Образ метели в повести А.С. Пушкина «Метель» и в стихотворении «Бесы». Тема бесовщины в произведениях Пушкина.


6 класс
Урок Дата урока:
Тема урока:  Образ метели в повести А.С. Пушкина «Метель» и в стихотворении «Бесы». Тема бесовщины в произведениях Пушкина.
Цель урока: знакомство и анализ содержания повести, умение передать содержание по плану, развитие устной речи учащихся.
Задачи урока:
Образовательная: провести сравнительный анализ изображения вьюги, метели в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель».
Развивающая: развитие устной речи учащихся, умение работать в коллективе, группе; развитие толерантности; научить учащихся делить процесс мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Воспитательная: воспитание художественного вкуса и любви к литературе, дать почувствовать своеобразие, «воздушность и выразительность» произведений А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет писателя, тексты, интерактивная доска, 6 шляп Бонно, групповые задания.
Ход урока
ОргмоментСлово учителя:
- Итак, тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цели нашего урока.
- Чему мы сегодня будем учиться?
- Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
Мозговой штурм. Запишите слово метель и подберите к нему слова-ассоциации.
Словарная работа
МЕТЕЛЬ –
картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия;
взвихренность, «метельность», круговерть событий;
тревога, смятение в душах главных героев.
МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.
В чем смысл названия повести?
Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя?
На что настраивает? Что обещает?
Сопоставительный анализ.
Произведения, написанные Болдинской осенью («Бесы» - 7 сентября, «Метель» - 19-20 октября), не просто описывают одно и то же стихийное явление, но и делают это при помощи тождественных пейзажных образов и слов.
В «Бесах» изображение стихийного бедствия является самоцелью.
В «Метели» изображение стихийного явления выполняет служебную функцию.
В «Бесах» - описание переживаний, эмоций, ассоциаций путника, застигнутого в чистом поле непогодой. Речь идёт об утрате дороги, но не об утрате времени. Перед нами фрагмент стихии, движение человека, коней, бесов. Ощущение времени не играет роли.
В) В «Метели» утрата дороги влечёт за собой утрату времени и счастья.
Прием «Шесть шляп Бонно».
Как повлияла метель на судьбы главных героев повести А.С. Пушкина «Метель» (Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина)
1. Белая – Рассказать, как сложились судьбы Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина.
2. Черная – Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
3. Желтая – Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
4. Красная – Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей (3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.
5. Зеленая – Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остается недосказанным? Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?
ВЫВОД:
Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь.
Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.
Тесты по повести «Метель»
V. Рефлексия (размышление)
1) Я узнал, что …
2) Сегодня на уроке мы повторили…
3) Своей работой на уроке я …
4) Лучше всех на уроке работал(а)…
5) Урок сегодня был…
VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Метель - жестокое испытание или счастливая судьба?»Приложение
Белая – Ученый: Необходимо сделать акцент на изложение фактов.
Рассказать, как сложились судьбы Владимира, Марьи Гавриловны, Бурмина.
Черная –Критик: Акцент на критическое восприятие.
Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
Желтая – Оптимист: Акцент на положительные стороны.
Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
Красная – Художник: Акцент на интуицию, чувства.
Какие чувства вызывает образ метели? Сколько метелей (3) выделяются в повести и кого они сопровождают? Найдите в тексте описания метелей и сравните их.
Зеленая – Креативщик: Акцент на нетрадиционных и провокационных решениях.
Какая «тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков»? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остается недосказанным? Что бы вы изменили в тексте повести? Почему?