Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия – фестиваля «ДРУЖБА НАРОДОВ РОССИИ»
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
министерства здравоохранения краснодарского края
Методическая разработка
открытого внеаудиторного мероприятия – фестиваля «ДРУЖБА НАРОДОВ РОССИИ»
Подготовил: Шкарупа В.Г.
Место проведения: Актовый зал
Время проведения: 130 мин.
Краснодар 2015
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦК гуманитарно- И. о. зам. директора по УР
экономических дисциплин _________Ротаренко И.В.
протокол №___от _______2015 г.
председатель ЦК гуманитарно-
экономических дисциплин
________________Астапеева Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела
по методической работе
__________Панжинская Н.Н.
Составители:
Шкарупа В.Г. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин,
первая квалификационная категория
Астапеева Е.В. – преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, первая квалификационная категория, председатель ЦК «Гуманитарно-экономических дисциплин»
Рецензент:
Буталий С.В. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, высшая квалификационная категория, кандидат исторических наук
Содержание:
Пояснительная записка.
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
Выписка из рабочей программы.
Цели занятия.
Оснащение занятия.
Сценарий.
Библиографический список.
1. Пояснительная записка
Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия – Фестиваля «Дружба народов России» разработана с целью демонстрации эффективности применения технологии сотрудничества, работы малыми группами, информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по закреплению, расширению и углублению знаний по дисциплине «История», для расширения кругозора, формирования межнациональной толерантности, гражданского патриотизма, морально-этических качеств личности посредством сближения и взаимного проникновения культур народов России.Проведение Фестиваля запланировано в период открытой предметной недели цикловой комиссии гуманитарно-экономических дисциплин.
Последние десятилетия Россия переживает сложный переходный период своего исторического развития. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Низкий уровень национального самосознания и любви к Отечеству, отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, населяющих территорию России и вне её, низкий уровень нравственного, эстетического, интеллектуального развития, растущая с каждым годом угроза терроризма, предательства Родины, участившиеся случаи вандализма, рост профашистских группировок ещё раз подчёркивают актуальность проблемы патриотического воспитания.Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, однако история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.
И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение к студенту другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Одной из ступеней духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.
Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Степень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно- нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания. В нашей многонациональной стране россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и народов РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России как общей Родины.
Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение.
Основные цели мероприятия: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; формирование интернационализма, коммуникативной культуры общении и взаимопонимания; развитие у студентов самосознания, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивать терпимость к различиям между людьми.
В ходе проведения внеаудиторного мероприятия достигаются следующие задачи:
– признание студентами культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;
– формирование национальной идентичности личности, формирование основ толерантного сознания студентов;
– формирование у студентов чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство культурного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта
По учебной дисциплине: «История»
Для всех специальности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования
Студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
3. Выписка из рабочей программы
Дисциплина: «История»
Раздел № 3, тема № 3.1
Тема: Развитие суверенной России
Открытое внеаудиторное мероприятие - фестиваль
Время проведения – 45 мин.
Тема: «Дружба народов России»
Содержание учебной информации
Процесс становления нового конституционного строя в России.
Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998 гг. Криминализация и проникновение «теневой экономики» во все сферы жизни общества экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996 гг. Первые шаги гражданского общества. Второе президентство Б.Н. Ельцина.
Межнациональные отношения в бывших республиках СССР и национальных республиках Российской Федерации.
Студент должен знать:
- основные этапы развития суверенной России;
- межнациональные отношения в бывших республиках СССР и т.д.;
- национальные отношения в республиках Российской Федерации.
Студент должен уметь:
- анализировать исторические события;
- сопоставлять исторические события прошлого с реалиями современной действительности;
- использовать полученные исторические знания для анализа современных геополитических изменений.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
- работа с дополнительной литературой;
- использование Интернет - ресурсов при выполнении индивидуальных заданий преподавателя.
4. Цели занятия
1.Методические:
Продемонстрировать методику повышения эффективности самостоятельной работы студентов для закрепления, расширения и углубления учебного материала за счет:
- использования личностно-ориентированных технологий с элементами развивающего обучения;
- демонстрации интеграционных междисциплинарных связей;
- технологий сотрудничества, работы малыми группами;
- применения технических средств обучения с целью визуализации учебного материала для повышения активности мыслительной деятельности студентов.
2. Образовательные:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания студентов по теме «Дружба народов»;
- сформировать у студентов побуждение к углубленному изучению такого понятия, как «национальная толерантность»;
- контроль усвоения уровня знаний студентов по предложенной теме.
3. Развивающие:
- расширить диапазон знаний по предложенной теме;
- развить умение самостоятельной работы по применению полученных знаний;
- развить способности анализировать, интерпретировать, сопоставлять;
- продолжить формирование умения вести дискуссию;
- способствовать развитию творческого потенциала студентов.
4. Воспитательные.
- воспитание уважения студентов к истории и бережного отношения к историческому наследию;
- формирование чувства гражданского патриотизма;
- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, чувства субординации, такта.
5. Оснащение занятия
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Мультимедийная презентация.
Компьютер.
6. Сценарий
Ведущий:(Армения) Легенда» О первом городе»
В первый безоблачный день Всемирного потопа праведник Ной обернулся к солнцу и увидел искрящуюся в лучах утренней зари снежную поверхность. Это была макушка горы Арарат. Но вот спустя сто пятьдесят дней вода стала отступать, и внизу открылось пространство суши. Кто-то из спутников Ноя выглянул из ковчега и воскликнул: «Ерева анд!» – что означает: «Виднеется там!».
Ной вместе со своим семейством спустился с горы и двинулся по камням в сторону того места, что «виднелось там».
Их взорам открылся восхитительный вид – зеленая долина, купающаяся в золоте солнца. Ее травы колыхались в ожидании новой жизни. И первое, что сделал Ной, ступив на эту землю, – он посадил в нее виноградную лозу.Пролетели столетия, и в этой живописной долине у подножия горы Арарат расположился один из самых волшебных городов мира – Ереван.
Город, родившийся на свет раньше великого Рима.Город, который и сегодня цветет и благоухает у стен Арарата, как прекрасная жеманница в своем саду, охраняемая стражниками-исполинами.
Представители народа представляют свою культуру. Исполнение песен на родном языке, танец (Кочари, ариндберт), блюдо (долма, жянгяль хас, мутаки, гата), рассказывают историю народа, с сопровождением мультимедийной презентации.
Ведущий:(Адыгея) Легенда «Как старик нашел источник молодости»
В лесной глуши жили старик со старухой. Бедствовали они, и в хозяйстве у них была только одна старая коза. Однажды, чтобы добыть пропитание в лесу, старик, опираясь на палку, направился в лес. Коза поплелась за ним. Вдруг на дороге зажурчал ручей. Поднял старик голову и увидел родник. Из-под камней била чистая, прозрачная вода.
Первой из ручья напилась коза и сразу превратилась в кудрявого и грациозного молодого козленка. Сначала испугался старик этого чуда. А затем, осмелев, сам испил из ручья. Легко распрямился и, отбросив палку, быстро пошел домой. Войдя во двор, спросил у старухи-жены, не приходила ли домой коза. Старуха удивилась такому вопросу незнакомого, молодого джигита. И тут старик понял, что вода источника, в котором он утолил жажду, волшебная, возвращающая силу, здоровье и молодость.Рассказал он обо всем своей жене. Загорелись у нее глаза, и потребовала она отвести ее к роднику. Долго не возвращалась старуха. Видно, решил старик, никак не может она утолить жажду. И тут услышал он крик ребенка. «Эх, женщины,- посетовал старик.- Слишком молодой захотела стать моя жена, от жадности выпила много воды и превратилась в младенца...»
Представители народа представляют свою культуру. Исполнение песен на родном языке, танец (исламей), блюдо (щипс), рассказывают историю народа, с сопровождением мультимедийной презентации.
Ведущий:(Грузия) Легенда «Земля Бога»
Как гласит древняя народная легенда, когда Господь раздавал людям земли, на которых они будут жить, грузины опоздали, поскольку были слишком заняты пиршеством.
Когда же они явились перед Богом, Он им сказал, что свободных земель больше не осталось. На это грузины ответили, что опоздали из-за того, что пили за здоровье Господа, и пригласили Его поучаствовать в застолье. Господь так замечательно провел время, что решил подарить грузинам землю, которую припас для себя. Земля Господа была несравненной по своей красоте, грузины поблагодарили Господа и обещали всегда беречь ее.
Исполнение песен на родном языке, танец (лезгинка), блюдо (хачапури по-аджарски, лоби), рассказывают историю народа, с сопровождением мультимедийной презентации.
Ведущий:(Русь)
Легенда об образовании Руси.
Легенда о призвании Рюрика на Русь.
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…». Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“
Исполнение песен на родном языке, русский народный танец, блюдо (баранки, борщ), рассказывают историю народа, с сопровождением мультимедийной презентации.
Ведущий:
(Украина)Легенда об образовании Киева.
Легенда о Кие.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочанеИсполнение песен на родном языке, танец, блюдо (щи, сало, вареники, капустняк, вушка), рассказывают историю народа, с сопровождением мультимедийной презентации.
Ведущий:
(Дагестан)
Только мать останавливала кровную месть.
В горах Дагестана во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника – кровная месть прекращается. Вмешательство женщины часто приостанавливало самое ожесточенное кровомщение. Для этого женщине стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися кровниками.У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.
Исполнение песен на родном языке, танец, блюдо (слоённые лепёшки, чучу, курзе, хинкал, халтама), рассказывают историю народа, с сопровождением мультимедийной презентации.
Звучит песня «Россия едина»
7. Библиографический список.
1. http://www.infoliolib.info/2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html3. http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm4. Еженедельник «Аргументы недели»; №4 2015 г