Литературное чтение Зощенко М.М. Великие путешественники
СОЛОДКАЯ И.И.
Учитель начальных классов КГУ сш. им. Найманбая
Тема: Зощенко М.М. «Великие путешественники»
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Путешествие.
Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Оборудование: Слайды, индивидуальные карточки – таблицы, рефлексионные карты, правила работы в группах.
Ход урока:
Орг. момент. Психологический настрой.
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
Образуется 3 группы учащихся.
Возьмитесь дружно за руки, пожелайте успехов глазами, молча улыбнитесь, настройтесь на работу. Я желаю вам успехов, удачи. Чтобы вы смогли пройти сегодня все препятствия.
II. Актуализация.
конкурс «Сам себе писатель». Вы дома должны были придумать свой рассказ» на тему путешествие «Когда я вырасту большой». Сейчас мы прослушаем от каждой группы по одному рассказу.
Презентация 3 рассказов.
Вы сейчас мечтали путешествовать. И мы воплотим эту мечту. Отправимся в путешествие. Подождите, а вы знаете, что такое путешествие?
Кластер. К слову «путешествие» подберите слова – ассоциации. (поиски, приключения, находки, открытия, поход, снаряжение, подготовка.) У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля:
Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.
Теперь мы можем отправиться в путешествие. (слайд) А вы хотите знать куда мы отправляемся? Мы отправимся в кругосветное путешествие. Чем оно отличается от простого путешествия, мы узнаем позже.
Ребята, а что возьмем с собой в путешествие? Подумайте в группах и запишите эти вещи. В конце урока мы, возможно, дополним наши списки и уберем лишнее.
Цель нашего с вами путешествия: изучить рассказ «Великие путешественники» и расширить представление о том, что же такое путешествие. Но как изучить рассказ, не зная его автора? Поэтому первая остановка – привал у нас это изучение карты автобиографии.
III. Знакомство с биографией.
- Познакомимся с биографией писателя следующим образом. Я буду рассказывать биографию по частям. Вы во время прослушивания будете составлять к этой биографии план.
- Для его составления вам нужно будет выбрать подходящий пункт из тех, которые предложены. (слайд)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Первая часть, к которой вы подберете первый пункт плана.
Михаил Михайлович Зощенко родился в Полтаве в 1895 г. Детство его прошло в Петербурге. Отец был известным художником, а мама – писательница.
Детские годы писателя. (Семья.)
Вторая часть.
Зощенко сменил много профессий: и сапожником работал, и плотником, и помощником бухгалтера. Он уже стал думать,, что, нет на земле такого занятия, которое было бы по его способностям и душе. И вдруг вспомнил, что в детстве очень любил читать книги. За свою жизнь он встретил много людей с их разными судьбами и характерами. О них он и стал писать рассказы.
Выбор дела по душе. (Поиск профессии.)
Третья часть.
Первый рассказ для детей его попросил написать С.Я. Маршак для детского журнала «Чиж». Тогда Зощенко понял, что для детей писать труднее, чем для взрослых. Позднее он написал циклы рассказов для детей «Умные животные», «Лёля и Минька». В них автор вспоминает истории из своего детства.
Литературное творчество писателя. (Рассказы и повести писателя.)
Четвёртая часть.
Зощенко писал свои рассказы для людей, желая как можно быстрее помочь им избавиться от нехороших привычек. Он всей душой страдал, когда видел, как сквозь хорошее, в людях проступает грубость и жестокость, равнодушие к несчастьям других людей. Читая его рассказы, люди смеялись и смехом как бы вылечивались: с трудом, постепенно расставались с теми недостатками, которые, как и в героях Зощенко, находили у себя.
Сделать человека лучше. (Борьба с человеческими недостатками.)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Молодцы! Итак, мы прочитаем рассказ «Великие путешественники»
-Ребята, а кто такие великие путешественники по вашему мнению?(те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли) (слайд)
Это Христофор Колумб, который открыл Америку, Фернан Магелан, который первым совершил кругосветное путешествие.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
«Рассказ – прогноз». На доске даны рисунки из нашего рассказа «Великие путешественники». Вы должны придумать свой рассказ и записать его в таблице.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заполнение таблицы (прогноза):
Свои прогноз
+/- (Совпало/ не совпало)
После чтения
Место
Событие
Герои
IV. Первичное чтение с остановками.
Наступила пора познакомиться с рассказом. Читаем по желанию.
V. Работа над анализом
Каждой группе раздаются вопросы. Они распределяют между собой. После прочтения каждой части соответствующие группы отвечают на вопросы.
1 группа – 1часть.Вопросы: Что узнал Минька от Степки? А как вы думаете, откуда сам Степка узнал о путешествии? С кем он хотел пойти в кругосветное путешествие? Почему он не хотел брать с собой Миньку? А почему все-таки взял его?
Найти и прочитать: О чем Степка сказал на собрании путешественников? Какой характер Леля раскрывает из своих слов? И как слова характеризуют Лельку? Правда ли сказала Леля, что 3р им хватит? А что вам показалось странным? Что вас насторожило? Что они взяли лишнее, а полезное?
Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?
2 группа – 2 часть. Вопросы: При каких обстоятельствах дети покинули деревню? Почему они устали? Расскажите, как они несли мешок? Как нес Минька мешок? Что с ним случилось? Как отреагировали Степка с Лелей?
Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?
3 группа – 3 часть. Вопросы: Что самое главное забыли взять дети?(компас) Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? Прав ли он? Что случилось с Минькой? (ужалила оса). Прав ли Степка, прикладывая сырую землю? Что бы им в этом помогло? (аптечка). Почему выкинули все предметы? Что заставило Лельку вспомнить о доме? Как начали готовиться к ночлегу? Почему не смогли разжечь костер? А почему Лелька «торжественно лег ногами вперед»? Как бы вы осудили поступки Степки? Можно ли в лесу определить «вперед», «назад»? Почему не все спали крепким сном?
4 группа – 4 часть. Все были довольны путешествием? Какой выход из ситуации нашла Лелька? Как он ее характеризует? Что означает выражение «куда Макар телят не гонял»? заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Что сказал Степка, когда они въехали в деревню? Как он объяснил? За 1 ночь можно совершить путешествие?
Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? Как вы понимаете «Все хорошо, что хорошо кончается»? Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?
VI. Обобщение.
-Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»?
Почему же автор назвал так рассказ? Ваши предложения по- поводу названия.
«Поговорим с великим».
Давайте подумаем теперь, что необходимо брать с собой в путешествие. Дополним наши списки. Презентация.
Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование.
Отправляясь в путешествие, мы должны быть готовы к любым препятствиям и должны готовиться не один день. И еще: маленькие дети не должны одни уходить из дому без взрослых.
А теперь заполним наши таблицы. Ваши ожидания совпали с нашим уроком? Что было не так.
VII. Конец путешествия. Рефлексия. Чему мы научились на этом уроке путешествуя.
На следующий урок мы продолжим изучение этого рассказа. Урок заканчивается и вы должны поставить себе оценку.
Заполнение рефлексионных карт.
самооценка
Групповая оценка
Оценка
учителя
Домашнее задание: Прочитать текс и письменно ответить на вопросы:
Что произошло с героями рассказа?
Когда это произошло?
Где происходило действие?
Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?
Как закончилось путешествие?
-Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие для ребят? Почему?
(Вопросы детям раздаются на листочках)
ВКО Урджарский район
село Маканчи
План
Сделать человека лучше.
Литературное творчество писателя.
Выбор дела по душе.
Детские годы писателя.
15