Методические указания и контрольные задания по предмету «Химия» для учащихся 8-11 классов
МБОУ «Плехановская СОШ»
Кунгурский район Пермский край
Методические указания и контрольные задания по предмету «Химия»
для учащихся 8-11 классов
Составитель Юшкова Ю.А.,
учитель биологии и химии
МБОУ «Плехановская СОШ»
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ..5
ТЕМА 2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ9
ТЕМА 3 ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА..18
ТЕМА 4 ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ21
ТЕМА 5 РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА24
ТЕМА 6 РАСТВОРЫ. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЕННОГО
ВЕЩЕСТВА..27
ТЕМА 7 СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ..30
ТЕМА 8 КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ34
ЛИТЕРАТУРА......40
ПРИЛОЖЕНИЯ41
Растворимость оснований, кислот и солей в воде.42
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Химия является одной из фундаментальных естественно – научных дисциплин. В настоящее время большое значение придается практической направленности обучения. Умение применять теоретические знания при решении задач и выполнении упражнений является одним из определяющих факторов при оценке уровня знаний учащихся. Решение задач и выполнение упражнений позволяет:
расширять кругозор учащихся;
развивать умение логически мыслить;
воспитывать самостоятельность, внимательность, умение анализировать, делать правильные выводы;
устанавливать связь химии с другими науками: физикой, математикой и др;
способствует подготовиться к успешной аттестации по предмету.
Умение решать задачи и выполнять упражнения по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Это удобный способ проверки знаний и важное средство их закрепления.
Методические указания и контрольные задания состоят из 8 тем. В каждой теме изложены основные понятия и теоретические аспекты, приведены примеры решения задач и выполнения упражнений, а также контрольные задания.
Для организации самостоятельной работы обучающихся в каждой теме предложено 30 вариантов контрольных заданий.
К контрольным заданиям по темам: «Основные понятия химии», «Основные законы химии», «Растворы. Массовая доля растворенного вещества» указаны ответы, что позволяет оценить вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.
Порядок выполнения заданий и варианты определяет учитель в зависимости от уровня полученных знаний 8-11 класс. Задания могут выполняться либо на учебном занятии, либо при подготовке домашнего задания.
Каждое задание должно быть аккуратно оформлено: указан номер контрольного задания, вариант, переписано условие задания, записаны необходимые формулы и дан четкий ответ. При решении задачи нужно приводить все математические преобразования, избирая простейший путь решения или опираться на предложенный алгоритм.
При выполнении заданий следует пользоваться Периодической системой элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости оснований, кислот, солей.
ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ
Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
Атом – электронейтральная, химически неделимая частица вещества.
Атом - наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства. Различным элементам соответствуют различные атомы.
Химический элемент – это определенный вид атомов, с одинаковым положительным зарядом ядра.
Относительная атомная масса (Аr) – величина, равная отношению средней массы атома естественного изотопического состава элемента к 1/12 массы атома углерода 12С. Значения относительных атомных масс приведены в периодической системе Д.И. Менделеева.
Относительная молекулярная масса (Мr) – величина, равная отношению средней массы молекулы естественного изотопического состава вещества к 1/12 массы атома углерода 12С. Значения относительных атомных масс приведены в периодической системе Д.И. Менделеева. Относительная молекулярная масса числено, равна сумме относительных масс всех атомов, входящих в молекулу. Например, Мr(Н2О) = Аr(H) · 2 + Аr(O) = 1· 2 +16 = 18
Моль (n) – количество вещества, содержащее столько структурных единиц (молекул, атомов, ионов, электронов и др), сколько атомов содержится в 0,012 кг изотопа углерода 12С.
Молярная масса (М) – величина, равная отношению массы вещества (m) к количеству вещества (n).
Молярный объем (Vm) – это отношение объема газообразного вещества к количеству вещества.
При нормальных условиях 1 моль любого газа равен Vm = 22,4 л/моль
Примеры решения задач
Задача 1. Вычислить массу метана количеством вещества 0,1 моль.
Дано:
n(CН4) = 0,1 моль
Решение:
1) для определения массы преобразовать формулу: 13 EMBED Equation.3 1415 (1), отсюда m = n
· M (2)
2) по таблице Д.И. Менделеева вычислить относительную молекулярную массу метана CН4
Mr(CН4) = Аr(С) + Аr(Н)
·4 = 12+1
·4 = 16
Mr = М, Молярная масса M(CН4) = 16 г/моль
3) по формуле (2) вычислить массу СН4
m(CН4) = 0,1моль
·16 г/моль = 1,6 г
4) записать ответ
Ответ: m(CН4) = 1,6 г
Найти:
m(CН4) = ? г
Задача 2. Вычислить объем углекислого газа при н.у., взятого количеством вещества 3 моль.
Дано:
n(CО2) = 3 моль
Решение:
1) для определения массы преобразовать формулу:
13 EMBED Equation.3 1415 (1), отсюда V = n
· Vm (2)
Vm = 22,4 л/моль при н.у.
2) по формуле (2) вычислить объем углекислого газа:
V = 3моль
· 22,4 л/моль = 67,2 л.
3) записать ответ:
Ответ: V(CО2) = 67,2 л.
Найти:
V(CО2) = ? г
Задача 3. Вычислить массу углекислого газа, занимающего при н.у. объем 28 л.
Дано:
V(CО2) = 28 л
Решение:
1) для определения массы преобразовать формулу: 13 EMBED Equation.3 1415 (1), отсюда m = n
· M (2)
2) вычислить количество вещества СО2 по известному объему, используя формулу: 13 EMBED Equation.3 1415, Vm = 22,4 л/моль при н.у.
13 EMBED Equation.3 1415
3) по формуле (2) вычислить массу углекислого газа:
m(CO2) = 1,25 моль
· 44г/моль =55г
4) записать ответ:
Ответ: m(CО2) = 55 г.
Найти:
m(CО2) = ?
Контрольное задание № 1
Тема: «Основные понятия химии»
Найдите количество вещества сульфата алюминия Al2(SO4)3 массой 34,2.
Найдите количество вещества карбоната кальция CaCO3 массой 25 г.
Определите массу 0,25 моль серной кислоты.
Рассчитайте количество вещества в 256 г сернистого газа SO2.
Найти массу 1,5 моль гидроксида натрия NaOH.
Какое количество вещества составляет 67,2 л кислорода при н.у.?
Какое количество вещества составляет вода массой 450 г?
Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.
Найти количество вещества хлорида натрия массой 5,85 г.
Рассчитать количество вещества оксида кальция СаО массой 28 г.
Какова масса 0,25 моль хлорида меди (II) СаCl2.
Какой объем при н.у. займет аммиак NH3 массой 51 г?
Определите объем, который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.
Какой объём при нормальных условиях занимают 7г азота N 2?
Найдите массу 5,6 л. азота при н.у..
Какой объём занимает оксид серы IV SO2 массой 80г?
Рассчитайте, какой объем занимают 5 моль аммиака NH3 при н. у.
Рассчитайте, какой объем при нормальных условиях займет оксид углерода (IV) СО2 массой 5,6 г.
Определите массу 5 л аммиака NH3, при н. у. Какое количество вещества аммиака заключено в этом объеме?
Вычислите объем, который займет при нормальных условиях бромоводород HBr массой 48,6 г.
Какой объем при н.у. занимают 64 г оксида серы (IV) SO2.
Какой объем занимают (при н.у.) 280 кг азота?
Какую массу имеют 112л (при н.у.) углекислого газа СО2?
Какой объем при н.у. занимают 96 г озона О3.
Какую массу имеют 44,8 л при н.у. угарного газа (СО).
Найти количество вещества, которое составляет 49 г гидроксида меди (II) Cu(OH)2.
Какова масса 10 л хлора, измеренного при н.у.?
Чему равен объем 6 г азота при н.у.?
Определить молекулярную массу газа, если 5 г его при нормальных условиях занимают объем 4 л.
Чему равна масса N2 объемом 1 м3 .
Ответы:
1. 0,1 моль; 2. 0,25 моль; 3. 24,5 г; 4. 4 моль; 5. 60 г; 6. 3 моль; 7. 25 моль; 8. 90 г; 9. 0,1 моль; 10. 0,5 моль; 11. 33,75 г; 12. 29,2 л; 13. 20,16 л; 14. 5,6 л; 15. 7 г; 16. 28 л; 17. 112 л; 18. 1,96 л; 19. 3,79 г.; 0,22 моль; 20. 13,44 л; 21. 22,4 л; 22. 224 м3; 23. 220 г; 24. 44,8 л; 25. 56 г; 26. 0,5 моль; 27. 32,0 г. 28. 4,7 л; 29. 28; 30. 1,25 кг.
ТЕМА 2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ
Закон постоянства состава вещества. Этот закон установлен и сформулирован в начале XIX в. французским химиком Ж. Прустом:
всякое химически индивидуальное вещество имеет всегда один и тот же количественный и качественный состав независимо от способа получения.
Закон сохранения массы вещества был открыт русским ученым М.В. Ломоносовым в 1748 г, в настоящее время имеет формулировку:
масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.
При химических реакциях одни молекулы превращаются в другие, но число атомом и общая масса не изменяются.
Закон Авогадро: в равных объемах различных газов при нормальных условиях (н.у.) содержится одинаковое число молекул.
Следствие из закона: при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем, равный Vm = 22,4 л/моль.
На основании закона Авогадро можно определить молярные массы газообразных веществ. Отношение масс равных объемов газов равно отношению их молярных масс: m1 : m2 = М1 : М2
Отношение массы определенного объема одного газа к массе такого же объема другого газа называется относительной плотностью первого газа по второму, обозначается буквой D.
Обычно плотность газа определяют по отношению к самому легкому газу – водороду. Обозначают DН2
Молекулярная масса газообразного вещества (М1) по водороду равна:
М1 = М2 · DН2, М1 = 2 · DН2
Часто плотность газа определяют по отношению к воздуху (DВ).
М1 = М2 · DВ М2 (возд) = 29 М1 = 29 · DВ
Примеры решения задач по химическим формулам
Задача 1. Вычислить массовую долю каждого атома в сульфате меди (II) CuSO4
Дано:
CuSO4
Решение:
вычислить относительную молекулярную массу CuSO4
Мr(CuSO4) = 64+ 32+ 16
·4 = 160
найти массовою долю каждого атома по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415· 100%
3)записать значения относительных атомных масс в соответствии с ПС Д.И. Менделеева
Ar(Cu) = 64 Ar(S)= 32 Ar(O)= 16
4) по молекулярной формуле определить моль каждого атома: n (Cu) = 1 моль n (S)= 1 моль n(O)= 4 моль
4) вычислить массовые доли каждого атома:
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
3) записать ответ:
Ответ:
· (Cu) = 40%,
· (S) = 20% ,
· (O) = 40%
Найти:
· (Cu) = ?
· (S) = ?
· (O) = ?
Задача 2. Соединение содержит 36,5% натрия, 25,4% серы и 38,1% кислорода. Определить формулу вещества.
Дано:
·(Na)=36,5%
· (S)=25,4%
· (O)=38,1%
Решение:
1) определить относительную атомную массу каждого атома по ПС Д.И. Менделеева:
Ar(Na)=23, Ar(S)=32, Ar(O)=16
2) обозначить количество атомов переменными:
Na – х, S – у, О – z
3) разделить массовую долю каждого атомана его атомную массу;
х : y : z=::
x : y : z = 1,587 : 0,793 : 2,381
4) . разделить полученные величины на наименьшую;
Полученные числа – индексы элементов в формуле соединения;
x: y: z = ::
x : y : z=2 : 1 : 3,
5) составить молекулярную формулу: Na2SO3
6) записать ответ:
Ответ: Na2SO3
Найти:
NaxSyOz - ?
Примеры решения задач по уравнению реакции
Задача 1. Вычислить массу кислорода, выделившейся в результате разложения порции воды массой 9 г.
Дано:
m(Н2О) = 9г
Решение:
1) Записать уравнение реакции, расставить коэффициенты: 2Н2О = 2Н2 + О2
2) над формулами веществ указать массу известного вещества, за х обозначить неизвестное.
По стехиометрическим коэффициентам определить количество вещества, найти молярную массу и массу веществ:
9 г х г
2Н2О = 2Н2 + О2
n=2 моль n=1 моль
М=18 г/моль М=32 г/моль
m=2·18 =36 г m=1·32 =32 г
3) вычислить массу вещества, которую требуется найти, составив пропорцию:
9г хг
–– = –– , хг= 9 · 32/36 = 8г
36г 32 г
4) записать ответ:
Ответ: m(О2) = 8 г
Найти:
m(О2) = г
Задача 2. Вычислить объем кислорода (н. у.), выделившейся в результате разложения порции воды массой 9 г.
Дано:
m(Н2О)=9г
Vm=22,4л/моль
Решение:
найти количество вещества, масса которого дана в условии задачи:
13 EMBED Equation.3 1415
М(Н2О)=1 8 г/моль
записать уравнение реакции, уровнять и обозначить количество известных и неизвестных веществ:
0,5 моль х моль
2Н2О = 2Н2 + О2
2 моль 1 моль
3) вычислить количество вещества, массу которого требуется найти, составив пропорцию:
=, откуда х = 0,25 моль,
следовательно, n(O2) = 0,25моль
4)найти объем вещества, который требуется вычислить:
V(02)=n(02)
· Vm
V(O2)=0,25моль
· 22,4л/моль=5,6 л
5) записать ответ.
Ответ: V(O2) = 5,6 л (н. у.)
Найти:
V(О2) = л (н.у.)
Контрольные задания № 2
Тема: «Основные законы химии»
Задание 1. Рассчитать по химическим формулам.
Задание 2. Вычислить по уравнению реакции.
Варианты заданий
№ варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Задание 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Задание 2
60
59
58
57
56
55
54
53
52
51
50
49
48
47
46
№ варианта
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Задание 1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Задание 2
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Найти массовые доли химических элементов в сульфате алюминия (Al2(SO4)3).
·
Вычислите массовые доли элементов в молекуле серной кислоты H2SO4.
Вычислите массовые доли элементов в молекуле оксида железа (III) Fe2O3.
Вычислите массовые доли элементов в гидроксиде натрия NaOH.
Определить массовые доли элементов в оксиде железа(III) Fe2O3.
Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородом, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7, 34,8 и 40,5%..
Определить химическую формулу соединения, имеющего состав: натрий – 27,06%; азот – 16,47 %; кислород – 57,47%.
Вычислите массовую долю кислорода в карбонате кальция СаСО3.
Элементный состав вещества следующий: массовая доля элемента железа 0,7241 (или 72,41 %), массовая доля кислорода 0,2759 (или 27,59 %). Выведите химическую формулу.
Анализ газа показал, что соединение содержит 5,9% H2 и 94,1% S; масса 1л этого газа равна 1,52г (н.у.) Какой это газ?
Вещество содержит 11,3% углерода, 43,4 % натрия и 45,3% кислорода. Определите формулу.
Определите формулу вещества, имеющего состав: 87,5% азота, 12,5% водорода. Относительная молекулярная масса вещества – 32.
Какова формула соединения, в котором массовая доля калия составляет 56,5%, углерода – 8,7%, кислорода – 34,8%.
Найти простейшую формулу оксида хрома, содержащего 68,4 % хрома.
Какова формула кристаллогидрата, содержащего Mg – 9,8 %, S – 13 %, О – 26 %, Н2О – 51,2%.
Определить формулу вещества, в состав которого входит 40% серы и 60 % кислорода. Относительная молекулярная масса вещества 80.
Какова простейшая формула вещества, в котором массовые доли серы, железа и кислорода равны соответственно 24, 28 и 48 %.
Найти простейшую формулу вещества, имеющего следующий состав: сера 50%, кислород 50%.
Найти простейшую формулу вещества, имеющего следующий состав: алюминий 75%, углерод 25%.
Определить формулу вещества, имеющего следующий состав: калий 70,9%; кислород 29,1% и относительную молекулярную массу 110.
Выведите простейшую формулу вещества, содержащего азот – 63,64% и кислород – 36,36%
Найти формулу гипосульфита натрия, если состав этого соединения следующий: Na – 29,1% , S – 40,5%, О – 27%.
Выведите формулу минерала, содержащего ZnO – 73% и SiO2 – 30,4%.
Определите химическую формулу оксида марганца, если он содержит 63,2% Mn и О. 36,8%.
Рассчитайте массовые доли в процентах каждого элемента в фосфорной кислоте.
Известно, что вещество состоит из 0,4 (40%) массовых долей кальция Са, 0,12 (12%) массовых долей углерода С и 0,48 (48%) массовых долей кислорода О. Вывести химическую формулу этого вещества.
Два оксида азота имеют один и тот же состав:N- 30,43%,кислород – 69,57%. Относительная плотность их по водороду а)23, б) 46. Выведите формулы этих соединений.
Вычислите процентное содержание воды в кристаллогидратах: а) Na2SO4
· 10H2O б) MgSO4
· 7H2O.
Выведите формулу кристаллогидрата следующего состава: Na – 14,28%, S– 9,95% О – 69,50, Н – 6,27%.
Установите истинную формулу вещества по следующим экспериментальным данным: С – 27,27%, О – 72,785, Dвозд = 1,52.
Сколько граммов соляной кислоты HCl может вступить во взаимодействие с магнием массой 4,8 г.
Какое количество вещества ортофосфорной кислоты можно получить при нагревании 28,7г оксида фосфора (V) с водой?
Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?
При взаимодействии гидроксида натрия и углекислым газом образовался 21 г гидрокарбоната натрия NaHCO3. Сколько граммов NaOH для этого потребовалось.
Сколько граммов оксида алюминия образуется при восстановлении алюминием оксида железа (III) Fe2O3 массой 800 г.
Сколько граммов карбоната кальция СаСО3 потребуется для получения 112 л СО2 при действии HCl на СаСО3 .
Какой объем водорода выделится при взаимодействии 130 г цинка с соляной кислотой по уравнению Zn+2HCl = ZnCl2+H2?
При ражжзложении какой массы воды получается 4 г кислорода?
Сколько граммов соляной кислоты HCl может вступить во взаимодействие с 4,8 г магния?
Сколько литров кислорода потребуется для сжигания 6,2 г фосфора?
Найти массу оксида углерода (IV), который образуется при горении угля в 8,96 л кислорода.
Вычислите массу оксида алюминия, который образуется при горении алюминия в 4,48 л кислорода.
Найти объём кислорода, который необходим для сжигания 12 г магния.
Найти объём кислорода, который расходуется при горении 3,1 г фосфора.
Найти массу фосфора, который может сгореть в 4,48 л кислорода.
Какой объём аммиака требуется для получения 500 кг сульфата аммония? Реакция идет по схеме: 2NH3 + H2SO4 (NH4)2SO4
Сколько литров водорода выделится при взаимодействии натрия массой 11,5 г с водой.
Сколько литров водорода выделится при взаимодействии калия массой 11,9 г с водой.
Найти массу оксида магния, который может раствориться в 12,6г азотной кислоты.
Какой объем водорода выделится при взаимодействии 130 г цинка с соляной кислотой по уравнению Zn+2HCl = ZnCl2+H2:
Какая масса гидроксида натрия образуется при полном растворении оксида натрия в воде массой 18 г?
Найдите массу азотной кислоты, необходимой для нейтрализации гидроксида калия массой 5,6 г.
Определить массу железа, необходимую для получения сульфида железа массой 17,6 г.
Вычислите объём оксида серы (IV), который образуется при горении 80г серы.
Какова масса нитрата меди, образующегося при взаимодействии оксида меди (II) с азотной кислотой?
Найти объём хлора, с которым могут прореагировать 4,6 г натрия.
Найти массу хлорида алюминия, который образуется при взаимодействии 1,12 л хлора с алюминием.
Сколько грамм металлического натрия потребуется для получения бромида натрия NaBr массой 5,15 г.
Найти массу хлорида железа (III), который образуется при взаимодействии 11,2 л хлора с железом.
Сколько граммов сульфита калия получится при взаимодействии КОН с SO2 объёмом 5,6 л.
Ответы:
1. Al = 15,8%, S = 28,1%, O = 56,1%; 2 Н = 2,04%, S = 32,65 % , О = 65,31 %; 3. Fe = 70%, О = 30%; 4. Na = 57,5 %, O = 40 %, Н = 2,5 %; 5. Fe = 70%; О = 30%; 6. KMnO4; 7. NaNO3 8. 48%; 9. Fe3O4 10. H2 S; 11. Na2CO3. 12. NH3; 13. K2CO3; 14. Cr2O3; 15. MgSО4
· 7Н2О; 16. SO3; 17. Fe2(SО4)3; 18. SO2; 19. Al4C3; 20. К2О2; 21. NO; 22. Na2S2О3; 23. 2ZnO
· SiO2; 24. MnО2; 25. Н – 3,1%, Р- 65,3 %, О – 31,6%; 26. СаСО3; 27. NO2 , N2O4; 28. 63% 51,22%; 29. Na2SO4
· 10H2O 30. CO2; 31. 146 г; 32. 0,4 моль; 33. 3,1 г; 34. 10 г; 35. 510 г; 36. 1,15 г; 37. 11,2 г; 38. 4 г.; 39. 9,4 г; 40. 4,5г; 41. 14,2 г; 42. 40 г. 43. 6,3 г; 44. 39,5 г.; 45. 500 г; 46. 44,8 л; 47. 169,7 г; 48. 5,6 л; 49. 3,4 л; 50. 56 л; 51. 13.6 г; 52. 11,2 л; 53. 2,8; 54. 4,96 г; 55. 2,24 л; 56. 4,45 г; 57. 54,1 г; 58. 5,6 л; 59. 17,6 г; 60. 44,8 л;
ТЕМА 3 ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА
Периодический закон химических элементов был открыт русским ученым Д.И.Менделеевым в 1869 году.
Современная формулировка: свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атома.
Периодическая система – это графическое изображение периодического закона, где по горизонтальной оси расположены периоды, по вертикальной оси – группы.
Для компактности и удобства пользования Периодической системой 14 элементов из 6-го периода, сходных по свойствам с лантаном и 14 элементов из 7-го периода, сходных с актинием вынесены в отдельный ряд за пределы таблицы.
Если в таблице провести диагональ от бора к астату, то в правом верхнем углу находятся типичные неметаллы, в левом нижнем углу – металлы, вдоль диагонали располагаются амфотерные элементы.
В Периодической системе, как правило, указаны формулы высших оксидов и летучих водородных соединений. Чтобы составить формулу нужно вместо буквы R подставить элемент в соответствии с номером группы. Например, азот N находится в V группе, высший оксид R2O5 – N2O5 , летучее водородное соединение RH3 – NH3.
Свойства элемента и его соединений зависят от электронного строения атома. Атом состоит из ядра и электронов. Электрон (
·) – отрицательно заряженная частица. Количество электронов соответствует порядковому номеру химического элемента. Число электронов равно числу протонов
(
· = р+) . Протоны положительно заряженные частицы, определяют заряд ядра. Чтобы вычислить число нейтронов нужно из атомной массы вычесть число протонов (nє = Ar – p+). Нейтроны – нейтральные частицы.
Электроны вокруг ядра располагаются по энергетическим уровням, их количество соответствует номеру периода. Обозначаются 1,2,3,4.
Энергетические уровни состоят из подуровней, s, p, d, f.
Распределение электронов по уровням и подуровням:
1уровень – 2
· 1s2
2 уровень – 8
· 2s22p6
3 уровень – 16
· 3s23p63d10
4 уровень – 32
· 4s24p64d104f14
План характеристики химического элемента по месту положения в П.С. Д.И. Менделеева:
Название, символ, период, группа, подгруппа;
Порядковый номер, заряд ядра, количество протонов, электронов, нейтронов;
Строение атома, электронная и графическая формула;
Возможные ковалентности;
Металл, неметалл, амфотерный металл;
Формула высшего оксида элемента, его характер (основный, кислотный, амфотерный);
Формула летучего водородного соединения
Пример 1. Дать характеристику атома химического элемента лития по положению его в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Мышьяк (As) элемент 4 периода V группы главной A подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
Порядковый номер 33, заряд ядра +33, р+ = 33,
· = 33, nє = 74 – 33=31
+33 As)2)8)18)5
1s22s22р63s23p63d104s24p3 – электронная формула
графическое изображение
4
3
2
d
1
p
S
ковалентности - 3,5
не металл
высший оксид Аs2O5 – кислотный
летучее водородное соединение - AsH3
Контрольное задание № 3
Тема: «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома».
Дать характеристику атома химического элемента по положению его в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Варианты заданий
№
вар-та
Хим.
элемент
№
вар-нта
Хим.
элемент
№
вар-нта
Хим.
элемент
1
магний
11
никель
21
кобальт
2
кремний
12
алюминий
22
хлор
3
сера
13
фосфор
23
ванадий
4
железо
14
селен
24
натрий
5
калий
15
хлор
25
никель
6
азот
16
медь
26
кремний
7
кальций
17
титан
27
бром
8
германий
18
фтор
28
хром
9
кислород
19
галлий
29
углерод
10
цинк
20
марганец
30
алюминий
ТЕМА 4 ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Химическая связь – взаимодействие атомов, приводящее к образованию устойчивой многоатомной системы.
Различают три основных типа химической связи: ковалентная, ионная, металлическая.
Ковалентная связь – это связь, образованная за счет обобществления общих электронных пар.
Различают два вида ковалентной связи: полярная и неполярная.
Таблица 1
Виды ковалентной связи
Неполярная ковалентная связь
Полярная ковалентная связь
Обменный механизм образования ковалентной связи
Образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью.
Пример: Н2
+1Н)1 1s1
Н · + ·Н Н : Н или Н – Н
Общая электронная пара одновременно принадлежит каждому атому.
Неполярная связь возникает в двухатомных молекулах, состоящих из атомов одного элемента.
Образуется между атомами с разной электроотрицательностью.
Пример: НСl
+1Н )1 1s1 +17 Cl )2)8)7 3s23p5
.. ..
Н · + · Сl : Н : Сl :
·
·
·
·
Общая электронная пара смещается к атому с большей электроотрицательностью - хлору
Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. В этом случае химическая связь возникает за счет неподеленной пары электронов одного атома (донора) и свободной орбитали другого атома (акцептора).
Пример: образование иона аммония NH4+.
В молекуле аммиака NH3 азот имеет одну неподеленную пару электронов (двухэлектронное облако), у иона водорода одна свободная орбиталь.
Н Н +
· · · ·
: N : + Н+ : N : Н
· · · ·
Н Н
При образовании иона аммония двухэлектронное облако азота становится общим для азота и водорода, образуется четвертая ковалентная связь.
Ионная связь – химическая связь, возникающая между ионами, за счет сил кулоновского притяжения между атомами металла и неметалла.
Ионы – положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов.
Пример: образование химической связи в молекуле NaCl.
Na
· - 1
· Na+
. .
: Cl · + 1
· СlЇ
·
·
Na+ + СlЇ NaCl
Металлическая связь – это связь между ионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая за счет обобществления внешних электронов.
Электроны играют роль цемента, удерживая вместе положительные ионы, в противном случае решётка распалась бы под действием сил отталкивания между ионами.
Металлическая связь характерна для металлов в твердом и жидком состоянии.
Контрольное задание № 4
Тема «Химическая связь»
1.Определить тип связи в молекулах.
2. В первой молекуле показать механизм образования связи.
Варианты заданий
№ варианта
Молекулы
№ варианта
Молекулы
1
Cl2, МgO
16
Cl2, Н2О
2
Н2S, O2
17
O2, Ni
3
NaCl, Аl
18
NaCl, Н2S,
4
N2, РН3
19
[NН4]+, N2,
5
Н2О, К2S
20
Н2О, CаО
6
CО, Na
21
CО, Na
7
CaCl2, НСl
22
ZnCl2, Fe
8
F2, NH3
23
F2, NH3
9
O2, Fe
24
O2, СО2
10
МgCl2, Н2О
25
МgCl2, НСl
11
Н2, РН3
26
Н2, Zn
12
НСl, СО2
27
НСl, Р2O5
13
NH3, KI
28
NH3, Сu
14
К2S, Zn
29
К2S, РН3
15
HF, ВСl3
30
HF, РСl5
ТЕМА 5 РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
Реакции ионного обмена - это реакции взаимодействия между ионами в водных растворах электролитов. Если при этом образуется новое вещество в виде осадка, газа или слабого электролита, то такие реакции можно считать необратимыми, их следует записывать ионно-молекулярными уравнениями.
Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы.
При написании ионных уравнений следует обязательно руководствоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Правила составления ионных уравнений реакций:
Составить уравнение реакции и расставить коэффициенты;
Пользуясь таблицей растворимости определить растворимые (р) и нерастворимые (н) вещества. Исключение – гидроксид кальция Ca(OH)2, который, хотя и обозначен буквой «м», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.
Нерастворимые в воде соединения (простые вещества, оксиды, некоторые кислоты, основания и соли) не диссоциируют.
Для обозначения осадка используем знак , для газа .
Записать растворимые вещества в виде ионов, нерастворимые в виде молекул
Сократить в уравнении одинаковые ионы до знака «равно» и после него. Записать сокращенное ионное уравнение.
Пример 1: реакция с образованием осадка.
1) Записать или составить молекулярное уравнение реакции, уравнять.
MgCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Mg(NO3)2
2) Определить растворимость каждого из веществ с помощью таблицы растворимости:
MgCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Mg(NO3)2
р р н р
3) записать полное ионное уравнение реакции
Mg2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = 2AgClЇ + Mg2+ + 2NO3-
4) Составить сокращенное ионное уравнение, сокращая одинаковые ионы с обеих сторон:
Mg2+ + 2Cl- + 2Ag+ + 2NO3- = 2AgClЇ + Mg2+ + 2NO3-
Ag+ + Cl- = AgClЇ
Пример 2: реакция с образованием газообразного вещества.
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2 +H2O
2Na+ + CO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + CO2 + H2O
CO32- + 2H+ = CO2 + H2O
Пример 3: реакция с образованием малодиссоциирующего вещества (H2O).
CaO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O.
н р р н
CaO + 2H+ + NO3 – = Ca 2+ + 2NO3 – + H2O
CaO + 2H+ = Ca2+ + H2O
Контрольное задание № 5
Тема «Реакции ионного обмена»
1. Составить полные и сокращенные ионные уравнения реакций
№ вар-та
Уравнение
1
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl
2
Zn(OH)2 + 2HCl = 2H2O + ZnCl2
3
FeS + HCl = H2S + FeCl2
4
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + H2O
5
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
6
NaCl + H2SO4(k) = HCl + Na2SO4
7
Fe(OH)3 + H3PO4 = FePO4 + H2O.
8
CaCl2+ Na2 CO3 = 2Nа Cl + CaCO3
9
Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O
10
Ca(OH)2 + HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O
11
Fe(NO3)3 + KOH= Fe(OH)3 + K NO3
12
Cu(OH)2 + HCl = CuCl2 + H2O
13
FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + NaCl
14
Na2S + HCl = H2S + NaCl
15
HNO3 + KOH = KNO3 + H2O
16
СaCO3 + H3РO4 = Са3(PO4)2 + H2O + CO2
17
H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + H2O
18
K2S + HCl = KCl + H2S.
19
H2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4 + H2O
20
AlCl3 + H3PO4 = AlPO4 + HCl
21
ZnCl2 + NaOH = Zn(OH)2 + NaCl
22
Ba(NO3)2 + K2SO4 = BaSO4 + KNO3
23
Pb(NO3)2 + KI = PbI2 + KNO3
24
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
25
Na2S + H2SO4 = Na2SO4 + H2S
26
NH4Cl + NaOH = NH4OH + NaCl
27
NiSO4 + NaOH = Na2SO4 + Ni(OH)2
28
BaCl2 + Al2(SO4)3 = BaSO4 + AlCl3
29
HCl + NaOH = NaCl + H2O
30
CuSO4 + NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
ТЕМА 6 РАСТВОРЫ. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА
Растворы представляют собой однородную систему, состоящую из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия.
Концентрация раствора это содержание растворенного вещества в определенной массе или объеме раствора (или растворителя).
Массовая доля (
·) – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора. Она выражается в долях от единицы или в процентах.
Математическое выражение для расчета массовой доли:
13 EMBED Equation.3 1415
Масса раствора складывается из массы растворенного вещества и растворителя, как правило воды: m(р-ра) = m (в-ва) + m (H2O)
Растворы характеризуются важной величиной – плотностью. Плотность (
·) –это масса одной еденицы объема. Измеряется в г/см3 или г/мл.
Зная плотность и объем раствора, можно вычислить массу раствора, преобразуя формулу: 13 EMBED Equation.3 1415, m = V ·
·
Задача 1. Вычислить массовую долю хлорида натрия в растворе, полученном при растворении 25 г соли в 475 г воды.
Дано:
m (Н2О)= 475 г
mв.ва(NaCI)=25г
Решение:
Записать формулу для расчета массовой доли вещества в растворе: 13 EMBED Equation.3 1415
Вычислить массу раствора
m(р-ра) = m (в-ва) + m (H2O)
m(р-ра) = 25+475=500г
Подставить цифровые значения в формулу и произвести расчет: 13 EMBED Equation.3 1415
Запиcать ответ. Ответ:
·(NaCl) = 5%
Найти:
·(NaCl) = ?
Задача 2. Вычислите массу гидроксида натрия, необходимого для приготовления 400 г 20 %-го раствора гидроксида натрия.
Дано:
mр.ра(NaOH)=400г
· NaOH)=20%, или 0,2
Решение:
1) Записать формулу для расчета массовой доли вещества в растворе: 13 EMBED Equation.3 1415·100%
2) Преобразовать данную формулу для расчета массы вещества: 13 EMBED Equation.3 1415
3) Подставить цифровые данные в эту формулу и произвести расчет: mв.ва(NаОН) = 400г
· 0,2=80 г
4) Записать ответ.
Ответ: mв.ва(NаОН)=80 г
Найти:
mв-ва(NaOH)=?г
Контрольное задание № 6
«Растворы. Массовая доля растворенного вещества»
Варианты заданий
Вычислить массовую долю раствора, полученного при растворении 30г вещества в 600 г воды.
Смешали 0,4 г соли и 200 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления 70 г 2 % раствора
Смешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Смешали 2 г соли и 140 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления 60 г 1 % раствора
Смешали 0,5 г соли и 300 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
Смешали гидроксид натрия NaOH в количестве 1 моль с 1 л воды. Какова массовая доля гидроксида натрия в полученном растворе?
Смешали нитрат натрия NaNO3 в количестве 0,1 моль с 0,5 л воды. Какова массовая доля нитрата натрия в полученном растворе?
При выпаривании раствора массой 500 г образовалось 25 г кристаллической соли хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.
Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления 70 г 2 % раствора
После выпаривания 200 г раствора соли получили 3 г кристаллической соли. Какова массовая доля растворенного вещества в растворе?
Для приготовления раствора сульфата меди (II) использовали 50г соли и 450г воды. Определите массовую долю сульфата меди(II) в полученном растворе.
Сколько хлорида магния содержится в 800 мл раствора с массовой долей MgCl2 10% (пл. 1,06 г/см3).
Какую массу поваренной соли и воды необходимо взять для приготовления 300г раствора с массовой долей 15%?
Вычислить массовую долю раствора, полученного при растворении 30г вещества в 600 г воды.
Вычислите массовую долю (в %) хлороводорода в растворе соляной кислоты, содержащем 14,6 кислоты и 385,4 г воды.
Сколько граммов гидроксида калия содержится в растворе объемом 200 мл с массовой долей КОН 10%, плотность которого равна 1,09 г/см3.
Вычислить массовую долю раствора содержащего 2 моля соды Na2CO3 в 0,5 л воды?
Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления 50 г 0,5 % раствора
К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе?
Какая масса азотной кислоты содержится в 178 г 30%-ого раствора?
К 150 г 20 %-ного раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе?
Какой объем аммиака потребуется для приготовления 20% раствора (p=0,926г/мл), объемом 2 литра?
Определите массовую долю растворенного вещества в растворе, полученном при растворение 10 г соли в 70 г воды.
К 80 г 30 %-ного раствора щелочи долили 420 мл воды. Каково процентное содержание щелочи во вновь полученном растворе?
Какая масса гидроксида натрия содержится в 200 г 5%-ого раствора?
Вычислите массу сульфата меди (II) необходимо для приготовления 60 г раствора медного купороса с массовой долей соли 5%.
Какая масса карбоната натрия потребуется для приготовления 0,5 л 13%-ного раствора плотностью 1,13 г/мл?
Какова массовая доля (%) хлорида бария в растворе (
· = 1,08 г/мл), 200 мл которого содержат 0,4 моль соли?
Ответы:
1. 5%; 2. 0,2%.; 3. 1,4 г; 68,6 мл; 4. 7,4%.; 5. 1,4%.; 6. 0,6 г, 59,4 мл; 7. 0, 166%.; 8. 3,8%; 9. 1,67%; 10. 5%; 11. 1,4 г; 68,6 мл; 12. 1,5%; 13. 10%; 14. 84,8 г; 15. 45 г, 255 г; 16. 4,76%; 17. 3,65 %; 18. 21,8 г; 19. 29,7 %. 20. 0,25 г; 49,75 мл; 21. 28,6 %; 22. 53,4 г. 23. 8,6 %.; 24. 488,32 л; 25. 12,5 %; 26. 4,8 %; 27. 10 г; 28. 3 г; 29. 73,45 г; 30. 38,5 г.
ТЕМА 7 СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ.
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Степень окисления элемента – это условный заряд его атома, в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов.
Степень окисления обозначается арабскими цифрами со знаком над символом элемента (Мg+2, Са+2, Nа+1, CI
·№).
Степень окисления может быть положительной, отрицательной и нулевой.
Положительная степень окисления – равна числу электронов, отданных данным атомам. Значение высшей степени окисления числено равно номеру группы со знаком «+». Положительную степень проявляют как металлы, так и неметаллы, кроме F, He, Ne. Например: С+4, Na+1, Al+3.
Отрицательная степень окисления равна числу электронов, принятых данным атомом, ее проявляют только неметаллы. Атомы неметаллов присоединяют столько электронов, сколько их не хватает до завершения внешнего уровня, проявляя при этом отрицательную степень.
У элементов главных подгрупп IV-VII групп минимальная степень окисления численно равна: номер группы – 8 = «низшая степень окисления»
Например: сера стоит в VI группе главной подгруппе, высшая степень окисления +6 (S +6) , низшая степень окисления = VI группа – 8 = – 2, (S -2).
В соединениях с ковалентной неполярной связью (Н20, СI20, F20 и др.) в молекулах простых веществ (S0, AI0 и др.) степень окисления элементов равно 0.
Постоянную степень окисления имеют: элементы 1,2,3 групп, главных подгрупп (соответствует номеру группы со знаком +), Н+ искл. соединения с металлами Me+H -, кислород О-2 искл. O+2 F2-1, Н2+1О2-1.
Пример1. определить степень окисления атомов в соединении НNO2
обозначим постоянные степени окисления у водорода и кислорода Н+NO2- 2
степень окисления азота обозначим за х
составляем алгебраическое уравнение:
+1 + х + 2·( –2 ) =0
х = + 4 – 1
х = + 3, следовательно, степень окисления азота +3
Алгебраическая сумма степеней окисления атомов в молекуле всегда равна нулю.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – это реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.
Окисление – процесс отдачи электронов, атомом, молекулой или ионом:
Na0 - 1
· Na+. При окислении степень окисления повышается.
Восстановление – процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. Cl20 + 2
· 2СlЇ. При окислении степень окисления понижается.
Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
Пример 2. Расставить коэффициенты методом электронного баланса в уравнении: MnS + HN O3 MnS О4+ NO2 + H2O
Расставить степени окисления атомов в молекулах определить атомы которые меняют степень окисления;
Mn+ 2S-2 + H+1N +5O3-2 Mn+2S+6 О4-2 + N+4O2-2 + H2O
Составляем уравнения электронного баланса, указываем окислитель и восстановитель:
восстановитель S-2 – 8
· S+6 1 окисление
окислитель N +5 + 1
· N+4 8 восстановление
полученные коэффициенты перенести в уравнение реакции и уровнять остальные ионы не участвующие в ОВР.
Mn+ 2S-2 + 8H+1N +5O3-2 Mn+2S+6 О4-2 + 8N+4O2-2 + 4H2O
Контрольное задание № 7
Тема: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции».
Определить степень окисления каждого атома в молекуле
Расставить коэффициенты методом электронного баланса в уравнении
Варианты заданий
№ вар -та
Задание 1
Задание 2
1
Mn2O3, K2Cr2O7
HNO3 + Zn N2O + Zn(NO3)2 + H2O
2
K2SO4, NH3,
NH3 + O2 N2 + H2O
3
H3PO4, Fe2O3
CuO + NH3 Cu + N2 + H2O
4
P2O3, HNO2
KClO3 + Na2SO3 KCl + Na2SO4
5
H3AsO4, SO2
Al + HCl AlCl3 + H2
6
P2O3, HNO3
Mg + H2SO4 MgSO4 + H2S + H2O
7
K2SO4, Fe2(SO4)3
NaBr+Cl2 NaCl+Br2
8
H3AsO4, SO3
К2S + NaNO3 K2SO4 + NaNO2
9
KMnO4, HClO3
P + N2O N2 + P2O5
10
К2SO4, Сu2O
J2 + Cl2+ H2O HJO3+HCl
11
К2ZnO2,NO2
O2 + Na Na2O2
12
Mg3P2, Н2СО3
CuO + NH3 Cu + N2 + H2O
13
Ag2O, H3AsO4
Al + S Al2S3
14
CO2, CuSO4
Mg + H2SO4 MgSO4+H2
15
HClO4, SO3
NH3 + O2 NO + H2O
16
H2S, СаСО3
H2S + HNO3 H2SO4 + NO2 + H2O
17
Mn2O3, Н3РО4
PH3 + Cl2 PCl3 + HCl
18
Na2CrO4, NO2
N2 +Mg Mg3N2
19
К2S, H2SO4
Zn + H2SO4 ZnSO4 + H2S + H2O
20
KNO3, NO
NH3 + SO2 N2 + S + H2O
21
H2S, КMnO4
Fe2O3 + H2 Fe + H2O
22
РbO2, HNO2
HCl + MnO2 Cl2 + MnCl2 + H2O
23
Ag2O, NaNO3
S + KClO3 + H2O Cl2 + K2SO4 + H2SO4
24
KClO3, N2O
S + HNO3 H2SO4 + NO
25
Mn2O7, HClO4
H2SO4(конц) + Сu СuSO4 + SO2 + H2SO4
26
ZnCl2, H2CO3
KMnO4 + HCl Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O
27
Na2SO4, Mg3P4
P + HNO3 + H2O H3PO4 + NO
28
NaNO2, СН4
H2S + Cl2 + H2O H2SO4 + HCl
29
H2S, СuSO4
CH4 + Cl2 CCl4 + HCl
30
NO2, HClO2
NO2 + H2O HNO3 + NO
ТЕМА 8 КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Оксиды бывают:
Основные – оксиды металлов (Na2O, Fe2O3, СаО, СuO), им соответствуют основания.
Кислотные – оксиды неметаллов (СO2, N2O5, SO3), им соответствуют кислоты.
Амфотерные – это оксиды металлов со степенью окисления +3,+4 иногда +2 (Аl2O3, Cr2O3, ZnO).
Свойства оксидов
Оксид щелочного металла + вода = щелочь; К2О + Н2О 2КОН
щелочные металлы: Li, Na, К, Rb, Сs, Fr, Са, Ва.
2. Основный оксид + кислота; Fe2O3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + 3H2O
Основный оксид + кислотный = соль; CaO + CO2 CaCO3
Кислотный оксид + вода = кислота; SO3 + H2O H2SO4
Кислотный оксид + щелочь = соль + вода;
N2O5 + Ca(OH)2 CaCO3 + H2O
Основания – сложные вещества, состоящие их ионов металла и гидроксогруппы (OH-).
Основания делятся на растворимые в воде или щелочи: NaOH, КОН, Сa(OH)2, Ва(ОН)2 и нерастворимые в воде Сu(OH)2, Fl(OH)2, Al(OH)3, Zn(OH)2 и др.
Получение оснований
Оксид щелочного металла + вода = щелочь; СаО + Н2О Са(ОН)2
Щелочной металл + вода = щелочь; 2Na+H2O 2NaOH + H2
Соль + щелочь = нерастворимое основание + соль
СuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + Na2SO4
Амфотерные основания – соединения, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства, т.е. проявляют двойственность. Zn(OH)2, Be(OH)2, Al(OH)3.
С кислотами, проявляет свойства оснований.
Zn(OH)2 + H2SO4 ZnSO4 + H2O
основание кислота
2. С основаниями, проявляет свойства кислот.
в расплаве: Zn(OH)2 + 2NaOH Na2ZnO2 + 2H2O
кислота основание
в растворе: Zn(OH)2 + 2NaOH Na2[Zn(OH)4] + 2H2O
кислота основание комплексная соль
Кислоты – сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотного остатка.
По количеству ионов водорода определяют основность кислот.
Одноосновные – НCl – соляная кислота (Сl – хлорид)
НF – фтороводородная кислота (F – фторид)
НNO3 – азотная кислота (NO3– нитрат)
НNO2 – азотистая кислота (NO2– нитрат)
Двухосновные – H2SO4 – серная кислота (SO42 – сульфат)
H2SO3 – сернистая кислота (SO32 – сульфит)
H2S – сероводородная кислота (S2 – сульфид)
H2СO3 – угольная кислота (СO32 – карбонат)
Н2SiO3 – кремневая кислота (SiO32 – силикат)
Трехосновные – Н3РО4 – фосфорная кислота (РO42 – фосфат)
Свойства кислот
кислота + основный оксид = соль +вода; 2НСl + CaO CaCl2 + H2O
кислота + соль = соль + кислота; H2SO4 + Ва(NO3)2 ВаSO4+ 2HNO3
кислота + основание = соль + вода; 2НСl + К2СО3 2КСl + Н2О
кислота + металлы = соль и водород; Fe + H2SO4 FeSO4 + H2
Взаимодействие с металлами зависит от концентрации кислот и активности металлов.
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.
Классификация солей:
Средние соли – состоят из ионов водорода, и кислотного остатка. К2СО3 - карбонат калия, MgCl2 – хлорид магния, Zn(NO3)2 – нитрат цинка.
Кислые соли – состоят из ионов металла, водорода и кислотного остатка. КHСО3 – гидрокарбонат калия, NaH2PO4 – дигидрофосфат натрия
Основные соли – состоят из ионов металла, гидроксогруппы и кислотного остатка. MgОНCl – гидроксохлорид магния, Al(ОН)2Cl – дигидроксохлорид алюминия.
Свойства солей:
соль + щелочь = соль + основание (н);
ZnCl2 + 2NaOH Zn(ОН)2 + 2NaCl
соль + кислота = соль + кислота;
Ва(NO3)2 + H2SO4 ВаSO4+ 2HNO3
Соль + соль = соль+ соль;
AgNO3 + NaCl AgCl + NaNO3
Соль + металл = соль + менее ак. металл
Запомни: более активный металл вытесняет менее активный из его соли.
Fe + CuSO4 Cu + FeSO4
Пример 1. Назвать и охарактеризовать вещества: СuO, LiOH, Pb(NO3)2, CO2
СuO – оксид меди (основный)
NaOH – гидроксид лития (щелочь)
Pb(NO3)2 – нитрат свинца (средняя соль)
CO2 – оксид углерода (IV) (кислотный оксид)
Пример 2. Составить уравнения реакций по схеме, назвать полученные вещества: Р Р2О5 Н3РО4 Са3(РО4)2
1) 4Р + 5О2 2Р2О5 (оксид фосфора)
2) Р2О5 + 3Н2О 2Н3РО4 (фосфорная кислота)
3) Н3РО4 +СаО Са3(РО4)2 +Н2О (фосфат кальция + вода)
Контрольное задание №8
Тема: «Классы неорганических соединений»
Назвать и охарактеризовать вещества.
Составить уравнения реакций по схеме, назвать полученные вещества.
Варианты заданий
1) HNO3, Na3PO4, Cu(OH)2, SO3 MgO
2) Fe FeCl3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe2(SO4)3
2. 1) CuCl2, Al2O3, CaO, H2SiO3, N2O5
2) Mg MgO MgCl2 Mg(OH)2 MgO
3. 1) Ca(OH)2, PbO, CaHPO4, SiO2, P2O5,
2) ZnZnCl2Zn(OH)2ZnOZn(NO3)2
4. 1) Na3PO4, AlCl3, CuO, NaOH, CaCO3
2) S SO3 H2SO4 MgSO4 BaSO4
5. 1) CaОНCl, BaO, H3PO4, Fe(OH)2, H2SO4
2) Ca CaO Ca(OH)2 Ca3(PO4)2 H3PO4
6. 1) HNO3 HgO,SO2, CaCl2, Ca(OH)2
2) CuCuOCuCl2Cu(OH)2CuO
7. 1) BaO, КH2PO4, FeCl3, Al(OH)3, CO2
2) SiO2Na2SiO3H2SiO3SiO2 Si
8. 1) NiO, FeS, H2CO3, Fe(OH)2Сl, HCl
2) Рb PbO PbCl2 Pb(OH)2 PbO
9. 1) HgO, BaSO3, HNO3, Ba(OH)2, CO2
2) Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2 CaSO4
10. 1) Cl2O7, H2S, HgCl2, Mg(OH)2, Na2O
2) AlAl2O3AlCl3Al(OH)3Al2O3
11. 1) HBr, Fe(OH)2NO3, KOH, Li2O, N2O3
2) CuOCuCl2Cu(OH)2CuOCu
12. 1) H2SiO3, Ca(OH)2, МgO, AlPO4, SO3
2) N2N2O5HNO3Fe(NO3)2Fe(OH)2
13. 1) HNO2, FeSO4, HgO NaOH СO2
2) SiSiO2Na2SiO3H2SiO3SiO2
14. 1) Fe2(SO4)3, SO2, Na3PO4, Ag2O, Cu(OH)2
2) CuCuOCuCl2Cu(OH)2CuO
15. 1) HgNO3, H2SO4 CaO, Al(OH)3, ОF2
2) S SO3 H2SO4 MgSO4 BaSO4
16. 1) Al2(SO4)3, MgO, CO2, NaCl, Ca(OH)2
2) Zn ZnO ZnSO4 Zn(OH)2 ZnO
17. 1) H2CO3, CuO, Fe2O3, NaNO3, КОН
2) Fe FeCl2 Fe(OH)2 FeO Fe
18. 1) Сr2O3, FeSO4, HBr, CaO Zn(OH)2
2) C CO2 CaCO3 CaO Ca(OH)2
19. 1) AlCl3, N2O5, Ва(ОН)2, Fe(OH)3, Na2SO3
2) Na Na2O NaOH Cu(OH)2 CuO
20. 1) K2O, CO2, NaHCO3 , Ca(OH)2, NaCl
2) Fe FeCl3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe2(SO4)3
21. 1) LiOH, NaHSO3, Na2CO3, MgO, SO2
2) Cu CuCl2 Cu(OH)2 CuO CuSO4
22. 1) Р2О5, HNO3, CaOHCl, LiOH, Al2(SO4)3
2) N2 N2O5 HNO3 Fe(NO3)2 Fe(OH)2
23. 1) H2S, BaCO3, SO2, NaHSiO3, Cu(OH)2
2) Al2O3 AlCl3 Al(OH)3 Al2O3 Al
24. 1) Ca(OH)2, H3PO4, Na2O, KOH, NaHSO4
2) CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO CuSO4
25. 1) Fe(NO3)3, НСl, SiO2, Zn(OH)2, СаО
2) CO2 CaCO3 CaO Ca(OH)2 СаСl2
26. 1) NaHCO3, NaOH, CuCl2 BaO, SO3
2) Mg MgO MgCl2 Mg(OH)2 MgO
27. 1) Al2O3 H2SO3, Ва(ОН)2 MgCO3, Р2О5
2) Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2 CaSO4
28. 1) Ca3(PO4)2, Na2O, HNO3 SO3, Fe(OH)3
2) Fe Fe2O3FeCl3 Fe(OH)3 Fe2(SO4)3
29. 1) CuO, FeOHCl, KOH, Р2О5, Cu(OH)2
2) N2 N2O5 HNO3 Cu(NO3)2 Cu(OH)2
30. 1) Ca(OH)2 K2O, Р2О3, Fe(OH)2Cl, СО2
2) Р Р2O5 Н3РО4 Na3PO4 Na2SO4
ЛИТЕРАТУРА
Врублевский А.И. 1000 задач по химии. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2006г.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: контрольные и проверочные работы - М., Дрофа, 2013
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. и др. Сборник задач и упражнений по химии. 7-10 классы. – М.: Высшая школа,2001
Ерохин Ю.М, Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии.- М.: Академия, 2009.
Мовсумнадзе Э.М. Химия в вопросах и ответах. – М.: Высш. шк., 1991.
Стахеев А. Ю. Вся химия в 50 таблицах. М.: МИРОС, РОСТ, 2000.
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы// под ред. Егорова -Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. - 4-е изд., испр. и доп. -М.: "Издательство Новая волна", 1997.
Церельников В.И., Чернобельская Г.М. Пособие для самостоятельной работы по неорганической химии. – М.: Высш. шк., 1986 г.
Приложение 1
Приложение 2
13PAGE 15
13PAGE 14215
Периодическая система
Период – горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся благородным газом. Всего периодов 7.
Группа –вертикальный ряд сходных по свойствам элементов.
Группы: I, II, III, IV, V, VI, VII
главная подгруппа
(А)
Донор - атом, предоставляющий неподеленную электронную пару
Акцептор – атом, предоставляющий свободную орбиталь.
:
малые периоды
1,2,3
малые периоды
1,2,3
большие периоды
4,5,6,7
побочная подгруппа
(Б)
Root Entry