Урок-проект Искусством слова навеянные строки…
Урок-проект в 5 классе
«Искусством слова навеянные строки»…
Цели: Образовательные и воспитательные:
Расширение кругозора учащихся.
Воспитание интереса к урокам гуманитарного цикла.
Вовлечение каждого ученика в активный творческий процесс.
Воспитание сотрудничества и терпимого отношения к чужому мнению или толерантности.
Формирование умений работать в группе на общий результат.
Развивающие цели:
Развитие навыков самостоятельной работы.
Развитие умений мыслить быстро.
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие речи, памяти, мышления.
Развитие умений предъявлять свою работу другим.
Развитие интереса к книге-источнику знаний.
Мотивационный этап.
- Вступительное слово учителя
Наш сегодняшний урок-урок особый. Это урок-проект, который потребует от вас, кроме знаний по русскому языку и литературе, общей эрудиции, сосредоточенности мысли и пристального внимания к слову.
Итак, начнем.
- Ребята, у вас у всех есть любимые произведения: это или сказки, или былины, или стихи, или рассказы, или повести.
- Назовите свои любимые произведения.
- А вас самим хотелось бы попробовать себя в роли авторов? Смогли бы вы попробовать свои силы и самостоятельно, подражая любимому произведению, создать свое? Хотите попробовать свои силы в этом?
- Да. (ответ учащихся)
- Вот мы и подошли к основной задаче нашего урока: создать свое произведение (или сказку, или былину, или басню, или стихотворение) по модели, то есть по ранее изученному образцу.
-Для этого давайте вспомним необходимый материал:
- Что такое сказка?
- Что такое былина?
- Кто создавал сказки и былины?
- Что такое басня?
- Из каких основных элементов состоит сказка?
- Какие герои действуют обычно в сказке?
- Мы много знаем сказочных героев, но только у А.С.Пушкина в нескольких десятках строчек они собраны все вместе. Это во вступлении к поэме « Руслан и Людмила».
- Давайте прочитаем этот отрывок.
- Какие зачины мы знаем?
- Какие концовки нам известны?
- Что происходит в основной части сказки?
- Кто является основным героем в былинах?
- Назовите героев былинных героев?
Вывод: и сказки, и былины создавал народ.
- А кто создавал басни?
- Кто является основным героем басен? Почему?
- Что обязательно есть в каждой басне?
- Что такое мораль?
-Какие выводы или мораль из басни Крылова мы знаем?
- А теперь о самом главном: поговорим о художественных особенностях всех этих жанров литературы, то есть поговорим о слове, так как литература-это искусство слова.
- Слово во всех этих видах литературы особенное, художественное, иначе бы и не были все эти литературные произведения так привлекательны.
- Повторим «сказкино слово». Я называю слова, а вам к нему нужно подобрать постоянный эпитет. Итак:
Лес (дремучий)
Поле (чистое)
Море ( синее)
Меч ( булатный)
Лук ( тугой)
Сокол ( ясный)
Девица ( красная)
Дуб ( могучий)
Солнце ( красное)
Туча (черная)
Стрелы ( каленые)
Сон ( крепкий)
Молодец ( добрый)
- Именно в таком варианте эти словосочетания и употребляются в устном народном творчестве и литературе.
-Как этот прием называется? (обратный порядок слов)
- Не забудьте этот прием использовать в своих работах. Итак, вам нужно создать свое произведение по подобию. Сейчас вы разделитесь на группы, в которых будете работать.
- Обдумайте совместно, что вы будете сочинять своей группой-сказку, басню или былину.
- Ребята, конечно, эта работа рассчитана не на один урок. Мы продолжим моделировать свое произведение и дома, и на следующем уроке. Вы можете привлечь к этой творческой работе и своих родителей. У вас все получится, я уверена в этом.Выводы. Сегодня на уроке вы славно потрудились. Я рада, что этот непростой творческий труд стал для вас радостным и светлым, потому что вы вложили в него свою душу.
Думаю, что вы поняли, что очень это сложно-писать просто, как писали великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте у них учиться! А ваши старания в этом направлении вы еще не раз покажете в написании других творческих работ.