Технологическая карта по географии на тему Строение земной коры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Конспект урока в 7 а классе на тему:
«Строение земной коры»
Учитель географии и биологии
Пахомова Яна Александровна
2016 г.
Дата проведения урока: 11.09.2016
Класс – 7а
Тема урока: «Строение земной коры»
Цель: Сформировать представление о происхождении на Земле материков и океанов, о литосферных плитах и их движении.
Задачи:
Образовательная (формирование познавательных УУД):
- познакомить учащихся с особенностями строения земной коры, с историей развития литосферы и тосновными положениями теории дрейфа материков;
- объяснять основные географические явления и процессы в литосфере;
- дать представление о крупных литосферных плитах, складчатых областях и их границах;
- объяснять причины изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит.
Развивающая ( формирование регулятивных УУД) :
- продолжать развивать основы географической культуры личности иобучение географическому языку;
- продолжить развивать умения использовать различные источники географической информации, прежде всего карты;
- продолжить развивать у учащихся умение работать самостоятельно, оценивать результат своей деятельности;
- продолжать развивать у учащихся познавательную и эстетическую культуру как способность к эмоционально-ценностному отношению к объектам и явлениям природы.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- продолжать воспитывать представление о необходимости самого бережного отношения к природе;
- продолжать воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру;
- продолжить воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к мнению имировоззрению другого человека.
Планируемые результаты
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к географии;
- коммуникативно компетентен при общении с учителем и со сверстниками.
Метапредметные:
- умение ставить цели изучения нового материала, делать выводы по ходу урока;
- анализировать и синтезировать информацию;
- формировать навык прогнозирования, как предвидения будущих событий;
Предметные:
-изучают новый материал;
- выявляют следствия движения литосферных плит;
-устанавливают соответствие форм рельефа разным участкам литосферных плит;
- дают прогноз, как изменится географическая карта в будущем;
- находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения литосферы Земли;
- определяют по карте подвижные, активизированные и устойчивые области земной коры;
- вычерчивают контуры современных литосферных плит в контурных картах
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах.
Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, ЭОР, обучение в сотрудничестве.
Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран.
Основные термины и понятия:
океаническая земная кора, материковая земная кора, осадочный слой горных пород, гранитный слой горных пород, базальтовый слой горных пород, гипотеза дрейфа материков, Пангея, Лавразия,Гондвана, литосферная плита, Срединно-Атлантический хребет
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент.
Приветствие. (1 мин)
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, организует внимание. Учащиеся приветствуют учителя.
Целеполагание и мотивация (7 мин)
Создание проблемной ситуации
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
Ребята, скажите, что у меня в руках?
Что мы видим на нем?
Вся жизнь человека происходит на поверхности нашей планеты. По этой поверхности мы ходим, бегаем, даже копаем ее, правда, неглубоко.
Давайте вспомним, из каких основных слоев состоит наша планета?
Ребята, как вы думаете, как называется слой Земли, лежащий у вас под ногами?
Что вы уже знаете о земной коре?
Хорошо, а чтобы дальше продолжить разговор о земной коре, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Слайд 2 Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Он был исследователем севера – Гренландии. Именно там в своей третьей экспедиции он погиб. Но главный его научный труд касался геологии – науки о строении земной коры. Сейчас мы просмотрим с вами видеофрагмент*
Учитель включает видеофрагмент, в котором рассказывается, как ученый, читая научную литературу о флоре и фауне материков заметил, что на разных материках нашли идентичные останки растений и животных, что по обеим сторонам атлантического океана схожи очертания материков. внимательно изучаябереговые линии материков, Альфред впервые выдвинул теорию о дрейфе континентов.
Учитель помогает учащимся в создании проблемную ситуацию.
Какие вопросы у вас возникли, просмотрев данный видеофрагмент? Почему?
А что мы сейчас с вами узнали?
Помогает учащимся при формулировке темы и цели.
Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?
Тема нашего урока так и называется «строение земной коры» - запишите в тетрадь. Слайд 3
А как вы думаете, все ли вы знаете о земной коре?
Каких знаний не хватает?
Итак, цель нашего урока разобраться, почему происходит движение земной коры.
Слушают учителя.
Предполагаемые ответы учащихся.
Глобус-уменьшенная модель земного шара.
Очертание Земли-материки и океаны.
Предполагаемые ответы учащихся.
(Ядро, мантия, кора) Слайд 1
(Земная кора).
(земная кора-твердая оболочка Земли, верхняя часть литосферы, бывает двух типов - океаническая и материковая)
Смотрят видеозапись о дрейфе материков
Учащиеся формулируют проблему
Предполагаемые вопросы учащихся:
- почему дрейфуют континенты;
- когда это началось;
-почему Альфред Вегенер выдвинул данную гипотезу?
(Что на разных континентах проживали идентичные виды растений и животных; что очертания материков схожи; предположил, что континенты разошлись)
Формулируют с помощью учителятему и цель урока.
Предполагаемые ответы учащихся
- как устроена земная кора;
- из чего она состоит;
-строение земного шара;
-строение земной коры.
(нет.)
Ученики формулируют проблемный вопрос!
(мы не знаем почему материки переместились; почему земная кора движется?
познавательные:
работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
коммуникативные:
умение выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество.
регулятивные: целеполагание к определенному заданию.
Знакомство с новой темой (решение проблемной ситуации) (15мин)
Для того чтобы достичь нашей цели, нам необходимо ответить на проблемный вопрос « в чем причина движения земной коры.Для этого я вас попрошу разделиться по 5 чел на 5 групп.
Далее учитель раздает листы оценивания каждому учащемуся.
Я попрошу вас их подписать и отложить в сторону.
После распределения учащихся учитель продолжает.
Скажите, для выяснения причины движения земной коры, что мы должны узнать?
Учитель фиксирует ответы учащихся на доске.
Каждой группе необходимо будет ответить на один из предложенных вами вопросов. в помощь вам предлагается учебник и карту атласа «строение земной коры».
Группа №1. Определяют толщину земной коры
Группа №2. Определяют слои земной коры.
Группа №3. Изучают информацию о гипотезе Вегенера «дрейф материков»
Группа №4. Определить, когда стал сформировываться современный облик Земли.
Группа №5. Выясняют, когда началось движение земной коры.
Для ответа на эти вопросы у каждой группы 5 минут.
По порядку приступаем к ответу.(10 мин) Отвечает группа №1.
Вторая группа.
Мы с вами и вспомнили характеристикуземной коры!
Теперь нам предстоит разобраться в гипотезе дрейфа материков.?
Третья группа.
Четвертая группа.
Пятая группа.
Мы с вами выяснили, что такое дрейф материков, когда началось передвижение, какие были материки. Как ученые восприняли гипотезу Альфреда Вегенера?
А мы с вами можем ответить на этот вопрос, достаточно ли у нас знаний?
Итак, для того чтобы ответить на последний вопрос, что способствует движению земной коры, предлагаю выполнить практическую работу.
Учащиеся подписывают листы оценивания и откладывают их в сторону.
Ребята высказывают предположения.
Вспомнить характеристику земнай коры;
Разобраться в гипотезе Вегенера о дрейфе материков;
Выяснить, когда началось движение земной коры;
Понять, что способствует движению земной коры.
Приступают к выполнению задания в группах.
Учащиеся по одному от каждой группы по очереди отвечают.
1-я (океаническая имеет толщину 5-10 км, материковая – 30-80км.самая мощная кора в Гималаях).
2-я (океаническая состоит из базальтового и осадочного слоя;
Материковая состоит из 3х слоев: базальтовый, гранитный и осадочный слои). Слайд 4
3-я (Согласно А. Вегенеру, ранее единый праконтинент Пангея, который раскололся на Гондвану и Лавразию.
(как предполагал Вегенер, материки расходились по нескольку сантиметров в год десятки миллионов лет. За это время сантиметры сложились в тысячи километров. Так и образовались современные 6 материков. Предположительно 65млн лет назад.) слайд 5
( проанализировав рис 17, мы пришли к выводу, что первый материк сформировался более 200 млн лет назад, распад на Лавразию и Гондвану начался 180млн лет назад.)
(его гипотезу приняли за научное хулиганство, так как он не смог объяснить, что заставляет континенты двигаться)
(нет, причину движения земной коры мы так и не узнали) личностные: ценностное отношение к окружающему миру;
познавательные: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
коммуникативные: умение интегрироваться в пары и строить продуктивное взаимодействие;
регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
Практическая работа (цель-решение проблемного вопроса
(7 мин) Сейчас каждая группа откроет контурные карты стр.2, атласы с картой «строение земной коры» и попробуйте разобраться, что же заставляет двигаться материки. Свои предположения обсудите в группой.В помощь вам будет учебник на странице 26-27. Затем выполнить первое задание в контурной карте. Слайд 6(карта «строение земной коры»)
Учащиеся выполняют в группах задание учителя, находят информацию, обсуждают, отмечают в контурной карте. личностные: ценностное отношение к окружающему миру;
познавательные: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
коммуникативные: умение интегрироваться в пары и строить продуктивное взаимодействие;
регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
Обобщение и систематизация (ответ на проблемный вопрос (5 мин) А теперь скажите, верна ли гипотеза Альфреда Вегенера о том что движутся материки?
Что же все таки способствует движению земной коры? Объясните?
Скажите, а на накой плите находимся мы с вами? Учитель показывает на слайде.
Как вы думаете, измениться ли облик Земли в будущем? Учащие по очереди отвечают на вопросы учителя.
(не совсем, так как Вегенер говорил, что движуться материки, а на самом деле океаны расширяясь в зоне срединных хребтов, двигают материки. Их называют литосферными плитами. Самые крупные из них включают в себя материки и части океана.)
(Литосферные плиты скользят по полужидкому веществу мантии.
Это можно объяснить на примере Срединно-Атлантического хребта. Его центральная чапсть рассечена трещиной, через которую на поверхность поступает вещество мантии.)
(Евразийская) ребята находят в атласе
(да, ведь поверхность Земли движется по нескольку сантиметров в год) Коммуникативные: умение точно отвечать на поставленный вопрос.
Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин.) На слайде у вас представлены предложения, которые необходимо завершить. Слайд 6
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Учитель опрашивает учеников по желанию.
Теперь прошу вас оценить работу каждого ученика в вашей группе. Для этого у вас на столах лежат оценочные листы, поставьте друг другу оценку за урок и сдайте мне.
Молодцы. Мне понравилось как вы сегодня работали.
Учащиеся выбирают предложение и завершают его.
Учащиеся оценивают друг друга в оценочном листе и отдают их учителю. Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;
Коммуникативные: умение точно и ясно выражать свои мысли.
Домашнее задание
(1 мин.)
Запишите домашнее задани:
Параграф 3. Вопросы в конце параграфа, контурная карта стр.2, задание 3-4. Слайд 7 Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. *ссылка на видеофрагмент - https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материков&parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54Заместитель руководителя ОО _________________________________/ Н.Г. Самсонова/