектом? Что вы почувствовали?
3. Метапредмет «Знак» - Знакомство с ВАЛЕНКОМ. (Слайд№7)
Вопросы:
Что это, вы знаете? Итак, объектом нашей познавательной деятельности будут самые простые валенки!




(Слайд№7)
2. Как вы думаете, почему на Руси народ «жаловал» этот вид обуви ( климатические условия)
3. Почему валенки считались , особенно теплой обувью ( из чего сделаны валенки?) – вяленная шерсть . Ответ: более доступный материал. (Слайд№8)

(Слайд№8) (Слайд№9)
ЭТО - ВОЙЛОК ( рассказать о нем). Традиционное жилище калмыков- кочевников: кибитка. (Слайд№9)
Обратите внимание на строение кибитки, на ее форму. Войлочное – жилище - созданная кочевником объемная модель вселенной, в которой синтезированы тысячелетние традиции использования сборно-разборного мобильного дома.
Небо, Солнце (огонь) и Землю органично соединяет в себе пространство кибитки, составляющее жизненные сферы мироздания кочевника. (Слайд№10)


(Слайд№10) (Слайд№11)
ВНИМАНИЕ на экран: (СЛАЙД) Кибитка, ВАЛЕНКИ. (Слайд№11)
Так Что же общего между этими предметами? (ОТВЕТ: сохранение тепла, войлок). Войлок обладает плохой теплопроводностью.
Решение качественной задачи:
ВОПРОС: Обратите внимание на форму кибитки. (Слайд№12)
Кибитка имеет форму, в основании которой лежит окружность, а в верхней части она конусообразной формы, поэтому в его нижней части больше пространства и места, чем в верхней части.
Вопрос: Как закрыть отверстие вверху кибитки? Когда? Почему по всему объему кибитки воздух имеет приблизительно одинаковую температуру? Давайте нарисуем, как обогревается кибитка. СХЕМА. ( Слайд№13)





(Слайд№13)
Решение: Нагретый воздух поднимается вверх, давление воздуха вверху возрастает. Этот теплый воздух под давлением вытесняет холодный воздух, находящийся в нижней части кибитки и температура воздуха становится приблизительно одинаковой. (КОНВЕКЦИЯ)

Вопрос: Что общего между кибиткой и русской печью? ( Задвижка )
Вопрос: Что такое КОНВЕКЦИЯ? Что происходит с воздухом?
Итак, мы выявили связь между валенком, калмыцкой кибиткой и русской печью.
400-лет назад калмыцкий народ вошел в состав России и наши народы многое позаимствовали друг у друга, многому обучили себя.
(Психологическое упражнение): Обратите внимание на букву «Х» на доске. Поводите глазами по линиям буквы, опишите её глазами. Сначала в одну сторону, затем в другую. Данное упражнение активизирует работу полушарий головного мозга. В данный момент нам нужно активизировать свой мозг, чтобы плодотворно поработать в нашей лаборатории.
Изобразите на рисунке. (Работа в дневниках наблюдений) (Слайд №14):

Прочитайте отрывок из рассказа:
« На улице стоял трескучий мороз, градусов тридцать. Старая калмычка, выглянув на улицу, подумала, что надо к приходу мужчин прогреть кибитку. Прихватив с собой 2 вязанки дров, она присела у очага и начала разжигать огонь.
Подкидывая дрова в очаг, старушка подумала, что если она будет подкладывать в огонь по одному полену, то этих дров хватит на обогрев ее кибитки. И тепло, наверное, сохранится до утра. Окинув взглядом, свое жилище она была уверена в правильности своих рассуждений»
Задача: Определить количество теплоты, которое потребуется на нагревание кибитки от температуры –30
· С (средняя зимняя температура в Калмыкии) до температуры +30
· С (температура комфортного проживания, при которой покрытие кибитки - войлок, выполненный из шерсти овец, не испортится).
Дано: Vкибитки= 50 м3
своздуха= 1000Дж/кг*0С

·воздуха= 1 кг/м3
Это будет вашим домашним заданием.
Вопрос: Как сохранить тепло в доме? ( Беседа с детьми о строительстве домов, применении различных теплоизолирующих материалов). (Слайд№15)
(Слайд№15) Русская изба и калмыцкая кибитка.

И все же нам следует изучать мудрость народа, накопленную веками и передаваемую от поколения к поколению, от отцов к детям? На примере рассмотренных нами валенок и кибитки. Потому, что гениальное всегда просто. Все лучшее собирает народная мудрость. В ней собраны секреты выживания людей.
Учитель: Итак, мы знаем: ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ОБЪЕКТОМ, СУБЪЕКТОМ?

Итак, в результате наших исследований, мы пришли к выводу: создавая для себя одежду, жилища человек интуитивно использовали знания по физике, архитектуре. Перечислим их: знания о тепловых явлениях в жизни; о сохранении тепла различными материалами; знания о форме сооружений и их свойстве сохранять тепло; о применении различных теплоизоляционных материалов.
Оценки за урок. Обменяйтесь дневниками наблюдений и проверьте правильность его заполнения. Выставьте друг другу оценки. Спасибо вам за ваш труд, который я оцениваю на «5».







































15