Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы философии

Департамент образования и молодежной политики Орловской области
БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»















Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов
дисциплины: Основы философии
специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»,
35.02.05 «Агрономия», 36.02.02 «Зоотехния»,
21.02.04 «Землеустройство»





Разработала преподаватель высшей категории Симонова Л.В.




Одобрены на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Председатель _________Кузнецова В.В.
Протокол №___ от __________2016 г.





2016 г.
Аннотация.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса специальности «Коммерция (по отраслям)», 3 курса специальностей «Агрономия», «Зоотехния», «Землеустройство». Они позволят студентам направлять внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Основы философии». Рекомендации включают себя различные виды заданий: написание докладов, рефератов, эссе, решение творческих задач, подготовка к семинарским занятиям и др. Существенную помощь в самостоятельной работе студентов окажут практические советы «Как написать доклад», «Как подготовиться к семинару».

Содержание



Введение
4

1.
Раздел 1. Введение
6

2.
Раздел 2. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.
8

3.
Раздел 3. Систематический курс
12


Заключение
22


Литература
23

Введение

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительными изменениями профильной структуры подготовки кадров. Обновление содержания среднего профессионального образования обеспечивает его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ.
Развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, культуре и качеству труда.
Для формирования квалифицированного конкурентоспособного специалиста, готового к решению широкого круга задач трудовой деятельности, способного быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, необходимо создать условия для творческой работы студентов. Одним из видов творческой деятельности является самостоятельная работа студентов. С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты повысилось значение самостоятельной работы в образовательном процессе.
Самостоятельная работа студентов – составная часть обучения, стимулирующая развитие творческих способностей, содействующая обмену знаниями способствует формированию собственной оценки и анализу тех или иных мировоззренческих и этических позиций окружающих людей.
Целью данной методической разработки является оказание практической помощи студентам в процессе изучения узловых философских вопросов, способствующих овладению основными философскими идеями, повышения их интереса к урокам философии, углублению знаний и творческих навыков, формированию общих компетенций, направленных на:
- понимание сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивый интерес;
- осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- самостоятельно определение задач профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации и др.
Расчет времени, затраченного на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии»

№ п/п
Наименование разделов и тем
Вид самостоятельной работы
Хронометраж затраченного времени, (ч)


Раздел 1. Введение

1
Тема 1.1. Введение
Подготовить индивидуальные доклады на следующие темы: «Мифические герои на звездном небе», «Мифические герои на Руси»
1


Раздел 2. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

3
Тема 2.1.
Философская мысль эпохи Античности.
Подготовка к семинару
1

5
Тема 2.3.
Философия эпохи Возрождения.
Выполнение творческих заданий
1



Тема 2.7. Русская философия.

подготовить индивидуальные доклады на следующие темы: «Спор славянофилов и западников об историческом пути России», «Философия В.С Соловьева», «Философские идеи К.Н.Леонтьева и В.В. Розанова», «Н.А. Бердяев – выдающийся русский мыслитель XX века»
1


Раздел 3. Систематический курс

6
Тема 3.1.
Онтология как учение о бытии
Подготовить рефераты на следующие темы:
«Проблема смерти и смысл жизни в философии и культуре», «Что такое любовь?», «Счастье – различные подходы к пониманию», «Бесконечна или конечна жизнь?»
2





7
Тема 3.2. Проблема сознания
выполнение творческих заданий
1


Тема 3.4. Природа как предмет философского осмысления
подготовка к семинару
1

8
Тема 3.5. Человек – главная философская проблема
написание эссе
1

9
Тема 3.7. Глобальные проблемы человеческой цивилизации
Подготовить рефераты на следующие темы: «Общественный прогресс и регресс»,
«Глобальные проблемы современности»
1


Итого
10 часов


Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Введение
Подготовить индивидуальные доклады на следующие темы:

- «Мифические герои на звездном небе»
План:
1. Название созвездий у древних греков.
а) Гелиос. Солнце;
б) планеты Солнечной системы;
в) история созвездий.
2.Название созвездий у народов Африки и Азии

Список литературы для подготовки доклада:
1. Дубкова С. Прогулки по небу. Детская энциклопедия. М.: Белый город, 2009.
2. Калашников В.И. Мифы звездного неба. –М.: Белый город, 2009.
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/53484/созвездия
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. http://www.rusizn.ru/

- «Мифические герои на Руси»

План:
1. Особенности славянской мифологии.
2. Славянские боги и богини.
3. Мифические существа славян.

Список литературы для подготовки доклада:
1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания, 2006
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. http://www.witchmirror.ru
Как написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад вид самостоятельной научно исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.
Академический стиль это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
предложения могут быть длинными и сложными;
часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Общая структура такого доклада может быть следующей:
титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел доклада;
введение;
основная часть, состоящая из глав;
заключение;
список использованной литературы.
Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос) Основная часть доклада состоит из нескольких вопросов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из вопросов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения). Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.
Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого вопроса основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: «Таким образом,.. Можно сделать заключение, что В итоге можно прийти к выводу»)
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)

Список литературы.
Список литературы составляется в алфавитном порядке в конце реферата по определенным правилам.
Описание книг
Автор(ы). Заглавие. Место издания: Издательство, год издания. Страницы.
Пушкин А. С. Стихотворения. Спб.: Азбука, 1998. 170 с.
Описание сборников
Заглавие. Место издания: Издательство, год издания. Страницы.
Литература: Справ. шк. М.: Просвещение, 1996. 600с.
Описание статей
Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). Год. Номер. Страницы статьи.
Уфимцева К. В стране русского языка // До 16 и старше. 2001. N° 1. С. 5-8.
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.
Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
Не бойтесь аудитории ваши слушатели дружески настроены.
Выступайте в полной готовности владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
Сохраняйте уверенный вид это действует на аудиторию и преподавателей.
Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.
Раздел 2. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени
1. Подготовка к семинару по теме «Философия Античного мира»:

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Основные философские идеи Кун Фу-цзы.
2. Основные положения даосизма.
3. Поиск путей избавления от страданий в философских школах Др. Индии.
4. Сократ и Платон – учители европейской цивилизации:
а) Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа;
б) Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.
5. Аристотелевкая картина мира. Взгляды Аристотеля на человека и государство.
6. Древнегреческие киники (Диоген), их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к богу. Цинизм в современной жизни.
7. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни (Сенека, Марк Аврелий).
8. Скептицизм и его значение для человеческого познания (Пиррон).
Литература для подготовки к семинару:
1. А.А. Сычев. Основы философии.- М.: ИНФРА-М, 2008. С.26-49.
2. Ю.Н. Тарасов. Философия, гл.2. С.41-63.
3. В.А. Канке. Основы философии. Раздел 1. С.17-46.
4. Большая Российская энциклопедия.
5. А.П. Каждан. Религия и атеизм в древнем мире.
6. А. Томилин. Занимательно о космологии.
7. А. Ильин. Как человек стал великаном.
8. А. Л. Цуканов. Я познаю мир: философия.
Рекомендации для подготовки к семинару:
Семинар – это одна из форм учебно-практических занятий, при которой студенты самостоятельно готовят материалы по заранее выданным вопросам. Преподаватель в таких занятиях является лишь координатором обсуждения темы семинара.
В любом случае необходимо найти ответы на заданные вопросы. С помощью следующих советов вы можете существенно облегчить этот процесс.
Инструкция
1. В первую очередь необходимо настроиться на рабочий лад. Подготовьте на своем рабочем месте конспекты, учебники, интернет – все, что понадобится для подготовки. Поставьте себе условие, что в течение нескольких часов вы не будете отвлекаться. Просмотрите список заданий и напротив каждого вопроса поставьте номера страниц источника.
3.Выберите вопросы, которые вам хорошо знакомы. С них и необходимо начать. Просмотрите их визуально, но при этом не зацикливайтесь на деталях. Те вопросы, которые вы впервые видите, потребуют у вас гораздо больше времени и напряжения ума. Например, если вы можете готовиться лишь в течение 2 часов, то на каждый из 30 вопросов у вас останется лишь по 4 минуты. Но в том случае, если вы отбросите вопросы, которые вам уже знакомы, то вы сэкономите довольно много времени.
4. При работе с объемным материалом необходимо уметь отделять главные мысли от второстепенных. Скользите глазами по материалу, как только найдете важную мысль, подчеркните ее, или зачитайте несколько раз. Кроме того, ее можно записать на отдельный листок, используя лишь ключевые слова.
5. Фиксируя главные моменты в тексте, вы не только готовите себе подсказки, но и концентрируетесь и выделяете из текста все самое главное, что поможет вам успешно справиться с семинаром. Не забывайте про термины и определения, зачастую преподаватель задает дополнительные вопросы.

Тема 2.3. Философия эпохи Возрождения.
Выполните творческие задания:
1. В чем философский смысл стихотворения персидского мыслителя ХV века Аррани Аталлаха:
Не изойти нам из смерти сетей,
Ни мудрецу, ни глупцу, никому.
Но одного я никак не пойму:
Зачем на смерть мы рождаем детей?
О, эта жизнь, остывающий жар!
О, этой жизни отравленный дар!
Напишите небольшое размышление.
2. Попытайтесь выразить содержание следующих стихов Басе:
а) Сто крат благородней тот,
Кто не скажет при блеске молнии:
«Вот она наша жизнь!»
б) Старый пруд заглох.
Прыгнула лягушка,
Слышен тихий всплеск.
Отчего поэт так краток? Почему он не пытается развить мысль более пространно?
Рождает ли картина природы определенный взгляд на мир?

Тема 2.7. Русская философия.

Подготовить индивидуальные доклады на следующие темы:
- «Спор славянофилов и западников об историческом пути России»

План:
1.Понятие славянофильства.
2.Понятие западничества.
3. Вопрос о России и её судьбе

Список литературы для подготовки доклада:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990
2. Большая Советская Энциклопедия
3. Володин А. Проблема «Западничества». Как она видится нам сегодня?// Свободная мысль, № 7-8, 1994 г.
4. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995 г.
5. История политических и правовых учений./ под редакцией доктора юридических наук профессора В.С. Нерсесянца. Москва, 2000 г.
6. Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991
7. Д. И. Олейников. «Славянофилы и западники». «Механик». Москва, 1966 г
8. Сборник лекций «Русская общественная мысль» Москва, 1999 г.
9. http://www.sorman.ru/zapadslav/page/3/index.php
10.http://www.mirvn.ru/articles/1002189/1002189A.htm Курс философии. “Русская философия” Электронная версия.

- «Философия В.С. Соловьева»

План:

1. Введение.
2. Идея всеединства - центральная идея философии В.Соловьева.
3.Русская идея в философии В.Соловьева.

Список литературы для подготовки доклада:
1. Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991
2. http://www.portal-slovo.ru/history/35587.php
3. http://www.vehi.net/soloviev/

- «Философские идеи К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова»

План:
1. Автобиография К.Н. Леонтьева.
2. Философские идеи К.Н. Леонтьева.
3. Автобиография В.В. Розанова.
4.Философские взгляды В.В. Розанова.

Список литературы для подготовки доклада:

1. Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991
http://philosophyschool.ru/article/leontwev_k.htm
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

- «Н.А. Бердяев – выдающийся русский мыслитель XX века»

План:

1. Становление философских взглядов Н.А.Бердяева.
2. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии.
3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности.

Список литературы для подготовки доклада:
1. Лосский Н. О. Л 79 История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Раздел 3. Систематический курс
Тема 3.1. Онтология как учение о бытии
1. Подготовить рефераты на следующие темы:
- «Проблема смерти и смысл жизни в философии и культуре»

План
Введение.
1. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.
2. Проблема жизни и смерти в религии.
3. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.
Заключение.

Список литературы для подготовки реферата:

1.Горелов A.A. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А.Горелов. 9-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010
2. Я. С. Яскевич. Основы философии. – Минск: ВШ, 2009.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. http://abc.vvsu.ru/Books/filosofia/page0038.asp
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

- «Что такое любовь?»
План
Введение.
1. Психологические и физиологические аспекты любви.
2. Любовь как источник счастья.
3. Любовь к истине, добру, красоте.
4. Любовь как источник духовной энергии.
5. Биофилия, или любовь к жизни.
Заключение
или
Введение.
1. Многообразие видов и форм любви. Их классификации.
2. Становление понимания любви от античности через средневековье к эпохе Возрождения.
3. Философия любви в Новом времени.
Заключение.

Список литературы для подготовки реферата:

1. Ивин А.А. Философия любви. Антология любви. Ч. 1 и Ч. 2. М., 1990.
2. Любовь // Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М. – 1998.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4. http://filam.ru/
5. http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/181.htm

- «Счастье – различные подходы к пониманию»
План:
Введение
1. Содержание счастья.
2. Поиски путей достижения счастья в религиозных учениях.
3. Философское осмысление понятия счастья.
Заключение

Список литературы для подготовки реферата:
1. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989. 135 с.
2. Игнатенко А.А. В поисках счастья. М.: Мысль, 1989. 189 с.
3.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 2009. 185 с.
4. Яновский А.Я. Поиски истинного счастья. М.: Мысль, 2011. 255 с.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552671
- «Бесконечна или конечна жизнь?»

План:
Введение
1. Проблема смерти и бессмертия в философии.
2. Понятия и разновидности бессмертия, развитие истории представлений о нем.
3.Здоровье и болезни с точки зрения философа.
4. Сущность бессмертия с точки зрения религии и философии.
Заключение.
1. Балашов. Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие человека. M. 2005
2. Гуревич, П.С. Основы философии / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.
3. Жизнь после смерти / Под ред. Гуревича П.С. – М.: Советский писатель, 1990. – 320 с.
4. Моуди Р. Жизнь после смерти: Исследование феномена выживания после физической смерти. – СПб.: Лениздат, 1992. – 92 с.
5. Роберт Турман. Бесконечная жизнь. Семь добродетелей хорошей жизни. М.: Открытый мир. 2005
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как писать реферат
Реферат обобщает и систематизирует материал, который был собран по какой-то одной конкретной теме.
Реферат не является конспектом, и в нем не разрешается копировать дословно выдержки из каких-либо сборников, книг, журнальных или газетных статей.
Реферат не является докладом, и при его подготовке нельзя ограничиться только одним источником.
Реферат не является литературным обзором, и он не должен повествовать о книжных новинках.
Структура реферата
В состав реферата входят несколько частей. Перечислим их:
- Титульный лист, оформление которого должно соответствовать требованиям данного учебного заведения
- Оглавление (содержание) – с обязательным указанием номеров страниц каждого раздела реферата
- Введение
- Основная часть, в состав которой входят несколько глав
- Заключение
- Список изученных при работе над рефератом источников и литературы
Во введении автор реферата делится следующими сведениями: Почему он выбрал именно эту тему, и каково его личное отношение к ней. Рассказывает, в чем важность и актуальность данной темы, какой интерес она представляет для современного общества с точки зрения ученых и исследователей. Автор перечисляет, какую исследовательскую, научно-популярную или учебную литературу он проработал и обязательно называет авторов всех использованных им источников Автор коротко рассказывает о содержимом своего реферата. Упоминает, какая цель выведена во вступлении работы, чему посвящена её первая глава, сколько глав вообще содержится в основной части реферата. А также о том, какие выводы он сформулировал в Заключении работы, и какие приложения прикрепляет к ней.
В основную часть реферата включается несколько разделов, которые последовательно раскрывают взятую к рассмотрению тему. В каждом из разделов изучается какая-то одна сторона основной темы.
Свои утверждения автор реферата должен подкреплять доказательствами из разных источников. Это могут быть цитаты, перечисление фактов или цифр, определения. Если в качестве доказательства используются сведения из литературы, которую автор использовал в своем реферате, их необходимо оформить как ссылку на источник с указанием порядкового номера. Все ссылки помещаются под чертой внизу текста. Каждая отдельная ссылка снабжена своим порядковым номером, а также приводимыми данными конкретной статьи или книги. Каждый раздел основной части реферата заканчивается сформулированным выводом по изложенному выше тексту.
Общие выводы, касающиеся основной темы, автор реферата выводит в его Заключении. В нем автор высказывает также своё мнение на рассматриваемый им вопрос, сравнивая его с точкой зрения других авторов и объясняя, почему он согласен или не согласен с ними.
Список использованной им литературы автор реферата оформляет определенным образом и помещает его в конце работы. При этом обязательно указываются фамилии авторов, заглавие материала, где, каким именно издательством и когда он издан, а также страница, с которой заимствован используемый материал.
Язык реферата
Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется», «Думается, что», «На наш взгляд». В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего, следовательно, тем не менее, остановимся на, во-первых и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени
Оформление ссылок и сносок.
Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.
Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15). Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.
Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.
Оформление иллюстраций
К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:
1. Условное сокращенное название «Рис.».
2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.
3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ООО «Пульс».
При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.
Правила оформления реферата
При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название учебного заведения (Центр Интенсивных Технологий Образования, Интернет школа), название учебного предмета, тема реферата, фамилии автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.).
Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).
Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.
После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.
Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

Тема 3.2. Проблема сознания
1. Выполнение творческих заданий

- Человек – это машина, – считал французский материалист XVIII века Ламетри. – Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать “весьма просвещенной машиной. Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.
- Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.
- Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый “детектор лжи”?
- Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.
- Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?
- Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему “труд” муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например, дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Тема 3.4. Природа как предмет философского осмысления

Подготовка к семинару на тему «Природа как предмет философского осмысления»:
Вопросы для подготовки к семинару:

1. Философия и естественные науки в познании природы.
2. Современные представления о природе.
3. Проблема жизни на Земле и во Вселенной.
4. Природа и культура. Формы восприятия природы в истории культуры.
5. Научно-технический прогресс и природная среда.
6. Глобальный характер экологических проблем.

Литература для подготовки к семинару:

1. Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара, 1993.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста – М., 1988.
3. Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. - М., 1983.
4. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М., 1980.
5. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.: Интерпракс, 1993.
6. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
7. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. – М., 1985.
8. Рьюз М. Философия биологии. – М., 1977.
9. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские вопросы гармонизации общества и природы. – М., 1988.

Тема 3.5. Человек – главная философская проблема

Написание эссе на следующие темы:

Протагор. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
А.Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
М.Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».
И.Кант: «Человечность это способность участвовать в судьбе других людей».
Э. Межелайтис: «Стать человеком большая работа».
В.Г.Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».
А. С.Макаренко: «У человека должна быть единственная специальность он должен быть большим человеком, человеком ...настоящим. Если ты сумеешь, это требование понять везде для тебя будет интересно, и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».
Как написать эссе
Эссе – небольшой текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
1. Обдумайте содержание.
Прежде чем приступить к написанию эссе, обдумайте его структуру и содержание. Проще всего это сделать, задав самому себе несколько вопросов касаемо тематики. Формулировка ответов на них поможет в написании основной части. Постарайтесь сразу определить стилистику своего будущего повествования.
2. Напишите эссе.
В первом параграфе сформулируйте основную идею вашего будущего повествования. Постарайтесь привлечь внимание читающего чем-то захватывающим. 2, 3 и 4 параграф – основная часть. Приведите аргументы в доказательство вашей основной мысли. Если уместно, приведите примеры из Вашей жизни. Не бойтесь вводить конкретные данные о вашей жизни, о себе, своей семье. Главное, чтобы это было уместно. В заключительном параграфе усильте основную мысль, выдвинутую вначале. Свяжите со вступлением и основной частью.
3. Проведите проверку.
Проверьте структуру: есть ли логическая связь между параграфами? Проверьте, в едином ли стиле написано эссе. Уберите все лишнее, повествование должно получиться кратким и лаконичным. Не бойтесь переписывать эссе вновь и вновь.

Тема 3.7. Глобальные проблемы человеческой цивилизации

Подготовить рефераты на следующие темы:

- «Общественный прогресс и регресс»

План:

Введение
1.Понятие развития в философии.
2. Основные философские концепции развития.
3. Направленность развития: прогресс и регресс.
4. Социальный прогресс и его критерий.
Заключение.

Список литературы для подготовки реферата:

1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 2001.
2. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2008
3. Журнал «Социально-гуманитарные знания», 2004, №3.
4. Устрялов Н.В. Проблема прогресса. - М., 2004

- «Глобальные проблемы современности»
Введение
Понятие глобальных проблем.
2. Основные глобальные проблемы.
а) Проблема Север-Юг.
б) Проблема бедности.
в) Продовольственная проблема.
г) Энергетическая проблема.
д) Проблема экологии и устойчивого развития.
е) Демографическая проблема.
ж) Проблема освоения Мирового океана.
3. Взаимосвязь глобальных проблем.
Заключение

Список литературы для подготовки реферата:

1. Глобальные проблемы современности. Нижников С.А. Философия: курс лекций" учебное пособие для вузов. М.: Изд-во "Экзамен". 2006.
2. http://txtb.ru
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заключение.


Социально-гуманитарные дисциплины призваны способствовать развитию личности. Все это недостижимо при пассивном восприятии информации. Требуется активная самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов требует определенного методического и дидактического обеспечения, которое не только способствует усвоению знаний, их контролю, но и развитию творческих способностей, привитию интереса к предмету.
В процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем специальном учебном заведении должны выполняться две цели: овладение студентами знаниями и умение пользоваться ими; привитие навыков самостоятельной работы как предпосылки формирования самостоятельности, ответственности, инициативы.
Литература

Основные источники:
1 Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
2. Гуревич П.С. Введение в философию. М. 1997.
3. Канке В.А. «Основы философии». М.: Логос, Высшая школа, 2000 г.
4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: Изд-во «Центр», 2001.
5.Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
6. Тарасов Ю.Н. «Философия» издательство ВГТУ, 2000.

Дополнительные источники:
1. Арский Ф.Н. В стране мифов. – М.: 1968г.
2. Астахова В.Г. Сотворение или эволюция. – М.: Знание, 1981 г.
3. В. Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждение потомков. (Сост. Г.П. Аксенов – М., 1993 г).
4. В. В. Дягилев. Занимательная философия. – М.: Просвещение, 1996.
5. М. Забылин. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. – М.: Эксмо, 2003.
6. Каждан А.П. Религия и атеизм в древнем мире.
7. Кленская И.С. Беседы о смысле жизни. М.: Знание. 1989.
8. Кун А. Легенды и мифы Др. Рима и Др. Греции.
9. Малышевский А.Ф. Введение в философию: Методические рекомендации. М.:Просвещение, 2001.
10. Философский словарь под ред. Розенталя.
11. Хрестоматия по философии под ред. Гуревича П.С., М., 1997.
12.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. С-Пб, 2000.
13. Шептулин А.П. «Философия марксизма – ленинизма». - М.: Политиздат, 1970 г.
14.www.philosofia.ru
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
16. www.ecsocman.edu.ru








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15