Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий.
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы с применением современных образовательных технологий.
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. При этом важно отметить, что первостепенную значимость приобретает обладание гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями. Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образование.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
В условиях обновлённой стратегии образования перед учителем русского языка и литературы стоит задача моделирования системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.
В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций).
Так с чего же начать моделирование такой системы?
На мой взгляд, в основу её разработки должны быть положены следующие этапы:
1. изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
2.провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
3.осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета ;4.разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;
5.определить способы диагностики и показателей достижения результатов
6.спрогнозировать ожидаемые результаты.
Система методик по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся очень хорошо изложена в работе «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» под ред. Ушаковой И.А. ( ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.)
В разработке частной модели реализации компетентностного подхода я опиралась на классификацию компетенций, основанную на социальном заказе общества и главных целях общего образования:
- Общекультурные компетенции
- Ценностно-смысловые компетенции
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции
- Коммуникативные компетенции
- Социально-трудовые компетенции
- Компетенции личностного самосовершенствования
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Например, ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагают:
- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;
учебно - познавательные компетенции:
- планирование, анализ, рефлексию;
-понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.
Такой подход позволяет точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.
Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. На мой взгляд, абсолютно удачным является сочетание следующих идей и педагогических технологий:
1) Идея личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)
2) Идея деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.
3) Идея развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В Занков, В.В.Давыдов)
4) Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
5) Технология «Дебаты».( Институт «Открытое общество».)
6) Технология проектной и исследовательской деятельности.
Базовыми моделями моей системы работы по формированию ключевых компетенций является деятельностный подход и технология РКМЧП., т.к., имея интегративный характер, они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и различные элементы передовых технологий и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий.
Реализация данной модели предполагает также использование методов:
- Метод проблемного обучения
- Эвристический метод
Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение
воспринимать информацию, способность к рефлексии прием
« Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился » - осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:
«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».
Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы:
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
Приём «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
· Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
· Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
· Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
· Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Развивает умение задавать вопросы прием
«Толстые и тонкие вопросы»:
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...? Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
К приемам письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:
1.Написание эссе.
2.Составление телеграммы, памятки, инструкции.
3. Стихотворение по алгоритму.
4.Письмо по кругу.
5. Синквейн6. Диаманта
Приведу пример классического варианта синквейна. В переводе с французского синквейн переводится как «пять строк». Его составление подчинено определённым правилам:
1. Первая стока заключает в себе одно слово, обычно существительное, которое обозначает объект.
2. Во второй строке- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, дающие описание признаков и свойств объекта
3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями
4. Четвёртая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету
5. В пятой содержится одно слово, характеризующее суть предмета
Перед вами – синквейн , составленный по пьесе М. Горького «На дне».
1 Кто? Что? 1существительное Сатин.
2 Какой? 2 прилагательных Умный, дерзкий.
3 Что
делает? 3 глагола Играет,спорит,думает.
4 Что автор
думает о теме? Фраза из 4 слов Не герой дела, а герой слова.
5 Кто же он по своей сути? 1существительное Правдолюбец.
Систему уже известных приёмов дополняют приёмы, которые относятся к моим педагогическим находкам:
· «Через ассоциативный образ – к пониманию внутреннего мира героя»
· «Заработай бонус»
· «Тропа мудрости»
· «Творческий стол»
Игровые моменты, интегрирующие актуализацию знаний и зоровьесберегающие приёмы
Приём «Заработай бонус» позволяет побуждать ученика к творческой деятельности. Ученик ведёт зачётную книжку, в которой фиксируется вид творческой работы по изученному или прочитанному произведению. Каждая работа оценивается бонусом. В конце четверти бонусы ранжируются и отражаются в системе творческого рейтинга ученика.
Приём, названный мной «Тропа мудрости», предполагает работу с афоризмами, высказываниями, пословицами, поговорками.
«Творческий стол» - работу в творческой группе произвольного состава и основан на дифференциации творческой деятельности.
Неотъемлемой частью урока считаю компетентностно-ориентированные задания. Мною разработана целая система таких заданий для разных возрастных категорий учащихся. Их составление я подчинила чёткой структуре:
· Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
· Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
· Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
· Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода. Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:
• Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
• Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
• Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.
• Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Интеграция элементов выше названных технологий позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Но при этом считаю необходимым акцентировать внимание на том, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим.
Таким образом, моя методическая концепция сводится к следующему : Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных методов и приёмов работы.
Библиографический список:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
3. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.