«Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися в условиях реализации ФГОС НОО»
«Классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися в условиях реализации ФГОС НОО»
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.
Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и методы проведения, содержание, определяет роль и функции классного руководителя и его взаимоотношения с детьми.
Классные часы могут посвящаться:
1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается встимулировании процесса самовоспитания и организации элементарногопсихологического просвещения;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственноеотношение к природе;
8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям,юбилейным датам, праздникам и т. д.)
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
Определение темы и задач классного часа
Определение времени и места проведения классного часа
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
Анализ его результативности.
На классном часе воспитанникам можно предложить рассаживаться так, как им хочется. Как и в любом воспитательном мероприятии, классный руководитель учитывает особенности классного коллектива, уровень его развития, возрастные особенности детей, Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. В 1-4 классах классный час может длиться от 15-20 до 30 минут. Тема классного часа может быть написана на доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. В качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
Классный час может проводиться в форме:
воспитательного часа (час классного руководителя);
беседы (этической, нравственной);
тематической лекции;
экскурсии;
диспуты;
встречи с интересными людьми;
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
КВН;
интерактивной игры;
игры - путешествия;
Сюжетно-ролевой игры или театральной премьеры;
читательских конференций и т.п.;
Социально-культурного проекта;
Акций;
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:
«Звездный час»;
«Что? Где? Когда?»;
«Аншлаг»;
«Слабое звено»;
«Счастливый случай» и т.д.
Особое внимание хочется уделить такой форме, как информационный классный час.
Главное назначение информационного часа формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.
Во время подготовки и проведения информационного часа можно использовать:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение теле- и видеоматериалов.
Важной формой проведения классного часа остается - классное собрание (проводится примерно раз в четверть).
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.
Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание:
распределяет поручения;
избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
слушает доклады учеников о выполнении поручений
психологические игры и тренинги (Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах)
Например, игра «Комплимент»(которую мы проведем в конце нашего выступления)
В структурном отношении классный час состоит из трех частей:вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезноеи уважительное отношение к теме разговора, определить место и значениеобсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества инауки.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:
сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.
изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)
Цели основной части реализация основной идеи и задач классного часа.
Типичные ошибки:
Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.
Однообразие методов – только беседа или рассказ.
Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.
Создание учебной атмосферы урока.
Назидательность.
Рекомендации:
Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.
Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.
Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».
Рекомендации:
1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.
2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).
Классный час выполняет функции:
просветительскую;
ориентирующую;
направляющую;
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Самоанализ классного часа в 3 классе
Тема моего классного часа «Открываем волшебные двери добра».
Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других;
осознание семьи как одной из главных ценностей в жизни человека.
Метапредметные:
1. Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;
2. Регулятивные: удерживание задачи; самооценка
3. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе
Форма проведения: игра-путешествие, с элементами тренинга.
На классном часе были применены элементы технологии коллективно-творческого воспитания, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка), ИКТ.
Тема классного часа выбрана не случайно, так как умения общаться, быть отзывчивым, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС.
Высокая мотивация обучающихся достигалась за счет необычной формы заданий, даже простое приветствие выполнено в необычной форме, что помогло настроить учеников на общение и улучшить их настроение. Далее по ходу занятия ребята не просто слушают учителя, а отправляются в путешествие по замку с Машей и Алешей, помогая им разобраться что же такое добро и зло.
Данный классный час ориентирован на новые образовательные стандарты, так как в первую очередь перед детьми была поставлена проблема(что такое добро), кроме того ориентирует детей на анализ (работа в группах и анализ ситуаций), коммуникацию и умение договариваться и выработать совместное решение (обсуждение и выбор лучшего решения).
Материал мероприятия был подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся 3 класса, т.к. одним из основных видов деятельности, согласно классификации Эльконина, является игра, именно эта форма легла в основу урока, что позволило повысить мотивацию обучающихся, также увидеть добро и зло на конкретных ситуативных примерах и в итоге опереться на жизненный опыт учеников, с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
Во время классного часа я постаралась создать условия для исследовательской деятельности учащихся за счет таких вопросов как «как же нам помочь? Как их исправить? Объясните, сравните, найдите ошибку (объяснение ошибок детей в ситуациях). Моя роль заключалась в создании условий, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с такой проблемой реальной жизни как добро и зло.
В моей работе я использовала следующие методы: метод наблюдения, сравнения, обобщения и анализа, применила диалоговые формы общения (обсуждение ситуаций, диалог друг с другом и учителем).
Учащиеся были включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность классного часа.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
города Красноармейска Саратовской области»
Выступление на тему:
«Классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися в условиях реализации ФГОС НОО»
Выполнила:
учитель начальных классов
Идрисова О.И
2016г.
15