Рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2. ..
Рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова,
ФГОС-2. ... ПоляковаА.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы А.В. Поляковой, дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова . Для реализации программы используется учебник А.В. Поляковой «Русский язык», учебник для 1 класса, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Рабочая программа по русскому языку для первого класса рассчитана на 50 часов (10 недель по 5 часов).
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий их номинативной функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержание курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
Материал программы для 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос слов, большая бука в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после букв согласных ж, ш, ч, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонки и глухих согласных на письме.Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать:
гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия;
твёрдые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
употребление прописной буквы в именах собственных;
алфавит;
звонкие и глухие парные и непарные согласные;
правописание буквосочетаний жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
иметь представление:
о грамматических группах слов;
о различии предложений по цели высказывания;
о признаках текста и его оформлении;
об основных признаках согласных звуков и букв;
должен уметь:
различать гласные и согласные звуки;
различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, ю, я, и, ь;
различать твёрдые и глухие согласные звуки;
находить границы предложения;
отличать предложение от слова;
делить слова на слоги;
определять место ударения в слове;
применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
находить в предложении главные члены;
ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;
писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема,
раздел Кол-во
часов Базовые знания Планируемые результаты Виды деятельности учащихся Виды контроля
Основные предметные умения УУД 1-5 Речь устная и письменная.
5 Речь. Речь устная и письменная. Средства устной и письменной речи. Слово, словосочетание, предложение. Знаки препинания в конце предложений. Построение предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Слова однозначные и многозначные.
Различать устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) формы речи; средства устной и письменной речи (в рамках изученного). Различать звуки речи. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах. Выполнять звукобуквенный разбор слова по данному в учебнике образцу. Использовать небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания.
Понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи. Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произношения. Раздельно писать слова при списывании. Употреблять прописную букву в начале предложения.
Находить опасные места при оформлении предложения. Личностные:
ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу; ориентироваться в нравственном содержании поступков; развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять знание основных моральных норм поведения. Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике; пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка, выделять их отличительные признаки; находить в тексте ответ на поставленный вопрос; осуществлять синтез (как составление целого из его частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию языкового материала по заданным основаниям; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); подводить анализируемые объекты под понятие; устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости;
договариваться, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание. Освоение правил работы с заданиями и предложениями. Различение предложения и слова по внешним признакам. На практическом уровне определение существенных признаков предложения: законченность мысли и особенности интонации конца. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Определение количества слов в предложении. Членение предложения на слова. Наблюдение зависимости цели произношения предложения, его интонации и знака в конце. Выделение (маркировка) в предложении «опасных мест» при его записи (написание с большой буквы первого слова, пробелы между словами, знаки препинания в середине и конце предложения). Наблюдение за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения при распространении предложения.
Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике: выбор поведения, речевых средств, адекватных роли. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения. Упражнение в понимании письменной речи и владении ею.
Опрос. Наблюдение. Тест.
6-22 Звуки и буквы.
Ударение.
Большая буква в именах собственных.
17ч Понятие «звук», «буква». Гласные, согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия. Слог. Слоговая структура слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Правило деления слов на слоги. Правила переноса слов. Ударение. Словообразующая функция ударения. Гласные ударные и безударные. Имена собственные и нарицательные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях географических объектов. Понятие орфограммы. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Дифференцировать звуки языка. Отличать понятия «звук» и «буква». Осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных.
Называть ударные, безударные гласные.
Производить звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу.
Применять правила переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса.
Обозначать мягкость согласного звука с помощью гласных и мягкого знака. Различать функции йотированных гласных.
Уметь пользоваться алфавитом.
Отличать слово от набора букв и слога. Соотносить цель предложения, его интонацию произношения и знак в конце. Писать предложения под диктовку, составлять их схемы. Подбирать предложения к данной схеме.
Составлять предложение из слов, данных в начальной форме.
Восстанавливать деформированные тексты, состоящие из простых коротких предложений. Личностные:
ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять знание основных моральных норм поведения. Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,
действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты языка, выделять их отличительные признаки, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, активизировать словарь при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет...). Осуществлять синтез (как составление целого из его частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию языкового материала по заданным основаниям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости,
договариваться, приходить к общему решению,
формулировать собственное мнение и позицию, строить понятное для партнера высказывание.
Классификация звуков по заданному основанию (твердые- мягкие, звонкие-глухие согласные звуки).
Определение наличия заданного звука в слове. Различение звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Группировка звуков по их характеристике. Анализ слов с целью определения признаков ударения в русском языке.
Соотнесение количества звуков и количества букв в слове, объяснение причины их расхождения.
Определение количества слогов в слове. Классификация слов по количеству слогов. Сравнение деления слов на слоги и для переноса. Моделирование звукового состава слова (с использованием схемы слова).
Анализ звукового состава слова. Соотнесение звука и соответствующей буквы. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки: буквы гласных как показатели твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.
.
Выполнение звукобуквенного и фонетического анализа слова по данному в учебнике образцу.
Составление в алфавитном порядке списков заданных слов. Применение знания алфавита при пользовании словарями.
Сравнение лексического значения многозначных слов и слов-омонимов с целью определения смыслоразличительной функции ударения. Объяснение значения слов с опорой на контекст.
Ознакомление с толковым, этимологическим, орфографическим и орфоэпическим словарями.
Накопление опыта использования русского языка как средства межнационального общения в России. Наблюдение учителя.
Опрос.
Тест.
Самостоятельная работа. Контрольная работа.
23-31 Правописание согласных звуков. 9 Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. правописание сочетаний жи—ши, ча—ша, чу—шу. чк. чн, шн.
Признаки звонких и глухих согласных звуков. Парные и непарные согласные звуки. Правило правописания парных звонких и глухих согласных в конце слова.
Выделять в слове непарные твердые и мягкие согласные. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Находить в словах сочетания чк, чн, щн. Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, подбирать примеры слов с такими сочетаниями
Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, при списывании абзац и знаки препинания. Определять сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, опасных мест при написании слов и предложений. Выделять в слове орфограммы.
Анализ предложения (текста): находить слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, чн, чк, щн; запись слов с данными сочетаниями. Наблюдение за написанием сочетаний чн, чк, щн. Формулирование выводов относительно правописания слов с этими сочетаниями. Поиск и исправление ошибок в предложениях, тексте на изученные орфограммы. Классификация согласных звуков по звонкости и глухости. Сравнение произношения и обозначения на письме парных согласных в конце слова. Подбор проверочного и проверяемого слова путем изменения формы слова. Контроль своих действий при обозначении парных согласных звуков в конце слова на письме. Наблюдение учителя.
Опрос.
Тест.
Самостоятельная работа. Контрольная работа.
32-41 Слово. Части речи. Словосочетание. Корень слова. Родственные слова. 10 Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Признаки частей речи в грамматике: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Имя существительное, значение и употребление. Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление. Предлоги. Отличие предлогов от приставки. Роль предлогов в предложении. Правило правописания предлогов со словом.
Понятие о словообразовании. Слова близкие и противоположные по смыслу. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Осознавать слово как единство звучания и значения. Осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения и текста. Иметь представление о лексическом и грамматическом значении слов.
Понимать смысловые связи слов в предложении и тексте.
Употреблять в соответствии с ситуацией этикетные слова.
Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное их значение. Находить близкие и противоположные по значению слова среди данных слов.
Узнавать, родственные (однокоренные) слова. Находить у однокоренных слов корень. Различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и слова, близкие по значению (синонимы).
Различать грамматические группы слов: самостоятельные (знаменательные), слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета, слова-указатели; служебные слова (без дифференциации).Различать слова в форме ед. и мн. числа, муж., жен. и ср. рода. Опознавать имена сущ. одушевленные и неодушевленные, собственные. Различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» Набирать опыт соотнесения имени существительного и слова-указателя на этот предмет. Устанавливать связи слов в предложении при помощи "вопроса; по заданному вопросу устанавливать связи слов в предложении.
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности,
иметь представление о причинах успеха в учебе,
сохранять интерес к учебному материалу,
переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций,
проявлять знание основных моральных норм поведения,
оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успеш ности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в учебном материале,
проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях,использовать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме,
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из его частей, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,
обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку),
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи,
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения,
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению,
использовать в общении правила вежливости,
принимать другое мнение и позицию,
формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Различение слова и обозначаемого им предмета, действия или признака. Н Различение слов по их грамматическому значению (слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета) и соответствующих вопросов. Наблюдение за словами, обозначающими одушевленные и неодушевленные предметы. Определение грамматических признаков слов, обозначающих предметы (одуш./неодуш., собств., род, число). Составление предложения с заданным словом. Выделение предлогов в предложении. Наблюдение за «работой» предлогов в речи. Составление предложений с предлогами. Составление предложений по рисунку. Совместное обсуждение признаков родственных слов при их сравнении со словами, включающими омонимичный корень (водитель, водяной), с формами слов, с синонимами. Наблюдение за образованием однокоренных слов. Различение однокоренных слов и формы одного и того же слова. Подбор однокоренных слов к данному. Группировка слов по общему значению и как родственные. Составление предложений небольших текстов, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).Объяснение значений слов с опорой на контекст. Нахождение в речи и самостоятельное употребление слов и словосочетаний с прямым и переносным значением, с близким и противоположным по смыслу значением. Группировка слов по тематическому признаку. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств в разных условиях устного общения в соответствии с совместно выработанными критериями. Наблюдение учителя.
Опрос.
Тест.
Самостоятельная работа. Контрольная работа.
42-50 Предложение и текст. Секреты речи. 9ч Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Знаки препинания в конце предложений. Роль предложений с различной интонацией в речи.
Признаки текста – целостность и законченность сообщения. Заглавие, как отражение главной мысли или темы текста. Смысловая связь предложений в тексте. Красная строка. Абзац, как часть текста. Монолог. Диалог. Пословицы, поговорки. Их смысл. Эмоциональная лексика, выражающая чувства. Междометия. Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слов. Понимать различие между словом, предложением и текстом. Формулировать существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца. Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные; по интонации.восклицательные.
Правильно оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (.?!), слова пишутся раздельно. Составлять схемы предложений под диктовку. Понимать различие между набором предложений и текстом.
Иметь представление о существенных признаках текста.
Составлять текст из набора предложений Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Применять на практике умение звукобуквенного разбора слов с характеристикой гласных и согласных звуков; различать слова по их грамматическому значению; применять изученные правила правописания, в том числе написание словарных слов.
Сравнение слова с предложением. Сравнение набора слов с предложением. Сравнение слова с предложением из одного слова. Различение предложений по цели высказывания и по интонации. Восстановление предложения из слов, данных в начальной форме. Моделирование предложения, распространение и сокращение предложения в соответствии с изменением модели.
Наблюдение изменения смысла предложения при распространении другими словами.
Подборка пропущенных в предложении слов, ориентируясь на смысл высказывания. Составление предложения по его началу. Членение непунктированного текста на предложения. Упражнение в правильности оформления предложений. Сравнение набора предложений с текстом. Наблюдение и установление смысловой связи между предложениями в тексте. Составление текста с опорой на рисунок, пиктограмму, план. В ходе работы над предложением и текстом обобщение материала по фонетике, орфоэпии, графике; лексике, морфологии, орфографии и синтаксису. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература для учителя:
Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык. Рабочие пограммы.1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 20011.
Полякова А.В. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение. 2012.
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Составители Нечаева Н.В., Бухалова Сю.В. – Самара: Издательский дом «Федоров». 2011.
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.