Урок внеклассного чтения по литературе и психологии в 7 классе на тему Образ главной героини в повести А.С.Пушкина Метель
Урок
внеклассного чтения
по литературе и психологии в 7-м классе
на тему
« Образ главной героини в повести А.С.Пушкина «Метель».
Цель:
Развивать навыки анализа художественного образа средствами отражения душевного состояния героя.
Задачи:
учить более глубокому пониманию характера литературного героя через переживание его чувств;
развивать понятие о литературных жанрах (эпистолярный жанр);
развивать эмоциональную сферу учащихся (в частности, эмпатию);
формировать понятие о долге, нормах поведения.
Оборудование: музыкальное сопровождение (Г.В.Свиридов «Зимняя дорога» или «Тройка»), репродукции картин, фотографии дворянской усадьбы 19 века .
Конспект занятия.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок внеклассного чтения.
С творчеством А.С. Пушкина знаком, наверное, каждый человек в нашей стране. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую- то страницу жизни Пушкина, узнаем что-то новое о творчестве писателя, о его времени.
Дома вы познакомились с еще одним произведением А.С.Пушкина – повестью «Метель». А сегодня на уроке мы поговорим о главной героине повести – Марье Гавриловне.
Нам надо постараться понять, какой у нее был характер, ее чувства, переживания, а самое главное – то, какими средствами Пушкин помогает нам понять душевное состояние героини.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Образ главной героини в повести А.С. Пушкина «Метель» (на проекторе)
Создание эмоционального настроя на работу с использованием музыки и демонстрации.
(показ фотографий внешнего вида дворянского дома и обстановки в нем под музыку Свиридова).
- Чтобы лучше понять характер литературного героя, нам надо представить обстановку, в которой он постоянно находится, его дом. Попробуем с вами мысленно перенестись в дом, где живет Марья Гавриловна .Представим себе дворянскую усадьбу 19 века..
Перенесемся внутрь дома. Пройдем в столовую. Теперь в гостиную. Как вы считаете, а какая атмосфера была в этом доме – строгая, напряженная или, наоборот, теплая, доброжелательная? Почему вы так думаете?
А теперь поднимемся наверх, в комнату, и представим, что здесь происходит. Здесь стоит «стройная бледная семнадцатилетняя девица». Этот Марья Гавриловна.
3. Работа над раскрытием образа главной героини.
«Мозговой штурм» с элементами аналитической работы с текстом.
1) - Давайте вместе подумаем, какой же характер был у главной героини? Какие качества мы можем выделить? Чем мы это можем подтвердить?
(схема на проекторе и на листах у каждого из ребят) (каждое качество характера подтвердить примером из текста)
( романтичность, мечтательность, впечатлительность, доверчивость, доброта, любовь к родителям)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- А в каких ситуациях у любого человека качества характера проявляются наиболее ярко?( когда он переживает, волнуется)
- А когда такой момент наступил для нашей героини?
(день и ночь накануне побега)
2)- Как вы считаете, спокойна или взволнована была героиня в этот момент? Вы видели волнующегося человека? По каким внешним признакам можно понять, что человек сильно волнуется? (напряженное лицо, кусание губ, хождение по комнате).
3) Работа с текстом произведения.
- А как Пушкин описывает состояние героини в эти моменты? (выразительное чтение отрывков)
4) -Что можно сказать о снах героини? Что ей снится? Почему именно такие видения у нее возникают? ( сон- отражение наших переживаний, он показывает возможные варианты развития событий, которые нас волнуют.)
4) -Из-за чего так волнуется Марья Гавриловна? (ей предстоит покинуть дом, своих родителей)
5) - Может ли она прямо признаться в этом родителям? Почему?
- Но и просто исчезнуть она тоже не может. Как же она поступает?
( она пишет письма подруге и родителям).
4. Сообщение понятия об эпистолярном жанре.
- В 19 веке люди часто писали друг другу письма. Почему? Письма были подробные, красивые, и писались они по определенным правилам. Существовал даже жанр, который назывался эпистолярным, - это жанр, которым писались письма. (на проекторе ).
5. Работа с текстом произведения.
- А что сказано в повести о содержании писем Марьи Гавриловны? (зачитывание отрывка из текста).
- Если попробовать сказать своими словами, то что же было написано в её письме родителям? Какие качества ее характера раскрываются в этом письме?
6. Фронтальная беседа с классом.
1) – Какое явление природы сопровождает нашу героиню в самые тревожные для нее моменты? А что такое метель?
- Как вы можете описать это явление природы?
2) Создание эмоционального настроя на работу. (демонстрация репродукций)
- Это явление природы – тревожное, волнующее, пытались запечатлеть художники, фотографы.
3) - По какой причине возникает метель?
( это столкновение двух атмосферных фронтов с разным давлением)
4)- А что чувствует человек, попавший в метель? Подумайте и напишите это на своих бланках.
( тревога, неуверенность, страх)
- Что вызывает эти чувства? Что может произойти с человеком, попавшим в метель?
( не видно пути, не знаешь, куда идти, можно потеряться, сбиться с дороги)
5) – А в какой момент возникает метель в сюжете повести?
( когда Марья Гавриловна собирается убежать из дома).
- Можно ли сказать, что и она испытывала эти чувства? Из-за чего они возникли?
6) - А можно ли сказать, что метель в тот момент была не только на улице, но и в душе героини?
- Мы сказали, из-за чего в природе возникает метель. А какие два фронта столкнулись в душе Марьи Гавриловны и вызвали метель?
(желания героини и нормы общества)
7. Работа с текстом произведения ( анализ текста, выразительное чтение.)
1) - А теперь давайте прочитаем описание метели, созданное А.С.Пушкиным.
2)- С помощью каких художественных средств автор создает этот образ?
- Какие краски мы видим, какие звуки слышим при чтении этих отрывков?
- Какие чувства возникают при чтении этих отрывков?
- Описание метели занимает очень небольшое место в повести. Почему именно так Пушкин назвал свою повесть?
8. Итог урока.
- Итак, какие же переживания испытывала Марья Гавриловна в эти метельные вечер и ночь?
- Какими способами автор повести помогает нам понять, что чувствует героиня?
9. Домашнее задание.
- Одним из этих способов было письмо героини. С ним и будет связано ваше домашнее задание. Представьте, что вы попали в такую ситуацию, вынуждены бежать из дома. Надеюсь, что такая ситуация может возникнуть только в вашем воображении. Какое письмо вы написали бы своим родителям?
10. Рефлексия.
- О чем же мы говорили на сегодняшнем уроке? А какой урок мы должны извлечь для себя? ( надо прислушиваться к себе, к своим чувствам и переживаниям. Если мы собираемся что-то сделать и очень волнуемся и переживаем из-за этого, то стоит задуматься, а правильно ли мы поступаем и еще раз хорошо все обдумать).
Марья Гавриловна