Методическая разработка.Экономика СССР в 1953-1964 годах.Оттепель в духовной жизни. Развитие науки и образования.


Открытый урок для городского семинара завучей 2013-2014 уч. год. 9 класс. История России.

Экономическое и социальное развитие. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования.
Цели урока:
Учащиеся узнают общую оценку экономической системы в СССР, причины ее неэффективности, понимают необходимость экономических реформ, почему эти реформы не привели к ожидаемому результату, знают, какие были достижения в экономике и социальной сфере, уясняют, что в СССР в результате были построены основы индустриального общества; Учащиеся усваивают предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни, понимают, что партийно-государственный контроль за духовной сферой жизни общества сохранялся, знают, с помощью каких методов пресекалось проявление инакомыслия; развивают умение вникать в суть изучаемого материала, выделять главное; уясняют понятия: «оттепель», формализм в искусстве, социалистический реализм.
Развивают умение формулировать оценочное суждение, делать выводы; уясняют понятия: индустриальное общество, интенсивный и экстенсивный пути развития экономики, научно-технический прогресс.
Тип урока: новая тема.
Оборудование: проектор, компьютер, учебники.
Формы работы:
1.Поисково-исследовательский.
2. Работа с учебником.
3.Работа с таблицами.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. «Изменения политической системы».
Экономическое и социальное развитие «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Проблемный вопрос на доске: «Почему памятник выдающего скульптора Эрнста Неизвестного -Хрущёву чёрно-белый?»
Проверка домашнего задания. «Изменения политической системы».
Для «Жёлтого стола» письменные задания.
Первый этап борьбы за власть. (март- июнь 1953г) Маленков –Берия.
Осуждение _______________Сталина.
______________МВД.
______________заключённых-1.2 млн.чел.
Корректировка________________.
Вставить слова: национальной политики, культа личности, амнистия, реформация
Второй этап борьбы за власть. (лето 1953г-февраль 1955г) Хрущёв- Маленков.
Процесс над руководством ___________________________.
Февраль 1955г-______________________________________
3.Третий этап борьбы за власть (февраль 1955г-март 1958г)Хрущёв -объединённая оппозиция Маленков, Молотов, Каганович.
1.Пользуясь поддержкой ЦК КПСС Хрущёв объявляет оппозицию ____________________________________________________
2.С 1957 года Хрущёв становится ________________________________________и сохраняет за собой пост_________________________ЦК КПСС.
4.XX съезд КПСС февраль 1955г.(решения)
1.______________________________________________.
2._________________________________________________________.
3._________________________________________________________.
5.Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
1.Были расширены права союзных республик в _________________________________________________________
2.С 1957 г создание на местах территориальных советов _________________________________________________________
3.С 1957 г. Произошли реорганизации профсоюзных организаций, сократился их____________________________________________.
Вставить слова: народного хозяйства, штатный аппарат ,экономических и правовых сферах.
1.Октябрь 1961-XXII съезд КПСС перестройка партии: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.С 1962-1964г велась разработка новой Конституции СССР:______________________________________________________________________________________________________________________________ Почему и когда Хрущёв покинул свой пост?
Для «Красного стола» письменные задания.( с учебником).
Проверка домашнего задания. Изменения политической системы
1.Первый этап борьбы за власть. (март- июнь 1953г) Маленков –Берия.
Осуждение _______________Сталина.
______________МВД.
______________заключённых-1.2 млн.чел.
Корректировка________________.
Вставить слова: национальной политики, культа личности, амнистия, реформация.
2. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
1.Были расширены права союзных республик в _________________________________________________________
2.С 1957 г создание на местах территориальных советов _________________________________________________________
3.С 1957 г. Произошли реорганизации профсоюзных организаций, сократился их____________________________________________.
Вставить слова: народного хозяйства, штатный аппарат ,экономических и правовых сферах.
3. Почему и когда Хрущёв покинул свой пост?
Вопросы «для зелёного стола».(устный опрос).
1.Как происходила борьба за власть на первом этапе?
2. Как происходила борьба за власть на втором этапе?
3. Как происходила борьба за власть на третьем этапе?
4.Важные события на XX съезде КПСС февраль 1955г.
5.Какие изменения происходили в государственных органах, партийных и общественных организациях?
6.Важные решения -XXII съезда КПСС Октябрь 1962г..7.С 1962-1964г велась разработка новой Конституции СССР -основные предложения Н.С.Хрущёва?
8.Почему и когда Хрущёв покинул свой пост?
3.Новая тема. Экономическое и социальное развитие «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования.
Рассказ учителя: После смерти Сталина экономические дискуссии разгорелись с новой силой.
Учащимся за жёлтым и зелёным столом раздаются листы с заданиями, в течение урока они их выполняют, а учащиеся за красным столом делают газету.
Курс Маленкова с программой экономических преобразований в августе 1953гг.
Развивать лёгкую промышленность и сельское хозяйство.
Повысить урожайность и усилить личную заинтересованность колхозников.( Как вы думаете это предполагалось сделать?)
Реорганизация сферы торговли.
Сельскохозяйственная политика Н.С.Хрущёва.
Плюсы.
Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию.
Расширение посевных площадей.
Отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить размеры самого хозяйства в 5 раз.
Планирование снизу.( Как вы понимаете?)
Колхозникам дали паспорта и были введены для них пенсии.
? Что такое интенсивный и экстенсивный путь развития? Какой предлагал Маленков. А какой Хрущёв?. Минусы.
В 1959 году началась реорганизация машинно-тракторных станций, колхозы вынуждены были её выкупать в течении одного года за высокую цену.
Личное подсобное хозяйство теряет значение (колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза).
Было дано поручение государственным органам скупить у совхозов скот, (Как вы думаете, каков результат) результат- обострение продовольственной проблемы.
Попытки решить проблему в сельском хозяйстве внедрение «кукурузной эпопеи». С 1955-1962г площади под кукурузу были увеличены вдвое.(Как вы думаете, каков результат) результат- снижение общего сбора зерновых, закупки их за границей.
Решение продовольственной проблемы- повышение цен на товары. Результат- массовое недовольство, события в Новочеркасске, где против 7 тыс. толпы были применены танки , были жертвы.
Развитие промышленности.-75% к концу 60-х.
Какие отрасли промышленности развивались:
Машиностроение- тепловозостроение и электровозостроение.
Металлообработка.
Нефтехимия, особенно выпуск искусственных материалов.
Особое значение придавал реформе управления народным хозяйством -1957 г.
154876534290Отраслевые министерства
0Отраслевые министерства

3568065742950030727651504950020250151504950083439015049500
3581401370330001624965137033000267271513703300045586651370330003568065137033000-69913517221201 Производство продукции местной промышленности.
2.Распределение
001 Производство продукции местной промышленности.
2.Распределение
-3854452760980Плюсы
Укрепили экономические права местных властей.
00Плюсы
Укрепили экономические права местных властей.
41529076073000274891572263000154876576073000379666576073000483489073215500-5372104532630Создание новых управленческих структур- республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)
00Создание новых управленческих структур- республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)
229647990836700-699135979170Местные советы
00Местные советы
662940979170Местные советы
00Местные советы
2025015988695Местные советы
00Местные советы
34061401007745Местные советы
00Местные советы
48539401007745Местные советы
00Местные советы
-384810283846Республиканские совнархозы
00Республиканские совнархозы
4320540302895Республиканские совнархозы
00Республиканские совнархозы
2901315283845Республиканские совнархозы
00Республиканские совнархозы
1320165302260Республиканские совнархозы
00Республиканские совнархозы

260604042545Минусы
Больно ударили по единой технологической и технической политике.
Нарушение связей между регионами.
00Минусы
Больно ударили по единой технологической и технической политике.
Нарушение связей между регионами.

Работа с учебником: «Социальная политика Н.Хрущёва». Стр.286 учебника.
Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. Сообщение учащегося.
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Презентация и доклад учащегося.
Закрепление темы:
Проблемный вопрос: «Почему памятник Хрущёву чёрно-белый?»
Учащиеся называют положительные и отрицательные стороны экономической политики Н.Хрущёва.
5.Домашнее задание. Подведение итогов.