Естественно научный проект Краткий познавательный этимологический словарь химических элементов таблицы Д. И. Менделеева от А до Я.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №186».
Направление: естественно научный проект
Краткий познавательный этимологический словарь химических элементов таблицы Д. И. Менделеева от А до Я.
Автор: Аносова Полина и Емельянова Анастасия
МБОУ СОШ №186, 7 класс,
Октябрьский район г. Новосибирска.
Консультант: Травкина Лариса Юрьевна
учитель химии
высшей категории
МБОУ СОШ №186.
г. Новосибирск, 2015.
Портфолио проекта.
Проект: "Краткий познавательный этимологический словарь химических элементов таблицы Д. И. Менделеева от А до Я.";
Участники проекта: Аносова Полина, Емельянова Анастасия;
Консультант проекта: Учитель химии высшей квалификационной категории Травкина Лариса Юрьевна;
Класс: 7 «А»;
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ СОШ №186, Октябрьского района, города Новосибирска;
Предметная область: Естествознание;
Время работы над проектом: Октябрь 2014 г. - Март 2015 г.;
Гипотеза: Знание и использование этимологического анализа на уроках химии способствует формированию познавательного интереса к предмету;
9. Цель проекта: Произвести этимологический анализ названий химических элементов таблицы Менделеева, собрать полный этимологический словарь по данной теме, показать значимость этимологического анализа на уроках химии;
10. Задачи проекта:
1) Изучить методическую литературу по теме.
2) Анализ этимологических справок названий химических элементов.
3) Обобщить сведения по этимологии названий химических элементов.
4) Разбить все названия элементов на группы.
5) Найти истоки названий каждого элемента.
6) Сделать вывод на основе выполненной работы.
Специфические задачи:
а) для топонимов: расположить элементы в хронологическом порядке, найти места в честь которых они были названы
б) для «мифологических» элементов: найти соответствующего названию элемента героя, привести миф, связанный с тем или иным персонажем
в) для элементов, названных в честь ученых: обозначить ученого, в честь которого назван элемент, привести некоторую информацию о нем
11. Форма продукта проекта: Словарь;
12. Содержание: Эта работа посвящена этимологическому названий химических элементов. В ходе работы мы собрали и обобщили этимологические справки всех химических элементов таблицы Менделеева. Мы не случайно обратились к этимологии химических элементов, так как с периодической системы начинается познание химии;
13. Исследование:
•Мы изучили методическую литературу по теме, проанализировали этимологические справки названий химических элементов.
•Мы обобщили сведения по этимологии названий химических элементов и создали словарь, с приложениями, в котором расположили все элементы в алфавитном порядке, что удобно при поиске необходимой информации на уроке.
•Показали значимость этимологического анализа на уроках химии. Работа над этимологией терминов и названий позволяет устанавливать и развивать межпредметные связи химии не только с историей, географией, культурой, но и с русским, английским, немецким и другими языками, что способствует гуманитаризации курса химии.
14. Область применения: учебная(уроки химии);
15. Результативность: Этой работой и материалами, используемыми для ее создания, можно пользоваться для подготовки к экзаменам, чтобы рассмотреть изучаемые элементы с непривычной, в сравнении со стандартным методом, стороны, или для подготовки к олимпиадам, где необходимо проявлять углубленные познания в предмете. На данный момент не существует общепринятого деления элементов по этимологии, поэтому мы предлагаем свое собственное. Мы разделили элементы на 5 групп по тематике названия: топонимы; элементы, названные в честь исследователей их открывших; элементы, имеющие мифологические корни; элементы, получившие имя по их свойствам или по способу их открытия.
Описание проекта.
Введение:
В этом словаре мы собрали толкование всех химических элементов. На сегодняшний день их 118. Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, географии, русского языка, английского языка и т.п.
Здесь описывается история создания каждого химического элемента по отдельности. Вы узнаете, почему так называется тот или иной элемент, кто и когда открыл его, и немного из истории происхождения.
Из 118 элементов больше трети названий (43) образовано или непосредственно от собственных имён. Таким образом, проанализировав этимологические справки названий всех химических элементов, этот словарь собрал в себе самое важное о химических элементах.
Основная часть:
Химический элемент
Химический элемент — элемент elementum — стихия, самостоятельная часть, являющаяся основой чего-либо, например системы или множества.
Химический элемент - этимология
Латинское слово elementum использовали ещё античные авторы (Цицерон, Овидий, Гораций), причём почти в том же смысле, что и сейчас — как часть чего-то (речи, образования и т. п.).
Древнее изречение гласило: «Cлова состоят из букв, тела из элементов». Отсюда — одно из возможных происхождений этого слова — по названию ряда согласных латинских букв L, M, N (el—em—en).
Михаил Васильевич Ломоносов элементами называл атомы.
Химический элемент — множество атомов с одинаковым зарядом ядра, числом протонов, совпадающим с порядковым или атомным номером в таблице Менделеева. Каждый химический элемент имеет свои название и символ, которые приводятся в Периодической системе элементов Дмитрия Ивановича Менделеева.
Формой существования химических элементов в свободном виде являются простые вещества (одноэлементные)
История становления понятия
Слово элемент (лат. elementum) использовалось еще в античности (Цицероном, Овидием, Горацием) как часть чего-то (элемент речи, элемент образования и т. п.). В древности было распространено изречение «Как слова состоят из букв, так и тела — из элементов». Отсюда — вероятное происхождение этого слова: по названию ряда согласных букв в латинском алфавите: l, m, n, t («el» — «em» — «en» — «tum»).
На международном съезде химиков в г. Карлсруе (Германия) в 1860 г. были приняты определения понятий молекулы и атома.
Химический элемент (с точки зрения атомно-молекулярного учения) представляет собой каждый отдельный вид атомов. Современное определение химического элемента: Химический элемент — каждый отдельный вид атомов, характеризующийся определенным положительным зарядом ядра кикосИзвестные химические элементы
На ноябрь 2009 года известно 117 химических элементов,
(с порядковыми номерами с 1 по 116 и 118), из них 94 обнаружены в природе (некоторые — лишь в следовых количествах), остальные 23 получены искусственно в результате ядерных реакций.
Первые 112 элементов имеют постоянные названия, остальные — временные.
История
Система химических символов была предложена в 1811г. шведским химиком Я. Берцелиусом. Временные символы элементов состоят из трёх букв, представляющих аббревиатуру их атомного номера на латыни. Символика химических элементов выявляет не только качественный состав химических соединений, но и количественный, так как за символом каждого элемента скрывается присущий только ему заряд атомного ядра, определяющий количество электронов в атомной оболочке нейтрального атома и, таким образом, его химические свойства. Атомная масса также считалась ранее (в 19-м — начале 20-го века) характерным свойством, количественно определяющим химический элемент, однако с открытием изотопов стало ясно, что различные совокупности атомов одного и того же элемента могут иметь различающиеся атомные массы; так, радиогенный гелий, выделенный из урановых минералов, в связи с преобладанием изотопа 4He имеет атомную массу больше, чем гелий космических лучей.Ход работы:
1.Мы изучили методическую литературу по теме, проанализировали этимологические справки названий химических элементов.
2.Мы обобщили сведения по этимологии названий химических элементов и создали словарь, с приложениями, в котором расположили все элементы в алфавитном порядке, что удобно при поиске необходимой информации на уроке.
3.Показали значимость этимологического анализа на уроках химии. Работа над этимологией терминов и названий позволяет устанавливать и развивать межпредметные связи химии не только с историей, географией, культурой, но и с русским, английским, немецким и другими языками, что способствует гуманитаризации курса химии.
Топонимы.
ТОПОНИМа, м. (спец.). Собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, угодья и др.).
Причины, почему люди называли элементы в честь того или иного географического места, разные. Элемент мог быть открыт в этом месте (как например, дубний — Дубна), или же ученый захотел увековечить свою родину в названии (полоний – Польша), а иногда в этом был заключен какой-то скрытый смысл (например, калифорний, чье открытие отождествлялось по сложности с открытием Калифорнии). Изложение материала в хронологическом порядке, чтобы не возникало противоречий с текущими географическими названиями – ведь многие места сменили название с тех пор, как был открыт тот или иной элемент.
Например:
Лютеций. Ведь невозможно догадаться, что Лютециа – это латинское название Парижа.
В 1787 году минералог-любитель Карл Аррениус нашёл в карьере около небольшого шведского городка Иттербю на острове Руслаген близ Стокгольма новый минерал, который назвали иттербитом.
В 1879 году швейцарский химик и физик Дж.Л. Соре методом спектрального анализа обнаружил в «эрбиевой земле» новый элемент. Название ему дал шведский химик П.Т. Клеве в честь Стокгольма (его старинное латинское название Holmia), так как минерал, из которого сам Клеве в 1879 году выделил оксид нового элемента, был найден близ столицы Швеции.
Элементы, названные в честь исследователей.
В современных учебниках химии довольно мало внимания уделяется ученым, а изучаются лишь непосредственно их открытия и достижения. Эта глава призвана расширить знания об ученых и выдающихся исследователей, так или иначе задействованных в открытии, изучении и наименовании элементов.
Бытует мнение о том, что молодые исследователи (до 40 лет) чаще увековечивают свои имена в названиях своих открытий. Мы решились проверить это и выяснили, что действительно, существовала и, возможно, существует такая тенденция!
Пример:
В 1794 г. профессор химии и минералогии в университете Або (Финляндия) Гадолин, исследуя минерал, найденный близ местечка Иттерби в трех милях от Стокгольма, открыл в нем неизвестную землю (окисел). Несколько лет спустя Экеберг повторно исследовал эту землю и, установив наличие в ней бериллия, назвал его иттриевой (Yttria). Мазандер показал, что иттриевая земля состоит из двух земель, которые он назвал тербиевой (Terbia) и эрбиевой (Erbia). Далее Мариньяк в тербиевой земле, выделенной из минерала самарскита, обнаружил еще одну землю — самариевую (Samaria). В 1879 г. эту же землю выделил из дидимия и новой земли, обозначенной им индексом «аlfa», Лекок де Буабодран и с согласия Мариньяка назвал последнюю гадолиниевой землей в честь Гадолина — первого исследователя минерала иттербита. Элемент, содержащийся в гадолиниевой земле (Gadolinia), получил название гадолиний (Gadolinium); в чистом виде он получен в 1896 г.
В 1953 году в продуктах термоядерного взрыва, который американцы провели в 1952 году, были обнаружены изотопы двух новых элементов, которые назвали фермием и эйнштейнием — в честь физиков Энрико Ферми и Альберта Эйнштейна.
Элементы, названные в честь мифологических героев.
Мы предположили, что мифологические названия элементов – это альтернатива названиям, связанным со свойствами элемента. Это непривычный взгляд на свойства того или иного соединения. Мы решили поместить в эту главу вместе с общим толкованием названий еще и миф, связанный с персонажем, в честь которого назван элемент. Все это поможет расширить свои познания в мифологии, а также нестандартно взглянуть на элементы и их свойства.
Пример:
Кобольд — в мифологии Северной Европы являлся духом шахты. Описание внешности похоже на гнома, однако, в отличие от гномов, кобольды не занимались горным ремеслом, а лишь жили в шахтах. Иногда их называют стуканцами, потому как считается, что именно они стучат ногами, бегая по тоннелям.
Происхождение названия сходно с кобальтом. Средневековые горняки называли Никелем злого горного духа, подбрасывавшему горнякам фальшивые минералы, а «купферникелем» (Kupfernickel, медный чёрт) — фальшивую медь. Эта руда внешне походила на медную и применялась в стекловарении для окрашивания стекол в зелёный цвет. А вот медь из неё никому получить не удавалось — её там не было. Эту руду — медно-красные кристаллы никелина (красного никелевого колчедана NiAs) в 1751 году исследовал шведский минералог Аксель Кронштедт и выделил из неё новый металл, назвав его никелем.. Никкел — ругательное слово на языке горняков. Оно образовалось из искаженного Nicolaus — родового слова, имевшего несколько значений. Но главным образом слово Nicolaus служило для характеристики двуличных людей; кроме того, оно обозначало «озорной маленький дух», «обманчивый бездельник» и т. д. В русской литературе начала XIX в. употреблялись названия николан (Шерер, 1808), николан (Захаров, 1810), николь и никель (Двигубский, 1824).
Элементы, названные по их свойствам или свойствам их соединений.
Если понимать, к какому свойству элемента приурочено его название, как оно переводится, что означает, то можно лучше усвоить материал химии элементов, понять и выучить свойства каждого отдельно взятого вещества или элемента.
Пример:
В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая фтороводородная (плавиковая) кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название: от греч. «фторос» — разрушение, гибель.
По-гречески «хлорос» — жёлто-зелёный Именно такой цвет имеет этот газ. Этот же корень — в слове «хлорофилл» (от греч. «хлорос» и «филлон» лист). Изначально элемент был назван мурином (muria — рассол, соленая вода) по названию наиболее распространенного его соединения – хлорида натрия, или поваренной соли. Но потом, Дэви – ученый, впервые выделивший хлор, решил переименовать элемент, исходя из положений номенклатуры Парижской академии наук, где предпочтительно было называть элементы, исходя из их свойств.
Этимология названий химических элементов во многом отражает историю науки в целом, а не только химии. В частности, на начальном этапе ее развития открытие элементов происходило в процессе человеческой жизнедеятельности и поэтому отчасти могло быть случайным и объяснялось большой легкостью их получения. Таким образом, были открыты медь, железо, золото, серебро. Они получали свои названия по физическим свойствам ил по географическому признаку.
С развитием науки и методов исследования происходит изменение принципов номинации элементов. Необходимо отметить, что такое расширение признаков именования было объективной потребностью, вызванной активным открытием большого количества элементов. Отсюда, в частности, тенденция называть элементы в честь их открывателей, или знаменитых ученых.
Особенно ярко прогресс науки сказался на химической терминологии в период открытия новых методов исследования. Во-первых, с появлением спектрального анализа обнаружились физические и химические свойства многих элементов. Многие из элементов обязаны не только своим открытием, но и названием спектральному анализу. Во-вторых, открытие некоторых элементов стало возможным только с появлением таких методов исследования, как электролиза. Элементы, открытые путем электролиза были обнаружены в расплавах минералов, по именам которых и были названы.
Таким образом, наш материал подтверждает наше предположение о том, что химическая номенклатура, как и другие разделы научной терминологии, отразила в себе историю развития процесса познания человеком окружающего мир
Вывод:
Работа над этимологией терминов и названий позволяет устанавливать и развивать межпредметные связи химии не только с историей, культурой, но и с русским, английским, немецким и другими языками, что способствует гуманитаризации курса химии. Следует отметить, что авторы учебников по химии для средней школы проводят определенную работу в этом направлении. На наш взгляд, среди большого разнообразия учебников выгодно выделяются в этом отношении учебники О.С.Габриеляна. В них достаточно хорошо представлен исторический и культурологический подход к изучению химии. Но все же проблема обучения учащихся химическому языку на основе этимологического анализа не может считаться решенной до конца. Практика показывает, что зачастую, запомнив тот или иной термин без специального разбора, ученик не может правильно записать его или использовать.
Список литературы.
1. По материалам книги проф. Химического факультета МГУ Н.А.Фигуровского "Открытие элементов и происхождение их названий" (Москва, Наука, 1970)
2. Н.Л. Глина, "Общая химия" изд. 24 испавлен. Под редакцией канд.хим.наук В.А. Рабиновича. Ленинград, Химия, ленинградское отделение 1985 г.
3. И.Г. Хомченко, "Общая химия": учебник. – М.: ООО изд. "Новая Волна": ЗАО "Издательский дом ОНИКС". 1999 г. – 464 с. © Хомченко И.Г., 1997 г.
4. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. ? М. : Изд-во «Экзамен», 2005. ? 832 с.
5. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для ВУЗов. – Л. : Химия, 1986.
6. И.В. Петрянов-Соколов «Популярная библиотека химических элементов» в 2 частях (Москва, Наука, 1983)
7. Дж. Эмсли «Элементы» (Москва, Мир, 1993)
8. Кондрашов А.П. «Кто есть кто в классической мифологии» (Москва, Рипол классик, 2002)
9. Леенсон И.А. «Откуда твое имя?» статья в периодическом издании «Химия и жизнь», (Москва, №3 (2004))
11. Н.А. Фигуровский «Открытие элементов и происхождение их названий» (Москва, Наука, 1970)
12. Википедия, справки и определения («этимология», Коболод, Нильс Бор)
Приложение.
Презентация.
Словорь.