Программа элективного курса «Химия и мы»
МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» г. Альметьевска РТ
Элективный курс по химии
для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
«Химия и мы»
Автор: Канифова Анна Николаевна
учитель химии первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №11»
- 2014 г -
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и мы» разработана для учащихся 9 классов. Ученикам среднего звена важно сделать правильный выбор в профиле следующего класса. Данный курс предназначен расширить кругозор выпускников в области химии и географии. Элективный курс раскрывает материальные основы окружающего мира и химическую картину природы, показывает практическое применение знаний по данным предметам в жизни и на производстве.
Любому современному человеку неизбежно приходится сталкиваться в быту, на производстве или сельском хозяйстве со свойствами различных веществ: их прочностью, токсичностью, способностью взаимодействовать с другими веществами… Большинство веществ человек получает из природных соединений – минералов и горных пород. Данный курс предназначен для того, чтобы расширить и углубить знания учеников, помочь ответить на вопросы – из чего, каким способом получают, какими свойствам обладают и где применяются различные виды стекла, изделия из глины и металлов. Межпредметная связь географии и химии раскрывает единую картину окружающего мира. Какие горные породы используются для их получения, где находятся места их добычи, строятся заводы по переработке – на эти вопросы помогает ответить курс географии. Химическая переработка, вещества и материалы, их свойства и применение – изучаются в курсе химии. Элективный курс формирует информационную компетентность по химии и географии, способствует расширению практических навыков при работе с различными источниками информации, способствует личностному росту учащихся. Отличие данного курса от других заключается в том, что он показывает полностью весь процесс получения вещества – от залежей природных соединений, последующей химической переработки до свойств и применения полученных материалов.
Цель курса:
- развитие знаний учащихся о прикладном аспекте химии;
- развитие информационной компетентности учащихся.
Задачи курса:
- углубить представления ребят о составе горных пород и минералов, получении различных веществ из природных соединений, их свойствах и применении;
- развивать умение работать в группе и паре, вести дискуссию;
- сформировать умение работать с научно-популярной литературой и электронными источниками информации;
- сформировать убеждения в практической ценности знаний химии и географии;
- дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- из каких природных соединений получают стекло, керамику, фарфор, фаянс, медь, чугун и сталь;
- где находятся залежи этих полезных ископаемых, ведётся добыча, и имеются производства по их переработке;
- химические способы получения этих веществ;
- свойства полученных материалов и их применение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с контурными картами, научно-популярной литературой и электронными источниками информации;
- использовать знания по географии и химии для осознания единой материальной основы мира;
- работать в группе, паре, выстраивать ответ, вести дискуссию.
Данный курс рассчитан на 17 часов. Для разработки курса было использовано учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений И.М.Титовой «Химия и искусство».
Основным методом изучения курса является лично - деятельностный подход в обучении через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Формы организации учебных занятий: обзорные и проблемные лекции, семинары, проблемно – поисковая деятельность, урок - конференция.
Методом оценивания полученных знаний будут являться реферативные работы и выступления учащихся по темам:
Алюминий. Получение, свойства, применение.
Удобрения, их виды и применение.
Легированные стали. Получение, свойства и применение.
Природные залежи нефти, её переработка и использование.
История глины для изготовления посуды и изделий из неё.
Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы Количество часов Виды деятельности
теория практика всего Тема 1. Стекольное производство
1 Развитие стекольного производства. Оксиды как основа стекла 1 1 Обзорная лекция,
выбор тем реферативных работ
2 Современное производство стекла 1 1 Проблемная лекция,
дискуссия
3 Виды стекла: Богемское, Венецианское, Византийское… 1 1 Проблемно – поисковая деятельность, сообщения учащихся
4 Применение стекла в современной жизни и искусстве 1 1 Проблемно – поисковая деятельность, сообщения учащихся
Тема 2. Глины и их применение
5 Нахождение глин в природе их состав и происхождение 1 1 Мини – лекция, проблемно – поисковая деятельность
6 Производство строительной керамики – кирпича и черепицы 1 1 Лекция-дискуссия,
проблемно-поисковая деятельность
7 Производство современного фарфора 1 1 Обзорная лекция,
поисковая деятельность учащихся
8 Керамика в производстве посуды и искусстве 1 1 2 Поисковая деятельность учащихся, сообщения учащихся
Тема 3. Металлы: от получения до применения
9 Железо. Нахождение в природе. Получение чугуна и стали. 1 1 2 Мини – лекция, проблемно – поисковая деятельность
10 Применение чугуна и стали в промышленности и искусстве 1 1 Лекция-дискуссия,
проблемно-поисковая деятельность
11 Медь. Природные соединения и получение. 1 1 2 Лекция-дискуссия,
проблемно-поисковая деятельность
12 Применение меди и её сплавов. 1 1 Мини – лекция,
поисковая деятельность учащихся,
13 Итоговое занятие 2 2 Выступление учащихся, защита рефератов
Всего часов 7 10 17 Содержание элективного курса
Тема.1. Стекольное производство (4 часа)
Основные компоненты для варки стекла, их нахождение в природе. Физические свойства стекла и их виды. Состав стекла. Классификация оксидов: стеклообразующие, модифицирующие, промежуточные. Современная технология производства стекла. Компоненты и процессы, протекающие при варке стекла. Формование стеклянных изделий: выдувание, прессование, прокатка, вытягивание. Богемское, Венецианское, Византийское стеклоделие. Их применение в мозаичном искусстве, изготовление кубков и ваз, зеркал и хрустального и листового стекла. Мозаики М.В.Ломоносова. Витражное искусство. Художественные эмали. Применение стекла в оконном производстве, лабораторной посуды, кварцевого стекла в медицине, хрустального стекла для производства линз и призм, люстр, зеркал, посуды…
Тема 2. Глины и их применение (5 часов)
Кремний и его соединения в природе. Алюмосиликаты. Происхождение и состав глин. Свойства глинистых материалов и их деление на легкоплавкие и тугоплавкие. Группы глин и их применение. Керамика. Производство строительной керамики: красного кирпича, черепицы, её свойства и применение. Классификация керамических изделий: фаянс, майолика, полуфарфор, твёрдый и мягкий фарфор. Современное производство фарфора: природные соединения, переработка, формование изделий, первый обжиг, подглазурная роспись, глазурование, второй обжиг, надглазурная роспись. Свойства, применение грубокерамической и художественной керамики. Глазурованная керамика. Итальянская майолика. Фаянс. Китайский и российский фарфор.
Тема 3. Металлы: от получения до применения (8 часов)
Природные залежи руд, их добыча и переработка. Металлургия. Области развития чёрной и цветной металлургии. Производство чугуна в доменной печи. Устройство доменной печи и химические реакции. Производство стали мартеновским способом. Устройство мартеновской печи и химические процессы. Применение чугуна и стали в промышленности – машиностроении, станкостроении, трубопроизводстве… Применение чугуна и стали в архитектуре, художественном литье, изготовлении и декорировании оружия. Нахождение меди в природе. Получение и свойства чистой меди и её сплавов: бронзы, латуни, мельхиора. Применение меди в радио - и электротехнике, химическом аппаратостроении. Бронзовое литьё при изготовлении статуй, колокольное дело, холодная ковка меди.
На итоговом занятии учащиеся представляют свой доклад, защищают рефераты по выбранным темам, отвечают на вопросы оппонентов.
Литература
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России 8 класс./ В.П.Дронов.- М: Дрофа, 2011
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России 9 класс./В.П.Дронов. - М: Дрофа, 2008
Даньшин А.И., Марченко Н.А., Низовцев В.А. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география России./ А.И. Даньшин. - М: Айрис-пресс, 2003
Дронов В.П. География 8-9 класс. Атлас. Россия: природа, население, хозяйство. / В.П.Дронов. - М: ОАО «Издательство «Просвещение», 2006
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организацийс приложением на электронном носителе (DVD) / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман -18-е изд. – М: Просвещение, 2014
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.Володин; вед. науч. ред. И. Леенсон. - М: Аванта+, 2005
Титова И.М.. Химия и искусство: 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / И.М. Титова. - М: Вентана-Граф, 2007
Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. / И.Г.Дудоров. - М: Стройиздат, 1987
Августиник А.И. Керамика. / А.И. Августиник. - Л: Стройиздат, 1975
Технология производства стекла. [Электронный ресурс] –
http://www.energosteklo.ru/articles/steklo/kak-delayut-steklo.html Силикатная промышленность. [Электронный ресурс] –
http://ppt4web.ru/khimija/silikatnaja-promyshlennost.html Керамика, фарфор. [Электронный ресурс]-
http://www.youtube.com/watch?v=qwmkyectBDQ Глина, её состав и свойства. [Электронный ресурс]-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0#.D0.9C.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8B.2C_.D1.81.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B0.D1.89.D0.B8.D0.B5.D1.81.D1.8F_.D0.B2_.D0.B3.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D1.85 Получение и применение железа. [Электронный ресурс]-
http://www.youtube.com/watch?v=usUCPkoqtrU Чёрная металлургия. [Электронный ресурс]- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Производство чугуна в доменной печи. [Электронный ресурс]-
http://kurs.ido.tpu.ru/courses/Tech_proc_in_mech/tema2/tema2.html
Производство стали. [Электронный ресурс]-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8
Цветная металлургия. [Электронный ресурс]-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Получение меди. [Электронный ресурс]-http://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/neorg/uchpos/text/g4_5_5.html
Медь. [Электронный ресурс]-
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2469.html