Методы проектирования (фантазирования, элементы бионики).


Класс Дата Урок № ________________

Тема. Методы проектирования (фантазирования, элементы бионики).
Цель: сформировать представление об объектах технологической деятельности, закрепить и расширить знание учеников о производственных технологиях; развивать фантазию и техническое мышление учеников; воспитывать организованность и самостоятельность в работе.
Ключевые понятия: фантазирование, элементы бионики, объект технологической деятельности, метод фокальных объектов, эскиз, форма, цвет; функциональные, эстетические, эргономичные и технологические показатели качества.
Объекты практической деятельности учеников: печатные источники информации, избранный учениками объект технологической деятельности.
Оборудование: линейка, угольник, карандаш, образцы изделий учеников, источника информации, презентация "Метод фокальных объектов", «Бионика».
Ход урока
Организационный этап
Мотивация учебной деятельности учеников. Актуализация опорных знаний учеников, «зарядка для ума», тренинг логическое мышление.
Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов
Изучение нового учебного материала
Определение понятия "объект технологической деятельности" в зависимости его выбора от потребностей человека.
Ознакомление с элементами бионики.
Метод фантазирования. Метод фокальных объектов.
V.Практическая работа
Создание учениками собственного формы и конструкции выбранного изделия.
Подведение итогов, оценивания результатов работы
1. Нас окружает огромное количество нужных вещей. Все они не возникают сами по себе или по взмаху волшебной палочки, их изготовили из определенных материалов люди.
Ориентировочные вопросы беседы.
Что такое объект труда?
Над какими объектами вы работали в начальной школе?
Чем полезные для людей вещи, которые представлены на рисунках?
Для изготовления изделий необходимы орудия труда, которые помогают облегчить труд человека, сделать его производительным.
Следовательно, объект технологической деятельности ученика - это изделие (предмет), которое ученик ставит целью изготовить и изготовляет его.
2. (призентация) “БИОлогия”и“техНИКА” прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов, свойств, функций и структур живой природы. (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий)
Человечество пытается присмотреться к методам природы, чтобы потом разумно использовать их в технике. Природа может помочь нам найти правильное техническое решение довольно сложных вопросов. Природа подобна огромному инженерному бюро, у которого всегда готов правильный выход из любой ситуации.
3. Метод фантазирования (призентация)
Под методом фантазирования можно понимать такой способ деятельности людеё, когда достигается представление не существующего образа объекта (изделия), который функционирует и разрешает поставленную проблему, то есть является решением определенной проблемы, даже если некоторые элементы конструкции (или в целом конструкция) этого объекта неизвестны. Главным условием метода фантазирования является отсутствие любых ограничений, правил, постулатов, логического и критического мышления.
Во-вторых. Процесс создания фантастических идей можно представить в виде следующей структуры.
1.Постановка проблемы; что является недосягаемым, и что необходимо улучшить не в зависимости от того возможно это при нормальных физических условиях или нет?
2.Определить и четко сформулировать причины (факторы), которые мешают решению проблемы.
3.Предположение фантастических условий, при которых исчезают негативные факторы.
4.Представить какое наибольшее количество деталей и уточнений объекта или процесса, который реально функционирует при отсутствии негативных факторов: форма, строение, принцип действия и т. д.
5.Замена фантастических условий на реальных. Например. Фантастическое условие - силы притяжения не существует (при таком условии проблема будет решена). Дальше необходимо заменить фантастическое условие (отсутствие силы притяжения) на реальную (это может быть устройство, изменение формы конструкции, и тому подобное).
Метод фокальных объектов является одним из методов, который помогает создавать новые и интересные идеи. Этот метод был предложен в 1953 году американцем Чарльзом Вайтингом. Он заимствован из технического творчества, однако на практике его можно использовать и в художественном конструировании. Преимуществом метода является нетрадиционное направление творческого поиска , недостатком является случайность нахождения результата. Однако он является простым в применении и содействует развитию творческих способностей.
Суть метода заключается в следующем. Объект, который должны конструировать (например подсвечник) ставим в фокусе (центре) схемы. Кстати, от слова фокус и происходит название метода. Выбираем несколько любых понятий или изделий выбранных случайно. Например, первые два-три предмета, которые стоят в комнате. Расписываем их свойству. Дальше происходит сочетание свойств с фокальным объектом или частью объекта. Обычно могут быть несочетаемые варианты, могут быть бессмыслицей сочетания на первый взгляд, потому совсем отказываться от таких вариантов не следует. Желательно найти использование большинства признаков или свойств.
Используя презентацию объясняю на примерах метод фокальных объектов.
Например, если совершенствуемым (фокальным) объектом является карандаш, а случайным объектом - тигр, то получим сочетание (соединение) на образец "полосатый карандаш", "хвостатый карандаш" и тому подобное. Рассматривая эти соединения и развивая их, иногда удается найти оригинальные идеи (например, "хвостатый карандаш" воплощается в карандаш - ручку с гибким держателем (хвостом) - небезызвестная конструкция).
Последовательность применения метода фокальных объектов такая:
1. Выбор фокального объекта (например, полочка для книг).
2. Выбор 3-4 случайных объектов (выбирают, как правило, наугад: из словаря, каталога, технического журнала и тому подобное, например: "кино", "змея", "касса", "полюс", "машина").
3. Составление списков признаков (свойств) случайных объектов (например, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и тому подобное). Для удобства часто пользуются разными таблицами, например:
Таблица 1
Полочка для книг (фокальный объект )
Случайные объекты
кино змея касса полюс машина
широкоэкранное
звуковое
цветное
объемное
длинная
холодная
опасная
билеты
кассир
есть в театре, кинотеатре, музеях много снега
холодно
всегда зима
северное сияние
имеет двигатель
скорость
имеет колеса
самодвижущаяся
4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Например полочка может быть звуковой, если в конструкции спроектировать место для радиоприемника или телевизора. Присоединив к данному фокальному объекту признак "самодвижущаяся" может появиться оригинальная идея передвижной полочки и тому подобное.
5. Развитие соединений путем свободных ассоциаций.
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.
Не обязательно, чтобы все избранные объекты каким-то образом подходили к объекту, который совершенствуется, но используя этот метод, можно выбрать большое количество самих разнообразных вариантов.
Следует отметить, что метод фокальных объектов больше подходит в тех случаях, когда необходимо модернизировать, усовершенствовать уже существующий объект или подать новую идею, определенное направление в развитии технической мысли. Этот метод не дает "стопроцентное" решение определенной конструкторской или изобретательской задачи. Следует отметить, что важным является не столько результат, то есть то что ученики смогут усовершенствовать или создать, как сам процесс этого поиска. Учитель должен следить за тем, чтобы ученик понял как действует этот метод. Здесь важно приучить ученика к оригинальному нестандартному мышлению, усилить его способности к фантазированию, которые были основаны соответствующим методом.
Зарядка для ума.
- - животное по имени Тортилла;- - кто спас Муху-цокотуху;
- - национальная одежда жителей Японии;
- - с чем сравнивали кузнечика в детской песне;
- - если его забивают в ворота, счет в футбольном матче увеличивается;
- - кто спас Кая вот Снежной королевы;
- - отчество известного змея из сказок;
- - эта птица - символ мира;
- - у петушка из сказке он золотой;
Тренинг логическое мышление.
Назовите слова по следующим определениям:
- - бурый, белый, шатун;
- - кучевое, белое, кудрявое;
- - зимние, кожаные, резиновые;
- - заглавная, прописная, печатная;
- - седые, русые, редкие;
- - полосатая, мяукающая, сиамская;
- - злая, сторожевая, хвостатая;
- - стеклянная, трехлитровая, консервная;