Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе «Нравственно-духовные уроки повести А.С. Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель» (6 класс)

«Нравственно-духовные уроки повести А.С. Пушкина «Метель»
и сюиты Г.В. Свиридова «Метель» Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе
Разработчики: Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки и искусства МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
Труфанова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
Тема урока: Нравственно-духовные уроки повести А.С. Пушкина "Метель" и сюиты Г.В. Свиридова «Метель». Имя урока: «Судьбу вершила нам метель»
Урок в теме по предмету «Музыка»: второй урок в теме «Образы симфонической музыки. «Метель». Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина», 7-ой урок в разделе «Мир образов камерной и симфонической музыки»;
по предмету «Литература»: представлен в системе уроков по внеклассному чтению
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-диалог
Продолжительность: 80 минут
Общедидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Творчество А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности
Триединая дидактическая цель:
Обучающий аспект: создать условия для систематизации изученного материала по творчеству А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности; создать условия для формирования умения анализировать литературные и музыкальные произведения в единстве содержательной и художественной сторон, сравнивать и обобщать; создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и расширения музыкального кругозора, углубления ранее полученных знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова;
Развивающий аспект: создать условия для развития представлений о литературе и музыке как о видах искусства, их взаимодействии между собой, о роли и значении этих видов искусства в жизни человека; создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного, логического и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития эмоционально-волевой сферы учащихся;
Воспитательный аспект: создать условия для воспитания нравственно-духовных качеств человека; создать условия для воспитания личностных качеств: наблюдательности, внимательности, целеустремлённости, артистизма; на основе эмоционального восприятия повести А.С. Пушкина и музыки Г.В. Свиридова воспитывать любовь к классической музыке и литературе, воспитывать потребность в духовной стороне жизни.
Методы обучения (по Лернеру-Скаткину): Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения материала.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи, фортепиано, презентация к уроку в PowerPoint, текст повести А.С. Пушкина «Метель», раздаточный материал для учащихся.
Структура урока (по Г.А. Русских):
1. Организационный этап.
2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.
3. Обобщение и систематизация учебного материала
4. Применение учебного материала – использование знаний в новой учебной ситуации.
5. Контроль
6. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока.

1. Организационный этап.
Музыкальное приветствие

2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Видеролик «Заставка программы «Время» Первый канал, 2011 г.»

Учитель музыки. Время неумолимо мчится вперёд. Мы тоже стремимся не отстать от времени. Торопимся, суетимся, спешим Совершаем поступки, порой необдуманные Наш урок открыла музыка нашего современника Георгия Васильевича Свиридова к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы открывала информационную программу «Время». Чувствуете, она зовёт к действию, к выражению активной гражданской позиции, инициативе, творчеству. Музыка зовёт вперёд.

Звучит фрагмент «Время, вперёд» Г.В.Свиридова

Учитель музыки. Но иногда стоит остановиться, оглянуться, задуматься о вечных вопросах: жизни и смерти, добре и зле, любви и разлуке Задуматься о своих поступках. Мы предлагаем вам сегодня окунуться в атмосферу 19 века, почувствовать бег и течение того времени. А помогут нам в этом классическая музыка и литература.

Учитель литературы. Сегодня мы поговорим с вами о нравственно-духовных уроках повести А.С. Пушкина "Метель". Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа?
Ученики. В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель – та сила, которая меняет жизнь героев. Учитель литературы. То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.
Поэтому наш урок мы назвали так «Судьбу вершила нам метель»
Учитель литературы. Вы знаете, что повесть Пушкина «Метель» входит в цикл «Повести Белкина». Она написана в Болдино, осенью, за 1 день – 20.10.1830 года. Это было настоящее творческое озарение писателя, которое он выразил стихами:
«И пробуждается поэзия во мне
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут».
Оказывается, не только стихи, но и проза - замечательная повесть «Метель». Давайте попробуем объяснить это природное явление. Что значит слово «метель»?
Ученик. Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
Учитель литературы. Подберите, пожалуйста, синонимы к слову метель.
Ученики. Вьюга – снежная буря. Буря – ненастье с разрушительным ветром. Пурга – снежная буря, метель в степи. Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Учитель литературы. Почему из такого количества синонимов А.С.Пушкин выбирает метель? Ученик. Потому что она вбирает в себя несколько стихий.
Учитель литературы. Когда в тексте впервые появляется образ метели?
Ученик. В эпиграфе.
Учитель литературы. Что такое эпиграф?
Подготовленный ученик. Эпиграф небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема.
Подготовленный ученик выразительно читает эпиграф и анализирует его:
Выделим главные, несущие основную нагрузку слова – это божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон. Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает  трагические события: черный ворон символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью. Вдруг – в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. Эпиграф раскрывает тайну текста – печальное предзнаменование. Учитель литературы. Определите тему повести. О чем этот текст?
Ученики. О любви.
Учитель литературы. Какая это любовь?
Ученики. Несчастная.
Учитель литературы. Почему любовь главных героев несчастная?
Ученики. Так как они разлучены.
Учитель литературы. Кто же виновен в их разлуке?
Ученики. Метель.
Учитель литературы. Сформулируйте идею текста.
Ученики. Автор хотел показать, как стихия может повлиять на судьбы героев.

3. Закрепление учебного материала.

Учитель музыки. Образный мир пушкинской поэзии и прозы неоднократно привлекал композитора Свиридова и вдохновлял его на создание прекрасной музыки. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1964) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, и картины природы. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту, музыка которой приобрела широчайшую известность. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Давайте вспомним, что такое музыкальная иллюстрация?
Ученик. Это картина,  которую можно «увидеть» с помощью воображения, вслушиваясь в музыку.
Учитель музыки. Сейчас прозвучит первая часть из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель». Какие образы вы увидите и почувствуете, прослушав эту музыку? Поработаем в группах. Первая группа выяснит выразительные средства, вторая поговорит об изобразительности в музыке. Самое сложное задание – у третьей группы. Попробуйте предположить, о каком герое повести идёт речь в этой музыкальной иллюстрации.

Звучит «Тройка» Свиридова

Учитель музыки. Вопрос к первой группе. Какова музыка по своему характеру, настроению?
Ученики. Вступление было очень сильным, мощным, тревожным. Затем всё внезапно стихло. Полилась очень широкая, напевная мелодия, которую исполняет солист (гобой), Постепенно звук стал нарастать, и вновь вступил весь оркестр – уверенно, ярко, взволнованно.
Учитель музыки. Вопрос ко второй группе. Какие образы рисует музыка первой части сюиты?
Ученики. Музыка сначала рисует вьюгу, метель, и, кажется, будто она хочет остановить героя, предостеречь от безрассудного поступка. Затем мы видим бескрайнюю снежную равнину, дорогу, длинную, нескончаемую; слышится стук копыт, перезвон бубенцов под дугой, как будто кто-то едет на тройке лошадей и напевает спокойную мелодию. В конце части интонации «метели» вновь врываются в звучание всего оркестра, но вот всё стихает, «тройка» исчезает, растворяется вдали.
Учитель музыки. Вопрос к первой группе. С помощью каких выразительных средств музыка это показывает?
Ученики. С помощью контрастов: в динамике звука – противопоставляются громкое и тихое звучание (форте и пиано), в умелом сочетании звучания всего оркестра (tutti) и солистов (тембровые контрасты), музыка звучит с разным характером и настроениями.
Учитель музыки. Удивительно узнаваемы и образ тройки лошадей, и образ снежной дороги. Вопрос ко второй группе. Как вы считаете, это только зарисовка природы, или музыка передаёт что-то ещё?
Ученики. Сначала на первый план выходит все-таки зрительный образ – образ метели, дороги, но затем мы почувствовали и образ человека, который о чем-то думает, размышляет, переживает.
Учитель музыки. Какое название вы дали бы первой части сюиты?
Ученики. «Метель», «Зимняя дорога», «Санный путь», «Тройка» и др.
Учитель музыки. 1 часть сюиты Свиридов назвал «Тройка». Дома вы внимательно перечитали повесть ещё раз. Вопрос к третьей группе. Опираясь на ответы своих одноклассников, попробуйте предположить, дорогу какого героя повести изобразил Свиридов в этой части?
Ученики. Мы считаем, что Свиридов мог изобразить в этой музыке любого главного героя повести, потому что они все попадают в метель.
Учитель музыки. Как в музыке передано душевное состояние героя?
Ученики. Можно предположить, что Свиридов во вступлении нарисовал не только метель, но и показал страх и волнение человека. Когда начинает звучать напевная мелодия, в музыке чувствуется, что за её спокойным течением есть какое-то напряжение, сомнения.
Учитель музыки. Почему вы так решили?
Ученики. Потому что музыкальный образ развивается, музыка начинает звучать всё громче, прибавляется звучание разных инструментов, которые усиливают ощущения тревоги и волнения.
Учитель музыки. Итак, и музыка, и повесть, дали нам почувствовать, что герои совершают неправильные поступки. Какой образ помогает нам это понять, объединяя и музыкальное, и литературное произведения?
Ученики. Образ метели. Метель пытается как бы остановить и предупредить героев.

Учитель литературы. Действительно, метель повлияла и на судьбу Маши, и на судьбу Владимира и Бурмина. Как метель сопровождает героев? Найдём описание метели в тексте, работая в группах.
Работа в группах. Звучит фоном «Весна» Свиридова

Учитель литературы. Поработаем с группой №1. Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны?
Ученики. “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием Метель не утихала, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу”.
Пушкин использует олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафору «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.
Учитель литературы. Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»?
Ученики. Маша совершила серьёзный поступок в своей жизни и не сказала об этом родителям.
Учитель литературы. Маша преступила нравственный, православный, христианский закон, повелевающий чтить волю родителей. Преступление нравственное – в роли судьи выступает жизнь, судьба - в виде метели. Машу метель наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь.
Работаем с группой №2. Как метель сопровождает Владимира? Найдите её описание в тексте.
Ученики. “Такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был в снегу Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал”.
Учитель литературы. Какие слова постоянно повторяются?
Ученики. Глаголы, которые передают действие Владимира во время метели, его борьбу с ней.
Учитель литературы. Действительно, показана активная борьба, сопротивление, поэтому неслучайно самое частое слово-характеристика, которое использует Пушкин – это слово «поминутно». Состояние героя  зафиксировано  не  только  в  активном сопротивлении, но и в болезненном отсчете времени: «в одну минуту», «поминутно», «казалось, прошло более получаса», «ещё около 10 минут». Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени?
Ученики. Герой торопится, не успевает, а следовательно, переживает, беспокоится. Так передается чувство волнения и тревоги читателю – усиливается беспокойство. Учитель литературы. Что испытывает Владимир во время метели, меняется ли его состояние?
Ученики. «Сильное беспокойство, успокоился, с ужасом увидел, ... отчаяние, слезы брызнули из глаз, остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти». Учитель литературы. Как повлияла метель на судьбу Владимира? За что метель его наказала?
Ученики. Он тоже совершил поступки, которые недопустимы – эгоизм, легкомыслие, безответственность, это нравственное преступление, за него он понёс наказание.

Учитель литературы. Вопрос для всего класса. Почему природа решила вмешаться в судьбу героев? Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? Укажите авторскую позицию. Найдите слова-настроения.
Ученики. “Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположенияесли мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.

Учитель литературы. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным?
Ученики. Иронически. Это троп, скрытая насмешка.
Учитель литературы. А почему автор над ними насмехается?
Ученики. Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни.
Учитель литературы. Вспомните, чем занят Владимир в это время? Что испытывает он?
Ученики. Оставил все на последний день: свидетели, священник. Автор ничего не говорит о его чувствах. Он не испытывает вины перед родителями Маши, ответственности перед ней. Учитель литературы. Итак, мы видим, что Владимир является человеком, еще более преступившим нравственный закон. Он придумал побег, он не мог поддержать Машу и не испытывает вины. И судьба его тоже за это наказывает. Таким образом, метель – та сила, которая меняет жизнь героев, их судьбу. Могло ли быть иначе? Ведь родители согласились на брак дочери. Найдите доказательство тому в тексте.
Ученик. “И, наконец, единогласно все решили, что, видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное Владимира давно не было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие – согласие на брак”.
Учитель литературы. Почему Владимир не захотел вернуться, не приехал?
Ученик. Он знал, что Маша уже обвенчана в церкви с другим. Пушкин пишет: “Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою”.
Учитель литературы. Текста письма в повести нет. Проверим, как вы справились с творческим домашним заданием. Ваши одноклассники попытались воссоздать то “полусумасшедшее” письмо, и мы сейчас его с удовольствием послушаем.

Проверка Д/З – чтение письма. (Приложение 1). Звучит фоном «Осень» Свиридова

Учитель литературы. Работаем с группой №3. Когда и от кого мы узнаем, что же произошло в церкви в ту метельную ночь?
Ученики. От Бурмина.
Учитель литературы. Какое восприятие метели у Бурмина? Поработаем с текстом.
Ученик. «Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал.
Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда».
Учитель литературы. Как описание метели связано с душевным состоянием, характером Бурмина?
Ученики. Через слова «ужасная», «не унималась».
Учитель литературы. Верно. Кажется, что на первом месте волевые усилия героя, но что-то таинственное и непонятное заставляет Бурмина делать нелогичные поступки. Как повлияла метель на судьбу Бурмина?
Ученики. Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; он достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; полюбив Машу, не скрыл тайное венчание; и был вознагражден.

4. Применение учебного материала

Учитель музыки. Итак, мы познакомились со всеми главными героями повести. У нас уже сложилось мнение об этих людях, мы уже можем дать каждому из них характеристику. Их настроения, чувства, переживания правдиво раскрыты и в музыке Свиридова. Композитор исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Сейчас мы послушаем с вами несколько фрагментов сюиты. Пусть музыка поможет вам охарактеризовать героев повести, дополнит их портрет. Найдите соответствие между героями повести и музыкальными иллюстрациями. Соедините стрелочками музыкальное произведение и героя повести, если считаете, что их эмоциональный фон, характер совпадает.

Звучат фрагменты произведений Свиридова «Романс», «Военный марш», «Вальс».
Самостоятельная работа по карточкам.

Учитель музыки. С какой из предложенных частей сюиты у вас ассоциируется образ Владимира?
Ученик. Я думаю, что образ Владимира ассоциируется лишь с «Вальсом». Маша и Владимир могли встретиться на балу, в то время это было модно, хотя у Пушкина в повести этого нет. Героям нравится танцевать вальс, чувствуется радостное, приподнятое настроение. Военный марш изображает вступление гусарского полка в городок. Музыка рисует отважных воинов, среди которых Бурмин, передает радость и ликование.
Учитель музыки. Как об этом пишет Пушкин?
Ученик. «Это было время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество!» А больше всех радовались русские женщины. Читаем у Пушкина:
« Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: «Ура!» И в воздух чепчики бросали Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством». Поэтому музыка «Военного марша» перекликается и с образом Маши.
Учитель музыки. Почему «Военный марш» не подходит к образу Владимира, ведь он тоже был гусаром, принимал участие в войне?
Ученик. Музыка марша яркая, торжественная, жизнерадостная, но она не подходит к образу Владимира, т.к. он не дожил до победы, «он умер в Москве, накануне вступления французов». Учитель музыки. С какой из предложенных частей сюиты у вас ассоциируется образ Маши?
Ученик. Характер «Романса» больше всех совпадает с характером Маши. Мелодия такая же нежная, красивая, мечтательная, как и героиня. Вначале мы услышали спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и когда начинает петь труба, кажется, что происходит что-то очень важное в их жизни. Я думаю, что эта музыка иллюстрирует финал повести, когда Бурмин сделал своё признание.

5. Контроль.

Учитель музыки заслушивает ещё несколько учащихся, сравнивает их ответы. Затем предлагает одному из учеников подвести итог выше сказанному и поработать с таблицей на доске.

Владимир
Марья Гавриловна
Бурмин


Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Вальс

Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Романс

Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Военный марш


Учитель музыки. Как вы считаете, можно ли назвать Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова простым музыкальным сопровождением событий повести?
Ученик. Нет, музыка не просто иллюстрирует страницы пушкинской повести, она дополнила их, сделала более яркими, интересными, понятными нам.
Учитель музыки. Действительно, симфонические пьесы Свиридова наполнили образы повести новыми мыслями и чувствами. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.  Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь и в концертном зале, и в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель литературы. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: закончилась ли метель в произведении и в душе героев? Возможно ли их счастье?
Ученики. Да, это доказывает финал повести. Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье
Учитель литературы. В исполнении ваших одноклассников мы можем посмотреть эту сцену.

Инсценировка. Фоном звучит «Венчание» Свиридова

Учитель литературы. Вернемся к теме урока. Какова сила, роль стихии в судьбе человека?
Ученики. Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Учитель литературы. Какие же нравственно-духовные уроки мы извлекли сегодня с вами, читая повесть А. С. Пушкина «Метель» и слушая музыку Г.В.Свиридова?
Ученики: не совершать поспешных поступков (не принимать влюблённость за любовь); беречь близких людей, прислушиваться к мнению родителей, советоваться с ними; быть ответственным, уметь смотреть в завтрашний день, вперёд; не поступать необдуманно, легкомысленно; жить в ладу с самим собой (не допускать «метели в душе»).

Учитель музыки. И тогда мысли будут ясные, душа – чистая, сердце – лёгкое, настроение - прекрасное. Когда так бывает, в душе начинает звучать музыка.

Хоровое исполнение песни Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца»

Учитель музыки. (Говорит на фоне музыки Г.В.Свиридова «Время, вперёд») Время неумолимо мчится вперёд. Наш урок подошёл к концу. Хочется верить, что сегодня каждый извлёк уроки для себя, услышал и понял суть нашего разговора.

Учителя оценивают работу класса в целом и работу отдельных учащихся.






























Приложение 1.

Сочинение «Полусумасшедшее письмо»
Автор: Харюшин Антон, ученик 6 «а» класса МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.












Достопочтимые Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна!

Ноги моей не будет никогда в вашем доме! Как ваша дочь могла со мной так поступить?! Её предательство я никогда не прощу! Я не нахожу слов, чтобы объяснить её поведение! Вы плохо воспитали свою дочь! Вы не следите, что она читает! Меж тем, начитавшись французских романов, она спутала всю мою жизнь, убила чистые, светлые чувства!!! Никого я больше не полюблю

Прошу вас, забудьте о несчастном. Только смерть остается единою моею надеждою. Прощайте, я ухожу на войну! И если я погибну, в моей смерти будет виновна М.Г.!!!

Владимир
Зима, 1812 год