Статья МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БИОНИКИ»


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БИОНИКИ»
Головастикова С.Ю., Елисеева Л.В., Иваничко А.А.,
Кобзева О.О., Кузнецова И.Е.
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №6» г. Тамбов
Статья посвящена внедрению в практику новой педагогической технологии - образовательному путешествию. Данная технология позволяет преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством "распредмечивания" объектов окружающего мира, что вносит новые формы общения в ученическую среду и позволяет интегрироваться в профессиональные сферы, в том числе и в предметные области, использованные авторами статьи. Показано, что образовательное путешествие может играть важную роль в развитии познавательного интереса обучающихся с позиции профориентации. Способствует развитию креативного, поискового, навигаторского мышления. Образование в XXI веке должно развиваться с использованием активных методов и приемов обучения, которые помогают обеспечить связь между базовыми и углубленными знаниями предметов, а также с будущей специальностью. Главное достоинство данной педагогической технологии - открытость для диалога и коммуникации и возможность самоорганизации.
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мироощущения человека [2].
Один из вариантов образовательного путешествия – путешествие по пространству бионики. Оно предполагает бионический подход, т.е применение биологии для решения небиологических задач. В ходе образовательного "Путешествия в мир бионики" учащиеся знакомятся с возможностью межпредметной интеграции дисциплин естественно – научного и гуманитарного цикла для практической реализации знаний (новые направления, возникшие как результат взаимодействия биологии с другими науками), теоретического изучения (явления природы как «природные патенты») и практического использования (знакомство обучающихся с идеями и некоторыми результатами бионических исследований).
Учащимся представится возможность освоить еще одно увлекательное средство освоения мира - образовательное путешествие. Из простого передвижения в пространстве и времени в поисках новых знаний образовательное путешествие превратится в процесс познания мира. Главным результатом "Путешествия в мир бионики" станет пробуждение личности к новым знаниям, ее самоопределение в профессиональном пространстве. В ходе проведения этого мероприятия они смогут расширить границы общения, проверить знания и оценить свою готовность к действию в различных нестандартных учебных ситуациях. Работа на маршруте позволит соотнести себя с другими: найти себя в дальнейшей профессиональной деятельности, обрести свое собственное «Я».
Цель образовательного путешествия является становление личности обучающихся на основе использования междисциплинарных знаний для включения в профессиональную деятельность в области развития техники и технологий, архитектуры, приборостроения и других отраслей хозяйства.
Основными принципами организации образовательного путешествия является:
Создание условий для непосредственного взаимодействия учащихся с окружающими объектами, которые становятся основным средством получения информации;
Организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у учащихся будет происходить формирование новых представлений (такая деятельность не исключает помощи преподавателей);
Организация активной самостоятельной деятельности участников образовательного путешествия;
Соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия (наблюдения, опыты, поиск и анализ информации и др.);
Предоставление учащимся возможности для формулировки ими собственного мнения, его корректировка в процессе группового обсуждения;
Создание ситуации выбора источников получения информации;
Сведение к минимуму посреднической деятельности педагога. [4]
Целевая аудитория -10 профильные классы (естественно-научные и гуманитарные классы).
Выбор целевой аудитории предполагает наличие у учащихся:
- разного восприятия мира;
- разного темпа и специфики речи;
- разного подхода в социальном познании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе путешествия все предметы и объекты живой природы (у нас это: яблоко, птица, Эйфелева башня) рассматриваются как своеобразные тексты, «расшифровка» которых позволяет установить взаимосвязь между реальными объектами и воплощенными в них идеями, соотносясь с которыми человек способен выбирать стратегии своего познания, планы и сценарии профессионального развития.
Важно также, что это познание основывается на собственных наблюдениях, впечатлениях, размышлениях и требует напряженной работы сенсорных систем.
Таким образом, образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает ряд задач:
Знакомство с разнообразными объектами бионики;
Приобретение опыта исследования подобных объектов с позиции разных предметных линий;
Получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫМетод образовательного путешествия направлен на созидание личности. Поэтому для него сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение бионических объектов, культурных текстов и математических понятий. Именно процесс познания, в основе которого лежит непосредственный диалог человека с миром, и является предметом рассмотрения методики образовательного путешествия. [1]
СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Целостность представлений достигается за счет изучения и исследования бионических объектов по нескольким содержательным линиям: английский язык, русская литература, биология, география, математика, которые дают представление о структуре объекта, его устройстве, а также характеризуют деятельность человека по выбранным предметным линиям.
Проблемы образовательного путешествия
«Путешествия в мир бионики»:
"Каким образом, наблюдая за природой, можно развивать высокотехнологичные отрасли, совершенствуя современную технику и технологии?" (главная проблема)
Как организовать эффективную жизнедеятельность человека в различных областях, используя модель строения яблока?
1 пункт образовательного путешествия - КазахстанКак использовать бионическую эргономику для создания технических устройств, материалов и других продуктов?
2 пункт образовательного путешествия - Учебный музей зоологии музейно-выставочного комплекса ТГУ имени Г.Р.ДержавинаКак принцип гармонии, максимально эффективно реализованный в природе, может быть реализован в деятельности человека?
3 пункт образовательного путешествия - Эйфелева башня, Париж
В ходе образовательного путешествия применяются различные виды ИКТ, которые позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Десятиклассники, владея современными компьютерными технологиями, учатся самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Длительность образовательного путешествия: 6 часов: 2 часа – «мозговой штурм» (подготовительный этап); 2 - часа «работа на маршруте» (основной этап); 2 часа «круглый стол» (заключительный этап).ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Первый этап. Подготовка к путешествию.
Подготовка к образовательному путешествию начинается с определения темы и, что не менее важно, его идеи (проблемы), которая способна «повести» обучающихся в путешествие. Необходимо учитывать наличие реальных объектов, исследование которых позволит справиться с задачей.
Подобрав объекты исследования, необходимо составить образовательный маршрут: определить очередность исследования объектов, последовательность предлагаемых для решения задач, сформулировать вопросы и задания, составляющие содержание маршрутного листа.
Маршрутный лист – это своеобразный путеводитель, который не только указывает «дорогу», но и содержит вопросы и исследовательские задания, а также подсказывает способы исследования объектов, возможные пути поиска и передачи информации. Таким образом, маршрутный лист представляет собой подробный алгоритм деятельности, в котором указаны:
Объекты для исследования (в определенной последовательности);
Порядок действий обучающихся при исследовании данных объектов;
Вопросы, которые позволят сконцентрировать внимание, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые предметы и объекты, анализировать полученную информацию.
Другой аспект предварительной работы связан с подготовкой участников путешествия. Путешествие предполагает наличие у обучающихся определенного багажа знаний, к которому они будут обращаться в поисках ответов на вопросы, возникающие во время прохождения маршрута.
Второй этап. Работа на маршруте
Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа обучающихся на маршруте, который, как уже было сказано, может пролегать и в виртуальном пространстве.
Образовательное путешествие предполагает работу в группах по 6-7 человек (каждая группа объединяет учащихся разных профилей). Группы, получив одинаковые маршруты, могут использовать различные предметы для создания своего продукта, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении.
Смешанный состав групп дает возможность изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить различные ее аспекты.
Вопросы в маршрутном листе носят открытый характер, они не предполагают односложных ответов и должны стимулировать учащихся к выдвижению версий, обсуждению. Вопросы построены таким образом, что найти ответы на них можно, лишь находясь непосредственно у объекта, изучив его, сделав логические выводы.
В маршрутный лист включены следующие дидактические материалы: теоретический материал, карты, схемы, иллюстрации, которые могут служить источниками информации, интернет-пространство.
Задания направлены на различные виды творческой деятельности. Педагоги направляют внимание учеников, организуют их деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа. Прямые подсказки недопустимы. Если в процессе путешествия появляются неразрешимые вопросы, учитель, не давая готовый ответ, указывает на возможные источники получения информации «за рамками» образовательного путешествия. Очень важно научить детей работать в группе, выслушивать мнение каждого участника путешествия, помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» проблемы, учить аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать к обсуждению абсолютно все версии и гипотезы с последующей корректировкой, вести конструктивный диалог.
Третий этап. Заключительная работа (защита)
Итоговая часть получила название «защита», так как учащимся предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия, и тех ощущениях, которые они испытали.
Защита строится как проблемное обсуждение, в результате которого высказываются версии по поводу заявленной в ходе подготовки проблемы путешествия.
Форма проведения занятия: выступление подгрупп, диспут, создание выставок или коллекций.
Школьникам предлагается ответить на вопросы, обозначенные в маршрутном листе, на основе этого изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия, и аргументировать собственную точку зрения с помощью результатов своих исследований. Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге вырабатывается общая позиция, которая выносится на защиту. Возможность представления различных заданий на общей защите позволяет создать панорамность обсуждения, выявить многогранность рассматриваемого явления или события, познакомиться с различными точками зрения, выстроить логически завершенную картину, наиболее полно отражающую заявленную тему путешествия.
Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и защита – составляют единое целое и реализуются последовательно.
Более подробная информация размещена на сайте: http://68cdo.ru/mediawiki/index.php/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5._%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_1
Список используемой литературы:
1. Е.Л. Нуриджанова «Образовательное путешествие как один из методов формирования общекультурных компетенций» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13882. Журнал "Педагогика online" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://aneks.spb.ru/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie/obrazovatelnoe-puteshestvie-kak-pedagogicheskii-metod.html3. Сцепление с дорогой// Статьи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auto-quiet.ru/stati/sceplenie-s-dorogoie.html4. Электронный журнал «Экстернат.РФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/5770-2014-08-08-10-43-24