Методическая разработка открытого теоретического занятия на тему «Европейский союз и его развитие»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
открытого теоретического занятия (лекция)
Тема: «Европейский союз и его развитие»
Дисциплина «История»
Для студентов II курса
специальности «Сестринское дело»
Краснодар
2014
Одобрено Составлено в соответствии с
цикловой комиссией ФГОС СПО к минимуму
гуманитарно-экономических содержания и уровню
дисциплин подготовки студентов
Протокол № всех специальностей
от_________
Заместитель директора по учебной
Председатель работе
___________ Е.В. Осипова ___________ М.А. Зуб
«_____»_____________ 2015
Согласовано:
Начальник отдела по МР
_____________ Н.Н. Панжинская
Преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин
Шкарупа Виктор Григорьевич
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта СПО
3. Выписка из рабочей программы дисциплины «История»
4. Цели занятия
5. Схема межпредметных связей
6. Схема внутрипредметных связей
7. Хронологическая карта занятия
8. Оснащение занятия
9. План лекции
10. Конспект занятия
11. Литература:
- для преподавателя
- для студентов
12. Приложение
Пояснительная записка
Открытое теоретическое занятие (лекция) проводится с целью демонстрации эффективности использования личностно-ориентированного развивающего обучения, технологии сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, интернет ресурсов в учебном процессе по учебной дисциплине «История» для студентов специальности Лечебное дело. Используемые педагогические технологии, особенно информационно-коммуникативного обучения, интернет-ресурсы способствуют формированию современных представлений о международных организациях и международных интеграционных процессах, знакомят студентов с историей создания, структурой, функциями, их местом в современной системе международных отношений, а также их ролью в развитии международных интеграционных процессов.
Международные организации – важнейший результат развития мирового сообщества. Они являются одной из основных форм многосторонней дипломатии. Их изучение позволяет лучше понимать современное состояние международных отношений и политические процессы, происходящие в мире.
В ходе занятия рассматривается история возникновения международных организаций, дается их классификация, определяется структура и правовые основы международных организаций. Особое внимание уделяется деятельности Европейского союза и его специализированных учреждений.
Успешное усвоение студентами данной учебной дисциплины обеспечит понимание политических процессов стран Европы и Америки, отечественной истории, всеобщей истории и теории международных отношений.
Занятие построено по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного, универсального и единичного в становлении и развитии современных международных организаций, проанализировать причинно-следственные связи и основные закономерности различных этапов экономической и политической интеграции.
Для проведения открытого лекционного занятия была применена инновационная образовательная технология «Педагогика сотрудничества», имеющая своей целью пробудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности студентов, обеспечивающая более полное и свободное развитие личности, единство обучения и воспитания, а также имеющая гуманно-личностный подход к студенту.
В данной методической разработке представлен опыт проведения лекционного занятия с целью усвоения исторических знаний во взаимосвязи с социально-экономическими и политическими реалиями в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы по дисциплине «История».
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта СПО
По учебной дисциплине: «История»
Для всех специальности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования
Студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
3. Выписка из рабочей программы
Дисциплина: «История»
Раздел № 2 « Советский Союз и страны Запада в 60-80 годы XX века»
тема № 2.7
Время проведения – 1 час 30 мин.
Тема: «Европейский союз и его развитие»
Содержание учебной информации:
Маастрихтский договор: рождение Европейского союза. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амстердамский договор: первая реформа Европейского союза. Ниццкий договор: интеграция по всем направлениям. Конституционный договор Европейского союза.
Студент должен знать:
основные этапы формирования Европейского союза;
Европейский союз в системе международных отношений;
экономические и политические отношения Европейского союза и Российской Федерации.
Студент должен уметь:
анализировать исторические события;
сопоставлять исторические события прошлого с реалиями современной действительности;
использовать полученные исторические знания для анализа современных геополитических изменений.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
работа с дополнительной литературой;
использование Интернет-ресурсов при выполнении индивидуальных заданий преподавателя.
4. Цели занятия
Учебные:
1. Выявить закономерности в развитии международных отношений в послевоенный период посредством изучения интеграционных процессов и сотрудничества государств в рамках международных организаций.
2. Сориентировать студентов на комплексное изучение социально-экономических, политических и духовных процессов, определивших развитие мирового сообщества во второй половине ХХ века.
3. Сформировать понимание глобализационных процессов современного этапа развития общества.
Методические:
1. Показать эффективность применения личностно - ориентирован-ного развивающего обучения, технологии сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, для повышения качества преподавания учебной дисциплины «История».
Воспитательные:
1. Продолжить воспитание уважительного отношения студентов к истории, мировому историческому наследию, чувства патриотизма, гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, субординации и такта.
Развивающие:
1. Продолжить формирование общекультурных и профессионально-дисциплинарных компетенций студентов, развитие умения анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов.
6. Схема межпредметных связей
5. Схема внутрипредметных связей
Европейский союз и его развитие.
«Оттепель»
Международная политика СССР в 70 - начале 80-х гг. XX в. – период разрядки международной напряженности.
Интеграционные проекты экономического и пИнтеграционные проекты экономического и политического развития Европы.политического развития Европы.
Военно-политические конфликты XX-XXI вв.
Культура в XX-XXI вв. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.
Россия в 2000-2013 гг.
Вторая мировая война
СССР в середине 60 - начале 80-х гг. XX века.
НАТО и другие экономические и политические организации
Развитие суверенной России.
Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира.
7. Хронологическая карта занятия
№ п/п Этапы занятия Время
1 Организационный момент.
2 мин
2 Вступление, мотивация изучения темы:
- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;
- постановка целей;
- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;
- характеристика рекомендуемой литературы. 3 мин
3 Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция. 1 мин
4 Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом).
75 мин
5 Обобщение и систематизация изученного материала, рефлексия.
7 мин
6 Подведение итогов. Домашнее задание.
2 мин
Итого: 90 минут
8. Оснащение занятия
Компьютер.
Интерактивная доска.
Мультимедийная презентация «Европейский союз и его развитие»
9. План лекции
1. Европейский союз: структура и организация.
2. Процесс расширения Европейского союза.
3. Европейский союз и США.
4. Россия и Европейский союз.
10. Конспект занятия
I. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые студенты!
(Перекличка)
II. Вступление, мотивация изучения темы.
Европейский Союз объединяет 28 стран Европы и является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Европейский Союз имеет статус наблюдателя ООН. Европейский Союз - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
Европейский Союз представляет собой могучую экономическую силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка - пространства, где существует "четыре свободы" (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой - евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.
ЕС - это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС - это прежде всего общее право, общие институты и общая политика.
Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС - это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.
Основная черта ЕС как политической системы заключается в том, что Европейский Союз - это гибридная система. Это не национальное государство. Существует множество определений Европейского Союза. Называют его и экономической конфедерацией, и квазиконфедерацией, и конфедерацией нового типа, и т.д.
Еще одной существенной чертой европейской политической системы является то, что ЕС - это все-таки продукт сознательной эволюции, причем быстрой эволюции. По сравнению со сроками строительства национального государства, это сильно ускоренный процесс.
В отличие от национального государства ЕС - это открытая политическая система. Европейский союз пережил уже несколько расширений. Но система открытости налагает все новые сложные обязательства. Незакрытая система, принимая новых членов, тем самым внутренне все более усложняется.
(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении занятия).
Целью занятия является разъяснить студентами сущность той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах
План лекционного занятия включает следующие вопросы:
1. Европейский союз: структура и организация.
2. Процесс расширения Европейского союза.
3. Европейский союз и США.
4. Россия и Европейский союз.
III. Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция.
На предыдущих занятиях были изучены исторические этапы развития международных отношений после Второй мировой войны, рассмотрены процессы формирования сотрудничества стран Запада и Советского союза в период «холодной войны».
В рамках сегодняшнего занятия будут затронуты этапы развития и становления Европейского союза, развитие взаимоотношений ЕС с другими международными организациями.
IV. Основная часть лекции.
1. Европейский союз: структура и организация
Европе́йскийсою́з (Евросою́з, ЕС) экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) — по паритету покупательной способности.
Политическое устройство
Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.
Европейский совет
Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 года, Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС.
Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы.
Европейская комиссия
Европейская комиссия—высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.
Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.
Европейский парламент
Европейский парламент является собранием из 751 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств — членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европейского парламента — законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в Европарламент проводились в 2014 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
Суд Европейского союза
Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
2. Процесс расширения Европейского союза.
Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951году: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италияподписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
Основные события в истории углубления евроинтеграции:
1951 — подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.
1957 — подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.
1965 — подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 года.
1973 —первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
1978 — создание Европейской валютной системы.
1979 — первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.
1981 — второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
1985 — подписание Шенгенского соглашения.
1986 — третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
1986 — Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
1992 — подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.
1995 — четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).
1999 — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002 года).
2004 — пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).
2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне.
2007 — вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
2013 — шестое расширение (присоединилась Хорватия).
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.
Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.
В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Албания и Македония ещё не начали переговоров по присоединению. Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.
Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.
3. Европейский союз и США.
Европа «старая» и «новая»
Страны так называемой «новой» Европы и Великобритания разделяют мессианский взгляд США на необходимость ликвидации глобальных угроз через распространение демократических ценностей любыми путями.
Германия и Франция, не отказываясь от демократических лозунгов, тем не менее, не готовы идти в фарватере внешней политики США и более осторожно относятся к возможности применения военной силы, к нарушению государственного суверенитета. Они выступают против нарушения норм международного права и критически относятся к военным операциям, проводимым США, в различных регионах мира.
Провал голосования за проект Европейской конституции во Франции и Голландии наглядно показал, насколько глубоки внутренние противоречия между странами ЕС. И по мере его расширения на Восток они только нарастают. «Старая» Европа не хочет отказываться от своего политического доминирования в ЕС, где все более амбициозно ведут себя государства Восточной и Центральной Европы
Своеобразным водоразделом стало отношение к военной операции в Ираке. Войну в Ираке лоббировали США, но против такого решения проблем выступали Франция и Германия. В начале 2003 во время чрезвычайного саммита ЕС 13 стран Восточной и Центральной Европы (тогда еще не члены ЕС) резко раскритиковали позицию Франции, не поддержавшей позицию по Ираку. Французский президент Жан Ширак заявил, что они действуют «не по ранжиру», и посоветовал им впредь молчать, если они не хотят уменьшить сои шансы на присоединение к ЕС. Это вызвало очень резкую реакцию стран «новой» Европы.
Своеобразным водоразделом стало отношение к военной операции в Ираке. Войну в Ираке лоббировали США, но против такого решения проблем выступали Франция и Германия. В начале 2003 во время чрезвычайного саммита ЕС 13 стран Восточной и Центральной Европы (тогда еще не члены ЕС) резко раскритиковали позицию Франции, не поддержавшей позицию по Ираку. Французский президент Жан Ширак заявил, что они действуют «не по ранжиру», и посоветовал им впредь молчать, если они не хотят уменьшить сои шансы на присоединение к ЕС. Это вызвало очень резкую реакцию стран «новой» Европы.
Кроме того, ЕС нуждается в единых органах управления. В таком качестве выступают, прежде всего, Европейская комиссия и Европейский парламент, заседающие в Брюсселе.
Таможенные и тарифные барьеры в торговой политике США и Евросоюза
Согласно мнению Пола Самуэльсона, такие меры как таможенные и тарифные барьеры имеют смысл только как средство устрашения, поскольку потери в любом случае получаются взаимными. То есть, дискриминационные тарифы и таможенные барьеры можно сравнить с ядерным оружием, которое годится лишь для угроз, поскольку применять его не станет ни одно здравомыслящее государство. Однако, экономист Дж. Сперо верно подметил, что торговые войны уже случались, и это, видимо, служит подтверждением недальновидности политиков.
С другой стороны, когда государство лидирует как производитель товаров и услуг, можно рассуждать и о свободной рыночной экономике. Но если вдруг появляется конкурентоспособный продукт с надписью «not made in USA», американские компании начинают лоббировать свои интересы в вашингтонской администрации и Конгрессе. В свою очередь, президент и конгрессмены без всякого колебания готовы пустить в ход любые средства, чтобы повлиять на ВТО. Это объясняется тем, что многих случаях, если экспорт Соединенных Штатов действительно значительно вырастет, это будет означать, что чей-то экспорт упадет, и наоборот, создавая эффект «игры с нулевой сумой».
На протяжении последних лет в экономических отношениях США и ЕС возникают спорные вопросы. Стабильная экономическая связь между Евросоюзом и Соединенными Штатами подвергается взаимному испытанию. Можно вспомнить, что Америку всегда не устраивало появление европейских конкурентов― об этом свидетельствуют «торговые войны» между США и Европой по проблемам транспорта, телекоммуникаций, оружия и космоса. Кроме того, следует выделить еще два основных аспекта «тарифных войн»Америки и ЕС: конфликты Соединенных Штатов и Европейского Союза по вопросу политики таможенных барьеров и пошлин на продовольственные продукты и товары потребления, а также взаимные претензии США и Евросоюза по вопросу политики таможенных барьеров и пошлин на изделия технологически емкой индустрии и «высокие технологии». Поэтому в настоящее время весьма востребованной услугой является таможенный аутсорсинг от компании СТ-Трейд, предоставляемый в области внешнеэкономической деятельности для крупных фирм. Данная форма деятельности позволит оптимизировать управленческие бизнес-процессы предприятия.
Соединенные Штаты и Евросоюз также имеют целый ряд нерешенных коммерческих конфликтов принципиального характера, многие из которых находятся в процессе рассмотрении в арбитраже ВТО, другие остаются скрытыми довольно долгое время и периодически возобновляются вновь. Тенденция к росту количества торговых споров и разногласий свидетельствует о переходе к более симметричным экономическим отношениям. Кроме того, многочисленные торговые претензии США к ЕС объясняются весом и влиянием Евросоюза на американскую экономику.
Наиболее выражены разногласия в некоторых секторах — сталелитейной промышленности, воздушных перевозках, сельскохозяйственных продуктах. Европейцев не устраивает то, каким образом США используют антидемпинговое законодательство, они недовольны поддержкой Вашингтона местных производителей стали. Европейские санкции вводятся за нарушения американской стороной торговых соглашений в рамках ВТО и оказание скрытой поддержки американским предприятиям-экспортерам. К числу взаимных торговых претензий можно отнести следующие: ограничения со стороны США на допуск европейской стали на американский рынок; несовершенство механизмов торговых соглашений, позволяющее сторонам принимать решения в обход правил ВТО.
4. Россия и Европейский союз.
В поисках энергетической безопасности
ЕС весьма озабочен своей энергетической безопасностью. Это и понятно.
В Зеленой книге Европейской комиссии, посвященной энергоснабжению стран ЕС говорится, что объем газа, импортируемого ЕС-31 (28 государств ЕС плюс Норвегия, Швейцария и Турция), может вырасти с 200 млрд. куб. м в 2001 г. до 650 млрд. куб. м в 2030 г. к тому же году, по расчетам Европейской комиссии, зависимость ЕС от импорта нефти вырастает с 82 до 93%, а от импорта газа – с 57 до 84%.
Поэтому обеспеченность энергоресурсами становится ключевой задачей для ЕС. А ведь Россия сегодня - важнейший поставщик нефти и газа в Европу. Российские поставки составляют 30-35% газового рынка Европы. Следовательно, вопрос об энергетической безопасности – это, прежде всего вопрос об отношении к России.
Это, однако, вызывает опасения у более ориентированных на США стран, прежде всего у Великобритании и Польши. Россию пытаются изобразить как страну, которая намерена применить против Европы энергетическое оружие, например, начать шантажировать отказом от поставки нефти и газа. Тот факт, что такая политика не использовалась даже СССР в ходе «холодной войны», когда он продолжал исправно поставлять газ и нефть в Европу и выполнял все свои контрактные обязательства, даже не берет в расчет. Также ЕС не может объяснить, какие политические требования Россия предъявит к Европе.
Агрессивной критикой России занимаются и чиновники общеевропейских структур – они считают, что образ страшного врага может сплотить европейские страны. Россию пытаются запугать строительством прямых нефте- и газопроводов в ЕС из Центральной Азии, развитием атомной энергетики и альтернативных видов топлива.
Развитие атомной энергетики - вещь довольно неоднозначная. Некоторые страны заявляют о необходимости резкой активации ядерных программ. О возврате к этому заявила Италия, в которой по результатам референдума 1987 г атомная энергетика вне закона. Увеличивать атомные генерирующие мощности планирует Франция, где доля атома в энергобалансе и так уже превысила 80%. В Литве вместо закрываемой Игналинской АЭС предлагают построить новую, современную станцию. Однако последствия такой переориентации довольно неоднозначны, могут вызвать ряд острых проблем.
Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года
Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.
Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза[. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС. Высказываются мнения, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз.
Санкции стали одной из причин финансового кризиса в России.
С начала Крымского кризиса позиция западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы) состояла в осуждении российского вмешательства во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. России были предъявлены требования: соблюдать нормы международного права и существующие международные обязательства, в том числе в рамках Будапештского меморандума, прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог — в частности, в рамках так называемой контактной группы по Украине. Российское руководство, со своей стороны, отказывалось признавать легитимность фактических новых властей Украины, которые, по его мнению, пришли к управлению страной путём неконституционного вооружённого переворота и не обладают общенациональным мандатом, а поэтому Россия отказывалась рассматривать их как равноправного участника внешнеполитического диалога. Россия призывала страны Запада, выступившие гарантами соглашения об урегулировании политического кризиса, подписанного президентом Януковичем с оппозицией 21 февраля 2014 года, к строгому исполнению положений этого соглашения — прежде всего касающихся конституционной реформы, создания правительства национального единства и проведения выборов уже после конституционной реформы. Отказ России принять требования западного сообщества привёл к резкому охлаждению отношений с НАТО, Евросоюзом, Советом Европы и государствами-членами этих организаций, а в дальнейшем — к введению против России политических и экономических санкций.
28 февраля 2014 года президент США Барак Обама сделал заявление по поводу ситуации на Украине и действий России, указав, что «любое нарушение суверенитета Украины будет глубоко дестабилизирующим, что не соответствует интересам ни Украины, ни России, ни Европы». США поддерживают суверенитет, территориальную целостность и демократическое будущее Украины. 1 марта Государственный департамент США выступил с заявлением, осуждающим «вторжение Российской Федерации и оккупацию территории Украины» 2 марта в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным президент Обама, по сообщению его пресс-службы, заявил, что «дальнейшее нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины со стороны России отрицательно скажется на положении России в международном сообществе и приведёт к ещё большей политической и экономической изоляции» 3 марта Барак Обама обсудил со своими ближайшими советниками возможные шаги по «дальнейшей изоляции России» в ответ на её действия в Крыму. Участники совещания рассматривали различные варианты в отношении России, призванные убедить её «предпринять немедленные шаги по деэскалации» ситуации. В противном случае, предупреждают в Белом доме, это будет иметь для Москвы «политические и экономические последствия».
6 марта 2014 года на заседании Верховного Совета Крыма было принято принципиальное решение о вступлении в состав Российской Федерации в качестве субъекта и о проведении 16 марта общекрымского референдума, на который будет вынесен вопрос о воссоединении Крыма с Россией. В тот же день состоялось внеочередное заседание Европейского совета по Украине, на котором было принято решение считать этот референдум незаконным, поскольку он не соответствует конституции Украины. Участники заседания призвали Россию «немедленно вывести все войска и обеспечить доступ международным наблюдателям, а также начать прямые переговоры с Украиной». До тех пор, пока это не будет сделано, участники заседания приняли решение заморозить переговоры с Россией по визам и новому соглашению о партнёрстве и приостановить подготовку к саммиту «Большой восьмёрки». Было заявлено, что решение кризиса должно быть найдено путём переговоров между Украиной и Россией с использованием международного переговорного механизма, причём переговоры, согласно принятому решению, должны начаться в ближайшие дни и дать результаты за ограниченный период времени. В противном случае Евросоюз объявил о намерении предпринять дополнительные меры, включая запрет на поездки в Европу, замораживание активов российских чиновников и отмену следующего саммита Россия — Евросоюз. Если же Россия продолжит свои «действия по дестабилизации ситуации на Украине», это приведёт к «долгосрочным последствиям», включая широкий спектр экономических мер. И в тот же день, 6 марта, президент США подписал исполнительный указ, позволяющий применять санкции против лиц, которые, с точки зрения Вашингтона, несут ответственность за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины
Санкции и ограничение сотрудничества с Россией
В середине марта 2014 год, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.
Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам.
Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.
США и Евросоюз ввели санкции против российских политиков и военных
Президент США Барак Обама подписал указ о введении санкций в отношении высокопоставленных российских политиков, в том числе спикера СФ Валентины Матвиенко и вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Ограничения предполагают, в частности, запрет на въезд на территорию США и блокировку активов и собственности. При этом в Вашингтоне подчеркнули, что готовы расширить санкции, если ситуация вокруг Украины не будет урегулирована.
Санкции вводятся в качестве ответа на действия Москвы в ходе украинского кризиса. Фигурантам списка будет запрещен въезд в США, их активы и собственность будут блокированы.
В список также попали Владислав Сурков, Сергей Глазьев, депутаты Елена Мизулина, Леонид Слуцкий и Андрей Клишас.
Кто вошел в санкционный список США
Помощник президента РФ Владислав Сурков
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко
Советник президента РФ Сергей Глазьев
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина
Глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонид Слуцкий
Глава конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас
Лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук
Спикер Верховного совета Республики Крым Владимир Константинов
Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов
Объявивший себя ранее легитимным президентом Украины Виктор Янукович
Санкции со стороны ЕС Имена политиков, включенные в санкционный список со стороны Евросоюза, не называются. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сообщил лишь, что речь идет о восьми крымских политиках, 10-ти парламентариях, а также о троих высокопоставленных российских военных, один из которых — командующий Черноморским флотом РФ Александр Витко. Всего в списке 21 человек.
«Аккуратные санкции» России в отношении европейских стран.
Власти РФ готовы ввести дополнительные санкции в отношении США и Евросоюза — ограничения на поставки промышленных товаров.
После введения ЕС и США секторальных санкций правительство РФ в течении нескольких дней подготовило и направило Владимиру Путину доклад со списком возможных ответных мер. Президент распорядился только ограничить импорт продовольствия.
6 августа 2014 года Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно которому на один год вводится запрет ввоз в РФ сельхозпродукции, сырья и продовольствия из тех стран, которые присоединились к санкциям против России. В список запрещенных продуктов попали мясо, рыба и морепродукты, птица, овощи, фрукты, орехи и молочные продукты.
Россия ввела ответные меры на санкции Запада. В частности принято решение о запрете импорта ряда продуктов. Кроме того, украинским авиакомпаниям запрещены транзитные рейсы через Россию.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
Сегодня мы изучили этапы формирования организации Европейского союза, структуру, деятельность на международной арене, взаимоотношения Евросоюза с США и Российской Федерацией.
Таким образом, Европейский союз, не смотря на экономическую выгоду от взаимодействия с Российской Федерацией, идёт в фарватере Соединённых Штатов Америки, которые практически заставили Евросоюз ввести санкции против России, которые бьют не только по России, но и невыгодны скорее самому Европейскому союзу.
А сейчас предлагаю обобщить и систематизировать изученный материал.
Вопросы для рефлексии:
Какие страны входят в Европейский союз?
Дайте характеристику отношениям Евросоюза и США.
Дайте характеристику отношениям Евросоюза и России.
Предполагаемые ответы студентов
Какие страны входят в Европейский союз?
В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Дайте характеристику отношениям Евросоюза и США.
Страны так называемой «новой» Европы и Великобритания разделяют мессианский взгляд США на необходимость ликвидации глобальных угроз через распространение демократических ценностей любыми путями.
Германия и Франция, не отказываясь от демократических лозунгов, тем не менее, не готовы идти в фарватере внешней политики США и более осторожно относятся к возможности применения военной силы, к нарушению государственного суверенитета. Они выступают против нарушения норм международного права и критически относятся к военным операциям, проводимым США, в различных регионах мира.
Провал голосования за проект Европейской конституции во Франции и Голландии наглядно показал, насколько глубоки внутренние противоречия между странами ЕС. И по мере его расширения на Восток они только нарастают. «Старая» Европа не хочет отказываться от своего политического доминирования в ЕС, где все более амбициозно ведут себя государства Восточной и Центральной Европы
Своеобразным водоразделом стало отношение к военной операции в Ираке. Войну в Ираке лоббировали США, но против такого решения проблем выступали Франция и Германия. В начале 2003 во время чрезвычайного саммита ЕС 13 стран Восточной и Центральной Европы (тогда еще не члены ЕС) резко раскритиковали позицию Франции, не поддержавшей позицию по Ираку. Французский президент Жан Ширак заявил, что они действуют «не по ранжиру», и посоветовал им впредь молчать, если они не хотят уменьшить сои шансы на присоединение к ЕС. Это вызвало очень резкую реакцию стран «новой» Европы.
Своеобразным водоразделом стало отношение к военной операции в Ираке. Войну в Ираке лоббировали США, но против такого решения проблем выступали Франция и Германия. В начале 2003 во время чрезвычайного саммита ЕС 13 стран Восточной и Центральной Европы (тогда еще не члены ЕС) резко раскритиковали позицию Франции, не поддержавшей позицию по Ираку. Французский президент Жан Ширак заявил, что они действуют «не по ранжиру», и посоветовал им впредь молчать, если они не хотят уменьшить сои шансы на присоединение к ЕС. Это вызвало очень резкую реакцию стран «новой» Европы.
Кроме того, ЕС нуждается в единых органах управления. В таком качестве выступают, прежде всего, Европейская комиссия и Европейский парламент, заседающие в Брюсселе.
3. Дайте характеристику отношениям Евросоюза и России.
Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.
Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза[. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС. Высказываются мнения, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз.
Санкции стали одной из причин финансового кризиса в России.
VI. Подведение итогов
Итак, наше занятие подошло к концу. Я благодарю всех за работу.
Домашнее задание:
Учить:
1. Учебник Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. стр 316-361;
2. Текст лекции;
3. Подготовиться к семинару «Перспективы развития отношений Евросоюза и России в святи с обытиями в Украине» для коллективного обсуждения проблемы. На семинаре мы с вами выберем группу экспертов и разделимся на группы, которые должны будут аргументированно отстаивать противоположные точки зрения:
а) последствия введения взаимных санкций Евросоюзом и Россией;
б) Украина: последствия договора об экономической Ассоциации с ЕС.
Темы для индивидуального исследования:
Используя различные источники информации, подготовьте реферат или мультимедийную презентацию на тему (на выбор).
1. Перспективы развития Еврозоны.
2. Перспективы развития экономических взаимоотношений России и Евросоюза..
11.Литература
для преподавателя:
Обязательная:
1. Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Дополнительная:
Васильев Л.С. Всеобщая история. Современность и глобальные проблемы человечества: Учебное пособие / Л.С. Васильев. – М.: 2013.-714 с.
Осипов С. Евросоюз не торопится принимать Украину в свои ряды/ Аргументы и факты, 2015.
3. Белов В. США подготовили новые антироссийские санкции / Аргументы и факты, 2015.
для студентов:
Обязательная:
1. Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Дополнительная:
Белов В. США признали, что санкции Запада не смогли поменять политику России / Аргументы и факты, 2015.
Удалов С. Санкции Евросоюза вступят в силу, несмотря на минские договорённости / Аргументы и факты, 2015.
3. Белый дом подготовил новые антироссийские санкции 16 декабря
2014, [ «Аргументы.ру» ]
Интернет-ресурсы:
1. http://www.world-history.ru/ 2. http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/ 3. http://www.istorya.ru/