Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора
6 класс.
Урок № 3. Тема урока: Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.
Цели урока:
повторить малые жанры фольклора;
показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
показать сходство и различие двух жанровых форм;
развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.
Коммуникативные:
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания
Предметные:
знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Пословица
Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Проверка домашнего задания.
Объявление темы урока и постановка учебных целей. Работа с эпиграфом.
Изучение нового материала.
Слово учителя
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. – Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.
Работа с учебником
– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
3. Словарная работа.
Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.
Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.
Сравнительный анализ
– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.
Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»
Пословица Поговорка
Сходство отражение народной мудрости;краткость;рифмованностьРазличие Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей. В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод. Нет законченного суждения: она лишь его часть. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.
Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).
Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?
Что посеешь, то и пожнешь.
Семь пятниц на неделе.
Цени по заслугам, а не по услугам.
Семеро по лавкам.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Седьмая вода на киселе.
Работа по учебникам, стр. 13-14
– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?
X. Подведение итогов урока. Игра «Отгадай-ка». «Малые жанры фольклора»
1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю. Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).
2) Спи, моя радость, усни!В доме погасли огни;Пчелки затихли в саду,Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)
3) Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшкой,Собаки лают,А достать не могут. (Месяц, загадка)
4) Дождик, дождик, пуще лей!Чтобы было веселей!Дождик, дождик, лей, лей!На меня и на людей! (Закличка)
5) А у нас во двореПоросёнок рылсяИ нечаянно хвостомК небу прицепился. (Небылица)
6. Идет коза рогатаяЗа малыми ребятами.Ножками топ-топ,Глазами хлоп-хлоп.Кто вовремя не спит, не пьет,Того коза забодает. (Потешка)
7) Сенька-везенька,Вези меня на палке,А сам иди пешком,Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)
8) Потягунчики, порастунчики!Роток – говорунюшка,Руки – хватунюшки,Ноги – ходунюшки. (Пестушка)
9) Мышка, мышка,На тебе зуб костяной,А мне дай стальной. (Приговорка)
10) На златом крыльце сидели:Царь, царевич, король, королевич,Сапожник, портной – Кто ты будешь такой?Говори поскорей,Не задерживай Добрых и честных людей! (Считалка)
11) Плакса, вакса, гуталин,На носу горячий блин.Плакать не годиться,Можно простудиться. (Дразнилка)
12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)
13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)
– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?– Что нового вы для себя узнали?– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?
XI. Оценки
XII. Домашнее задание: стр. 13-16 (читать, ответить устно на 1 вопрос), записать определения пословиц и поговорок в тетради или напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок. –