Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия. Изображение равенств на числовом луче


Технологическая карта урока 
Предмет Математика
Класс 1
Тема Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия. Изображение равенств на числовом луче
Автор/ы урока (ФИО, должность) Толмачёва Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ «Брацлавская СОШ»
Федеральный округ России Россия
Республика/край Оренбургская область
Город/поселение Село БрацлавкаТип урока (мероприятия, занятия) Урок изучения нового материала
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 35 минут
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Познакомить с предметным смыслом действия сложения.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма), равенство. Названия компонентов и результата действия сложения (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы). Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства.
Предметные: умеют ориентироваться в тетради, соблюдать гигиенические требования при работе с тетрадью.
Метапредметные: (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
Познавательные: общеучебные – совершенствовать навык счета; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.
Предметные – умение складывать разными способами числа.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие, научатся оценивать и контролировать свои действия, анализировать свою работу.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, использовать речь для планирования и регуляции своего действия; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.
Личностные: осознают значение учебной деятельности, выражают положительное отношение к учебному процессу, проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний, сохраняют мотивацию к учебе, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.
УУД Регулятивные УУД
1.Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
2.Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД
1.Формируем умение слушать и понимать других.
2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.
Познавательные УУД
1.Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
2.Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Личностные УУД
1.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формируем общее представление о моральных нормах поведения.
План урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности. 1. Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок.2. Устный счет.
Сегодня я вас пригашаю на несколько минут заглянуть в лето. Пусть за окном пасмурно и идет снег, а у нас светит солнце и хорошее настроение.
-Покажите какое у нас настроение?
Отдохнуть вы все успели?А теперь вперед – за дело.Математика нас ждет,Начинаем устный счет.Приглашаю вас, друзья,По грибы сегодня я.Очень хочется узнать,Кто их может собиратьИ, конечно, различать.А в лесу нас с вами ждетСтаричок - моховичок.Приготовил он заданья.На смекалку и назаданья.1. По тропинке вместе с намиИдут числа в два ряда.Старичок желает знать,Где здесь натуральный ряд.(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)-Почему этот ряд натуральный? Что обозначают точки…?-Сравните эти ряды, что вы заметили?2. Коля с Машей в лес ходил,Там грибы он находил,А когда домой пришел,Все грибы сложил на стол.Тут сестренка его Оля,Принялась считать их вскоре.Помогите, дети, ОлеСосчитать грибы у Коли.-Назову я вам число,Всем известное оно.Попрошу вас не зевать«Соседей» у числа назвать.У 4 ? 7 ? 9 ?3. Белочки грибы сушили,Ну, а посчитать забыли.Кто ответит быстро, детки,Хватит ли грибов всем белкам?Как узнали, объясните? Свое мнение докажите. Как сделать поровну?Сколько белок? А грибов? Белок 6, а грибов 7,Какой вывод ясен всем 4. Вот на солнечной полянкеПовстречались нам грибы.Поразмыслите, ребятки,Что за группы здесь даны?-Каких грибов больше больших или маленьких?-Съедобных или несъедобных? Назовите их.Вижу можете, ребятки,Вы грибочки различать,Ну, а кто же мне подскажет,Как грибочки собирать?5. На полянке у дубкаЕж увидел 2 грибка,Походил вокруг осинИ нашел еще он три.Ну-ка, кто считать готов,Сколько еж нашел грибов?Дети показывают Солнышко
1ряд
Числа идут по порядку.
Числовой ряд можно продолжить.
В первом ряду числа идут на возрастание, во втором - на убывание.
( счет до 10 в прямом и обратном порядке)3,5; 6,8; 8,10.
на наборном полотне 6 белок и 7 грибов
Хватитустановили соответствиеу доски показывают(6)(7)(6<7, а 7>6) (1 группа – съедобные и несъедобные2 группа – большие и маленькие3 группа – по 2 грибка и по одному)(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)3
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 2˂ 3
3˃ 2
5 = 5
2 + 3 = 5
- Что это за записи? - Что можете сказать о двух последних записях? Чем они отличаются? Почему не можем сказать? У всех разные ответы. - К каждому неравенству называют числа больше или меньше данного, другие варианты.
Возникает затруднение, звучат разные ответы учащихся.
3. Выявление места и причины затруднения. - В каких выражениях возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
- Чего мы не знаем?
- Давайте вместе сформулируем тему урока.
Тема нашего урока: знакомство с новыми выражениями. Выявляют место и причину затруднения.
Формулируют совместно с учителем тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Какую цель ставим?
(Узнать как называются такие выражения, что они обозначают)
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Ставят совместно с учителем цель урока.
5. Реализация построенного проекта. Подготовка к усвоению материала
Нам решение задач не составило затрудненья,Если выучим мы с вами действия сложения.Познакомимся с названием компонентов при сложенииИ научимся записывать математические выражения.Вы узнаете, друзья, что такое равенстваИ чем неверные от верных равенств отличаются.Дети в лес пошли гулятьИ грибочки собирать.Повезло вначале Саше.3 грибка нашел он сразу.Даша тоже не отстала,2 грибочка увидалаИ в корзиночку поклала.Стали дети их считать:1, 2, 3, 4, 5Ребятишкам повезлоПять хорошее число.Нам придется выяснять,Как же получилось пять?-Почему прибавили?Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? -Сколько нашла Даша? -Что мы сделали с их грибами? учитель показывает схему)-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.-Что значит сложить?-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс.
Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.-Как называется эта запись? выражение? числа?-Эти выражение читают по разному:3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2; I слагаемое 3, II слагаемое 2.-Кто сможет прочитать по-разному выражение?5+3Физминутка.Мы грибочки собиралиИ немножечко устали.А сейчас мы дружно встанемОтдохнем мы на привале.Влево, вправо повернись,Наклонись и поднимись.Ручки вверх и ручки в бок.И на месте прыг да скок.А теперь бежим вприпрыжку:Молодцы, мои зайчишки.Замедляем, зайки, шагИ на месте стой. Вот такА сейчас мы сядем дружно,Нам еще работать нужно.1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали)2)– Выложите слева 3 кружка, справа 2 квадратика.-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.-Результат сложения называется значением суммы. (учитель показывает схему):-Как вы думаете, равны они между собой?-Для обозначения равенства в математике используется знак «=». Найдите его в кассах-Эта запись называется равенство.-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5-Дайте название каждому числу.4) –Запишите выражение и найдите значение:1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.5) - Посмотрите на доску, что здесь записано?  (равенства) 4 + 3 = 7   3 + 4 = 6  3 + 4 =7-Нет ли здесь ошибок?-Как это проверить? (По числовому лучу).-Кто объяснить как? (показывает по лучу).-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.-Какие бывают равенства? Как это проверить?Выполняют практические действия с наглядным материалом, открывают новые знания и способ.
(Выходят мальчик и девочка с корзинками).(К 3 прибавили 2)(3)(2)(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2)Объединили)6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. У.- Откройте учебник на странице 80.
Мише и Маше подарили аквариумных рыбок. Что они делают?
Д.- Выпускают рыбок в аквариум.
У.- Что произошло с рыбками?
Д.- Они объединились.
У.- Что означает слово «объединились»? Придумайте примеры с этим словом.
Ответы детей.
Работа в парах
У.- Сидящие слева выполняют то, что делает Маша, а сидящие справа выполняют то, что делает Миша.
Выполните действие, которое выполнили Маша с Мишей с помощью счетных палочек на листе бумаги.
У.- Что вы сделали со счетными палочками? Что произошло с палочками на бумаге.
Д.- Объединились.
У.- Какое действие выполнили дети, и какое действие выполнили вы?
Д.- Сложение.
У.- Сложить предметы – значит объединить. Проговаривают во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Учебник, стр. 80. № 181.
Рассмотрите картинки. Что делают Маша и Миша на каждом из рисунков?
- Выберите числовые выражения, которые соответствуют каждой картинке. (Первое вместе, остальные самостоятельно). Работают самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
8. Включение в систему знаний и повторение. ТПО № 1, Стр. 45. № 81.
- Какое числовое выражение записано?
- Что обозначает число 2 в левой части выражения? А второе число? А число 4? Закрепляют во фронтальной работе у доски по цепочке.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итог урока. Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось прогнать тучки. Солнышко вас благодарит и улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память портрет солнышка, отражающее ваше настроение. Я желаю вам дорогие ребята хорошего настроения на весь день.
Наш урок к концу подходит,Старичок итог подводит.-С каким действием вы познакомились?-Как называется числа при сложении?-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)- Чему научились?
- Что было интересным?
- Что показалось трудным?
-Кто собрал больше всех грибов?Вот пришел миг расставаться,Очень хочет на прощаньеСтаричок – моховичокВсем вручить боровичок.Рефлексируют по предложенным вопросам, оценивают себя на лесенке успеха.
-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)(Все дети получают кондитерские грибки).