Классный час Страна Агрария
Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
Классный час
Тема: Страна Агрария
Форма проведения: игра «Умники и умницы»
Цель: в процессе игры выявить у школьников знания о сельскохозяйственном труде, о профессиях, связанных с земледелием. В связи с этим определить, что ребятам ещё неизвестно, чтобы продолжить работу по профориентации. Воспитывать трудолюбие и бережливость, сознание ответственности за свой труд.
Оборудование: выставка книг, картин о труде
Ход классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя
Земля-кормилица ... В мудрых этих словах заключена извечная любовь народа к земле. Он делит с ней радость и горе, он живет и трудится на ней, поёт о ней песни, слагает стихи.
И за всё она платит ему сторицей: дарит сочный корм его стадам, прохладную тень его дому, сладкий пирог к его столу.
Кладёт семена в ухоженную землю старательный труженик, кропотливо взращивает посевы, сберегая от горячих ветров и сорной травы, не давая погибнуть от жажды, голода и болезней, и земля, многократно приумножив семена, возвращает их щедрым урожаем: «Бери, человек, наше с тобой богатство – ты заслужил его!»
Классный час мы посвящаем «Стране Аграрии».
2. Выборы арбитров, участников игры (агонистов)
Вопросы агонистам перед выбором дорожек:
- Кто первый назовет пословицу о труде? (Без труда нет и плода; Маленькое дело лучше большого безделья; Без труда нет добра и др.)
- Быстро, безошибочно произнесите скороговорку (2 раза)
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
I агон. Вопросы агонистам:
Продолжите пословицу: «Без дела жить – ... (только небо коптить)»
Продолжите пословицу: «Была бы охота – ... (будет ладиться работа)»
Отгадай загадку: «На соломинке дом, сто ребятишек в нем» (Колосок)
Какие профессии были для человека первыми, древнейшими? (Охота, скотоводство, земледелие)
Какие продукты питания мы употребляем в чистом виде, без переработки? (Картофель, овощи,фрукты, ягоды,; молоко, мясо, яйцо)
Отгадай загадку:
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
«Угадай, кто я, по монологу»:
«Я – древнейшее орудие, одно из первых произведений материальной культуры человечества. Родился примерно в конце IV тысячелетия до нашей эры. Праматерь моя – соха – кусок сухого крепкого дерева с сучком.
Шли века на мое «образование». Помню первый стальной рывок трактора, за которым пошел я в новый, XX век. Я – древнейшее орудие пахаря». (Плуг)
Сельский механизатор. Почему у профессии такое имя? (Рабочий, знающий и использующий всевозможные машины, механизмы).
Какие специальности объединяет это общее имя профессии – сельский механизатор? (Слесарь-ремонтник; тракторист-машинист широкого профиля; механизазатор животноводческих ферм, мелиоративных работ; мастер машинного доения; оператор по приготовлению и раздаче кормов; овощеводы, садоводы, хлопководы и др.)
Грамматическая арифметика: Ба + музыкальный звук = белый хлеб удлиненной формы. (Батон)
II агон
Вопросы для выбора дорожек:
- Как называется болшая, высокая копна сена? (Стог)
- Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
Вопросы агонистам:
Продолжи пословицу: «Кто любит трудиться – ... (тому без дела не сидится)»
Отгадай загадку:
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами)
Что говорит о хлебе старинная русская пословица? (Хлеб – всему голова)
Узнай по описанию: «Простое это орудие. Крестьяне сами его делали из деревянного чурбана. Внизу вырубали как будто две неуклюжие ноги. Для прочности их обивали железом: ведь им придется врезаться в землю, вспахивать её. оглобли, чтобы запрягать лошадь, и рукоятка, чтобы человек держал это нехитрое орудие» (Соха)
Как готовят поле для посева? (Поле пашут, несколко раз обрабатывают культиваторами и боронами, чтобы уничтожить сорняки, накопить влагу)
«Угадай, кто я, по монологу»:
«Я – работяга с железным сердцем, энергии которого хватает не только для того, чтобы двигаться по земле, но и для того, чтобы тащить за собой или носить на себе и приводить в действие машины и орудия. Меня потому так и называют, что имя мое происходит от латинского слова tracho – тащу» (Трактор)
Что является самым напряженным, самым главным периодом в работе механизатора, всех тружеников села? (Уборка урожая)
Отгадай загадку: «Сама пестрая, ест зеленое, дает белое» (Корова)
Какую работу выполняет механизатор, когда поле отдыхает? (Первая предзимняя работа – ремонт выведенной с полей техники, постановка ее на хранение)
Ну а трактор? Отдыхает ли он? Какие виды работ выполняет трактор зимой? (транспортные работы)
III агон
Выбор дорожек:
- Зачем снег пашут? (Чтобы задержать в поле влагу)
- Назовите синоним слова «сырость» (Влага)
Вопросы агонистам:
«Угадай, кто я, по монологу»: «Мое призвание – добывать зерно из колоса. Я могу скашивать стебли или подбирать сложенные из валки, вымолачивать зерно, отделяя его от соломы» (Зерноуборочный комбайн)
Вы все знаете русскую народную сказку про репку. Умная сказка! Только ли про репку в ней рассказано? Про что еще? (Про дружную работу. Одному трудно с делом справиться, а коллектив любое дело осилит)
Что является самым важным в уборке урожая? (Жатва и обмолот зерновых; хлеб – это главная задача земледельца)
Какие качества характера, личности человека проверяются во время уборки урожая, когда комбайнер один на один остается в кабине своего степного корабля? (Мастерство, ответственность, ведь за тобой много людей, труд которых доверено тебе оправдать)
Какова особенность работы шофёра, участвующего в уборке урожая? Что он должен уметь, какие личные качества проявить? (Надо уметь получать груз на ходу. Требуется особое мастерство, внимание, чувство хозяина, помощника земледельца, сознание участия в общем деле).
Кого профессия земледельца выбирает прежде всего, каких людей? (Того, кто любит землю)
О какой черте характера человека говорят народные изречения: «Растеряешь крохами – не соберешь и ворохами», «Зернышко пуд бережет»
(О бережливости)
О ком из «Страны Аграрии» говорится в этом стихотворении?
Не каждый, по земле пройдя,
Оставит след желтеть пшеницей,
Как не от каждого дождя
Земная жажда утолится.
Мы не за славою гнались.
Не в медном звоне наше счастье,
А в том, что каждый день – всю жизнь
К рожденью хлеба ты причастен!
В труде нелегком на земле
Мы будем счастливы судьбою:
Нет слаще хлеба на столе,
Того, что вырашен тобою. (Хлебороб)
Продолжи пословицу: «Землю красит солнце, ... (а человека – труд)»
Отгадай загадку:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
3. Подведение итогов игры. Награждение победителей.