Краткий психологический словарь для педагога
Краткий психологический словарь
АГРЕССИВНОСТЬ - свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям.
АДЕКВАТНЫЙ - равный, вполне соответствующий, тождественный.
АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускоренное развитие организма, более раннее наступление половой зрелости.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - сильное развитие, выделение на фоне других какой-либо одной черты характера человека, отличающей его от большинства окружающих людей. А. х. определяют типичное поведение человека в различных жизненных ситуациях.
АМОРФНЫЙ - нестойкий, расплывчатый.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ - одно из возможных решений некоторой проблемы, столь же правдоподобное, как и другие решения.
АЛЬТРУИЗМ - моральный принцип, бескорыстная забота человека о благе других людей, готовность жертвовать для них личными интересами.
АПАТИЯ - состояние безразличия, отсутствие интереса, равнодушие.
АПРОБАЦИЯ - одобрение, утверждение.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность. Например, состояние подавленности, отчаяния, глубокого сожаления, грусти и т. д.
АФФЕКТ - сильное, кратковременное, бурно протекающее психологическое состояние, эмоциональный "взрыв" (бурная радость, горе, ужас, гаев). При А. у человека нарушается волевой контроль над своим поведением.
АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ - дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения (разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и др.).
ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный.
ВЕРИФИКАЦИЯ - буквально "проверка правильности", достоверности, истинности чего-либо.
ВНУШАЕМОСТЬ - особая податливость человека внушению - воздействию окружающих людей, без критической оценки этого воздействия.
ВОСПИТАНИЕ - процесс передачи старшими поколениями социально-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки к жизни и самостоятельному труду.
ВОЛЯ - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
ГИПОТЕЗА - научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
ГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - направленная на познание окружающего мира.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - отклоняющееся поведение.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, оно представляет собой уголовно наказуемые действия.
ДЕПРЕССИЯ - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью (подавленностью) поведения.
ДЕЦЕНТРАЦИЯ - способность человека отказаться от своих личных эгоистических интересов, амбициозности и умение мыслить альтернативно.
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - система взаимоотношений мастера и учащихся, которая строится на основе духовной общности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности.
ДИДАКТИКА - отдел педагогики, раскрывающий теоретические основы образования и обучения. Д. изучает закономерности и специфику образования и обучения в различных типах учебных заведений.
ДИНАМИЗМ ЛИЧНОСТИ - способность мастера к волевому воздействию, логическому убеждению и внушению, гибкость и инициатива.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - внутренняя связь явлений, процессов, обусловливающая закономерное развитие явлений и процессов.
ЗНАНИЯ - обобщенный опыт человечества, включающий основные понятия, термины, факты, законы науки, теории, идеи, способы деятельности.ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ - скрытые возможности в психологическом саморазвитии человека, которые открываются при Указании ему минимальной подсказки или внешней помощи.
ИДЕАЛЫ (нравственные идеалы) - представление об образце поведения и отношений между людьми, которые личность принимает в качестве нравственной цели.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
ИМПУЛЬСИВНЫЙ - человек, склонный действовать под влиянием внезапного побуждения, внешних обстоятельств или эмоций.
ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ - безразличие, отсутствие интереса, влечения к чему-либо, бездеятельность.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие психики каждого человека.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника. ИНЕРТНОСТЬ - пассивность, косность, медлительность. ИНТЕЛЛЕКТ - в широком смысле - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле - мышление.
ИНТЕРЕС - избирательная направленность человека на приобретение тех или иных знаний, имеющая значение в осуществлении любой деятельности.
ИНТРАВЕРТ - человек, замкнутый в своем собственном мире, углубленный в свои переживания, трудный в общении, испытывает затруднения в социальной адаптации.
ИНФАНТИЛИЗМ - задержка в развитии организма, характерный признак И. — сочетание физического и психического недоразвития.
КОЛЛЕКТИВ - психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились духовно-нравственные отношения и которые работают эффективно и слаженно.
КОМПЕТЕНТНЫЙ - обладающий знаниями, сведущий в определенной области.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГА - способность его общаться с учащимися, устанавливать с ними контакт, педагогически целесообразные отношения, духовные связи и деловое сотрудничество с целью решения учебно-производственных и профессиональных задач.
КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - внешнее согласие при внутреннем расхождении с чужой позицией; сознательное приспособленчество человека к мнениям, позиции группы из-за боязни оказаться "не таким, как все".
КОНФЛИКТ - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.
КОРПОРАЦИЯ - обособленная, замкнутая только на себе труппа, проявляющая групповой эгоизм.
ЛИДЕР (в группе) - член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются, находясь под его прямым или косвенным психологическим влиянием.
МЕЛАНХОЛИК - человек легко ранимый, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, замкнут, внешне вяло реагирует на окружающее.
МЕТОД - способ, путь к достижению какого-нибудь результата.
МЕТОДИКА - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.
МЕТОДОЛОГИЯ - 1) учение о методе научного познания и преобразования мира; 2) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке или ее отрасли.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - пути совместной познавательной, коллективной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач школы и образования.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - целостная система взглядов на мир, на природу, общество, мышление, оказывающих существенное влияние на деятельность человека. М. складывается из научных, философских, социально-политических, моральных, эстетических взглядов и формируется у человека в практической жизни, через освоение им накопленного человеческого опыта.
МОБИЛЬНОСТЬ, АДЕКВАТНОСТЬ РЕАКЦИЙ - способность человека находить быстрые и оптимальные решения в конкретных и экстремальных ситуациях.
МОДЕЛИРОВАНИЕ - построение и анализ объектов познания на их моделях.
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - система взаимоотношений мастера и учащихся, которая строится на принципах чрезмерной морализации и назидания.
МОТИВЫ - то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Ч-$ роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ - стремление человека добиваться успехов в разных видах деятельности особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.
НАВЫКИ - автоматизированные умения, контролируемые в определенной степени сознанием.
НАПРАВЛЕННОСТЬ - стержень личности, интегратавные свойства, которые обусловливают социально значимое поведение или деятельность человека. Изучить направленность личности - значит выявить ее ведущие общечеловеческие ценности (качества), которые непосредственно определяют поступки воспитанника, его отношение к учебе, труду, профессии, поведение в целом.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - одна из самых существенных кардинальных характеристик индивида. Н. л. характеризуется совокупностью устойчивых мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых выражается мировоззрение человека.
НАСТРОЕНИЕ - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого времени психическую деятельность, поведение человека.
ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности.
ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают высокий, средний, низкий и заниженный уровень обучаемости учащихся.
ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ - система взаимоотношений мастера и учащихся, которая строится на основе приказа, команды.
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие, взаимоотношения людей.
ОБЩЕНИЕ-ЗАИГРЫВАНИЕ - система взаимоотношений мастера и учащихся, которая строится на основе ложного, дешевого авторитета.
ОБЩЕНИЕ-УСТРАШЕНИЕ - система взаимоотношений мастера и учащихся, которая строятся на принципах силового давления на личность воспитанника.
ОДИОЗНЫЙ — вызывающий отрицательное отношение к себе; крайне неприятный, нежелательный, неприемлемый.
ОПТИМАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - такое общение педагога с учащимися в процессе учебно-воспитательной работы, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера обучения и воспитания, для правильного формирования личности учащегося.
ОРИЕНТАЦИЯ - умение разобраться в окружающей обстановке, в происходящих событиях, в каком-либо вопросе.
ОПТИМИЗМ - твердое убеждение и уверенность в лучшем будущем.
ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - способность педагога намечать перспективы становления развивающейся личности, а также ученического коллектива, сохраняя твердую веру в нераскрытые возможности учащихся. Педагог, наделенный этим качеством, ясно представляет отдаленные результаты педагогической деятельности.
ПАРАДОКС - своеобразное мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее здравому смыслу.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ - качество педагога, которое предполагает подлинную человечность, его внутреннюю потребность помочь воспитаннику, понять смысл жизни, познать окружающий мир, самого себя, воспитать в нем общечеловеческие ценности, выработать свою жизненную позицию.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (мастера) - особый вид социально полезной деятельности, сознательно направленный на подготовку будущих рабочих к самостоятельному профессиональному труду и формирование у них высоких духовно-нравственных ценностей и ориентаций.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ - конечный результат деятельности педагога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности воспитанника с целью прогноза его дальнейшего развития, обучения и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - наука, которая дает возможность изучить не только личность воспитанника, но и социальную среду, условия, факторы, влияющие на его развитие.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень.
ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании человека.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - составная часть общей культуры учителя, характеризующаяся степенью глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии; умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в процессе организации воспитательной работы.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - цепь мыслительных процессов педагога, позволяющих успешно решать комплекс педагогических задач различной трудности, направленных на преобразование психики воспитуемых в соответствии с педагогическими целями и задачами. П. м. наставника составляет стержень его педагогической культуры. Оно дает педагогу возможность видеть учащегося таким, какой он есть.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - профессиональное взаимодействие мастера и учащихся в учебно-производственном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного нравственно-психологического климата.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - целенаправленное, сознательно организуемое, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются социально необходимые задачи образования и воспитания. П. п. представляет собой единство процессов обучения, воспитания и процесса развития воспитуемых.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - активно развивающееся направление в современной педагогической науке, представители которого подвергают резкой критике и отбрасывают устаревшие установки традиционной педагогики по вопросам обучения и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ - соблюдение педагогом, мастером принципа меры в общении с учащимися, умение найти правильный подход к ним в процессе учебной ивнеучебной работы. Основа П. т. - глубокие знания педагогики и психологии, норм духовно-нравственного поведения.
ПРИНЦИП - основное исходное положение, основополагающая идея в теории, науке; основное правило деятельности, поведения.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - научно-обоснованные требования, предъявляемые к воспитательному процессу. К основным П. в. относятся: целевая направленность, связь с жизнью, целостно-системный подход к воспитанию, обеспечение единства сознания и поведения, воспитание в труде, воспитание личности в коллективе, сочетание глубокого уважения к личности с разумной требовательностью, опора на положительное в человеке, учет возрастных и индивидуальных особенностей, преемственность воспитательных влияний, сочетание педагогического руководства с инициативой, самостоятельностью воспитуемых.ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса. К основным П. о. относятся: научность, связь обучения с жизнью, наглядность, последовательность, доступность, прочность, систематичность, преемственность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.ПОЗИТИВНЫЙ - положительный.
ПРОБЛЕМА - сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - один из видов обучения, основанный на организации научно-поисковой деятельности воспитанников, на формировании у них навыков продуктивного творческого изучения знаний того или иного предмета.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия.
ПОНИМАНИЕ - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.
ПОТРЕБНОСТЬ - испытываемая человеком нужда в чем-либо. П. является источником активности личности, которая проявляется в процессе удовлетворения П.
ПРЕСТИЖ - авторитет, влияние, уважение и доверие, которыми пользуется какое-либо лицо, организация.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ - составная часть процесса обучения в системе образования. Ее цель - выяснить полноту, глубину и системность приобретаемых учащимися знаний и умение их применять в реальной практике.
ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
ПСИХОПАТИЯ - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.
ПСИХОДИАГНОСТИКА - область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.
ПСИХОТЕРАПИЯ,- область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на больных людей с целью избавления их от разного рода заболеваний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР - состояние пассивности субъекта (нерешительности, неуверенности, робости, страха и т. д.), не имеющее под собой объективной причины.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку психологической помощи, направленной на определенное изменение его психологии или поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - область деятельности практического психолога, связанная с оказанием психологической помощи людям в форме консультаций и советов.
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - область психологических исследований творческой деятельности людей в науке.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношение человека к труду.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗОРКОСТЬ - способность мастера быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность знаний, умений и навыков, призванных обеспечить углубленное изучение учащимися научных основ избранной профессии, выработку специальных практических умений и навыков, формирование качеств личности, необходимых в сфере избранной профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - отбор людей по психологическим и другим качествам, необходимым для овладения и успешного выполнения той или иной профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - деятельность педагогов, психологов, врачей, физиологов, семьи, трудовых коллективов, направленная на подготовку молодежи к сознательному выбору профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - подготовка человека к овладению той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне соответствующей профессиональной деятельности.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА - процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых воспитание и обучение играют ведущую роль.
РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ - форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, состоящая в замене значимой для него сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую.
РЕЛАКСАЦИЯ - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
РЕФЛЕКСИЯ - сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Р. - это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения путем самонаблюдения и анализа.
РЕФЕРАТ - краткое изложение совокупности идей, содержащихся в том или ином тексте или в нескольких текстах: книгах, статьях, докладах и т. п.
САНГВИНИК - человек с довольно высокой нервно-психической активностью, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных качеств.
САМОВОСПИТАНИЕ - самостоятельная, целеустремленная, систематическая работа человека над собой по формированию и развитию социально важных качеств и устранению недостатков.
САМОВНУШЕНИЕ - воздействие индивида на самого себя с помощью слова.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение человека за внутренним состоянием собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявление (переживания, мысли, чувства и др.).
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний в определенной области.
САМООБЛАДАНИЕ - способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. С. - показатель эмоциональной, волевой и социальной зрелости личности.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
САМОКОНТРОЛЬ - метод, позволяющий оценивать и корректировать результаты своего труда, поведения на основе личностно значимых мотивов и установок. Способность личности к С. является одним из показателей развитости ее волевой сферы.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ - способность человека приводить в порядок, налаживать целесообразное регулирование своего психического состояния на основе разработанной программы.
САМООЦЕНКА - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей,
САМОСОЗНАНИЕ - относительно устойчивая, осознанная система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. С. - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного "Я".
САМОУБЕЖДЕНИЕ - дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных точек зрения, доводов "за" и "против".
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - способность воспитанника осознать свое "я", утвердиться в личностной значимости своих действий, поступков, поведения.
СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию, чувство собственной недостаточности.
СКЕПТИК - недоверчивый, во всем сомневающийся человек, не верящий в достижимость каких-либо целей или в истинность чего-либо.
СКЛОННОСТЬ - направленность человека на занятия какой-либо деятельностью. Характеризуется избирательной активностью человека, его личностным "пристрастным" отношением к своему труду, рассматривается как важнейшее условие полноценной учебной, трудовой, познавательной, любой творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование у них основ научно-диалектического мировоззрения и морали и соответствующего им поведения, готовит их к жизни и труду.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ - знание мастером преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ - понимание чувств другого человека, способность стать на точку зрения другого.
СПОСОБНОСТИ - сочетание таких индивидуальных свойств личности, которые являются одним из важных условий овладения человеком той или иной деятельностью (приобретения знаний, умений и навыков) и эффективного ее осуществления.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ - различные виды деятельности учащихся (учение, игра, труд, кружки и др.).
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность.
СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ - эмоциональное состояние напряженности, возникающее при опасности, перегрузках, при необходимости принимать быстрое или ответственное решение.
СТРУКТУРА - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки, т. е. способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных задач.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - система норм, форм и правил поведения человека, занимающего в обществе или в социальной группе определенное положение.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо. С. у. включает в себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный (переживания) и поведенческий (действия), которые в целом и определяют отношение к соответствующему объекту.
ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность индивидуальных психических свойств личности, определяющих динамическую характеристику деятельности человека.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - системное применение основных целей, закономерностей, принципов и идей формирования и развития личности в конкретных социально-экономических условиях.
ТРЕВОЖНОСТЬ - психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. может выступать как ситуативное, т. е. временное состояние человека и как устойчивая черта его личности.
ТРУДНОСТЬ - выражение противоречия между необходимостью выполнения определенной деятельности и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих успешность этого выполнения.
ТРУДОЛЮБИЕ - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
УМЕНИЯ - система умственных и практических умений, направленных на достижение ясно осознанной цели.
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ - умение оперативно поддерживать инициативу воспитанников, организовывать диалогическое общение, корректировать свои цели и задачи с поправкой на реальные условия.
УПРЯМСТВО - особенность поведения (черта характера) как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.
УРОК - организованная система коллективно-индивидуального взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого происходит усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.
УЧЕНИЕ - вид деятельности человека, характеризующийся усвоением социально-исторического опыта в разных его формах: в виде знания, умения и навыков, способов (или приемов) познания и применения полученных знаний для решения новых (теоретических и практических) задач, формирования норм поведения.ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ - способы организации воспитательной работы. К Ф. в. можно отнести: этическую беседу, классное собрание, туристический поход, экскурсию в музей и др.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической деятельности выступает процесс взаимодействия, общения педагога с учащимися при работе над определенным учебным материалом. Это содержание является основой развития самого процесса обучения.
ФЛЕГМАТИК - человек, который характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений.
ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние человека, возникающее при встрече его с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимой цели. Ф. может выражаться в агрессивности, грубости, завистливости, самобичевании, безразличии к окружающим или "срыве зла" на других.
ЦЕЛЬ - идеальное, мысленное предвидение результата деятельности. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - программа деятельности педагога, его стратегия и тактика формирования личности учащегося.
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ –устойчивые индивидуальные психологические свойства человека, характеризующие его как личность. Ч.л могут служить определениями характера, мотивами поведения и т.д.
ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ) – психические явления, в которых выражается перживание человеком своего отношения к объективной действительности.
ЭГОЦЕНТРИЗМ – крайняя форма индивидуализма и эгоизма.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ Воспитание – систематическое планомерное воздействие на сознание, чувства и поведение людей в целях воспитания у них экологическойкультуры, выражающейся в бережном отношении к природе как к важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества.ЭКСПРЕССИВНЫЙ - выразительный, способный отразить эмоциональное состояние.
ЭКСТРАВЕРТ – человек, которому свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, быстрая социальная адаптированность.
ЭМПАТИЯ – способность человека идентифицировать (условно отождествлять) себя с воспитанниками, встать на их позицию , разделять их интересы и заботы, радости и огорчения и т.д.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ – способность мастера к саморегуляции, владеть собой.
Краткий педагогический словарь