Урок познания мира на тему Плоды.Семена.Овощи.Пути их выращивания
Дата: 26.02.16
Класс: 1
Предмет: Познание мира
Тема: Плоды, семена и овощи. Пути их выращивания.
Цели урока:
-закрепить знания учащихся о группах растений(деревья, кустарники, травы), органах растений(корень, стебель, листья, цветы); умении соотносить название и органы растений; рассуждают о последовательности появления: цветок, плод, семя; приводят примеры овощей, сочных и сухих плодов
-познакомятся с новыми органами растений;-познакомить с разнообразием овощей, плодов и семян, способами их распространения;
- развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
-воспитывать бережное отношение к природе. Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: наглядно- демонстрационный материал, карточки с заданиями, ТСО( презентация к уроку, физкультминутка).
Ход урока:
1. Организационный момент
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
- Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Мы-умные,
Мы-дружные,
Мы-внимательные,
Мы- старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится! ( Слайд № 1)
Настроение у нас отличное,А улыбки- дело привычноеПожелаем друг другу добра Ведь начинать урок пора! ( Слайд № 2)
Повернитесь, ребята к гостям, поприветствуйте их. Садитесь. Начнем урок.
2.Основная часть.
Сегодня на уроке мы с вами повторим ранее изученный материал и познакомимся с новой темой. А что это за тема вы узнаете немного позднее.
Актуализация опорных знаний.Фронтальный опрос.
Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о растениях. - На какие группы делятся все растения? ( Слайд № 3 – поляна)
Работа по каточкам.
Распределите растения по их группам.
- Какие условия необходимы для жизни растений?
( Слайд № 4 – органы растения)
- Какую пользу приносят листья растению? (растение листьями дышит, также испаряют лишнюю влагу и растение не перегревается) - Что такое корень? – (подземный орган растения) - Для чего растениям нужны корни? ( Во- первых закрепляют растение в почве и прочно удерживают его; во-вторых через корни растение питается, т.е. получает из почвы питательные вещества и воду) - Что такое стебель? (один из надземных органов) - Зачем растениям нужен стебель? (по стеблю питательные вещества поступают от корня к другим органам растения, а от листьев – к корням) - А как вы думаете, что появляется на месте цветов?
Постановка проблемы.- Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня на столе. (яблоко, перец, орех, помидор) - Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды) - И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Сегодня мы поговорим о семенах, плодах и овощах, и том, как распространяются семена в природе. Запись темы урока на доске. (Слайд № 5- тема урока )Изучение нового материала.
- из чего образуются плоды? (из цветов) - что находится внутри каждого плода? (семена) - для чего растению семена? ( чтобы посадить в почву, чтобы появлялись плоды)
И так, вы сами дали определение, что такое плод.
Плод- это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. (Слайд № 6 – плод)
Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному, в разном порядке и количестве. Большие и маленькие, твердые и мягкие. Все плоды делятся на сухие и сочные. Слайд № 7- Как вы думаете, что значит сочные плоды? (т.е из них можно выдавить сок) - К сочным плодам относятся: Слайд № 8- Плоды бывают сухие? - А как вы думаете, почему эти плоды сухие? К сухим плодам относятся Слайд № 9
Работа по картинкам( на доске).Обратите внимание, например, пшеница – у нее плод не весь колос, а зернышки внутри него.
Кукуруза – плод не весь початок, а зерна находящиеся внутри. Внутри плода может быть одно или несколько семян. Например, жёлудь – сколько семян внутри, а яблоко?Приведите примеры с одним семенем и много семян.( огурец, томат – много, дуб, персик, вишня – одно семя) ( Слайд № 10, 11, 12 - разные плоды )
Групповая работа.
Поделите все плоды на две группы: в первую плоды с одним семенем, во вторую с множеством семенем.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
Практическая работа: ( слайд № 13 )
На панно карточки с названием плода, учащиеся берут по одной и прикрепляют на доску под названиями плодов. (пшеница, картошка, вишня, морковь, абрикос, помидор, арбуз, фасоль, редька, рис, яблоко, слива, гречка, горох)
Распространение семян в природе. - Ребята, какие способы распространения семян и плодов вы знаете? Давайте, посмотрим презентацию и узнаем, как распространяются семена в природе. Показ презентации «Распространение семян в природе». ( слайд № 14, 15, 16, 17)- какие способы семян вы запомнили? Питание человека очень разнообразно. Но растительная пища обязательна для него. Многие плоды он употребляет в сыром виде. Это очень полезно для здоровья. - А сейчас мы посмотрим рекламу о пользе некоторых плодов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. (инсценирование)
1.Я- КАРТОФЕЛЬ. Меня раньше называли «зелёным яблоком» и родился в Южной Америке.
2.Я- КАПУСТА. Моё имя от латинского слова «капут» – «голова» Очень полезна для пищеварения.
3.Я- ОГУРЕЦ. Моя Родина Индия. Любимый овощ летом и зимой. Мои плоды идут на стол незрелыми, а жёлтые на семена.
4.ЛУК- что значит «остропахнущий» Зато от моего запаха гибнут все бактерии. Луковый сок облегчает кашель. А родился я в Азии.
5.Я – толстый красный помидор, Люблю детишек давних пор. Я – витаминов сундучок, А ну-ка, откуси бочок!
6.Да, я – перец, но не тот, Что язык так сильно жжет. Я мясистый, витаминный, Запаси меня на зиму.
А как одним словом можно назвать плоды, о которых сейчас рассказали ребята?( овощи)
Вы услышали много интересных историй об овощах, многие факты для вас оказались новыми.
Где выращивают овощи?
Когда собирают урожай овощей?
А сейчас поиграем в Игру «Лукошко» (помогаем Зайчику) Слайд № 18
- Помоги Зайчику собрать в лукошко только овощи.
Интересная информация. Пути выращивания растений.
Растения расселяются не только с помощью ветра, но также их переселяют животные, птицы, вода-ручьи. - А все ли семена прорастут на новых местах?
- Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.
- Сам человек может посадить растения специально, чтобы они росли у него в саду, в огороде, на участке. Но иногда человек даже и не знает, что может случайно перенести семена мелких растений. Как это происходит?
Можно самому провести опыт под названием «Длительное наблюдение».
Нужно: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.
(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.
Итог урока. Рефлексия. Слайд № 19
- О чём мы сегодня говорили на уроке? ( о плодах, семенах и овощах )
Подумайте, перед тем, как сорвать цветок у растения, потому что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животному. - что вам понравилось на уроке. - Чем вам понравилось заниматься? Домашнее задание:
нарисовать в тетради рисунки на тему «Мои любимые плоды» и раскрасить рисунки данные учителем- яблоневое дерево и яблоки – одно в разрезе – семена раскрасить ярко)
- Молодцы! Сегодня вы все работали отлично! ( слайд № 20)