Конспект по крымоведению на тему Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники (5 класс)

02.12.2015 год Крымоведение 5 класс
Урок 10-11
Тема: Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические
памятники
Цель: Сформировать знания об основных формах земной поверхности. Дать понятие «рельефа». Изучить основные формы рельефа Крымского полуострова. Дать представление о геологических памятниках Крымского полуострова.
Планируемые результаты/ Формирование УУД:
Личностные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного и любимого Крыма - малой Родине.
Метапредметные: совершенствовать навыки работы с картами атласа; развивать пространственное воображение, умение создавать образ изучаемого объекта, развивать речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы.
Предметные: изучить с обучающимися строение Крымских гор; уникальные геологические памятники природы Крыма.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: рабочая тетрадь с печатной основой «Крымоведение» под редакцией А.В. Супрычева; атлас по крымоведению.
Ход работы
Организационный момент.
Учитель настраивает класс на сотрудничество и зачитывает отрывок из стихотворения Лилии Троицкой
«Синевы сияющий простор,
А на склонах леса – пёстрый плед.
Для меня прекрасней Крымских гор,
Ничего на целом свете нет!»

II. Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм»:
1. мыс Фонарь – восточная или западная крайняя точка Крымского полуострова?
2. Какова площадь Крымского полуострова?
3. 205 км – протяжённость полуострова с севера на юг или с запада на восток?
4. Какими морями омывается Крымский полуостров?
5. К какому материку относится полуостров?

Ш. Изучение новой темы.
1. Беседа с учащимися про неровности земной поверхности:
- Какая бывает земная поверхность?
- Везде ли земная поверхность представляет собой ровные участки?
- Какими формами может быть представлена земная поверхность? (впадина, возвышенность, равнина, гора).
2. Зарисовка высказанных учениками форм земной поверхности.
3. Понятие «рельеф» - это все неровности земной поверхности.
4. Формы поверхности (рельефа):
равнина
гора
Цветовая шкала, применяемая в географии при работе с контурными картами:
зелёный цвет – низменные равнины
жёлтый цвет - возвышенныё равнины
коричневый цвет – горы
5. Формы поверхности Крымского полуострова:
- Крымские горы,
- Центрально-Крымская равнина,
- Северо-Крымская низменность,
- Тарханкутская возвышенная равнина,
- Керченская холмистая равнина.
Демонстрация учебного фильма по географии «Крымские горы» (продолжительность 7 мин 58сек)
Крым - геологический музей под открытым небом.
А.С.Грибоедов говорил: «Крым - изумительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». Памятниками природы, могут быть уникальные пещеры, скалы, каньоны, горы, озера, минеральные источники, редкие и очень старые деревья.
Все мы с вами жители Крыма знаем «символы» нашего полуострова: гора Аюдаг (в народе – Медведь гора), Золотые ворота Кара-Дага, гора Демерджи с неповторимой «долиной приведений», гора Кошка, Большой каньон, Мраморная пещера на Чатырдаге.
К геологическим памятникам природы относятся естественные объекты литосферы, созданные в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
Наш священный долг - не забывать, посещая такие места, что природа легко ранима, а в музеях нет их дубликатов. Не отбивайте кусочки горных пород, не собирайте красивейшую морскую гальку Крымского побережья, не разрушайте пещерные сталактиты! Любите и берегите свой родной дом - Крым! Камень - наш главный герой.
Он также древен, как и наша планета. Пусть для многих поколений он будет «живописным, прекрасным и удивительным»!
IV. Закрепление темы
Работа с картой Крымского полуострова – на карте ученики находят изученные формы рельефа и показывают их.
1 Почему Крым называют геологическим музеем под открытым небом ?
Какие геологические памятники Крыма вам известны?
Какие геологические памятники Крыма вы посещали своей семьей или с классом и что вам больше всего запомнилось?
Какие сувениры хранятся в вашем доме после посещения «геологической» экскурсии?
Ш. Изучение новой темы
Геологические памятники – это природные оригинальные и уникальные геолого-геоморфологические образования, представляющие научную ценность, и объявлены заповедными природными территориями: участки яйл, редчайшие карстовые полости, своеобразные формы рельефа, оригинальные вершины, скалы, сопки и месторождения редких минералов и горных пород.
Геологические заказники:
Горный карст Крыма, Качинский каньон.
Геологические памятники:
Бельбекский каньон, гора Аккая, гора Кошка, Кизилкоба, Мангупкале, сопка Джау-Тепе, урочище Демерджи, карстовая шахта Солдатская.
VI. Подведение итогов урока .
Вырази свое настроение на уроке:
- Урок понравился, было по домашнему «тепло» и интересно.
- Урок не понравился, неинтересно, скучно, однообразно.
V. Домашнее задание – выучить понятие «рельеф», формы рельефа Земли и Крымского полуострова.


15