Сценарий тематического мероприятия по музыке«Музыкальная гостиная» (ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№18 ПОСЁЛКА ЗАВОДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ НЕДЕЛИ МУЗЫКИ









«Музыкальная гостиная»
(ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ)











Разработала и провела Гордиенко Татьяна Андреевна, учитель музыки


п. ЗАВОДСКОЙ
2015год

Музыкальная гостиная
Тема: Песни военных лет
Цели и задачи:
Познакомить с историей создания песен ВОВ.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию, уважение к ветеранам.
Развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения ВОВ.
Форма открытого мероприятия: интерактивный экскурс в историю военных песен.
Оборудование: презентация, стихотворения К. Симонова и Е.А.Котенко, рисунки, шары, флажки.
Ход мероприятия
Учитель.(слайд 1) Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в нашей музыкальной гостиной. Тема нашей встречи “Песни военных лет”.
(Слайд 2)“Нам песня строить и жить помогает” Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.
С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость
(Слайд3)
По всей стране от края до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла ПОБЕДА в мае
Великого девятого числа
(Слайд 4)
Как быстро бы года не пролетали,
От нас не удаляется она.
И ей к лицу солдатские медали.
К лицу ей боевые ордена.
Ребята, как вы уже поняли сегодня, наше мероприятие посвящено песням, которые сопровождали наших солдат до победы. И спустя семьдесят лет они зажигают и тревожат сердца наших ветеранов, и конечно же нас.
Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.
Как вы думаете, какая песня стала главной песней войны?
Молодцы!
Это песня Священная война. А кто знает историю создания этой песни?
(Слайд 5-13) Ученица (Гордиенко Вера): Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг: Мы должны были выпустить первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? И тут я вспомнил: во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. Вспомнив все это, мы бросились обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал. Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом.
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Не позже завтрашнего утра.
Утром стихи пошли в набор. 24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев.
В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Музыку к нему написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А. В. Александров.
Учитель литературы (РадченкоЕ.С.)Стих произвел на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню – “Священная война”.
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война”, тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”.
Ученица (Гордиенко Вера) Именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.
Мог ли редактор газеты «Красная звезда» подумать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны?
Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.
(Звучит фрагмент песни «Вставай страна огромная».)
(Слайд 14-37) Учитель. “Моя любимая” – это не просто слова.Это песня, которую знал каждый солдат.
Осенью 1939 года композитор Матвей Блантер и поэт Евгений Долматовский участвовали в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию, написали несколько песен и тогда же начали работать над песней, впоследствии получившей название “Моя любимая”. И уже позднее, в начале 1941 года Долматовский написал новые слова, звучавшие как воспоминание о том походе:
Я уходил тогда в поход В суровые края. Рукой взмахнула у ворот Моя любимая.
- Мне кажется, что напиши я “Мою любимую” после 22 июня, она была бы гораздо суровее, может быть, даже мрачнее, - говорит Е. Долматовский. – В ней есть что-то от легких дней. Впрочем, не исключено, что запели ее как раз потому, что она мирная и несколько элегически ворошит дорогие людям воспоминания.
С этим нельзя не согласиться. Немало песен, написанных в дни мира, с особой силой прозвучали в дни войны. Они как бы надели солдатские шинели и ушли на фронт, чтобы вместе с бойцами сражаться с фашистскими полчищами. Именно так было с “Моей любимой”, ставшей одной из известных песен Отечественной войны.
Песня эта была очень близка фронтовикам, отвечала их сокровенным думам, подчас воспринималась как письмо к родным и близким. Недаром многие бойцы бережно хранили переписанные от руки ее слова:
В кармане маленьком моем Есть карточка твоя. Так, значит, мы всегда вдвоем, Моя любимая.
(звучит песня «Моя любимая», дети и зрители танцуют вальс)
(Слайд 38-48) Учитель литературы (Радченко Е.С.).
Не смять богатырскую силу  Могуч наш заслон огневой Мы вырыли немцу могилу  В туманных полях под Москвой
Это строки из песни “Вечер на рейде”
Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина
Весной 1942 года В. Соловьев-Седой с группой артистов приехал на Калининский фронт. Состоялись встречи с солдатами и, конечно, концертные выступления. Они проходили в землянке, в полутора километрах от передовой. Когда весь репертуар был исчерпан, бойцы попросили спеть что-нибудь “для души”. И вот здесь композитор вспомнил о забракованной песне(она была написана полгода назад, но товарищи по искусству дружно ее забраковали. Им показалось, что она не в духе времени, что она слишком спокойна, лирична, грустна для столь грозной поры. Сейчас, дескать, песни нужны иные – призывные, мобилизующие, а здесь и о войне вроде всерьез не упоминается) Может быть, попробовать сейчас ее спеть?
- И я запел: “Прощай, любимый город”, - вспоминал Василий Павлович. – Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать – сорок, со второго куплета начали мне подпевать. И я почувствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, с одного фронта на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, летчики и артиллеристы, пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осажденном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения – в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда ее мелодия не звучала по радио в заблокированном городе.
(Звучит песня «Вечер на рейде».)
Учитель. Первые годы войны были особенно тяжелыми: несмотря на ожесточенные бои, наши войска отступали на всех фронтах, в оккупации на растерзание врагу оставались сотни городов и деревень. Вот в это время родилась одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны «В землянке». Она «безоговорочно была принята и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Написана она поэтом-фронтовиком Алексеем Сурковым.
Историю возникновения этой песни расскажет Клименко Анастасия
(Слайд 49-55) Ученица: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать строк из письма жене, Софье Антоновне. Алексей Сурков, корреспондент газеты «Красноармейская правда», 27 ноября 1941 года попал в окружение вместе со штабом гвардейской стрелковой дивизии под Москвой. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 года не состоялась встреча Суркова с композитором Константином Листовым. Композитор попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». Вот тут и вспомнил Алексей Сурков о стихах, написанных домой и отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого лирического стихотворения не выйдет. Но через неделю композитор появился в редакции и под гитару спел новую песню «В землянке». Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, слушали песню. В газете «Комсомольская правда» за 25 марта 1942 года впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в годы войны. Дело в том, что цензоры посчитали строки «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» не патриотическими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо было уже поздно - песня «пошла» в народ. «О том, что с песней «мудрят», - рассказывал Сурков, - дознались воюющие люди. В моем армейском архиве есть письмо, подписанное гвардейцами-танкистами. Они пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага»: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, – мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».
Ученица (Кустова Ксения). Все это правда. А еще были ответы на эту песню. Вот, например:
Слышу голос тоскующий твой, Слышу песню трехрядки твоей, Не грусти, мой желанный, родной, Что-нибудь поиграй веселей. Не грусти, не печалься, родной, Пусть огонь не погаснет в груди - Я в холодной землянке с тобой, И Победа нас ждет впереди.
(Звучит песня «В землянка»)
(Слайд 56-62) Учитель.
Жить без пищи можно сутки,  Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.
Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Теркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни.
Именно такую песню – шутку “На солнечной поляночке” создали в 1943 году композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов.
Нужно отметить, что композитор к тому времени был уже известным, написавшим такие популярные песни военных лет, как “Играй, мой баян” и знаменитый “Вечер на рейде”.
Что же касается Фатьянова, то двадцатитрехлетний поэт только начинал свой творческий путь.
- Как-то, - вспоминал композитор, - ко мне обратился солдат в кирзовых сапогах – красивый, рослый молодей, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочитал, встряхивая золотистой копной волос, свои стихи. Они мне понравились лиризмом, напевностью, юмором. Так состоялось мое знакомство с поэтом, перешедшее затем в творческое содружество.
Первоначально композитор написал песню в форме лирического вальса, мечтательного и задумчивого. Музыка получилась приятная на слух, она нравилась слушателям. Нравилась всем, кроме самого композитора.
Взыскательный мастер почувствовал, что песне недостает той жизнерадостности, веселья, удали, которыми проникнуты стихи Фатьянова. Ведь образ парнишки, который “на тальяночке играет про любовь”, чем-то близок тому же Теркину, никогда не унывающему воину, всегда готовому порадовать бойцов шутками и прибаутками.
- И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию.
На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим.
(Звучит песня “На солнечной поляночке”)
(Слайд 63-78) Учитель. На войне чувства, усиленные близостью смерти, находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды, надежды на то, что тебя любят, помнят и ждут
(Ученица Кустова Ксения читает стихотворение К.Симонова «Жди меня».)
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:– повезло.– Не понять не ждавши им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой – Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Учитель литературы (РадченкоЕ.С.)Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах»
Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации  как слишком личное; тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям. Впервые он читает его в октябре 1941 года на Северном фронте, своему товарищу  фотокору Григорию Зельме, и для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставя дату: «13 октября 1941 года, Мурманск». 9 декабря 1941 года он читает его в радиоэфире.
На основе отзывов в конце 1941  начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. Симонов пытался опубликовать стихотворение в газете «На штурм» (печатном органе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), и в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», где тогда работал, однако оба издания ему отказали. Впервые оно было напечатано в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на третьей полосе.
Как указывала литературовед [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], появление стихотворения Симонова в печати воспринималось как прорыв цензурных ограничений, поскольку в официальной поэзии предшествующего периода тема особенно сильной личной любви не приветствовалась.
По мнению литературоведа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «„Жди меня“ не только было похоже на заклинание по своему жанру, но и функционировало как таковое в социальной практике. Многократное прочтение этого стихотворения само по себе имело психотехническую функцию. Врач Слава Менделевна Бескина, работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть „Жди меня“»
(Звучит песня «Жди меня».)
(Слайд79-81) Учитель. Песни, как люди, имеют свою судьбу, свою биографию.
История создания всенародно любимой песни «Тёмная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссёру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Тёмная ночь».
Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Тёмная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается.
Первая матрица пластинки пострадала от слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Тёмная ночь» вышла только со второй матрицы.
Давайте вместе споем песню «Темная ночь».
(Слайд 82-83) Учитель. Вспоминая о песнях нельзя молчать и о стихах.
О стихах нашего с вами земляка великого поэта Кубани Евгения Александровича Котенко, который написал огромное множество строк о своей любимой малой Родине, о Краснодарском крае, о Кубани.
О мирной Кубани и о Кубани в годы Великой отечественной войны, о ее героях.
Послушайте поэму «Виктор Чаленко», которую нам прочтет Гордиенко Вера. ВИКТОР ЧАЛЕНКО
Поэма Завещание (вместо пролога)
Ейчанин Виктор Чаленко, юнга-доброволец, воспитанник Краснознамённой бригады морской пехоты Черноморского флота. За бесстрашие и отличие в бою награждённый орденом «Красной Звезды», сражаясь на Малой земле под Новороссийском, уничтожил пулемёт вместе с расчётом, но при этом погиб и сам. В кармане его бушлата нашли самодельную записную книжку в четырнадцать листочков. На двух страничках круглым, старательным ученическим почерком написано завещание:
«Если погибну в борьбе за рабочее дело, прошу политрука Вершинина и старшего лейтенанта Куницина зайти ко мне домой в город Ейск и рассказать моей старушке, что сын её погиб за освобождение своей родной страны.
Прошу мой комсомольский билет, орден и этот блокнот передать мамаше. Пусть хранит и вспоминает своего сына. Передайте ей бескозырку, пусть помнит сына-матроса.. Город Ейск. Ивановская,№ 35. Чаленко Таисия Ефимовна. Моряк от роду 15 лет Чаленко Виктор».
Всего неделю Виктор не дожил до своего семнадцатилетняя. Погиб 11 февраля 1943 года на Малой земле.
За подвиг на Малой земле комсомолец Виктор Чаленко награждён орденом «Боевого Красного Знамени» (посмертно).
Глава 8
Штормит прибой. Гремят раскаты.
С камнями слившись и с землёй,
В рассветном сумраке бушлаты
Идут на штурм, на смертный бой.

Идут наполнены отвагой,
Набатно ненависть гудит,
Опорный пункт фашистов - «Лагерь»
В бетон закован и гранит.

Торчит в горах луны огрызок,
Вонзённый в тучи, как кинжал,
Вот батальона чёрный призрак
Уже к траншеям добежал.

Уже дозорных бритошеих
Ножами сняли моряки.
Уже помчались по траншеям
Пуль смертоносных светляки.

Позалегли, как крысы, в норы,
С хмельным упорством на лице
Головорезы - гренадёры
Дерутся в огненном кольце.

Они спалили сёла Польши,
С мечом по Франции прошли,
Но не пройдут ни шагу больше
На этом краешке земли.

Внезапно плетью пулемёта
К земле прижало моряков.
Упал Воронин, вскрикнул кто-то,
Раскинув руки широко.

Лежат Вершинин и Кунипын,
А Витя Чаленко ползёт,
И сердце - пойманная птица –
В груди колотится и бьёт.

И он вскочил парнишка юркий,
С гранатой вскинута рука.
Скульптурно-ладная фигурка,
Бессмертный образ моряка.

Июль-август, 1982, Ейск.
Учитель. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Их авторы имеют возможность как бы с “высоты” последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни – воспоминания, песни – раздумья, песни – память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе.
Об одной из них хочется вам рассказать.
(Слайд 84-96) Ученик ( Новиков Юра): «Журавли» – это песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная.
В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках.
Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.
Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел актер и певец Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Он обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.
Через много лет Журавли в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии. Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочке с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.
Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто шел на штурм Грозного, и тем, кто сегодня стоит на защите нашей Родины.
(Слайд 97-110) Учитель литературы (Радченко Е.С.)
Эта песня известна скорее по первым строкам, чем по её названию. А называется она "Вечный огонь". Была написана композитором Рафаилом Хозаком на слова Евгения Агроновича. В кинофильме "Офицеры" её исполнил в 1971 году Владимир Златоустовский. Эта песня входила в репертуар многих популярных исполнителей, включая Марка Бернеса. В 2008 году эту песню спел Сергей Безруков в видеоклипе, сюжетом которого был телевизионный сериал "В июне 1941-го". Если не ошибаюсь, затем её также исполнил и Дмитрий Колдун.
(Звучит песня «От героев былых времен»)
(Слайд 111) Учитель. Почти семьдесят лет прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих своих сыновей и дочерей, которые могли бы жить, воспитывать своих внуков и правнуков.
Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества. Все это нашло отражение и в песнях о войне. Эти песни – свидетели тех героических лет.
А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.
(Слайд112-124) Учитель. Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется? (Ответы присутствующих.)
Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».
Учитель. Ребята, перед каждым из вас лежит чистый лист, как начало новой жизни. В память о погибших в годы ВОВ предлагаю вам написать на них слова благодарности тем, кто отстоял нашу землю и даровал нам мирное небо над головой, а свои потомкам напутственные слова, какими они будут выбирать вам.
Звучит песня «День победы», ребята на листах пишут послания потомкам и складывают их треугольником и укладывают в коробочку «сейф». Каждый год перед празднованием дня Победы мы на классном часе будем зачитывать письма выпускающегося класса.
Почти  70 лет назад закончилась война, и порой кажется, что мы забыли, какой ценой досталась нашим прадедам Победа, но это не так. Искусство вновь и вновь возвращает нас в военные годы.
Сегодня наш разговор завершен. Но мы вновь и вновь будем возвращаться к тем далеким дням, и пусть наша память передается следующим поколениям.
Использованная литература:
“Друзья-однополчане”
Рассказы о песнях, рожденных войной.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://kraj.by/img/content/news/
При подготовке и проведении классного часа использовались следующие песни:
«Священная война», муз. – А. Александров, сл. – В. Лебедев-Кумач;
«Землянка», муз. – К. Листова, сл.– А. Суркова; «Тёмная ночь», муз. – Н. Богословского, сл. – В. Агатова; “Вечер на рейде”,
муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина; «Моя любимая», муз. М. Блантера, сл. – Е. Долматовского; « На солнечной поляночке», муз. В.Соловьева-Седого, сл. - Алексея Фатьянова; «Журавли», муз. Я.Френкеля, сл. - Расула Гамзатова; «От героев былых времен», муз. Р. Хозака ,сл.- Е.Агроновича;
«День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. – В. Харитонова; стихотворение «Жди меня», К. Симонова; поэма «Виктор Чаленко», Е.А.Котенко.


15