Проект Молодежное самоуправление как одна форм проявления избирательного права


Территория Свердловская область
Муниципальное управление образования Слободо – Туринский муниципальный район
Наименование образовательной организации
МКОУ «Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»
Районный конкурс «Мы выбираем будущее»
Тема работы: «Молодежное самоуправление
как одна из форм проявления избирательного права»
Автор: Лавров Алексей Сергеевич
ученик 8 б класса
населенный пункт: Туринская Слобода
Руководитель:
Ф. И. О. Новицкая Светлана Алексеевна
Должность, место работы: педагог-организатор, МКОУ «Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа № 1»
2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. ПРОЦЕДУРА ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........5-12
Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской ФедерацииИзбирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
Назначение выборов депутатов и выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательной комиссией
ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО ВЫБОРОВ В МОЛОДЕЖНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕОРГИЯ ПАВЛОВИЧА САБУРОВА……………………………………………………13-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество и правовое государство нуждается в человеке, хорошо знающим свои права и обязанности, умеющим разумно сочетать свободу с ответственностью, соблюдающем законы, активно участвующем в политическом процессе, владеющем политической культурой, от качества которой в государстве зависит эффективность власти.Молодежь является наиболее социально активной частью населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего и должна рассматриваться как инновационный потенциал, роль которого необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества.
Вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день — совершенствовать и реализовать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодежи в избирательный процесс.
Сегодня мы создаем единую систему качественного правового просвещения и образования молодежи, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы молодых избирателей, государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений и позволяющей преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию молодых избирателей, повысить их гражданскую ответственность.
Цель данной работы: содействовать развитию гражданско–правового образования в школе и повышению уровня правовой культуры учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Актуализировать знания о выборах в органы государственной власти в России;
Формировать у старшеклассников навыки самостоятельного принятия решения, гражданскую позицию, понимание необходимости участия молодых людей в избирательных кампаниях, в решении социально значимых вопросов на местном уровне;
Участникам процедуры выборов осознать, что любой гражданин может и должен принимать участие в выборах, в работе местных органов власти, в формировании общественной политики.
Глава 1. Процедура выборов в Российской Федерации
Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской ФедерацииЗаконодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.
Назначение выборов депутатов и выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции.
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, об итогах голосования и о результатах выборов.
Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;
участковые избирательные комиссии.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в случае регистрации федерального списка кандидатов - по одному такому члену избирательной комиссии в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии.
На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченный представитель политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждой политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, о времени и месте проведения заседаний избирательной комиссии, а также свободный доступ лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на эти заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.
Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.
Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств.
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, он не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к строке "Против всех федеральных списков кандидатов".
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, наблюдателем, в том числе иностранным (международным) наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер.
Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
После официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует такого депутата и выдает ему удостоверение об избрании депутатом Государственной Думы.
Таким образом, можно сделать вывод, что порядок выборов в Государственную Думу носит сугубо партийный характер. Пассивное избирательное право гражданин может теперь реализовать только через волю партийных конференций по выдвижению кандидатов в депутаты.
Глава 2. Роль и место выборов в молодежном самоуправлении на примере детской общественной организации имени Героя Советского Союза Георгия Павловича СабуроваЕсли Вы не думаете о будущем,
у Вас его и не будет.
(Джон Голсуорси, лауреат Нобелевской премии)
Мы живём в непростое время, от активной гражданской позиции каждого зависит дальнейшее развитие страны и своё собственное благополучие. Из средств массовой информации мы узнаем о предстоящих выборах, о кандидатах от разных политических партий,  об их программах и, хотя мы еще не избиратели, но уже сейчас имеем определённую точку зрения на происходящее в России и знаем, за кого отдали бы свой голос во имя будущего своей страны.
Согласно Конституции РФ в выборах могут принимать участие лица, достигшие 18 лет. Но мы, как учащиеся школы, еще не имеем на это право. Тем не менее, мы пытаемся подготовить себя к этому ответственному моменту благодаря своему школьному ученическому самоуправлению.
Цель самоуправления – сделать обучающегося активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
С 2007 года в нашей школе действует детская общественная организация имени Героя Советского Союза Сабурова Георгия Павловича, основанная на принципах добровольности, самодеятельности, самоуправления, независимая в своей деятельности от каких-либо партий и политических движений.
Самоуправление в ДОО имени Героя Советского Союза Сабурова Г. П. осуществляют председатель ДОО и актив ШУС. (Приложение 1)
Высшим органом ДОО является школьный ученический совет, который созывается 1 раз в неделю, совет школы, который собирается 1 раз в неделю.
Школьный ученический совет (ШУС) является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
Школьный ученический Совет, действует от имени учащихся, сознавая свою ответственность перед коллективом школы, исходя из принципа равноправия субъектов образовательного процесса и необходимости успешности его развития; утверждая права учащихся на участие в управлении школой, стремясь обеспечить высокий уровень самоуправления в школе, мир и согласие, равные права учащихся по участию в самоуправлении.
Высшим непосредственным выражением самоуправления являются конференция и свободные выборы.
В ШУС избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся 5 – 11 классов, пользующихся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.
В начале нового учебного года каждый классный коллектив выдвигает по 2 кандидата в школьное ученическое самоуправление. На первом заседании ШУС путем открытого голосования осуществляется выбор председателя ДОО. Председатель и члены ШУС работают по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое;
- учебно-познавательная деятельность;
- образовательно-содержательное;
- спортивное;
- интеллектуальное;
- художественно-творческое;
- общественно-трудовое;
- шефское;
- социально-педагогическое;
- здоровьесберегающее;
- туристко-краеведческое. (Приложение 2)
Каждый член ШУС имеет активную жизненную позицию, которая помогает при проведении воспитательных мероприятий. Примером может служить организация выборов депутатов Молодежной Думы Слободо – Туринского МР, которые состоялись 26 апреля 2013 года. В кандидаты в депутаты Молодежной Думы Слободо – Туринского МР были выдвинуты следующие кандидатуры: Анашкин Н. А., Дюпина А. С., Лыбина А. А., Шпак А. В.
По всем правилам избирательного процесса были сформированы школьная участковая и избирательная комиссии. Классный коллектив, выдвинувший своего кандидата, агитировали за него.
Каждый кандидат представил программу по улучшению жизни в школе. Между кандидатами чувствовалась конкуренция, которая помогала и подстегивала их на победу в выборах.
Всё как на настоящих выборах: избирательные бюллетени, избирательная комиссия, кабинки и, самое главное, все до единого обучающегося проголосовали за того кандидата, кому поверили, чью программу посчитали наиболее полной, выполнимой, интересной. (Приложение 3)
Все учащиеся серьезно подошли к процедуре выборов и с нетерпением ожидали подсчета голосов.
Большинством голосов на этих выборах победу одержала Шпак А., которая оказалась одним из достойных кандидатов. Многие избиратели поздравляли ее с победой.
Мы считаем, что это первый шаг к большим, настоящим выборам. Школьники доказали, что им не все равно, что происходит в школе, чем живет современный подросток – отсюда смело можно верить, что в будущем все они пойдут на выборы, не будут «отсиживаться» дома, потому что среди них нет равнодушных, потому что все они любят свою страну, свою Россию и заботятся о её благе, о её будущем.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный обзор литературы и интернет-ресурсов позволяют нам сделать следующие выводы.
Во-первых, выборы – это один из основных и обязательных институтов прямой демократии; выступают как часть и исходное начало представительного властвования жителей; позволяют гражданам непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований; выступают одним из элементов структурирования гражданского общества.
Во-вторых, наиболее активной частью населения нашей страны является молодежь, которая обязана повышать свою правовую культуру, а также непосредственно принимать участие в развитии страны.
В-третьих, школьное ученическое самоуправление остается одной из форм проявления избирательного права, позволяющее развивать гражданско-правовое образование у старшеклассников.
Таким образом, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. – 32 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).Ресурсы удаленного доступа
Все о праве – компас в мире юриспруденции. Избирательное законодательство в России. – Режим доступа: http://allpravo.ru/diploma/doc29p0/instrum5383/item5389.html.
Приложение 1
28956028575
-14390241311388
-12952341158074
-15353341512474
Приложение 2
ПринятШкольным ученическим Советом
Председатель ШУС _______/А. Шпак/
«____»____________2014г.
Устав школьного ученического Совета
Школьный ученический Совет, действует от имени учащихся, сознавая свою ответственность перед коллективом школы, исходя из принципа равноправия субъектов образовательного процесса и необходимости успешности его развития; утверждая права учащихся на участие в управлении школой, стремясь обеспечить высокий уровень самоуправления в школе, мир и согласие, равные права учащихся по участию в самоуправлении.
Раздел 1
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Статус штаба ученического самоуправления
ШУС является равноправным членом совета школы; исполнительным органом власти.
Статус ШУС определяется настоящим Уставом.
ШУС принимает решения, строит взаимоотношения с классными коллективами, педагогическим советом и родительским комитетом на основе принципа равноправие субъектов образовательного процесса.
ШУС обладает самостоятельностью в той мере, в какой это необходимо для обеспечения самоорганизации.
Условием изменения статуса ШУС является решение общешкольной конференции учащихся.
Статья 2. Права и обязанности учащихся
ШУС гарантирует защиту и осуществление всех прав и обязанностей учащихся, закрепленных Законом об образовании РФ, Уставом ОУ.
Статья 3. Самоуправление
Источником осуществления самоуправления в школе являются учащиеся, их родители и педагоги.
Учащиеся осуществляют самоуправление непосредственно, а также через органы самоуправления.
Высшим непосредственным выражением самоуправления являются конференция и свободные выборы.
Статья 4. ШУС в составе Совета школы
Члены ШУС являются равноправными членами Совета школы наряду с педагогами и родителями.
Разграничения полномочий между ШУС и другими членами Совета школы осуществляется в соответствии с Положением о Совете школы.
Статья 5. Правовая система ШУС
Основу правовой системы ШУС составляют законодательство РФ, Свердловской области, Слободо-Туринского района, МКОУ «Слободо-Туринская СОШ №1».
Решения ШУС не могут противоречить этим законам.
Статья 6. Разделение полномочий между комиссиями и советами осуществляется на основе разделения полномочий. Комиссии и советы в пределах своей компетенции самостоятельны.
Статья 7. Структура и формы самоуправления формируются с учетом местных гарантий и желаний самих учащихся.
Идеологические гарантии – признание прав и обязанностей органов ШУС в жизнедеятельности всего коллектива школы. Решения органов ШУС берутся во внимание при принятии управленческих решений, утверждении планов, определении направлений и т.д.
Методические гарантии – методическая помощь кураторов – педагогов.
Статья 8. Классное самоуправление
В школе признается и гарантируется право учащихся на организацию и осуществление самоуправление в классных коллективах, кружках, секциях и т.д.
Классное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы классного самоуправления входят в систему ШУС.
Статья 9. Отношения ШУС с другими субъектами ОП
ШУС в праве выступать самостоятельным участником внешних связей с социальными партнерами, если это не противоречит Уставу ОУ и другим законам школьной жизни.
Глава 2. Учащиеся и ШУС
Статья 10. Цели и задачи ШУС
Цель – создание и развитие воспитательного коллектива, выработка у учащихся умений и навыков управления процессом коллективной жизни и деятельности.
Задачи – вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность;
- развитие организаторских и управленческих умений и навыков учащихся;
- развитие самодеятельности, самостоятельности, инициативы и творчества;
- формирование отношений ответственности, умений руководить и подчиняться, ответственно относиться к своим делам и обязанностям, быть требовательным к себе и товарищам;
- воспитание чувства долга перед коллективом, обществом;
- воспитание честности, добросовестности, обязательности, принципиальности.
Статья 11. Функции самоуправления:
- адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе);
- интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности, объединение учеников, родителей и учителей);
- рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
- ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем).
Статья 12. Принципы самоуправления:
- самоопределение (определение личностных целей в конкретных проблемах);
- защищенность и ответственность;
- нравственные и культурные нормы (не «труд» - работа», а «труд – забота»);
- сотрудничество и открытое воздействие (воздействие трех миров: учителя, родителя, ученика).
Статья 13. Принципы построения самоуправления
Педагогическое руководство (наличие педагога-организатора);
Предметность деятельности (есть деятельность – есть органы ШУС, нет деятельности – нет самоуправления);
Единое планирование (ЗДВР, ПОДД, органы ШУС, классные коллективы);
Выборность органов ШУС;
Сменяемость (руководство, видов деятельности, ответственных);
Построение самоуправления снизу вверх (от классных коллективов к ШУС);
Участие всех учащихся в системе самоуправления. Согласие (разногласия – до принятия решения, споры и дискуссии, после принятия – правило обязательно для выполнения всему коллективу).
Статья 14. Педагогическая поддержка
Педагогический коллектив сознательно принимает решения о невозможности директивного вмешательства в процесс создания детского самоуправления.
Педагоги могут выйти с предложениями к учащимся о проведении чего-либо (КТД, праздника, конкурса и т.д.).
Педагоги помогают школьникам оформить принципы сосуществования «миров» взрослого и детского, определения наиболее значимых направлений взаимного сотрудничества.
Статья 15. Предназначение ШУС
Самоуправление осуществляется для всеобщего блага и защиты интересов учащихся.
Уважение, достоинства, безусловная защита прав учащихся, обеспечение условий для самовыражения.
Члены ШУС обязаны действовать в интересах всех учащихся, а не какой-либо их части.
Статья 16. Право на создание и реформирование органов ШУС
Учащиеся школы имеют право в соответствии с настоящим Уставом создавать и реформировать органы ШУС во имя общего блага.
Статья 17. Участие школьников в осуществлении самоуправлении
Учащиеся 1-11 классы имеют право участвовать в управлении делами ДОО имени Героя Советского Союза Сабурова Г. П. как непосредственно, так через своих председателей.
Учащиеся в соответствии с Уставом имеют право избирать и быть избранными в органы ШУС.
Статья 18. Гарантии прав учащихся
Настоящий Устав гарантирует ответственность органов ШУС перед учащимися;
Осуществление прав учащихся не должно нарушать права других субъектов ОП;
Учащиеся и органы ШУС в равной степени подчинены законам ОУ;
Права учащихся могут быть ограничены только федеральным законом;
Каждый вправе защищать свои права всеми предоставленными законом способами.
Статья 19. Социальное партнерство ШУС
В ДОО имени Героя Советского Союза Сабурова Г. П. поддерживается развитие социального партнерства на основе сотрудничества органов местного самоуправления (села, района, области), МОУО, хозяйствующих субъектов на территории села, детских общественных объединений.
Глава 3. Содержание деятельности и полномочия органов ШУС
Статья 20. Исходя из принципов единого планирования в школе, в план работы ежемесячно вносятся те или иные виды деятельности по организации внутришкольной жизни. В планах работы того или иного органа самоуправления на определенный промежуток времени: на год, месяц.
Такими видами деятельности являются:
Познавательная (учебный сектор)
Самообслуживание (трудовой сектор)
Спортивно – оздоровительная (спортивный сектор)
Художественно-эстетическая (КМС)
Шефская (работа с ветеранами, с ДОУ, ЦСПС)
Информационная (редколлегия)
Статья 21. Функционал ШУС
- участвует в обсуждении и составлении плана работы;
- подбирает, назначает ответственных за выполнение различных дел школы, заслушивает их отчеты;
- организует участие классов в КТД;
- выбирает темы и вопросы для проведения школьных мероприятий;
- обсуждает вопросы о поощрениях и наказаниях;
- организует и проводит встречи с социальными партнерами;
- поддерживает связь с социумом.
Статья 22. Обязанности по направлениям
Председатель ШУС ДОО и его заместители:
- подготовка и проведение заседаний ШУС, круглых столов, конференций, встреч;
- организация работы по выполнению решений ШУС;
- распределение обязанностей при проведении КТД;
- контроль за выполнением обязанностей другими членами ШУС.
Ответственный дежурный:
- контроль за посещаемостью;
- контроль за выполнением режима дня;
- организация, контроль и оценка уборки территорий классов, школы, села;
- организация дежурства в школе;
- проведение дежурных линеек;
- проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений;
- проведение мероприятий по борьбе с вредными привычками.
Культурно – массовый сектор (КМС):
- организация и проведение праздников, концертов, выставок;
- помощь в подготовке и проведении тематических дискотек, классных вечеров;
- участие в проведении праздничных мероприятий в ДК;
- участие в районных творческих конкурсах.
Спортивный сектор:
- подготовка и проведение походов, турслетов, дней Здоровья;
- организация соревнований по различным видам спорта в школе;
- участие в районных соревнованиях.
Редколлегия:
- подготовка и оформление реквизита к КТД;
- выпуск стенгазет общешкольного характера;
- организация и проведение выставок и конкурсов плакатов, рисунков, классных уголков;
- подбор и оформление материалов для летописи школы;
- работа с корреспондентами классов.
Учебный сектор:
- организация помощи отстающим;
- контроль за успеваемостью;
- проверка дневников;
- участие в проведении конкурсов интеллектуального характера;
- организация фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;
- выпуск информационных бюллетеней.
Шефский сектор:
- организация шефской работы в младших классах;
- организация помощи одиноким пенсионерам села;
- забота о ветеранах войны и труда;
- благоустройство памятника односельчанам – участникам ВОВ;
- вожатская работа в ЛОЛ;
- организация шефской работы в ДОУ, школах-садах.
Статья 23. Описание структуры ШУС
Система ШУС имеет три уровня. Первый (базисный) – классное самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное соуправление – Совет школы.
Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов с 1 по 11 классы. Виды деятельности и органы (комиссии и советы) соответствуют общешкольным. Возглавляет работу этих органов командир класса, имеется совет класса.
Совет класса выполняет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует работу класса, готовит информацию и предложения в вышестоящие органы ШУС, является основным помощником классного руководителя.
Структура второго уровня ученического самоуправления – ШУС. В него входят: учебный сектор, спортивный сектор, шефский сектор, трудовой сектор, КМС, избранные из числа старшеклассников. Педагогическое руководство осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и педагог-организатор.
Совет учащихся реализует следующие функции: инструктивно-методическую, т.е. члены ШУС учатся выполнять управленческие функции (учебу ведет педагог-организатор). Проводится вертикальный анализ реализации целей деятельности в каждой комиссии по своему профилю. Планируют КТД, разрабатывают сценарии. Актив ШУС готовят аналитическую информацию и предложения по улучшению общешкольной жизни на заседание ШУС.
Совет учащихся реализует следующие функции: проводит вертикально-горизонтальный анализ работы классных органов самоуправления. Готовит анализ и предложения на Совет школы. Обеспечивает социальную защиту учащихся. Высшим органом самоуправления является конференция учащихся школы.
Третий уровень – школьное соуправление. В этом случае можно говорить о соуправлении, потому что его рабочий орган (Совет школы) состоит из администрации школы, педагогов, родительской общественности, членов ШУС.
Функции Совета школы: стратегическое целеполагание, включающие перспективу развития школы или улучшения развития внутришкольной жизни, принятие решений прямого и непрямого действия – прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самими учащимися, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей.
Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
Статья 24. Общешкольная ученическая конференция.
Общешкольная конференция – высший орган ученического самоуправления.
В конференции с правом решающего голоса участвуют по 2 представителя от ученических коллективов 1-11 классов.
Конференция заслушивает отчет всех членов ШУС и оценивает результаты деятельности исполнительного органа власти за год, принимает Устав ДОО, управленческие решения, определяющие жизнедеятельность коллектива учащихся на следующий учебный год, избирает актив ШУС, утверждает нормативные документы ученического самоуправления.
Внеочередная конференция может быть собрана для решения неотложных вопросов и проблем по требованию не менее одной четвертой членов ДОО им. Героя Советского Союза Сабурова Г. П.
В период между конференциями действует ШУС и подотчетен им.
Приложение 3

Выборы депутата в районную Молодежную Думу МР
Работа избирательной комиссии