Доклад на тему Повышение эффективности урока как результат применения современных методов обучения и современных технологий
МБОУ ООШ №138 г.о.Самара
Доклад по теме «Повышение эффективности урока как результат применения современных методов обучения и современных технологий»
Подготовила: Щербакова Л.М.,
учитель начальных классов
первой категории
г.Самара, 2014 г
Повышение эффективности урока как результат применения современных методов обучения и современных технологий.
Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
В условиях построения образовательного процесса именно урок занимает важнейшее место На уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.
Новые требования к современному образованию побуждают к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.
Поэтому я стала внедрять в свою практику современные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний. Для повышения эффективности урока я применяю следующие современные технологии:
Проблемное обучение
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
Использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Русский язык.2 класс. Тема: «Местоимение» Постановка проблемы.
Дети получают задание.
Задание. Прочитайте слова и распределите их по группам.
Синий, самокат, крутится, якорь, собака, учится, вы, красный, они, сильный, барабанщик, гуляет, я.Все ли слова выписали?(Нет)
Почему не смогли выписать все слова?(Так как некоторые слова она, вы, они, я нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи)
На какой же вопрос нам предстоит ответить? (Какой частью речи являются эти слова?)
Какие есть предположения?( ситуация затруднения, высказывают предположения)
Как же определить, какой частью речи являются эти слова?(Можно прочитать в учебнике) Откройте учебник на с.101 и прочитайте правило сначала про себя, а затем вслух.
Информационно-коммуникативные технологии
С оснащением школ интерактивным оборудованием я стала изучать и активно внедрять в свою работу информационно-коммуникативные технологии. Благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Использую информационные технологии на любом этапе урока, будь то актуализация, введение новых знаний или контроль, а также во внеклассной работе. Активно применяю уже готовые обучающие компьютерные программы, так и создаю собственные презентации. Одним из основных направлений применения ИКТ в моей практике использование материалов электронных пособий по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», аудиоприложение «Литературное чтение» использую на этапе первичного восприятия литературного произведения и на этапе обучения выразительному чтению (после анализа произведения)
Русский язык. 2 класс. «Местоимение»
На этапе первичного закрепления знаний использую
интерактивную игру «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!»
Новый, велосипед, катится, руль, колесо, проехал, вы, круглый, они, быстрый, она, поездка, обгонять, я.Распределяют слова по частям речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)
Игра «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!»
Задание. Распредели слова по группам, опираясь на местоимения, которыми можно их заменить.
Он она оно они.
Озеро, ученики, платье, ребята, деревья, пальто, коньки, лисица, лампа, мальчик, книга, платок, ученица, облако.
Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
На уроках я провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, создали мини-проекты «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «Сохранение зрения», «О вреде курения».
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю формировать на уроке у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.
Читая произведения по темам «Люблю природу русскую» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето») я учила детей воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
На уроках русского языка использую для записи пословицы и поговорки о здоровье.
Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду.
Русский язык. 2 класс. «Местоимение»
Гимнастика для глаз. Использовала на уроке офтальмотренажёр «Береги зрение», провела подвижную музыкальную физминутку.
Психологический климат на уроке.
Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Из изображенных на нём смайликов они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент.
В конце урока предлагаю выбрать смайлик снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок.
В своей работе применяю технологию уровневой дифференциации
Использую разные способы дифференциации заданий: по уровню творчества, по уровню трудности; по объёму учебного материала; по степени самостоятельности. Часто задаю на дом дифференцированные домашние задания.
Например: Русский язык. 2 класс. Тема: «Местоимение»
Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.
Карточка №1
Подчеркните местоимения.
Сынок, когда ты успел все убрать? На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки.
Мы живем в одном доме. Они помогают мне учиться. Вы очень старались на уроке. Я учусь во втором классе.
Карточка №2
Вставьте местоимения.
_____ рисую елочку, а ____ что будешь рисовать? Завтра ____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ____ улетают? Завтра _____ пойду в лес.
Карточка №3
1. Вставьте местоимения .
______ рисую елочку, а ______ что будешь рисовать? Завтра _____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь?
Почему ______ улетают? Завтра _____ пойду в лес. _____ очень старались на уроке. ____ учусь во втором классе.
Выбери любое одно предложение и распространи его второстепенными членами.
Я пою. Они поют. Мы поём.
______________________________________________________________________
Домашнее задание.
Задание 1.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2.
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3.
Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.
Показатель эффективности реализации:
Повышается уровень мотивации учения.
Каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех.
Технология использования игр и игровых форм организации учебной деятельности
Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Использую следующие виды игровой деятельности:
- короткие игры использую для усвоения конкретного правила, отработки навыка и т. д. (применяю на этапе введения, объяснения, закрепления, контроля ) «Дополни слово», «Эстафета», «Найди пару» (подобрать синонимы к словам) , «Аукцион»(подобрать как можно больше слов по схеме)и т.д.
- игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры: урок-игра, урок-КВН, урок –путешествие, урок -сказка)
Например: «Путешествие в страну Глаголию»
- сюжетно-ролевые игры ( разыгрывание ролей, имитация профессиональной деятельности и т.д.)
Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения процесс – воображение.
Например: Русский язык. 2 класс. Тема: «Местоимение»
Дети разыгрывают роли сказочных героев (лягушки и мышки) из сказки «Теремок»
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
-Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
-А я лягушка – квакушка.
Иди ко мне жить!
Стали они вдвоём жить.
Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?
На что указывает слово он? (терем)
Кто себя называет словом я?(мышка, лягушка)
Вместо каких имён существительных употребляется слово они? (мышка, лягушка)
Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.
Какой частью речи являются слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ?
-Что такое местоимение?
Игра «Узнай местоимение»
(хлопните в ладоши, если услышите местоимения)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
Если только я и ты-
Если мы сорвём цветы.
Т.Собакин
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике использую предметные, межпредметные проекты.
Окружающий мир: «Родной город», «Города России», «Красная книга», « Профессии», « Моя родословная». Русский язык: «И в шутку, и всерьёз», «Рифма», «Пишем письмо Деду Морозу». Литературное чтение: «Мой любимый детский журнал», газета «День Победы -9 мая»
Математика: «Математика вокруг нас», «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами» Технология: «Убранство избы» , «Аквариум»
В рамках реализации программы «Школа –цветущий сад» выполнены проекты
«Зелёный двор», « Цветы для клумбы. Выращивание декоративной пальмы (клещевины)»,
« Кормушка» и др.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Технология Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех. Портфолио включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.). Портфолио моих учеников состоит из разделов: “Я и моя семья”, “ Моё имя”, “ Семейное древо”, «Моя учёба» , «Моя жизнь»“ Копилка достижений”, « Моя самооценка».
Раздел «Я и семья» предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио и его семьи.
«Моё имя» - ребенок помещает информацию о том, что означает имя.
« Семейное древо» - заполняют информацию о членах семьи.
В разделе “ Моя учёба” ребята размещают свои лучшие сочинения, диктанты, контрольные работы, успешно выполненные тесты, проекты, творческие работы (стихи рисунки, фотографии объёмных поделок) “ Моя жизнь” в нем ученики помещают информацию, фотографии, рисунки, рассказывающие об участии во внеурочной деятельности. “ Копилка достижений ” помещают сертификаты об участии в конкурсах, грамоты и дипломы.
«Самооценка» оценивает свои достижения и возможности.
Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно, повышается качество знаний по предмету.
Результативность применения современных технологий:
- повышение мотивации к обучению;
- 100% обученность по всем предметам;
- положительная динамика качества знаний (по результатам диагностических работ);
- повышение результативности участия в школьных, районных, городских и всероссийских олимпиадах и конкурсах.