Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н.

13 EMBED Package 1415
Рабочая программа
по предмету «Обществознание. 5 класс»
на основе УМК Боголюбова Л.Н.



I.Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе:
Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Закона об образовании в Республике Мордовия; от 8 августа 2013 г. N 53-З
Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Школьного учебного плана МОУ «СОШ №22» на 2015-2016 учебный год;
Положения МОУ «СОШ №22» о структуре и разработке рабочих программ;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Базисный учебный план (утв. Приказом Минобрнауки РФ № 1312 от 09.03.2004г.);
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
I.I.Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание
I.II.Общая характеристика учебного предмета
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. «Обществознание» учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
При разработке содержания курса учитывались не только особенности психологии пятиклассников, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по «Окружающему миру», характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществоведения в 5 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществоведение», то прежде всего нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков.
Как и переход из дошкольного детства в младший школьный возраст, подростковый период называют критическим, переломным, трудным. Если приход дошкольника в школу связан с возникновением новых социальных ролей (ученик, школьник), с другой деятельностью (учебной), с системой других взаимоотношений (член классного коллектива), то подростковый возраст характеризуется иной, принципиально важной тенденцией  переходом из детства к взрослости. Все стороны развития (физического, интеллектуального, нравственного и др.) подчиняются этой тенденции.
Почему это новообразование становится главным для подросткового возраста? У подростка возникает ощущение, что он уже не ребенок, он чувствует себя другим, ему хочется скорее стать взрослым, скрыто или явно он уже отвергает свою принадлежность к детям (я не маленький!). Растет его сознание, на более высоком уровне находится ответственность, целеустремленность, самостоятельность, умение контролировать свои поступки и деятельность.
Подросток становится более активным участником жизни взрослых, особенно в семье: на нем лежат определенные обязанности, часто весьма серьезные (прогулки с малышом, уборка квартиры, уход за животным, мелкий ремонт одежды, приготовление пищи и др.). Ученики дежурят по классу, по школе, активно участвуют в субботниках, играют с младшими школьниками, опекают дошкольников.
Меняется и отношение взрослых к подросткам: непосредственная опека заменяется советами, а поручения принимают характер обязанностей. Изменяется стиль общения, он приобретает черты равноправного обсуждения проблемы.
Вместе с тем процесс взросления часто скрыт, проявляется не в явной форме. Внешние проявления 1011-летних подростков еще очень похожи на поведение младших школьников: они любят играть в шумные игры, проказничать; они непоседливы и активны; часто совершают поступки, не думая об их последствиях. Неправильно понятая самостоятельность оборачивается некоторым анархизмом поведения, что вызывает раздражение взрослых и часто их неправильную реакцию. Это явление М. Горький называл «глупое молодечество», приводя примеры из своего детства, когда он поднимал непосильные тяжести «в прямом и переносном смысле, физически и духовно, и только благодаря какой-то случайности не надорвался насмерть, не изуродовал себя на всю жизнь».
Младший подросток уже перестает принимать на веру слова взрослого, часто подвергает их сомнению, и это нужно рассматривать как достоинство становления личности школьника и использовать его во благо.
Почему это так важно? Это дает возможность развивать критическое мышление, которое является условием формирования неординарной, творческой, целеустремленной личности, сильного характера. Биографии выдающихся людей показывают, что никто из них не был конформистом. Умение сомневаться, искать другие пути в творческой деятельности было характерно для этих людей и позволило им перейти из разряда «обыкновенных» в разряд «гениальных».
На страницах учебника идет разговор о том, как нужно относиться к людям, приводятся примеры добрых, благородных поступков, рассказывается о духовной связи людей между собой. Тут же обсуждаются проблемы: бывают ли люди бесчеловечными? Каковы причины людской злобы, жадности, ненависти? Что должно стать правилом поведения в обществе  человеколюбие или недоброжелательность и вражда?
Пятиклассникам предоставляется право высказать свое мнение о проблемах доброты, нравственности, всем вместе ответить на вопросы: почему правила морали живут много тысяч лет? Каких людей на свете больше  добрых или злых? Какие черты доброго человека ты считаешь самыми главными? Почему? Такой методический подход отражен и в других главах учебника. В учебнике постепенно усложняются подобные задания. Например, дети обсуждают такие сложные понятия, как смелость идобро, подходят к элементарному пониманию философской мудрости скажи, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, кто ты.
Назначение обществоведческого курса в основной школе содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Опираясь на положения концепции обществоведческого образования в условиях модернизации содержания общего среднего образования, данная программа является элементом целостной системы. Она преемственна содержанию обществоведческого образования в начальной школе.
Данная программа учитывает, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о большой и малой родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, о правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, общественном месте, о правилах взаимоотношений между людьми, о составе семьи, родословной, об отношении к природе, образцах позитивного поведения. Задача данной программы закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.
В 5 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс строится с учетом того, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и привычке просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Предлагаемая программа ориентирована на развитие моральных суждений, которое, по данным психологов, в это время осуществляется на конвенциональном уровне. Моральные нормы своей референтной группы: семьи, класса, компании усваиваются и соблюдаются ребенком некритично, как истина в последней инстанции. Норма выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности нормы, как таковой. Действия на основе узаконенных группой правил поведения дают ребенку основания считать себя «хорошим». Эти правила, не выработанные самим ребенком, не являются итогом его свободного выбора, а принимаются как норма той человеческой общности, с которой ребенок идентифицируется. Задача обществоведческого курса содействовать становлению позитивных моральных установок.
Еще одной особенностью данной программы является ориентация на современные представления о развитии личности ребенка в возрасте 11 14 лет. В этот период партнером ребенка становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, наставнике. Вместе с ним растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания: в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Ведущим новообразованием этого периода является «чувство взрослости». Через него подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для подражания, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Инициатива общества в этом процессе проявляется в предъявлении социальных ожиданий взросления (ценностей самостояния, самоопределенности). Инициатива отроков в постановке задач самоопределения требует совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате происходит разрушение отношений зависимости, возникает возможность построения отношений равенства. Вот почему в содержание курса включены значимые для актуальной и перспективной жизни подростков объекты и явления, ситуации, рассмотрение которых в процессе индивидуальной групповой работы призвано помочь становлению субъектности.
Особая роль в становлении эмоциональной сферы подростков, необходимого условия развития человека как личности, принадлежит 58 классам.
Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности, и поэтому они воспринимаются эмоционально.
Программа 5 класса является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в. начальной школе, с другой стороны, вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему.
Первая тема курса «Человек» раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. Она ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Тема позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, включая такие качества человека, как альтруизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливостьи мягкость в обращении; доброжелательность к другим людям; отзывчивость на чужое горе и радость.
Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в исполнении долга; патриотизм, любовь к родине; свободолюбие; стремление к независимости.
Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание таким качествам человека, как: бережливость, экономность, умеренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добросовестность, усердие.
Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.


Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 34ч.

II. Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



III.Содержание курса


5 класс (34часа)
Тема 1. «Человек» (6 ч)
Введение.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Практикум.
Тема 2. «Семья» (7ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум
Тема 3. «Школа» (7 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум.
Тема 5. «Родина» ( ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Практикум.



VI. Тематическое планирование.

п/п
Тема
Основное
содержание
Виды учебной деятельности

1
Вводный урок.

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения.


2-6
Тема 1. Человек.
Загадка человека. Отрочество – особая пора жизни. Учимся общаться. Практикум.
Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Уметь общаться в группе знакомых и знать правила общения с незнакомыми людьми.

7-13
Тема 2. Семья.

Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободное время Учимся распределять своё время. Практикум.
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи Характеризовать совместный труд членов семьи.Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.


14-20
Тема 3. Школа.
Образование в жизни человека. Образование и самообразование. Одноклассники, сверстники, друзья.Практикум. Учимся дружно жить в классе.


Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования.Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.


21-25
Тема 4. Труд.

Труд – основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Практикум. Учимся творчеству
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную
и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества.



26-33
Тема 5. Родина.

Наша Родина Россия. Государственные символы России. Гражданин России. Учимся быть достойными гражданами. 1 Мы – многонациональный народ. Учимся уважать людей любой национальности. Практикум.
Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ 1 Мы – многонациональный народ. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российског общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.


34
Итоговый урок.

Подведём итоги. Итоговое повторение. Защищаем проект.
Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе. Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности. Уметь сознательно организовать проектную деятельность на доступном уровне

Итого: 34урока


IV. Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:
УМК
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.
Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература для учащихся:
"Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Дополнительная литература для учителя:
Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Электронные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Примечание

С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход с учетом их психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития , на основании Письма МОиН РФ от 18.04.08г.; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами».
При подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с современной жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ОВЗ особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Учет особенностей детей с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение: а) подробное объяснение нового материала; б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий; в) осуществление обратной связи ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.
Для эффективного усвоения учащимися с ОВЗ учебного материала по истории в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: ряд вопросов излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. Для таких детей критерии оценивания снижены.
В программу могут быть внесены изменения в связи с морозными днями.

Календарно-тематическое планирование

№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Основные элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий
Формы и виды контроля
Домашнее задание
Работа с








Детьми ОВЗ

1.
Введение
1
Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.
Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Познавательные УУД
Извлекать информацию из текста
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий
Устный опрос
С. 3-8
Ознакомление с новым материалом

2.
Человек родился
1
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.
Личностные УУД
Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.
Познавательные УУД
Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД
Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»
Регулятивные УУД
Составлять свой план текста
Устный опрос
Работа с текстом учебника по вопросам
П. 1, зад. 4 рабочая тетрадь
Ознакомление с новым материалом

3.
Что такое наследственность.
1
Наследственность
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом.
Познавательные УУД
Определять незнакомые слова и находить их значение.
Коммуникативные УУД
Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.
Регулятивные УУД
Составлять план и выделять основные смысловые части текста.
Устный опрос
Творческое задание
П. 1, зад. 2 рабочая тетрадь
Работа с текстом учебника

4.
Отрочество – особая пора жизни.
1
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.
Личностные УУД
Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.
Познавательные УУД
Описывать отрочество как особую пору жизни.
Самостоятельно составлять схему правил общения.
Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.
Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.
Коммуникативные УУД
Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».
Регулятивные УУД
Оценивать результатов работы.
Опрос
П. 2, зад. 3 рабочая тетрадь
Работа с р.т.

5.
Самостоятельность – показательвзрослости.
1
Самостоятельность – показатель взрослости.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
Познавательные УУД
Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.
Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
Коммуникативные УУД
Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».
Регулятивные УУД
Прогнозировать свой результат
Опрос
П. 2, зад. 4
Рабочая тетрадь
Работа по вопросам

6.
Практикум по теме «Человек».
1
Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.
Познавательные УУД
Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.
Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.
Коммуникативные УУД
Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план текста
Тестовые задания

Повт. Гл. 1, зад. 6-8
Рабочая тетрадь
Работа по карточкам

7
Семья – ячейка общества
1
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Личностные УУД
Составить свой кодекс семейных отношений
Познавательные УУД
Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
Коммуникативные УУД
Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.
Регулятивные УУД
Вносить коррективы в план
Составить родословное дерево;
текущий
П. 3, зад. 1, 2
рабочая тетрадь
Ознакомление с новым материалом

8
Семейные заботы
1
Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Извлекать и преобразовывать текущую информацию
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов
Коммуникативные УУД
Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.
Регулятивные УУД
. Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи.
Составить таблицу, разгадать кроссворд;
промежуточный
П.3, зад. 3 -6 рабочая тетрадь

Просмотр презентации, беседа

9.
Семейное хозяйство
1
Распределение обязанностей. Обязанности подростка.
Личностные УУД
Формировать свою позицию
Познавательные УУД
Готовить рассказ о роли техники в быту.
Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
Характеризовать совместный труд членов семьи
Коммуникативные УУД
Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы
Моделирование ситуации, их анализ
промежуточный
П. 4, зад. 1- 4
рабочая тетрадь
Работа с текстом учебника

10.
Дому нужен хозяин
1
Рациональное ведение хозяйства
Личностные УУД
Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства
Познавательные УУД
Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.
Устанавливать соответствие между понятиями и определениями
Коммуникативные УУД
Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов».
Регулятивные УУД
Контролировать что хотели бы получить и что получили.
Составить семейный бюджет;
Творческое задание
П. 4, зад. 1- 4
рабочая тетрадь
Беседа

11.
Свободное время
1
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение .
Познавательные УУД
Определять основную мысль текста.
Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно
Коммуникативные УУД
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своего рабочего дня и выполнять его
Вносить коррективы в план.
Создать проект «Свободное время школьника;
Творческое задание

П. 5, зад. 1- 3
рабочая тетрадь

Описать, чем ты любишь заниматься в свободное время

12.
Что такое хобби?
1
Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение .
Познавательные УУД
Составлять на основе текста таблицу
. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
Характеризовать значимость здорового образа жизни.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Регулятивные УУД
Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности
Составить таблицу «хобби: причины возникновения и виды»;
текущий
П. 5, зад. 4- 5
рабочая тетрадь

Работа с учебником, описание своего хобби.

13.
Практикум по теме «Семья»
1
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Составлять вопросы к тексту, документу.
Коммуникативные УУД
Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.
Подготавливать рассказ по группам.
Регулятивные УУД
Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.
Проверять и оценивать результаты работы.
Тестовые задания
Повт. Гл. 2;
, зад. 6- 8
рабочая тетрадь

Работа по карточкам

14
Образование в жизни человека
1
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу
Познавательные УУД
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений
Опрос
Составить синквейн «Школа»
П. 6, зад.2 рабочая тетрадь
Ознакомление с новы материалом,составление вместе с классом синквейна «Школа»

15
Профессия - ученик
1
Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата.
Познавательные УУД
Объяснять смысл пословиц о школе.
Заполнять схему «Чему можно научиться»
Извлекать информацию из текста
Коммуникативные УУД
Выполнять проект «Наш класс».
Регулятивные УУД
Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».
Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение.
Опрос

П. 6, зад. 5 рабочая тетрадь
Работа в р.т.

16
Образование и самообразование
1
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника.
Личностные УУД
Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.
Познавательные УУД
Характеризовать учебу как основной труд школьника.
Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Осознавать качество и уровень подготовки.
Опрос
Письменные задания
П. 7, зад. 7 рабочая тетрадь
Работа с текстом учебника

17
Самообразование – путь к успеху
1
Учение вне стен школы. Умение учиться.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение.
Познавательные УУД
Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе.
Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры.
Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании».
Размышлять на тему»Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективно обсуждении проблем
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
Опрос
Творческое задание
П. 7, зад. 6 рабочая тетрадь
Беседа на основе прочитанного параграфа.

18
Одноклассники, сверстники, друзья
1
Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение.
.Познавательные УУД
Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе
Коммуникативные УУД
Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе
Регулятивные УУД
Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.
Проверять и оценивать результаты работы
Опрос
Творческое задание
П. 8. зад.1 рабочая тетрадь
Беседа по параграфу.

19
Слово не воробей
1
Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Извлекать информацию из текста.
Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей.
Коммуникативные УУД
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД
Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее.
Опрос
Письменные задания
П. 8. зад.5 рабочая тетрадь
Беседа, проверка знаний поговорок по данной теме.

20
Практикум по теме «Школа»
1
Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.
Познавательные УУД
Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.
Коммуникативные УУД
Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
Тестовые задания
Письменные задания
Повт. Гл3,зад. 4-7 рабочая тетрадь
Работа по карточкам.

21
Труд – основа жизни
1
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».
Составлять синонимы со словом «Труд».
Коммуникативные УУД
Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.
Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.
Регулятивные УУД
Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.
Составлять свои правила труда.
Составить кластер «Труд»
Опрос
Письменные задания
П. 9,
Зад.2,3 рабочая тетрадь
Ознакомление с новым материалом.

22
Как оценивается труд
1
Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение
Познавательные УУД
Различать материальную и моральную оценку труда.
Заполнять схему «Источники богатства».
Приводить примеры благотворительности и меценатства
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.
Коммуникативные УУД
Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.
Регулятивные УУД
. Проверять и оценивать результаты работы
Опрос
Письменные задания
П. 9, зад. 4-6 рабочая тетрадь
Просмотр презентации, беседа данной теме.

23.
Труд и творчество
1
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.
Личностные УУД
Давать характеристику своей трудовой деятельности.
Познавательные УУД
Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.
Объяснять смысл пословиц о труде.
Коммуникативные УУД
Оформлять выставку на тему «Труд и красота».
Регулятивные УУД
Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.
Проверять и оценивать результаты работы
Опрос
Письменные задания
П.10,
зад 2
рабочая тетрадь
Беседа на тему разницы в труде человека и животных.

24.
Что такое творчество
1
Творческий труд. Творчество в искусстве.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал..
Познавательные УУД
Составлять синквейн со словом «Творчество»
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Коммуникативные УУД
Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы..
Регулятивные УУД
Проверять и оценивать результаты работы
Составить словарик темы
Творческое задание
П. 10, зад.3,4 рабочая тетрадь
Работа с параграфом, ответить на вопросы «Любишь ли творчество деятелей искусств и почему?», «Творческий ли ты человек?»

25.
Практикум по теме «Труд».
1
Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
Личностные УУД
. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.
Познавательные УУД
Извлекать информацию из текста
Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд
Коммуникативные УУД
Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.
Проверять и оценивать результаты работы.
Тестовые задания
Творческие задания
Повт. Гл. 4, зад.7-9 рабочая тетрадь
Работа по карточкам

26.
Наша Родина – Россия.
1
Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.
Познавательные УУД
Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как многонационального государства.
Объяснять значение русского языка как государственного.
Отбирать информацию из источника.
Подбирать синонимы к слову «Родина».
Коммуникативные УУД
Распределять задания по группам
Регулятивные УУД
Осознавать качество и уровень усвоения.
Составить синквейн со словом «родина»
Опрос
П. 11, зад.1 -4 рабочая тетрадь
Ознакомление с новы материалом, просмотр фильма, беседа.

27.
Что значит быть патриотом
1
Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.
Познавательные УУД
Извлекать информацию из текста.
Объяснять смысл пословиц.
Приводить примеры проявления патриотизма
Коммуникативные УУД
Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы.
Составить кластер «Патриот»
Творческое задание
П. 11, зад. 5-7 рабочая тетрадь
Работа с текстом учебника, просмотр презентации.

28..
Государственные символы России.
1
Государственные символы России.
Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Личностные УУД
Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.
Познавательные УУД
Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.
Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.
Извлекать информацию из текста.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Проверять и оценивать результаты работы.
Опрос
Творческое задание
П. 12.зад.1,2 рабочая тетрадь
Просмотр фильма, работа в р.т.

29.
Государственные символы России.
1
Государственные символы России.
Флаг, гимн.
История государственных символов
Личностные УУД
Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ.
Познавательные УУД
Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна.
Коммуникативные УУД
Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы.
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений
Опрос
Письменные задания
П. 12, зад.3, 4 рабочая тетрадь
Описать государственные символы России.

30.
Гражданин России
1
Гражданин – Отечества достойный сын
Личностные УУД
Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.
Познавательные УУД
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»
Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы
Опрос
Творческое задание
П. 13. зад.3
Рабочая тетрадь

Просмотр фильма, работа в р.т.

31.
Права и обязанности граждан России
1
Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны.
Познавательные УУД
Отбирать информацию из источника.
Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.
Коммуникативные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Регулятивные УУД
Оценивать результаты работы
Составить схему «Права и обязанности граждан»
Письменные задания
П. 13, зад. 1,2,4 рабочая тетрадь
Ознакомление с новым материалом,беседа.

32.
Мы – многонациональный народ
1
Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.
Личностные УУД
Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.
Познавательные УУД
Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.
Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.
Извлекать информацию из текста.
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Коммуникативные УУД
Выполнять проект »русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.
Регулятивные УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.
Опрос
Работа с картой по заданиям
П. 14. зад. 1, 3-5 рабочая тетрадь
Рассказать о своей национальности(опережающее задание)

33
Многонациональная культура России
1
Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Личностные УУД
Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.
Познавательные УУД
Заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.
Коммуникативные УУД
Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему »Обычаи народов России», разделившись на группы.
Регулятивные УУД
Прогнозировать какой будет результат.
Составить словарик темы
Письменные задания
П. 14, зад. 6,7 рабочая тетрадь

Просмотр фильма, беседа по нему.

34
Практикум по теме «Родина»
1
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям.
Личностные УУД
Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.
Познавательные УУД
Работать с учебником и дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД
Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».
«Участие гражданина в делах государства».
«Главные обязанности гражданина».
Регулятивные УУД
Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
Тестовые задания
Самостоятельная работа
Повт. Гл. 5, зад. 8-11 рабочая тетрадь
Работа по каточкам

ИТОГО: 34 ЧАСА























15