Урок по географии на тему Рельеф Земли. Карта. Строение земной коры.
Рельеф Земли. Карта «Строение земной коры»
Цель: выявить закономерности размещения крупных форм рельефа на Земле; формировать
умения и навыки чтения карты «Строение земной коры», сравнения и сопоставления с физиче-
кой картой.
Оборудование: физ.карта мира, атлас, карта «Строение земной коры», «Физическая карта мира».
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос: «Что это? Кто это?»
Литосфера, земная кора, литосферные плиты, сейсмический пояс, «Пангея», гипотеза.
2.Фронтальный индивидуальный опрос.
- Основные положения теории литосферных плит.
3.Индивидуальный письменный опрос.
К -1.Материковый тип строения земной коры (название, мощность, слагающие породы).
К – 2.Океанический тип строения земной коры (название, мощность. Слагающие породы).
К – 3.В чем отличие между материковой и океанической земной корой?
К – 4.Что такое литосферная плита?
К – 5.Где проходят границы литосферных плит?
III. Изучение нового материала.
- В основании современных материков лежат платформы.
- Платформы – это относительно устойчивые выровненные участки земной поверхности, образовавшиеся в далеком геологическом прошлом Земли.
Проблема: существует ли закономерность в размещении крупных форм рельефа
Земли?
Задание 1. Работа с картой «Строение земной коры»
- Пользуясь картой, назовите платформы. Сколько их?
IV. Первичное закрепление.
Задание 2. Сравните две карты «Строение земной коры» и «Физическую карту мира». выявите
взаимосвязь между древними платформами и современными формами рельефа.
карта «строение земной коры»
физическая карта мира
Форма рельефа
Абсолютная высота, м
1.Южно-Американская платформа
Равнины:
200 – 500м
2.Восточно-Европейская платформа
В.-Европейская равнина
200 – 300м
3.Сибирская платформа
Среднесибирское плоскогорье
500м
4.Индийская платформа
Плоскогорье Декан
5.Северо-Американская платформа
Равнины:
П° 200 – 300м
Вывод: сравнив две карты, можно сделать вывод, что древним платформам соответствуют равнины.
Задание 3. К ядрам платформ постепенно присоединялись более молодые участки земной коры,
складчатые пояса. Сравните две карты, заполните таблицу и установите взаимосвязь
между возрастом и высотой гор.
горы
возраст
высота, м
наибольшая высота
1.Анды
От 30 млн.и до настоящего времени
Более 5 000м
Аконкагуа,
6 960м
2.Кордильеры
От 160 до 70 млн.лет
1000 – 3000м
4 137м
3.Аппалачи
От 460 – 230 млн.лет
500 – 1000м
Митчелл, 2 037м
Вывод: чем моложе горы, тем они выше.
Практическая работа №1 Тема: «Движения литосферных плит».
Цель: развитие знаний о движении литосферных плит; умение составлять прогноз
об изменении расположения материков и океанов в результате движения
литосферных плит.
Задание 1.Определите по карте направление и скорость передвижения литосферных плит, данные
Занесите в таблицу.
№
Название литосферной плиты
направление движения
скорость движения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание 2. Сделайте прогноз об изменении расположения материков и океанов через миллионы
(на основе теории тектоники плит).
- Как изменится площадь океанов: Атлантического и Тихого?
- Как изменится положение Австралии?
- Как изменится положение Африки?
- Как изменится очертание Северной Америки?
V. Закрепление и итог урока.
Целью урока было установить, существует ли закономерность в размещении крупных форм рельефа Земли.
1.Почему одной из задач современной науки является определение границ литосферных плит?
Какие процессы происходят вдоль границ?
2.Объясните закономерности расположения крупных равнин земного шара. Как связаны их местоположения т и тип земной коры.
3.Объясните закономерности расположения главных горных систем земного шара (схема № 1)
VI. Домашнее задание. § 5.Повторить тему «Литосферные плиты»
15