Единый урок милосердия Цветы милосердия
Урок благотворительности в 4 классе по теме:
«Цветы милосердия»
Цель: развивать представления учащихся о добре и зле; воспитывать стремления совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; учить высказывать свои мысли.
Оборудование: «ромашка добрых дел», бумажные цветы для гостей, мультимедийный фильм, фонограмма «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песни «Дорогою добра», фонограмма песни Шапокляк, мяч для игры, карточки со словами пословиц, иллюстрации к сказке Катаева «Цветик – семицветик». Ход урока.
1. Организационный момент
-Ребята к нам в класс заглянуло два солнышка.
- Посмотрите на них (выходят два ребёнка и закрывают лица масками «солнце», а когда по очереди открывают их, то один ребёнок приветливо улыбается, а второй корчит страшную гримасу ) - Скажите, какое вам больше нравится?
- Какое солнышко вы оставили бы в классе? И почему?
Ответы детей.
(улыбавшийся ребенок крепит свою маску к доске)
- Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости на лице и милая улыбка на губах.
- Ребята, каких людей называют добрыми?
- Добрый - только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
- Как вы думаете, какие правила поведения необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
- Нужно любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.
- Ребята, а что гласит о доброте народная мудрость?
Ответы детей.
Помогают заранее подготовленные ученики.
- Доброта без разума пуста.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро - будешь сам без беды.
- Добрый человек в добре живёт век.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- За доброго человека сто рук.
- Добрые умирают, да дела их живут.
Появляется Шапокляк, напевает: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя».
Учитель:Вы кто?
Шапокляк (представляется) -. - Я старушка хоть куда, весела, хоть не добра. Со мною моя крыска, по имени Лариска.
- Добро, доброта! Где вы слова-то такие взяли! Злость, жадность, жестокость - вот важные слова! Это они должны жить в сердце каждого человека. Миром должно править зло и только зло, и ничего больше!
Учитель:
- Шапокляк, ты не права. Ребята, давайте попробуем разобраться: что важнее и лучше добро или зло.
Шапокляк:
- Чего тут разбираться! В людях столько злобы, зависти, жадности!
Учитель:
- Да, к сожалению, встречается и такое. Но человеку присущи и такие качества, как мужество, честность, благородство.
Шапокляк:
- А отрицательных больше! Посмотрим. Я называю отрицательные качества, а ребята положительные (плохие - хорошие). И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я.
Игра с мячом.
Если дети затрудняются, то выручает класс или учитель. В результате дети называют больше слов.
Шапокляк:
- Ну и ладно, выиграли. Просто вас много, а я одна. Зато я много пословиц знаю. Народная мудрость гласит о том, как важно быть злым:
1. Учись плохому - хорошее на ум не пойдет.
2. Добро порицай, а зло поощряй.
3. Спеши делать зло.
Учитель:
- 0 стоп, стоп, стоп. Да ты все перепутала! Все совсем не так!
Шапокляк:
- Да, а вы умные такие? Пословицы знаете? Распутать можете? Ну, пожалуйста. (Раздает спутанные пословицы детям, дети составляют правильные и зачитывают. Работают группами) .Пословицы:
1. Учись доброму, худое на ум не пойдет.
2. Добра желаешь, добро и делай.
3. За добро добром и платят.
4. Добро поощряй, а зло порицай.
5. Сделаешь худо, не жди добра.
6. Добро творить - себя веселить.
7. Делать добро спеши.
8. С добрым жить хорошо.
9. Добрый человек добру и учит.
10. Каждая группа объясняет смысл одной из пословиц.
Шапокляк:
- Ну ладно, на словах-то вы добренькие, а на деле?
- Вот вы, ребята, какие добрые дела делаете? (Ответы детей) .Учитель:
- Ребята, прочтите, что написано у нас на доске./открывается запись/
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Показ иллюстраций
(Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик») .- Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Дети отвечают.
- Ребята, у нас в классе вырос свой волшебный цветок. Как он называется?(ромашка)
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Шапокляк выкрикивает: - Нет!
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
- Давайте прямо сегодня попробуем узнать сумеете ли вы сделать кого – нибудь чуточку счастливее.
- На нашей ромашке лепестки с заданием, нужно выбрать любой лепесток и выполнить, написанное на нем задание. Есть желающие совершить добрые дела?
На лепестках дети читают:
Вы готовы …..
1… отдать в больницу для детей те свои игрушки, которыми вы уже не играете?
2… уступить место больномучеловеку в автобусе?
3… познакомиться и дружить с ребёнком - инвалидом?
4… поделиться любимой едой с голодным ребенком?
5…отказаться от долгожданнойпокупкидля себя,(например: машинки на радио управлении или мобильного телефона), а деньги отдать для детской больницы?
6… сделать поделки для благотворительной ярмарки, а вырученные деньги отдать на лечение тяжело больным людям?
7…. написать письмо Деду Морозу и попросить у него что – то для ребенка инвалида?
8…сделать поделку к дню Святого Николая и подарить её ребёнку - инвалиду?
Учитель:
- Такие поступки принято называть «Благотворительностью».
- Попробуйте догадаться из каких двух слов оно составлено.
- Правильно: творить благо. Благо – это слово – синоним слову добро.
- Благотворению в России уже исполнилось 1000 лет.
- Люди с добрым, отзывчивым сердцем жертвовали т.е. отдавали свои деньги тем, кто в них очень нуждался: больным, бездомным, инвалидам, и ничего не требовали и не ждали за это.
Вы наверное видите по телевизору. как проходят разные шоу, конкурсы, ярмарки, аукционы, а деньги, заработанные на них перечисляют больным людям.
Вот таким праздникам стали давать названия по названию какого – нибуть цветка.
А впервые в России такой праздник был проведён ещё в 1911 году (104 года назад) с помощью Императора Николая II, который тоже тратил много своих денег на добрые дела – на благотворительность (покупали лекарства, оплачивали лечение, покупали одежду, кормили голодных. помогали бездомным).
А символом этого праздника в России стала ромашка. До 1914 года в Ливадии и Ялте устраивались благотворительные базары, а деньги там заработанные и деньги Императорской семьи , шли на лечение больных туберкулёзом.
А сейчас благотворительные акции проводятся для помощи бедным и нуждающимся. Акция «Белый цветок» пройдёт у нас в Крыму на набережной в городе Ялта 27 сентября 2015 года.
-Наши дети постарались и сделали очень много красивых цветов, чтобы порадовать ими своих друзей, гостей, всех вокруг себя.
Пока дети раздают цветы всем присутствующим, играет песня «Дорогою добра»
1 куплет.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, 2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра
2 куплет.
Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, 2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра
3 куплет.
Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, 2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
(Открывается слайд №8)
Учитель читает стихотворение
-Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов.
Учитель – Шапокляк, а почему ты плачешь?
Шапокляк: - Всё вокруг стало таким красивым, что мне перехотелось делать людям гадости. А я ведь не могу без гадостей прожить.
Учитель - А мы тебе поможем. Правда, ребята.
- Давайте все вместе посмотрим мультфильм о дружбе, доброте и заботе.
Просмотр мультфильма.
Шапокляк: - Я прямо сейчас побегу к ним и тоже помогу.
Учитель:
- Наша Шапокляк изменилась, стала доброй.-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Дети прикрепляют оставшиеся цветы рядом с веселым солнышком.
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.
- Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Дети читают «цепочкой»:
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело -
Вместе: Тем живём на земле.