РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технологии» для учащихся 7 классов для мальчиков
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №93»
«Согласовано»
Руководитель МО
/О.В.Юдина/
Протокол № 1
от «28» августа 2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №93»
______ /________________/
«___» сентября 2015г. «Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №93»
_________/Е.Б.Перепелицина /
Приказ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технологии»
для учащихся 7 классов «А», «Б», «В»
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Переведенцева Анна Николаевна,
учитель технологии
б/к
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» (для мальчиков) составлена на основании следующих источников:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 № 1897),
Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»предназначена для обучающихся 7 классов общеобразовательной школы. Программа учитывает особенность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс.
Цель учебного предмета - систематизация знаний о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета, направленную на: развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ формирования познавательного интереса учащихся 7 классов к объектам и процессам окружающего мира; формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности, социально-значимого проектирования, развития творчества – для создания предпосылок успешной самореализации личности. Данная образовательная система с элементами развивающего обучения, позволяющие применить в работе следующие образовательные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, технологию развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно - практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС
Изучение технологии в 7 классе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
3) развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
4) формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
5) совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
6) овладение основными методами и средствами преобразования в использовании различных материалов и информации, навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
7) овладение навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость:
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Должны владеть компетенциями:
- ценностно-смысловой;
- деятельностной;
·- социально-трудовой;
·- познавательно-смысловой;
·- информационно-коммуникативной;
·- межкультурной;
·- учебно-познавательной.
Содержание учебного предмета
Раздел № 1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
Тема 1.1. Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.
Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. Графическое изображение деталей из древесины. Этапы планирования работы по изготовлению изделия Разметка заготовок из древесины. Пиление столярной ножовкой. Строгание древесины. Сверление отверстий. Соединение деталей гвоздями. Соединение деталей шурупами. Склеивание изделий из древесины. Зачистка поверхности детали. Выжигание по древесине. Выпиливание лобзиком. Отделка изделий
Раздел № 2. Черчение и графика.
Тема 2.1. Основы черчения.
Способы графического изображения изделия. Понятия "эскиз", "чертёж", "технический рисунок". Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Правила безопасного выполнения чертёжных работ Графическое изображение простейших изделий из листового металла и проволоки. Конструирование изделий.
Раздел № 3. Технология ведения дома.
Тема 3.1. Ремонтно-отделочные работы.
Закрепление настенных предметов. Установка форточных, оконных и дверных петель Устройство и установка дверных замков. Простейший ремонт сантехнического оборудования.
Раздел № 4. Проектирование и изготовление изделий.
Проектирование и выбор модели.Понятие "творческий проект по технологии". Варианты проектов. Проектирование изделий с использованием поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Выбор модели проектного изделия.
Изготовление изделий.
Творческий проект: подставка под горячие проекты (модели и эскизы).
Выполнение изделий и заготовок для творческого проекта.
Сборка изделия творческого проекта.
Защита творческих проектов.
Учебно-тематический план
№ п/п Разделы, темы Количество часов
Введение 1
1 Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. 23
1.1 Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. 23
2. Черчение и графика. 2
3. Технология ведения дома. 3
3.1 Ремонтно-отделочные работы. 3
4. Проектирование и изготовление изделий. 5
И Т О Г О: 34
Материально - техническое обеспечение
Программа начального и основного общего образования "Технология". Москва. Издательский центр "Вентана - Граф", 2008 год.
В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология 7 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, "Просвещение", 2010год.
К.Л.Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 7 класс. Москва. "Вако". 2009 год.
А.Емельянов. Резьба по дереву для начинающих. Секреты мастерства. Ростов на Дону, Владис, М.: РИПОЛ классик, 2009 г.
Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. «Школа и производство», 2010. - № 1. – С. 10-15.
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 7 классе (мальчики)
№
урока Тема урока Виды деятельности Дата проведения
План Факт
7 «А» 7 «Б» 7 «В» 7 «А» 7 «Б» 7 «В»
1 четверть (9 часов)
1 Введение. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Воспринимают на слух правила поведения, технику безопасности на рабочем месте. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Исследовательская работа. Выбор вариантов выполнения работы. Работа по инструкции. Планирование предстоящей деятельности 1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
1.1 Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.
2 Физико-механические свойства древесины. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Исследовательская работа. Выбор вариантов выполнения работы. Работа по инструкции с использованием схемы. Моделирование или конструирование собственного рисунка. Планирование предстоящей деятельности. 3 Конструкторская и технологическая документация. Взаимодействие при коллективной работе. Коллективное планирование. Контроль процесса и результата совместной деятельности. 4 Технологический процесс изготовления деталей. Выбор образца для работы или конструирование своего образа. Исследовательская деятельность. Самостоятельное планирование деятельности. Оценка и самооценка результатов работы 5 Настройка инструментов. Работа по схеме и по словесной инструкции. Постоянный контроль в процессе работы 6 Точение конических и фасонных деталей. Правила безопасной работы. Сравнение образцов учебника. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Анализ предлагаемых заданий. Конструирование собственных изделий или моделирование по образцу. Исследовательская работа. Планирование собственной деятельности. Организация собственной деятельности. Оценка и самооценка результата. 7 Заточка и развод зубьев пил. Работа по схеме и по словесной инструкции. Постоянный контроль в процессе работы 8 Чертёж, спецификация, технологическая карта. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Исследовательская работа. Выбор вариантов выполнения работы. Работа по инструкции с использованием схемы. Моделирование или конструирование собственного рисунка. Планирование предстоящей деятельности. 9 Классификация сталей. Выбор образца для работы или конструирование своего образа. Исследовательская деятельность. Самостоятельное планирование деятельности. Оценка и самооценка результатов работы 2 четверть (7 часов)
10 Термическая обработка сталей. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Исследовательская работа. Выбор вариантов выполнения работы. Работа по инструкции с использованием схемы. Моделирование или конструирование собственного рисунка. Планирование предстоящей деятельности 11 Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. Наблюдение и анализ образцов учебника. Анализ предлагаемых заданий. Сравнение приемов выполнения разных композиций. Поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других источников. Прогнозирование получения практических результатов. Планирование своей деятельности. Организация своей деятельности. Оценка и самооценка полученных результатов. 12 Технология токарных работ по металлу. Выбор образца для работы или конструирование своего образа. Исследовательская деятельность. Самостоятельное планирование деятельности. Оценка и самооценка результатов работы 13 Крепёжные резьбовые детали. Диалог с учителем и учащимися. Контроль в процессе и в конце работы. Оценка и самооценка проделанной работы. 14 Инструменты для нарезания резьбы. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Исследовательская работа. Выбор вариантов выполнения работы. Работа по инструкции с использованием схемы. Моделирование или конструирование собственного рисунка. Планирование предстоящей деятельности. 15 Приёмы нарезания резьбы. Анализ предлагаемого задания. Конструирование с использованием рисунков и инструкций учебника. Исследовательская работа. Контроль процесса и результата работы. Оценка и самооценка проведенной работы 16 История мозаики. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мозаики. Диалог с учителем и учащимися. Контроль в процессе и в конце работы. Оценка и самооценка проделанной работы. 3 четверть (10 часов)
17 Виды художественной обработки металлов. Сравнение образцов учебника. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Анализ предлагаемых заданий. Конструирование собственных изделий или моделирование по образцу. Исследовательская работа. Планирование собственной деятельности. Организация собственной деятельности. Оценка и самооценка результата. 18 Пропильной металл в современном декоративно-прикладном искусстве. Анализ предлагаемого задания. Конструирование с использованием рисунков и инструкций учебника. Исследовательская работа. Контроль процесса и результата работы. Оценка и самооценка проведенной работы 19 Художественная обработка металла (пропильной металл). Диалог с учителем и учащимися. Контроль в процессе и в конце работы. Оценка и самооценка проделанной работы. 20 Технология работы с проволокой, её правка, гибка ручным инструментом, гибка в тисках. Выбор образца для работы или конструирование своего образа. Исследовательская деятельность. Самостоятельное планирование деятельности. Оценка и самооценка результатов работы 21 Декоративная отделка изделий. Наблюдение и анализ образцов учебника. Анализ предлагаемых заданий. Сравнение приемов выполнения разных композиций. Поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других источников. Прогнозирование получения практических результатов. Планирование своей деятельности. Организация своей деятельности. Оценка и самооценка полученных результатов. 22 Подсвечники, декоративные подставки для карандашей, ажурные крючки для вешалок. Анализ предлагаемого задания.. Конструирование с использованием рисунков и инструкций учебника. Исследовательская работа. Контроль процесса и результата работы. Оценка и самооценка проведенной работы 23 Художественная обработка металла (мозаики с металлическим контуром). Анализ предлагаемых заданий. Поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других источников. Прогнозирование получения практических результатов. Планирование своей деятельности. Организация своей деятельности. 24 Художественная обработка металла (теснение по фольге). Планирование своей деятельности. Контроль в процессе и в конце работы. Оценка и самооценка проделанной работы 2. Черчение и графика.
25 Чертёж детали, сборочный чертёж, спецификация, чертёж общего вида. Работа по схеме и по словесной инструкции. Постоянный контроль в процессе работы 26 Выполнение чертежей деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках. Сравнение образцов учебника. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Анализ предлагаемых заданий. Конструирование собственных изделий или моделирование по образцу. Исследовательская работа. Планирование собственной деятельности. Организация собственной деятельности. Оценка и самооценка результата. 4 четверть (8 часов)3. Технология ведения дома.
3.1 Ремонтно-отделочные работы
27 Виды обоев и обойного клея. Варианты оклейки стен обоями. Наблюдение и анализ образцов учебника. Анализ предлагаемых заданий. Сравнение приемов выполнения разных композиций. Поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других источников. Прогнозирование получения практических результатов. Планирование своей деятельности. Организация своей деятельности. Оценка и самооценка полученных результатов. 28 Основы технологии малярных работ. Исследовательская деятельность. Самостоятельное планирование деятельности. Оценка и самооценка результатов работы 29 Основы технологии плиточных работ. Сравнение образцов учебника. Поиск, отбор и использование информации из учебника. Анализ предлагаемых заданий. Конструирование собственных изделий или моделирование по образцу. Исследовательская работа. Планирование собственной деятельности. Организация собственной деятельности. Оценка и самооценка результата. 5. Проектирование и изготовление изделий
30 Проектирование образцов будущего изделия. Анализ предлагаемого задания. Конструирование с использованием рисунков и инструкций учебника. Исследовательская работа. Контроль процесса и результата работы. Оценка и самооценка проведенной работы 31 Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Диалог с учителем и учащимися. Контроль в процессе и в конце работы. Оценка и самооценка проделанной работы. 32 Выполнение проекта. Взаимодействие при коллективной работе. Коллективное планирование. Контроль процесса и результата совместной деятельности. 33 Оценка качества выполненной работы. Наблюдение и анализ образцов учебника. Анализ предлагаемых заданий. Сравнение приемов выполнения разных композиций. Поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других источников. Прогнозирование получения практических результатов. Планирование своей деятельности. Организация своей деятельности. Оценка и самооценка полученных результатов. 34 Защита проектов. Планирование своей деятельности. Контроль в процессе и в конце работы. Оценка и самооценка проделанной работы