ВЕЧНЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ В МУЗЫКЕ ИМЯ ТЕБЕ МОЦАРТ!!!!
Тема: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе- Моцарт!»Цели урока:
-Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей.
Задачи:
1. Образовательные
- определение особенностей творчества В. Моцарта;
- организация процесса анализа новой музыки;
- закрепление умений различать особенности вокальной и
инструментальной музыки.
2. Развивающие
- развитие навыков музыкального восприятиятия путём обогащения разнохарактерными интонациями
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развитие умение следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
- Развитие музыкально - творческих способностей внимания, воображения, логического мышления;
3. Воспитательные
- Воспитание любви к музыке, потребности общение с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В. А. Моцарта
- обогащение духовного мира учащихся.
Тип урока: комбинированный , закрепление (углубление) знаний
Форма урока: фронтальная
Методы: словесный, наглядно - слуховой, анализ.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано протрет В. А. Моцарта.
УМК – Программа «Музыка» Т. И. Науменко, В. В Алев , современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. – Е. А. Смолина, Ярославль, Академия развития, 2007 г.
Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие. - Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц Сфера”, Москва, 2005 г.
Великие музыканты Западной Европы. Хрестоматия для учащихся.
Составитель В. Б. Григорович. – М. :Просвещение, 1982 год
Видеофрагмент А. С. Пушкин Маленькие трагедии, « Моцарт и Сальери»
Цель урока:
Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей.
Задачи:
1. Образовательные
- определение особенностей творчества В. Моцарта;
- организация процесса анализа новой музыки;
- закрепление умений различать особенности вокальной и
инструментальной музыки.
2. Развивающие
- развитие навыков музыкального восприятиятия путём обогащения разнохарактерными интонациями
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развитие умение следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
- Развитие музыкально - творческих способностей внимания, воображения, логического мышления;
3. Воспитательные
- Воспитание любви к музыке, потребности общение с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В. А. Моцарта
- обогащение духовного мира учащихся.
Тип урока: комбинированный , закрепление (углубление) знаний
Форма урока: фронтальная
Методы: словесный, наглядно - слуховой, анализ.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано протрет В. А. Моцарта.
УМК – Программа «Музыка» Т. И. Науменко, В. В Алев , современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. – Е. А. Смолина, Ярославль, Академия развития, 2007 г.
Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие. - Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц Сфера”, Москва, 2005 г.
Великие музыканты Западной Европы. Хрестоматия для учащихся.
А. С. Пушкин Маленькие трагедии, « Моцарт и сольере»
Ход урока
1.Организационная часть
-приветствие;
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости, давайте мы их поприветствуем!
- актуализация опорных знаний
-ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке? (об опере «Кармен» Ж.Бизе.
Структура
2.Основная часть урока
Музыка даже в самых
ужасных драматических
положениях должнаоставаться музыкой
(В. А. Моцарт)
Прежде чем мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним музыкальные термины с которыми мы встретимся в процессе урока.
- Какие музыкальные жанры мы знаем ? ( Опера, балет, симфония)
Симфония - это……. .Симфонический оркестр - это….
Реквием
- Какие средства музыкальной выразительности используют композиторы,
чтобы ярко и эмоционально передать содержание музыкального произведения ?(лад , темп, тембр, ритм, динамика , гармония, интонация)
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, какую силу может иметь инструментальная и вокальная музыка, как она воздействует на людей.
На уроках мы с вами познакомились с музыкальным творчеством И. С Баха,
Л. Бетховена и В. Моцарта Слайд № 3
- Что же выражает музыка этих гениев, какая основная идея их творчества?
И. С. Бах –Возвышал личность человека.
Бетховен – передавал своей музыке идеи борьбы
Моцарт – передавал радость, счастье, свет.
III. Создание проблемной ситуации для формирования темы урока.
Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Вслушайтесь в интонацию этой прекрасной музыки и постарайтесь, определить композитора, сочинившего это шедевр. (В. Моцарт Симфония № 40)
- Что передаёт Моцарт в своей музыке? (Любовь к жизни)
- Как вы думаете , о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте) Слайд № 4
И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:
«Ты , Моцарт, Бог… !»
Это слова знаменитого русского поэта А. С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери » Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта,
о его последнем произведении «Реквиеме».
Ребята! Вы услышали 1часть из симфонии № 40
Эта музыка знакома всем людям, так как мы её слышим по радио и телевидению.
Музыка вырастает из интонаций 3 нот, в которых можно уловить состояние человека.
- Какое настроение несут в себе эти звуки? (печальное, взволнованное, трепетное)
Постарайтесь себя представить композитором и ответе на вопросы
Слайд № 5
Я - композитор
Я - слушатель
Я - создатель
Симфония № 40 состоит из 4х частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни, именно эта симфония помогает ощутить весь жизненный и творческий путь Моцарта от восторженного успеха до трагических переживаний великого художника переросшего свой век.
IV. Этап подготовки учащехся в активному усвоению новых знаний
Презентация ученика:
«В. Моцарт - великий австрийский композитор»
Слайд № 6
V. Этап усвоения новых знаний
Последнее произведение В. Моцарта, Которое он не успел закончить, называется «Реквием».
Реквием - это музыка в память об умершем.
Реквием состоит из 12 частей, каждая имеет свое название, звучит на латинском языке. Это исповедь человеческой души. Реквием Моцарта воплощает мир человеческих чувств и переживаний. Это произведение
стало последней « лебединой песней» композитора. (отрывок из книги «Великие музыканты»)
Сейчас мы послушаем одну часть из Реквиема, называется она « Лакримоза» (день слёз).
Вслушайтесь в интонации этого произведения и определите:
(работа в группах)
1 группа: Какие средства музыкальной выразительности использует Моцарт в Реквиеме?
2группа: Проследите за интонацией, как она менялась у разных групп
Инструментов симфонического оркестра.
Слайд № 7 «Лакримоза» - слушание.
Ответы учащихся о прослушанной музыке.
Анализ произведения.
- Какое впечатление произвела на вас эта музыка?(тяжелое)
- Какое состояние человека передается в музыке «Лакримозы» ? (Состояние скорби, печали)
- Почему католическая церковь не разрешает исполнять Реквием во время службы (В музыке Реквиема звучит не согласие со смертью)
VI. Этап закрепления
Работа в группах Слайд № 8
1 группа
Задание: выбрать эпитеты характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке?
Божественная
Задушевная
Летящая
Задумчивая
Грустная
Прекрасная
Человечная
Светлая
2 группа
Задание: В рисунке передайте жизнь и творчество В. Моцарта
3 группа
Задание: Выберете из высказываний великих людей о музыке слова, которые
характеризуют музыку Моцарта.
4 группа
Задания: Составьте кроссворд о творческом наследии Моцарта.
Учащиеся представляют выполненные задания
Слайд № 9
VII. Итог урока: Сегодня вы прослушали Реквием, а раньше и другие произведения В. Моцарта
- Что же мы можем сказать о музыке великого гения?
- В чем сила музыки Моцарта?(Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции )
- Подберите 3 прилагательных которые характеризуют музыку В. Моцарта( Возвышенная , понятная , виличественная )
- Подберите 2 глагола , которые помогают ответить на вопрос – что делает музыка с людьми? (Тревожит , Возвышает)
- Подберите существительные которые характеризуют В. Моцарта?
(Гений, Свет, Величина)
- Откуда же композитор черпал такое вдохновение?
(Источником вдохновения является жизнь)
- Я согласна с вами, что силы музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.
Слайд № 10
Отрывок из трагедии А. С Пушкина « Моцарт из Сальери»
« Ты, Моцарт, Бог… !»
Слайд № 11
Песня Булата Окуджава « Пожелание друзьям» - исполнение.
VIII. Рефлексия