«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе- «Моцарт!». (4 класс0
МБОУ СОШ №3
«Вечный солнечный свет
в музыке,
имя тебе-
«Моцарт!».
(план-конспект урока музыки в 4 классе.)
Усмань
2014 год
Цель урока:
познакомить детей с творчеством композитора Моцарта;
расширить и углубить нравственно – эмоциональные впечатления эстетического сопереживания произведения;
закрепить форму рондо.
Оформление урока:
Афиша.
Высказывание
«Счастье!»
Звучит не стареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласия.
В.Боков
«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту!».
П.И.Чайковский
3.Грамзапись
1. Фортепианная соната №15
2. «Рондо в турецком стиле».
3. «Маленькая ночная серенада».
4. Симфония №40
Ход урока.
Звучит соната №15.
/Дети входят под музыку
Учитель исполняет музыкальное приветствие на мелодию хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта»В.Моцарта)/
Учитель. Добрый день, ребята. Очень приятно, что мы начинаем наш урок с доброго, светлого настроения, которое будет нам необходимо сегодня. Усаживаетесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале, где будет звучать музыка великого композитора.
При входе в любой концертный зал мы видим афишу. И у нас она есть.
Но давайте пока не будем открывать её, пусть звучит музыка, которая назовёт нам имя композитора.
/Звучит «Маленькая ночная серенада» /.
Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Что вы можете о ней сказать? /Перед каждым лежит словарь/.
Заглянем в словарь эмоциональных состояний.
Дети. Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, искристая, жизнеутверждающая, мягкая, нежная, добрая, доверчивая.
Учитель. Мы попали на концерт современной танцевальной музыки?
Дети. Нет! Это музыка старинная, её могли на балу танцевать.
Учитель. В какое время суток устраивались балы?
Дети. Вечером и ночью.
Учитель. Эта музыка так и называется «Маленькая ночная серенада».
Кто из зарубежных композиторов мог написать её? Моцарт? Бетховен? /наиграть главную интонацию V симфонии Бетховена/.
Дети. Нет, у Бетховена она сильная, мужественная, мощная.
Учитель. Мы с вами учили «Весеннюю песню» Моцарта.
Что для неё характерно?
Дети. Радость, счастье, ожидание радости, света.
Учитель. Да, эти качества характерны для музыки австрийского композитора Моцарта, который родился в городе Зальцбурге. В самой Австрии о нем говорили так:
«Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка. Здесь каждый второй житель плясал, каждый третий пел, каждый четвёртый играл на музыкальном инструменте. А как пели, играли и плясали они!»
Вот в один из таких танцующих дней двести пятьдесят лет тому назад и родился Моцарт, который был необыкновенно жизнелюбив и музыкален.
В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы. В четыре года он сочинил концерт для клавесины.
В шесть лет вместе с сестрой Анной-Марией и отцом Вольфганг отправился путешествовать по всему миру.
Маленький Моцарт играл не только на клавесине, но и на скрипке и органе, импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения, исполнял трудные пассажи одним пальцем. Вольфганга называли «Чудом XVIII века».
Когда Вольфганг стал композитором, он сочинял музыку во всех без исключения музыкальных формах и жанрах, существовавших в то время.
Моцарт написал много красивой музыки, которая звучит и сейчас.
Значит можно уверенно сказать , что это композитор В.А.Моцарт/открываем афишу «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – «Моцарт!»/.
Музыкальная Европа отмечает в этом году 250 – летие со дня рождения В.А.Моцарта. И этот год объявлен годом Моцарта. По радио ежедневно идут передачи «Вселенная Амадея», где звучит музыка композитора. И мы в концертном зале посвящаем наш урок этому композитору.
Давайте задумаемся, какая музыкальная форма «Маленькой ночной серенады».
Давайте по записанным формулам определим и закрепим названия музыкальных форм, с которыми мы уже знакомы/таблички/.
А В – двухчастная.
А В С – трёхчастная.
А В А С А - рондо.
Учитель. Верно, определили – это рондо, где главная тема чередуется с другими темами.
·
Поразмышляем, почему композитор выбрал именно эту форму произведения? Давайте оттолкнемся от жизненной ситуации.
Где звучала музыка?
Дети. На балу.
Учитель. Какое главное настроение, главную музыкальную мысль надо было утвердить?
Дети. Ощущение праздника, радости, веселья и счастья.
Учитель. Форма рондо почему подходит?
Дети. Главное – это радость и она всё время должна звучать, несмотря может быть на лёгкую грусть, волнение на балу. А в рондо главная тема всё время повторяется.
Учитель. Верно, ребята, спасибо, что вы так умно можете рассуждать и делать выводы.
В каком нам уже знакомом произведении Моцарта есть такая форма?
Дети. «Турецкое рондо», «Турецкий марш».
/Наиграть главную тему/.
Учитель. Верно!
/Табличка рондо и ученик выкладывает форму/.
·
·
·
·
·
Учитель. Главная тема, какой фигурой определена?
Дети. Квадратом.
Учитель. Правильное название пьесы «Рондо в турецком стиле».
По какому поводу написал эту музыку Моцарт?
Дети. По поводу изобретенного в Турции большого барабана, который стал звучать и в Европе.
Учитель. Сейчас я вам раздам колокольчики и треугольники и мы с вами исполним эту музыку.
/Раздать инструменты/.
Учитель. Мы с вами будем выделять ритм.
В конце каждой фразы вы будете делать акцент или ударение.
/Исполнение/.
Учитель. А сейчас мы с вами разучим мелодию из ещё одного крупного произведения Вольфганга Амадея, с которым познакомимся на следующем уроке.
Послушайте и определите характер мелодии.
\Исполнение главной темы мелодии: «Симфонии №40»\
/Разучивание по фразам на слог лё-лё-лё : (легко, изящно, подвижно).
После того как выучили мелодию, придумать, сочинить текст. Учитель даёт начало «Очень любим мы Моцарта слушать».
Дальше давайте раскроем мысль для чего слушать?
Дети. Понимать, рассуждать, размышлять, думать, испытывать радость.
/Выписать слова и выбрать подходящие для мелодии и спеть/.
Учитель. Понимаем, рассуждаем, размышляем, и всё-таки, что в нас откликается на музыку прежде всего. Слушая музыку, может наше сердце откликаться на звуки?
/Да/.
-Как?
Дети. Радоваться, волноваться.
Учитель. Подумаем, как это спеть. .
«Откликаться всем сердцем на звуки»...
А вот моё сочинение на последнюю фразу:
«И по жизни с мечтою шагать».
-Согласны?
-Принимаете?
-Давайте своё творчество исполним с начало и до конца.
/Исполнение/.
Учитель. Итак , ребята, можем мы с вами сделать вывод: какая она – музыка Моцарта? /Счастливая, радостная, светлая, воздушная, легкая, мягкая, добрая, изящная, танцевальная/.
Музыку Моцарта великий русский писатель И.С.Тургенев сравнивал со «звенящим ручейком».
«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту!»,
говорил русский композитор П.И.Чайковский.
«Вечный солнечный свет в музыке имя тебе - Моцарт!»- принадлежат великому русскому композитору Антону Рубинштейну. Именно это высказывание было темой нашего урока.
Учитель. Так думали великие люди об искусстве Моцарта, но это было давно.
А нам, современным людям, нужна его музыка? Ваше мнение?
Дети. Да, нужна!
Учитель. Зачем тебе нужна музыка Моцарта? Что она тебе даёт?
/Она добрая, когда мне вдруг будет плохо, то я могу её послушать, и мне станет лучше, настроение изменится.
/Другие мнения/.
Учитель. Музыка Моцарта нужна будет людям сегодня и будет нужна всегда.
Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам станет красивее, добрее.
Ребята, я вам предлагаю творческое д/з на выбор, как подскажет вам ваша душа:
нарисовать рисунки к музыке Моцарта.
Написать мини-сочинение: «Мое отношение к музыке Моцарта». «Почему мне понравилась музыка Моцарта.»
Учитель. Поэт Виктор Боков написал стихотворение:
«Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт.
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций.
Каждому хочет добра и согласья!»
Давайте пожелаем себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта.
Исполним « Весеннюю песню» Моцарта.
До свидания!
До новых встреч с музыкой!
Звучит «Симфония №40» Моцарта
Выход из класса под музыку.
15